«Педагогические приёмы для формирования мотивации обучения на уроках литературного чтения в начальной школе»
статья на тему

Формирование мотивации к чтению – главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа изучения литературы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya.doc202 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Таицкая средняя общеобразовательная школа»

Концепция «Педагогические приёмы для формирования мотивации   обучения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Составитель:

Ялымова Юлия Владимировна

Учитель начальных классов

2015 год.

Чтение должно стать для ребёнка

очень тонким инструментом

овладения знаниями и вместе с тем

источником богатой духовной жизни.

В.А.Сухомлинский

Аннотация

Формирование мотивации к чтению – главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа успешного обучения на уроках литературного чтения.

Пояснительная записка

Сегодня, современные дети в условиях преобладания телевидения  и Интернета не читают, потеряли интерес к чтению книг. Я задумалась, почему  пропадает «вкус» к чтению. Ведь, когда читает мама в детстве, все с удовольствием слушают. Обсудив эту проблему со своими учениками, решили провести небольшое исследование. Инициативная группа класса составила вопросы, с целью выявления причин снижения читательского интереса. (Приложение 1)  Мы выяснили, что причины снижения читательского интереса связаны  с тем, что  в наше время многие заботятся о своём материальном благосостоянии, в связи с этим у современного человека не хватает времени на чтение книг, а также большинство читателей переключило своё внимание на так называемое «чтиво». Считаю, что  чтение в жизни каждого культурного человека, занимает важное место, так как без него не возможно интеллектуальное развитие и самообразование.

В  настоящее  время  социуму  необходим  человек,  умеющий  добывать  самостоятельно  новые  знания  и  применять  их  в  разнообразной  деятельности.  Все  эти  знания  может  дать  нам  правильно  подобранный  источник  информации,  одним  из  которых  является  книга. Именно  в  книгах  мы  можем  найти  ответ  на  интересующий  нас  вопрос. 

Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до регулярного чтения, у многих детей пропадает желание сидеть за книгой.

Содержание концепции

В программе по литературному чтению для 1- 4 классов общеобразовательной школы говориться о том, что главной целью уроков в начальной школе является формирование грамотного читателя, т.е. “такого человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем, как в средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного”.

Литературное чтение обязывает учителя заняться и проблемой мотивированного чтения. Этот навык недостаточно отработан у младших школьников: они с трудом удерживают цели чтения, не могут провести элементарный самоанализ читательской деятельности. Я задумалась, что надо сделать для того, чтобы вызвать интерес, любовь к чтению? Нужна, конечно же, мотивация.

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

Говоря о мотивации учебной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения, следует иметь в виду мотивированность всех этапов урока, формирование положительных мотивов, познавательных интересов и потребностей учащихся, а также рациональное использование методов стимулирования их учебной деятельности со стороны учителя и родителей.

В связи с этим можно говорить об актуальности проблемы, положенной в основу моей концепции, которая предопределяется прежде всего ее современностью. Моя педагогическая концепция  основывается на любви к чтению. Ведь по  словам В. А. Сухомлинского “Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам ”.

Цель моей педагогической концепции  – повышение мотивации обучения на уроках  литературного чтения в начальной школе.

Одной из важнейших задач уроков чтения в процессе обучения младших школьников является формирование мотивации к чтению, воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся.

Исходя из данной цели, я поставила перед собой задачу – использовать разнообразные педагогические приёмы на уроках литературного чтения, из множества предложенных педагогических технологий выбрать самые оптимальные для моего класса.

