«Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
методическая разработка по чтению (3 класс)

Великанова Елена Васильевна

Мастер-класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»

Ход мастер – класса

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Добрый день уважаемые коллеги! Мы очень рады сегодня видеть вас на  мастер - классе.

- Из всех проявлений человеческого творчества самое удивительное и достойное внимания — это книги.

Чте́ние — совокупность практик и процедур работы с письменным текстом и непосредственно процесс работы с текстом, направленный на извлечение из него информации, на восприятие текста и его понимание. 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

-Сегодня мы поговорим о некоторых приёмах, используемых мною на уроках литературного чтения, которые позволяют детям максимально извлекать информацию и понимать её, и являются помощниками в формировании функциональной грамотности у младших школьников.

- На начало урока желательно использовать дыхательные гимнастики (Например, дыхательная гимнастика  «Задуй свечу» (Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки.)) и упражнения для развития навыка чтения (показ слайдов с данными упражнениями и их проработка).

Цель этих упражнений: формирование навыка  владения голосом и подготовка к чтению.

За основу в работе я беру технологию смыслового чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом :

I этап. Работа с текстом до чтения

II этап. Работа с текстом во время чтения

III этап. Работа с текстом после чтения

I этап. Работа с текстом до чтения (предтекстовая деятельность). Она включает:

  1. Постановку цели чтения: знакомство  с текстом, его анализ; формирование навыков осознанного чтения; привитие интереса к чтению.
  2. Определение характера текста:

Сплошные тексты (без визуальных изображений)

Несплошные тексты (с визуальными изображениями)

  1. Просмотр заголовка текста
  2. Предположение о цели его написания, т.е. замысел автора

Стратегии предтекстовой деятельности:

Приём  «Рассечение вопроса»

Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. Предлагаю ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте Элеоноры Константиновны Киселёвой «Мальчик-Огонёк».

Прием «Верите ли вы, что…»

Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

  1. Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением?
  2. Верите ли вы, что главным героем будет мальчик?
  3. Верите ли вы, что Огонёк может быть мальчиком?

Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.

II этап. Работа с текстом во время чтения

Во время чтения выдвигаются гипотезы, которые опровергаются и доказываются в процессе чтения.

Стратегии  текстовой деятельности (во время чтения).

Приём «Дерево предсказаний»

Использовать после первой или второй остановки приём «чтения со стопом» при работе с сюжетными текстами. Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее. Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами.

Задание 1: 

Прочитайте сказку «Мальчик-Огонёк». Докажите, что это сказка. 

Жил на свете Огонёк. Хотелось ему стать мальчиком. Фея превратила его в мальчугана. Но предупредила:

- О чём может предупредить Фея мальчика-Огонька?

- Если попадёшь в воду – погаснешь.

Как-то вышел Огонёк на берег реки. А там мальчишка тонет. Что делать? Вспомнил Огонёк слова волшебницы, вспомнил… и  

- (Что сделал?)

бросился в воду.

Вытащил на берег мальчишку, но сам погас. Лежат на песке чёрные угольки.

Тут солнце направило сильный луч на мальчика-Огонька и зажгло его. Стал Огонёк большим Огнём с добрым сердцем.

     - Прочитайте то место в сказке, которое заставило вас волноваться.

     - Как описан этот момент? Кто задаёт вопрос «Что делать?»

     - Прочитайте выразительно предложение с многоточием. Почему это предложение так построено?

     - Почему мальчик бросился в воду?

     - Определим порядок событий в сказке.  Для этого выполним Задание 2: обозначьте цифрами правильный порядок развития событий в сказке.

______________________Запрет

______________________Появление героя

______________________Испытание

______________________Спасение, помощь

  Прочитайте названия событий, происходящих в сказке.

     Варианты выполнения задания: самостоятельно, в паре, под руководством учителя.

     - Как вы будете работать? (Прочитаем первую часть сказки. Найдём название события, которое в этой части описано.)

     - В каком порядке развиваются события в сказке?

     1. Появление героя.

     2. Запрет.

     3. Испытание.

     4. Спасение, помощь.

Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление.

Так, например, предлагаю детям вспомнить пословицы которые бы подошли к данной сказке и записать в тетрадь. Приём работы с пословицами - Логическо – поисковое  задание. В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки. (Свет не без добрых людей.  Добрый пример лучше ста слов.  Ум дает силу, сила дает храбрость.и т.д.)

