Главные вкладки

    Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе"
    методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

    в данной статье представлен опыт работы развития коммуникативных ууд по программе "Школа 2100" 4 касс рус.язык

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Презентация практики «Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе».

    В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого - то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

    Иными словами, школа должна ребёнка: "научить учиться", "научить жить", "научить жить вместе", "научить работать и зарабатывать" (из доклада ЮНЕСКО "В новое тысячелетие") [2, 15-18].

    Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому "Планируемые результаты" Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. [12]

    В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят:

    ∙        потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

    ∙        владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

    ∙        позитивное отношение к процессу сотрудничества;

    ∙        ориентация на партнера по общению;

    ∙        умение слушать собеседника. [1]

    Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:

    ∙        умений понять тему сообщения, логику развития мысли,

    ∙        извлечь нужную информацию (полно или частично),

    ∙        проникнуть в смысл высказывания - слушание;

    ∙        навыков изучающего чтения;

    ∙        умений ведения диалога и построения монологического высказывания - говорение;

    ∙        умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания,

    ∙        собирать и систематизировать материал,

    ∙        составлять план, пользоваться различными типами речи,

    ∙        строить высказывание в определенном стиле,

    ∙        отбирать языковые средства,

    ∙        совершенствовать высказывание - письмо, говорение [5, 241],

    Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.

    Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности [4].

    Речевая деятельность, как деятельность творческая, по данным многочисленных исследований, представляет собой многоярусный механизм, сущность которого вытекает из особенностей человеческой деятельности. Всякая человеческая деятельность, в свою очередь, характеризуется структурностью, то есть состоит из определенной последовательности действий, которые организуются таким образом, чтобы при наименьшей затрате времени достичь определенной цели. "Чтобы полноценно общаться, - пишет А.А. Леонтьев, - человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения - оно будет неэффективным".

    Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом. Существует большое количество видов анализа текста на уроке русского языка: культурологический, литературоведческий, лингвистический, лингвосмысловой и комплексный.

    Формы работы с текстом:

    ∙        синтаксическая пятиминутка;

    ∙        включи воображение;

    ∙        напиши подобно;

    ∙        через дополнительное задание к диктанту;

    ∙        составление таблицы [3, 241].

    Совершенствуя речевую деятельность учащихся, учитель опирается на самые разнообразные виды и жанры высказывания на литературные темы, которые при обучении создают условия для разностороннего речевого и эстетического развития личности ученика.

     Примеры заданий:

    1. Выполните задания в паре(группе)

    4 класс.Определяем основной вопрос урока.

    Даны слова: рожь,нож,ключ,ночь,мышь,камыш.

    Обсудите в паре (в группе),что общего у этих слов.

    Теперь обсудите,чем они различаются.

    Сформулируйте основной вопрос урока.

    Сравните свою формулировку с авторской .

    2.Упражнения для развития устной речи.

    4 класс.Поработайте над своей устной речью.Подготовьте устный рассказ на тему «Что я знаю о словоизменении имён существительных» по плану.

    3.Письменные творческие работы.

    Сочинение. Напиши сочинение-описание на тему «Прогулка».Реши, какое время года ты будешь описывать.

    На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать творцом образовательного процесса.

    Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя: - желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);

    - знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);

     - умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника

     Уроки русского языка с учетом формирования универсальных учебных действий требуют от учителя грамотного построения урока с использованием таких методов как беседа, работа в группах, работа в парах. Данные методы способствуют повышению уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий.

    На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать творцом образовательного процесса.

    Литература:

    1. Беляева Т.А. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" [Электронный ресурс] / Т.П. Беляева. - http://festival.1september.ru/articles/563542/
    2. Бершадский М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - №1. - 2006.
    3. . Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх / М. Бройде. - М.: Академия, 2011.
    4. Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции Электронный ресурс. / С.Г. Воровщиков // "Эйдос": интернет-журнал. 2007. - 30 сентября. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal.
    5. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. - М.: Высшая школа, 2008.
    6. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация по теме самообразования Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»

    Если учитель постоянно будет создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно его развивать - это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного инт...

    Творческий отчёт «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе».

    «Развитие орфографической зоркостина уроках русского языкав начальной школе»....

    Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе

    В работе рассматриваются приемы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и во внеклассной работе учеников 3-4 классов...

    Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе

    в работе рассказывается о приемах по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и во вне урочное время...

    Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС

    Данная статья содержит теоретические и практические исследования, касающиеся названной тематики....

    Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе

    Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, ...

    Тема по самообразованию: Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе» Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории

    Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...