В 2011/12 учебном году я начала работу по ФГОС 2 поколения по образовательной системе «Школа России». Одной из особенностей стандарта нового поколения является развитие таких личностных качеств как способность к самооценке, к саморазвитию и самореализации. В настоящее время все более актуальным становится использование  приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

              Литературное чтение – особый урок в плане эмоционального, эстетического развития личности, а потому необходимы и особые условия его проведения. Мотивация учения не станет основным стимулом учебной деятельности, если учителю не удастся создать на уроке особую, тёплую атмосферу человеческого общения, средством которого и выступает литература как вид искусства.  (Приложение 2)

Решающая роль в развитии мотивов чтения принадлежит первому и второму годам обучения в школе. В 1-2 классах, важно подчеркивать коммуникативную роль книги. Как это делать? Чаще спрашивать ребенка, что ему хочется слушать и читать, устраивать комбинированное чтение, прерывистое с паузами для короткой беседы-стимула, комментированное чтение (с объяснением трудных слов, эпизодов), переключение с текста на иллюстрацию и наоборот. Необходимо спрашивать ребенка, нравится ли ему книга, давать рассмотреть 2-3 книги, чтобы выбрать одну: по собственному выбору ученик читает охотнее. Учащиеся 3-4 классов находятся на вершине читательского развития в начальной школе, они могут сформулировать 5-6 мотивов чтения. Развитию мотивации чтения способствует, прежде всего, методика урока литературного чтения, когда учитель побуждает школьников ответить на ряд вопросов: «Зачем надо узнать биографию автора? Зачем мы читаем это произведение? Зачем перечитываем его в третий раз? Почему следует перечесть его дома?» если на все эти вопросы есть убедительные ответы детей, значит, целевые установки урока срабатывают – побуждают к читательской деятельности. А  если нет ответов на эти вопросы, то это тот самый мотив, чтобы прочитать произведение дальше.

                   Цели по времени опережают формирование мотивов и ведут их за собой. К концу обучения мотивы и цели объединяются, сливаются в читательской самостоятельности. Таким образом, до 10 лет ребенок проходит путь становления самостоятельного читателя. При условии ежегодной динамики мотивов (Приложение 3).

С помощью нетрадиционных  приемов работы с текстом, имея традиционное содержание учебных дисциплин, можно сделать процесс учения развивающей средой. Те приёмы учебной  работы, которые  мною используются,   являются важным средством формирования мотивации учащихся, формируют самостоятельность мышления.

  • Создание игровых ситуаций.
  • Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).
  • «Диалог с автором».
  • Метод проектов
  • Технология развития критического мышления

Повысить учебную мотивацию позволяет создание игровых ситуаций. Нестандартные задания помогают, с одной стороны, развить интерес у ребёнка, а с другой стороны, разнообразить работу учителя. Задания носят непринужденный игровой характер. Тем не менее, использование этих приемов окажется полезным для детей, имеющих проблемы по чтению, и для детей, успешно овладевших  навыком правильного и беглого чтения. ( Приложение 4)

1. Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д. Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих упражнений.

Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.

Солнце и ветер.

Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся - припекло только. Человек разделся вовсе и - солнце припекло ещё.

Л.Н. Толстой

2. Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование.

Задание: Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево. заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар. отК  ин тенялгзв ан угудар, кясв юеястеубюл. ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, отч ано еевисарк огомас ацнлос.

окшынлоС и тировог: «ыТ ависарк - отэ адварп, он ьдев зеб янем и игудар ен теавыб». А агудар окьлот ястёемс ад ещуп ястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар и ьсолатярпс аз учут - и игудар как ин олавыб.

К.Д. Ушинский

3. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот. Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.

Ворон и лисица.

Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед. Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и говорит:

- Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по твоему утсор да красоте только бы тебе мёрац быть! И верно был бы мёрац, если бы у тебя солог был. Ворон лунизар рот и лароаз, что было мочи. осяМ упало. ацисиЛ подхватила и тирогов:

- Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был, быть бы тебе мёрац.

Л.Н. Толстой

4 .Восполнение пропусков слов в предложении: дается текст или ряд отдельных предложений с пропущенными в них словами. Это упражнение развивает способность одновременно с техникой чтения осуществлять смысловой анализ текста. 

Люди всегда __________ узнать мир. Они строили _____________ и уплывали на них _________. Моряки были ___________ люди и не ____________ бурь и штормов. Они уходили в кругосветные ___________ . Так были __________ Африка и Америка.

5. Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов: детям предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и цвета.

6.  Тексты с "хвостами" - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу.

Яша поймал                                                                 таз с водой.

Он пустил щуку в                                                     поймать щуку.

