Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

в данной статье представлен опыт работы развития коммуникативных ууд по программе "Школа 2100" 4 касс рус.язык

Скачать:


Предварительный просмотр:

Презентация практики «Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе».

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого - то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Иными словами, школа должна ребёнка: "научить учиться", "научить жить", "научить жить вместе", "научить работать и зарабатывать" (из доклада ЮНЕСКО "В новое тысячелетие") [2, 15-18].

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому "Планируемые результаты" Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. [12]

В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят:

∙        потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

∙        владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

∙        позитивное отношение к процессу сотрудничества;

∙        ориентация на партнера по общению;

∙        умение слушать собеседника. [1]

Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:

∙        умений понять тему сообщения, логику развития мысли,

∙        извлечь нужную информацию (полно или частично),

∙        проникнуть в смысл высказывания - слушание;

∙        навыков изучающего чтения;

∙        умений ведения диалога и построения монологического высказывания - говорение;

∙        умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания,

∙        собирать и систематизировать материал,

∙        составлять план, пользоваться различными типами речи,

∙        строить высказывание в определенном стиле,

∙        отбирать языковые средства,

∙        совершенствовать высказывание - письмо, говорение [5, 241],

Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.

Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности [4].

Речевая деятельность, как деятельность творческая, по данным многочисленных исследований, представляет собой многоярусный механизм, сущность которого вытекает из особенностей человеческой деятельности. Всякая человеческая деятельность, в свою очередь, характеризуется структурностью, то есть состоит из определенной последовательности действий, которые организуются таким образом, чтобы при наименьшей затрате времени достичь определенной цели. "Чтобы полноценно общаться, - пишет А.А. Леонтьев, - человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения - оно будет неэффективным".

Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом. Существует большое количество видов анализа текста на уроке русского языка: культурологический, литературоведческий, лингвистический, лингвосмысловой и комплексный.

Формы работы с текстом:

∙        синтаксическая пятиминутка;

∙        включи воображение;

∙        напиши подобно;

∙        через дополнительное задание к диктанту;

∙        составление таблицы [3, 241].

Совершенствуя речевую деятельность учащихся, учитель опирается на самые разнообразные виды и жанры высказывания на литературные темы, которые при обучении создают условия для разностороннего речевого и эстетического развития личности ученика.

 Примеры заданий:

  1. Выполните задания в паре(группе)

4 класс.Определяем основной вопрос урока.

Даны слова: рожь,нож,ключ,ночь,мышь,камыш.

Обсудите в паре (в группе),что общего у этих слов.

Теперь обсудите,чем они различаются.

Сформулируйте основной вопрос урока.

Сравните свою формулировку с авторской .

2.Упражнения для развития устной речи.

4 класс.Поработайте над своей устной речью.Подготовьте устный рассказ на тему «Что я знаю о словоизменении имён существительных» по плану.

3.Письменные творческие работы.

Сочинение. Напиши сочинение-описание на тему «Прогулка».Реши, какое время года ты будешь описывать.

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать творцом образовательного процесса.

Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя: - желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);

- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);

 - умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника

 Уроки русского языка с учетом формирования универсальных учебных действий требуют от учителя грамотного построения урока с использованием таких методов как беседа, работа в группах, работа в парах. Данные методы способствуют повышению уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий.

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать творцом образовательного процесса.

Литература:

  1. Беляева Т.А. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" [Электронный ресурс] / Т.П. Беляева. - http://festival.1september.ru/articles/563542/
  2. Бершадский М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - №1. - 2006.
  3. . Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх / М. Бройде. - М.: Академия, 2011.
  4. Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции Электронный ресурс. / С.Г. Воровщиков // "Эйдос": интернет-журнал. 2007. - 30 сентября. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal.
  5. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. - М.: Высшая школа, 2008.
  6. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе

В работе рассматриваются приемы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и во внеклассной работе учеников 3-4 классов...

Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе

в работе рассказывается о приемах по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и во вне урочное время...

Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС

Данная статья содержит теоретические и практические исследования, касающиеся названной тематики....

Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, ...

Тема по самообразованию: Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе» Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории

Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...

Статья "Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе"

В статье рассматривается важность развития коммуникативных УУД в условиях реализации ФГОС НОО....

реферат "Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка в начальной школе"

quot;Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка в начальной школе"- материал к выступлению на МО в нач. школе...