Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему:
    Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе"

    в данной статье представлен опыт работы развития коммуникативных ууд по программе "Школа 2100" 4 касс рус.язык

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Презентация практики «Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе».

    В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого - то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

    Иными словами, школа должна ребёнка: "научить учиться", "научить жить", "научить жить вместе", "научить работать и зарабатывать" (из доклада ЮНЕСКО "В новое тысячелетие") [2, 15-18].

    Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому "Планируемые результаты" Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. [12]

    В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят:

    ∙        потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

    ∙        владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

    ∙        позитивное отношение к процессу сотрудничества;

    ∙        ориентация на партнера по общению;

    ∙        умение слушать собеседника. [1]

    Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:

    ∙        умений понять тему сообщения, логику развития мысли,

    ∙        извлечь нужную информацию (полно или частично),

    ∙        проникнуть в смысл высказывания - слушание;

    ∙        навыков изучающего чтения;

    ∙        умений ведения диалога и построения монологического высказывания - говорение;

    ∙        умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания,

    ∙        собирать и систематизировать материал,

    ∙        составлять план, пользоваться различными типами речи,

    ∙        строить высказывание в определенном стиле,

    ∙        отбирать языковые средства,

    ∙        совершенствовать высказывание - письмо, говорение [5, 241],

    Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.

    Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности [4].

    Речевая деятельность, как деятельность творческая, по данным многочисленных исследований, представляет собой многоярусный механизм, сущность которого вытекает из особенностей человеческой деятельности. Всякая человеческая деятельность, в свою очередь, характеризуется структурностью, то есть состоит из определенной последовательности действий, которые организуются таким образом, чтобы при наименьшей затрате времени достичь определенной цели. "Чтобы полноценно общаться, - пишет А.А. Леонтьев, - человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения - оно будет неэффективным".

    Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом. Существует большое количество видов анализа текста на уроке русского языка: культурологический, литературоведческий, лингвистический, лингвосмысловой и комплексный.

    Формы работы с текстом:

    ∙        синтаксическая пятиминутка;

    ∙        включи воображение;

    ∙        напиши подобно;

    ∙        через дополнительное задание к диктанту;

    ∙        составление таблицы [3, 241].

    Совершенствуя речевую деятельность учащихся, учитель опирается на самые разнообразные виды и жанры высказывания на литературные темы, которые при обучении создают условия для разностороннего речевого и эстетического развития личности ученика.

     Примеры заданий:

    1. Выполните задания в паре(группе)

    4 класс.Определяем основной вопрос урока.

    Даны слова: рожь,нож,ключ,ночь,мышь,камыш.

    Обсудите в паре (в группе),что общего у этих слов.

    Теперь обсудите,чем они различаются.

    Сформулируйте основной вопрос урока.

    Сравните свою формулировку с авторской .

    2.Упражнения для развития устной речи.

    4 класс.Поработайте над своей устной речью.Подготовьте устный рассказ на тему «Что я знаю о словоизменении имён существительных» по плану.

    3.Письменные творческие работы.

    Сочинение. Напиши сочинение-описание на тему «Прогулка».Реши, какое время года ты будешь описывать.

    На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать творцом образовательного процесса.

    Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя: - желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);

    - знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);

     - умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника

     Уроки русского языка с учетом формирования универсальных учебных действий требуют от учителя грамотного построения урока с использованием таких методов как беседа, работа в группах, работа в парах. Данные методы способствуют повышению уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий.

    На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать творцом образовательного процесса.

    Литература:

    1. Беляева Т.А. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" [Электронный ресурс] / Т.П. Беляева. - http://festival.1september.ru/articles/563542/
    2. Бершадский М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - №1. - 2006.
    3. . Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх / М. Бройде. - М.: Академия, 2011.
    4. Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции Электронный ресурс. / С.Г. Воровщиков // "Эйдос": интернет-журнал. 2007. - 30 сентября. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal.
    5. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. - М.: Высшая школа, 2008.
    6. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие УУД на уроках русского языка в начальной школе

    Описание: предлагаю вашему вниманию статью, посвященную развитию универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе. Она может быть полезна учителям начальных классов...

    Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе

    В работе рассматриваются приемы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и во внеклассной работе учеников 3-4 классов...

    Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе

    в работе рассказывается о приемах по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и во вне урочное время...

    Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе

    Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, ...

    Статья "Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальных классах"

    В статье рассматривается важность развития коммуникативных УУД в условиях реализации ФГОС НОО....

    Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальных классах

    Данный материал содержит методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальных классах...