Учуял добычу рыжий                                               большую щуку.

Хотел кот                                                                       зубы острые.

Только у щуки                                                                    кот Пират.      

Щука цапнула                                                                      эту встречу!

Долго помнил кот                                                               кота за лапу.

 

7. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной или верхней: чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны и наоборот.

8. Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память.

Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.

Возможно использование приема соревнования. Сталкиваясь с такими задачами, ребенок постепенно переходит от простого просмотра текста к его осмысленному прочтению с элементами запоминания некоторых слов.

9. Жужжащее чтение. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов ( на уроках чтения).

10.     Ежеурочные пятиминутки чтения. На каждом уроке вначале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения.

11.     Чтение пред сном. Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под  их впечатлением.

12.     Многократность чтения. В течение 1 минуты учащиеся читают текст  вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок.

Данные упражнения превращают процесс чтения в необычное, веселое, интересное занятие, благодаря чему у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к нему.  Вся эта система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу чтения и приобрести навыки быстрого, сознательного и выразительного чтения, что способствует мотивации чтения. ( Приложение 5,6)

Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Развитию мотивации чтения способствует, прежде всего, методика урока литературного чтения. На таких уроках существует технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности.

Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности). 

I этап. Работа с текстом до чтения. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). 

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения

Цель – достичь понимания текста на уровне содержания.

- Первичное чтение текста.

Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

- Перечитывание текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

- Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

- Беседа по содержанию текста.

- Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

-Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

- Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»). Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Ещё один из приёмов, о котором хотелось сказать более подробно — это «диалог с автором». 

Для организации диалога с автором художественного произведения необходима организация читательской деятельности, которая включает:

1) эмоциональное вслушивание;

2) вычитывание;

3) выразительное чтение;

 4) сочинения, рисование, инсценировки.

Результатом организации чтения как диалога с автором и освоения ребёнком позиции настоящего читателя считается:

1.  Владение детьми способами понимания художественного произведения.

2.  Умения выразительно читать.

3.  Стремление выразить и грамотно оформить свои суждения о произведении в устной речи.

4.  Расширение читательского кругозора.

5.  Развитие «чувства языка» и литературного вкуса.

6.  Формирование личностных компетенций и коммуникативных способностей.

Помочь ребёнку стать читателем, подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы помогает метод проектов. 

Создание проектов в начальных классах –  это проблематично, так как дети ещё слишком малы, у них мало опыта (читательского, учебного, поискового). И всё-таки организовать проектную деятельность можно. И такую возможность предоставляет курс литературного чтения в УМК «Школа России». 

Задачи проектов: 

1) научиться самостоятельной работе с различными видами информационных источников; 
2) развивать умение анализировать, отбирать, сравнивать и классифицировать полученную информацию; 
3) овладеть навыками творческого применения добытых знаний и их практического использования в жизни. 


На уроках литературного чтения детьми выполнены следующие проекты: 

«Живая азбука» 
«Составляем азбуку загадок» 
«Наш класс – дружная семья» 

«Золотая осень»

«Книга здорового питания»

«Моё лето»

«Книга памяти»

В проектах представлены пословицы, афоризмы, рисунки, кроссворды и оригинальные творческие находки детей и родителей. 

Технология развития критического мышления

Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Основная идея – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. 

Первая стадия (фаза) - вызов. Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Вывод: информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

Деятельность учителя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.

Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.

Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

На уроках можно работать с двумя видами текстов – информационными (научными, публицистическими) и художественными. Приёмы технологии, в основном, одинаково «работают» на обоих типах текстов.

Один из  приёмов - «верные или неверные утверждения». Например, началом урока могут быть предложенные высказывания.

Затем попросим учащихся установить, верны ли данные утверждения, и обосновать свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Приём Синквейн

Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по определённым правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Однако не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.

В технологии такого урока большое значение отводится визуальным формам организации материала. Эти формы применяются как творческая рефлексия, но не только. Учащиеся с помощью предложенных приёмов делают попытки предварительной систематизации материала, высказывают свои идеи, визуализируя их. Многие приёмы «работают» на смысловой стадии, а некоторые могут стать ведущей стратегией урока.