III этап. Работа с текстом после чтения

Стратегии послетекстовой деятельности

    Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать аналог сказки.

Подготовка к составлению сказки. Заполнение таблицы.

- Прочитайте вопросы в таблице. Как вы думаете, что поможет сделать таблица? (Сочинить сказку).

Придумай свою сказку, заполни таблицу.

- О каком герое будете сочинять сказку? Запишите в таблицу рядом с первым вопросом.

Самостоятельное заполнение всей таблицы.

Кто герой сказки?

Какой он?

…………………………………………………………

………………………………………………………....

Что может делать?

…………………………………………………………

………………………………………………………....

Что не может делать?

…………………………………………………………

………………………………………………………....

О чём мечтал?

…………………………………………………………

………………………………………………………....

Кому и как помог?

…………………………………………………………

………………………………………………………....

Кем был спасён?

…………………………………………………………

………………………………………………………....

Задание 3: составить небольшие сказки по заглавию  «Мальчик – Снеговик», «Стеклянный человечек», «Пластилиновый человечек», «Мальчик-Фантик», «Девочка – Хрустальная туфелька»

(Представление работ)

Итог мастер-класса.

-При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления, являющимися важными составляющими понятия «читательская грамотность», которая является базовым навыком функциональной грамотности младшего школьника.

«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно».  

А. Н. Толстой.

Примеры текстов, написанные учащимися 2-4 классов.

Стеклянный человечек.

Жило-было прозрачное стёклышко. Очень хотелось ему стать мальчиком. Услышала фея его просьбу и превратила в стеклянного мальчика, но предупредила:

- Тебе нужно опасаться прыжков и падений.

Как-то бежал стеклянный человечек по улице и услышал детский крик. Видит: малыш залез на подоконник и хочет спрыгнуть на землю. Вскочил стеклянный человечек на подоконник и остановил малыша. А сам не удержался и упал. Но не разбился. Его спас куст с мягкими широкими листьями.

Теперь они с малышом друзья.

Пластилиновый человечек.

Жил-был пластилиновый шарик. Попросил он волшебницу:

- Преврати меня в мальчика доброго и весёлого.

Волшебница сказала:

- Пусть будет по-твоему. Но тебе нельзя появляться на солнышке. Оно тебя расплавит.

Однажды гулял пластилиновый мальчик по тенистому лесу. Вдруг видит: девочка заблудилась и плачет. Вокруг лес, чаща, а на небе палящее солнце. Что делать? Вспомнил он запрет, вспомнил… И отвёл девочку домой. Но сам расплавился, потому что на дороге негде было укрыться от солнца.

Увидела девочка, что мальчик превратился в мягкий комочек, и слепила его снова.

Мальчик-Фантик.

В одном городе жил Фантик. Он хотел стать мальчиком. Добрая фея помогла ему в этом. Но предупредила:

- Если ты выйдешь на дорогу, то тебя сдует злой Ветер.

Как-то Фантик гулял в лесу. Он увидел, как один мальчик по имени Федя заблудился. Но в лесу гулял злой Ветер. Мальчик-Фантик задумался и решил: пусть я улечу, но Федя зато вернётся домой. И Мальчик-Фантик проводил его домой, не боясь Ветра. Злой Ветер стал сдувать Мальчика-Фантика, но у Феди было грузило. Он подцепил его к Фантику и тот не улетел.

С тех пор Федя и Фантик подружились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Формирование функциональной грамотности на ур...

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Приёмы   формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.Что же такое «функциональная грамотность»?  Каковы критерии функционал...

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ( мастер-класс)

Без навыков чтения  смысловое чтение не работает и ребёнок никогда вам не ответит: «Для чего автор написал сказку? Как в жизни мы можем использовать эти знания?»Значит, чтобы работа н...

Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. На развитие читательской грамотности направлена технология формирования типа правильной читательской деятельности. Автором...

Задания по формированию функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.

Некоторые задания по формированию функциональной грамотности на уроках литературного чтения...

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выступление на педагогических чтениях учителей муниципальных образовательных организаций города и района по теме "Функциональная грамотность как один из современных образовательных результатов&qu...