Заключение

Исходя  из  всего  вышеизложенного,  можно  сделать  вывод  о  том,  что мотивация - это одна из самых сложных проблем, с которой приходится работать, но и самая интересная. Я считаю, что моя педагогическая концепция актуальна в современном педагогическом процессе. Положительное отношение к чтению, начинается с той минуты, когда ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, и  когда он сможет ответить на вопросы: Кто я? Какой я? Как бы я поступил в данной ситуации?

Разнообразные приёмы работы развивают познавательные способности каждого ребёнка, позволяют использовать индивидуальный опыт ученика, помогают личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. Выполнение подобных заданий создаёт творческую атмосферу, делает урок незабываемым, вызывает больший интерес к изучаемому предмету, способствует проявлению инициативности и творческой самостоятельности школьников.

Важнейшими показателями результативности уроков литературного чтения являются мотивированность и самоконтроль в читательской деятельности младших школьников. В конце года провожу анкетирование: Любите ли вы читать? Зачем вы читаете? Характерны ответы: «Мне нравится читать, я становлюсь лучше»,  «Читать интересно, я узнаю много нового», «Чтение помогает хорошо учиться» и др. Таким образом,  использование мной технологии формирования навыков чтения и литературной деятельности позволяет  повысить читательский интерес, а также качество обучения.(Приложение 7).

За годы работы достигнуты определенные успехи в работе по формированию навыка полноценного чтения, которые подтверждаются следующими показателями:

  • используется система упражнений по совершенствованию навыка чтения;
  • наблюдается положительная динамика уровня обученности по чтению.
  • наблюдается развитие стойкого интереса у учащихся к урокам чтения.

Приложение 1

 « Выявление причин снижения читательского интереса»

1. Анкета

1. Читает ли мама книги на ночь.

2. Больше любишь смотреть картинки или слушать, как читает мама?

3. Часто ли  вы ходите в книжный магазин?

4. Большая ли у вас дома детская библиотека?

В детском саду нами было опрошено 20 детей и 20 родителей

- Родители читают книги на ночь – 5 чел. – 25%                                                                         - Дети предпочитают чтение мамы, а не рассматривание картинок – 18 чел. – 90%               - Родители не ходят с детьми в книжный магазин -13 чел. – 65 %                                              - Дома очень мало детских книг – 14 чел. – 70%

Вывод: детям больше нравится, когда им читает мама, в этот момент они не хотят смотреть картинки, а только слышать мамин голос. Когда мама дома, и она занята, дети смотрят мультфильмы. Таким образом, всё начинается в семье,  занятость  родителей – одна из причин потери интереса к чтению и к книгам в целом.

2. Опрос «Выбор книги»

1. Как происходит выбор книги?

2. Обращаете ли внимание на внешнее оформление книги?

3. Важен ли автор и содержание книги?

4. Какой жанр предпочитаете? (сказки, рассказы, повести, басни и др.)

После этого мы отправились в книжный магазин с целью узнать, как происходит сейчас выбор книги. Нами были опрошены работники и покупатели книжного магазина.

Вывод:  Большинству опрошенных важно было красочное оформление книги, а не автор и содержание, предпочитаемый жанр – комиксы. А значит у современных детей развито клиповое мышление, которое, прежде всего, влияет на успешность учёбы и ведёт к ослаблению чувства сопереживания и ответственности.

Приложение 2

Полярный профиль общего самочувствия на уроках литературного чтения. Учитель Ялымова Ю.В.

(1 – 4 класс, 2011 – 2015 год).

Профиль от -5 до +5 соответственно.

Характеристика внутреннего состояния

+

5

+

4

+

3

+

2

+

1

0

-

1

-

2

-

3

-

4

-

5

Характеристика внутреннего состояния

Веселый

Грустный

Общительный

Замкнутый

Внимательный

Невнимательный

Активный

Пассивный

Любознательный

Равнодушный

Трудолюбивый

Ленивый

Сообразительный

Недогадливый

Спокойный

Возбужденный

Быстрый

Медлительный

Решительный

Нерешительный

Уверенный

Неуверенный

Расслабленный

Скованный

        Полярный профиль обучающихся 1а класса 2011/12 уч.год

        Полярный профиль обучающихся 2а класса 2012/13 уч.год

               Полярный профиль обучающихся 3а класса 2013/14 уч.год

        Полярный профиль обучающихся 4а класса 2014/15 уч.год.

Приложение 3

Диагностика уровня мотивации обучения

Для изучения мотивации младших школьников мною было проведено исследование, которое проводилось методом письменного опроса (с применением анкеты).

 

Высокий уровень школьной мотивации

Средний уровень школьной мотивации

Низкий уровень школьной мотивации

1класс

47%

26%

27%

2 класс

50%

28%

22%

3 класс

53%

30%

17%

4 класс

64%

24%

12%

Выводы: Таким образом,  использование мной технологии формирования навыков чтения и литературной деятельности позволяет  повысить читательский интерес, а так же качество обучения чтению. Только целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к предмету, что в свою очередь ведёт к повышению качества знаний, умений и навыков.

Приложение 4

Сформированность навыка правильного чтения

Для фиксации сформированности такого навыка чтения учащихся как правильность используется следующая таблица:

Правильность чтения

Без ошибок

1-2 ошибки

Пропуск, замена, искажение

Ошиб. оконч.

Постановка  ударения

1

2 класс

25%

58%

50%

25%

33%

2

3 класс

23%

41%

41%

29%

47%

3

4 класс

30%

60%

40%

15%

24%

        

Выводы:

        Правильность чтения необходимо отслеживать на всех этапах овладения навыком чтения.

        Данные, приведенные в диаграмме, позволяют наглядно представить уровень сформированности одного из параметров техники чтения - правильность. Как видим, к четвертому году обучения увеличивается % учащихся, читающих без ошибок, допускающих замену пропуск букв, ошибки в постановке ударения, ошибки в окончании. Однако следует отметить незначительный рост количества учащихся, допускающих 1-2 ошибки. Одной из объективных причин такого рода ошибок является желание учащихся показать высокий темп чтения во время контроля.

Приложение 5

Овладение учащимися темпом чтения по годам обучения

Фамилия, имя

2 класс

3 класс

4 класс

Количество слов

Количество слов

Количество слов

1

Афанасьева М.

-

69

101

2

Дмитриева Е.

-

86

124

3

Заяц Г.

72

76

106

4

Иванов И.

-

72

98

5

Иванова У.

50

70

110

6

Киселёва К.

-

68

96

7

Ковалёв М.

37

60

84

8

Ковалёв Т.

-

-

114

9

Корябкина О..

50

70

118

10

Козлов Е.

83

90

120

11

Логинова А.

62

86

114

12

Михайлова К.

-

49

90

13

Окунев В.

-

70

105

14

Останен С.

-

95

138

15

Руссу Д..

45

64

112

16

Сатылайнен Ю.

60

82

115

17

Семёнова В.

51

86

110

18

Стулова В.

49

64

80

19

Толочко Е.

45

72

82

20

Туров З.

37

87

112

21

Фёдорова С.

34

65

86

22

Хакимова М.

50

89

150

23

Чернавина В.

47

80

122

24

Янкович Д.

25

56

79

Средний показатель

50 слов

74 слов

106 слов

 

В таблице отражены результаты темпа чтения слов (скорость чтения в минуту) по годам обучения в начальных классах каждого ученика.

Выводы:

Средний показатель свидетельствует о том, что основная часть учащихся читает в темпе, превышающем и соответствующем норме. Полученные к концу обучения на начальной ступени образования результаты по чтению, несомненно, можно определить как высокие.

Приложение 6

Показатели техники чтения

Приведенные ниже данные подтверждают правильность выбранного подхода:

  • показатели техники чтения (скорость чтения) в 4 классе (2014- 2015 уч. год): читают выше нормы 67%, уровень подготовки учащихся соответствует требованиям Федерального компонента Государственного стандарта;

2 класс

3 класс

4 класс

Ниже нормы

42%

33%

25%

В норме

25%

25%

8%

Выше нормы

33%

42%

67%

Объективными причинами недостаточных показателей техники чтения отдельных учащихся является то, что двое учащихся плохо владеют русской речью.

  • по результатам анализа тематического контроля видно, что большинство учащихся 4-а класса владеют основными параметрами техники чтения, достигли необходимого уровня обученности по чтению;
  • полученная в ходе проверки информация об уровне развития навыков чтения в выпускном классе начальной школы дает возможность утверждать, что 75 % учащихся читают в темпе, превышающем и соответствующем норме, за счет владения приемами целостного восприятия слова, точности его зрительного восприятия и быстроты понимания значений прочитанных слов, предложений, текста;

        Таким образом, можно сделать вывод, что необходимость проведения данной работы существует и в большинстве случаев ведёт к положительному результату.

Приложение 7

Анкета «Любите ли вы читать?»

1. Любите ли вы читать?    Да             Нет

2. Как часто вы читаете?   Каждый день            Когда задают в школе            Очень редко

3. Чем вы любите заниматься в свободное время?    Читать     Смотреть телевизор    Гулять

4. Какими вы пользуетесь библиотеками?  Личная    Школьная    Поселковая     Классная

5. Зачем вы читаете?  Характерны ответы: «Мне нравится читать, я становлюсь лучше»,  «Читать интересно, я узнаю много нового», «Чтение помогает хорошо учиться»

Анализируя анкету можно сделать вывод о том, что в нашем современном мире инноваций и технологий остались ещё ценители в тишине полистать книги прекрасных произведений великих писателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации обучения на уроках литературного чтения в начальной школе

Разнообразные приёмы работы развивают познавательные способности каждого ребёнка, позволяют использовать индивидуальный опыт ученика, помогают личности познать себя, самоопределиться и самореализовать...

Мой инновационный педагогический опыт «Системно – деятельностный подход к обучению на уроках литературного чтения в начальной школе»

Уважаемые коллеги! Предлагаю инновационную разработку для уроков литературного чтения в начальной школе....

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Приёмы   формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.Что же такое «функциональная грамотность»?  Каковы критерии функционал...

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ( мастер-класс)

Без навыков чтения  смысловое чтение не работает и ребёнок никогда вам не ответит: «Для чего автор написал сказку? Как в жизни мы можем использовать эти знания?»Значит, чтобы работа н...

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выступление на педагогических чтениях учителей муниципальных образовательных организаций города и района по теме "Функциональная грамотность как один из современных образовательных результатов&qu...


 

Комментарии

Вотинцева Оксана Игоревна

Замечательная концепция, Юлия Владимировна! Действительно, дети в наши дни потеряли интерес к чтению. А ведь от умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Ваша система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу чтения, об этом говорят высокие результаты Вашей работы.

Оксана Игоревна, спасибо, что ознакомились с моей концепцией, надеюсь, что предоставленный материал будет полезен Вам в работе.

Большое спасибо, Юлия владимировна! Очень полезные и интересные приёмы формирования интераса к чтению. Обязательно использую их в своей работе. Вы раскрыли тему, которая заинтересует многих педагогов!!!

Спасибо ,Людмила Викторовна, за высокую оценку моей работы, рада, что материал оказался Вам полезен.

Добрецова Наталья Александровна

Юлия Владимировна! Ознакомилась с Вашей концепцией и считаю ее полезной в нашей работе. Обязательно попробую применять данные методы и улучшить результаты в своем классе. Спасибо за полезный труд!

Уважаемая , Наталья Александровна, спасибо! Тема действительно актуальна ,и эти приёмы помогают улучшить результативность.Успехов Вам, в использовании методов по формированию мотивации на уроках.

Уважаемая, Юлия Владимировна! Внимательно изучила вашу концепцию. Пришла к выводу, что ваша работа отвечает современным требованиям, очень полезна и своевременна. Спасибо вам!

Любовь Александровна,рада, что Вам понравилась концепция, спасибо за поддержку!

Юлия Владимировна! Я очень за Вас рада. Вы просто умница и молодец. Так держать. Это только начало.