Статья «Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"
статья по чтению по теме

Волкова Ирина Александровна

 Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx77.66 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение собственного педагогического опыта работы по учебникам «Литературное чтение» авторов Ефросининой Л.А., Омороковой М.И.

УМК  «Начальная школа XXI века»

 в виде статьи

по теме «Патриотическое воспитание младших школьников

 на уроках литературного чтения»

                                           ВЫПОЛНИЛ:

Учитель начальных классов

                                                                             МБОУ СОШ №  1 г.Ворсма

                                                                             Павловского района

Волкова Ирина Александровна

Образование  высшее

Категория высшая

Педагогический стаж:  20 лет

Стаж работы учителем

начальных классов: 19 лет

     

        Любовь к большой и малой родине, любовь к людям, привитие бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, воспитание осознания долга перед Родиной,  готовности к  её защите – вот те потоки, их которых образуется могучая река под названием «патриотизм».

          В чем реализуется патриотизм сегодня? Как воспитать это великое чувство в наших детях, живущих в 21 веке – веке компьютеров, телевидения, когда разрушены прежние идеалы и не успели сформироваться новые?  Воспитание патриотизма – это, прежде всего, воспитание нравственности. Перед учителем возникает вопрос, какими мы хотим видеть своих детей? Конечно же, высоко нравственными, готовыми защищать свою страну, стремиться сделать ее краше, богаче, крепче, счастливее. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования второго поколения предусматривает главной целью духовно-нравственное развитие личности обучающихся. Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школы по ФГОС строится, в частности, вокруг оценки сформированности основ гражданской идентичности - чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий, любви к родному краю и малой родине, осознания своей национальности уважения культуры и традиций народов России и мира.[1]

       Воспитывать патриота надо начинать в начальной школе. Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления знаний. В этом возрасте идёт развитие высших чувств: нравственных, интеллектуальных, эстетических. Этот возраст представляет собой такой период становления личности, когда формируется чувство любви к Родине, закладываются предпосылки гражданских качеств, уважение к людям и понимание окружающих независимо от их социального происхождения, национальной принадлежности, языка и вероисповедания. Воспитание патриотизма должно составлять важнейшее направление работы учителя начальных классов.

         Трудно переоценить в решении задач образования и воспитания  подрастающего поколения роль и значение  уроков литературного чтения. Во-первых, потому что они знакомят учащихся с нравственно-эстетическими ценностями культуры своего народа и человечества в целом. Во-вторых, потому что в процессе восприятия художественного текста участвуют разум, чувства и воля, значит параллельно проходит развитие личности ребёнка, его нравственное воспитание.

   Нравственные ценности составляют основу истинных произведений искусства, «содержатся» в них, но читатель должен суметь извлечь их, перевести на «свой» язык и сделать своими. Это непростая работа, требующая  определённых духовных усилий и умений. Эту работу на уроках литературы должен организовать учитель. Решением проблемы –«Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения» мы занимаемся на протяжении нескольких лет, реализуя поставленную цель – воспитание патриотических качеств  младших школьников в процессе работы с текстом.

          Достаточно долго мы работали по УМК «Школа России», где программу по литературному чтению представляют авторы М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова. Анализируя  содержание  тематического планирования, составленного на основе  учебников «Родная речь» с 1 по 4 класс, можно констатировать тот факт, что патриотическому воспитанию учащихся отводится недостаточно внимания.  Лишь  небольшое количество произведений  можно отнести к воспитывающим такие нравственные  понятия, как уважение к памяти предков, к истории нашего народа, героизм, отвагу, благородство, любовь к Родине.  Приходилось перестраивать учебный материал, дорабатывать, использовать дополнительную литературу.

    Частично   преодолеть трудности при решении задач по формированию патриотических качеств младших школьников нам  помог УМК «Начальная школа XXI века» под ред.Н.Ф.Виноградовой. Литературное чтение там представлено авторами Л.А.Ефросининой и М.И.Омороковой.

       Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах УМК«Начальная школа XXI века» под ред.Н.Ф.Виноградовой -помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт. Важнейшим условием литературного образования младших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме. Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:

  1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирования позиции читателя.
  2. Система работы над навыками чтения.
  3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
  4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
  5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

  На начальном этапе (1-2 классы) используются тематический и жанрово-тематический принципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах. В учебниках подобраны тексты, позволяющие младшему школьнику эмоционально воспринимать произведение, испытывать радость, веселье, гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение. Очень интересны в учебной хрестоматии произведения, объединенные в разделы «О тебе, моя Родина», «Мир родной природы», «Учимся уму-разуму», «Мир сказок», «Малые жанры фольклора», которые дают возможность в течение года возвращаться к изучению произведений, позволяющих воспитывать у детей любовь к Родине, природе, доброты, трудолюбия.

        На основном этапе (3-4 классы) главным принципом является художественно-эстетический. Он используется при отборе произведений, вошедших в «золотой фонд» классической детской литературы, произведений народного творчества и современных детских писателей. В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.     Невозможно представить уроки литературного чтения без произведений А.П.Гайдара и Л.Пантелеева,[2] герои которых  смелы, решительны, способны на героические поступки, отличаются высокой нравственностью, ценят дружбу. Авторы учебников предлагают нам несколько рассказов этих замечательных писателей. Читая и анализируя произведения, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках добра и зла, возможностях человека и его месте в мире. Через чтение литературы перед нами раскрываются ярчайшие страницы героической истории нашей Родины. При чтении книг о революции, гражданской и Великой Отечественной войнах мы осмысливаем то, что нам угрожало и что отстояло старшее поколение. Читая о героях былины «Волх Всеславович», легенды «О граде Китеже», «О покорении Сибири Ермаком», героической песни «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»[3] мы глубже проникаемся чувством долга, ответственности за судьбу Родины.

      Огромное значение  в патриотическом  воспитании учащихся имеет  приобщение их к духовной жизни литературных героев - носителей лучших черт национального характера.   Искренняя взволнованность на уроке, непосредственность и сила переживания  в процессе приобщения учащихся к миру образов произведения, разбуженная этим творчеством жизнь школьников, безусловно, способствует формированию убеждений  патриота, гражданина, личности, способной к активному проявлению велений своего ума и чувств.

        Методы и приемы, используемые на уроках литературного чтения, имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведений. Широко привлекаются практические действий учащихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность, игровые приемы, письмо (дописывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).

     Проведем сравнительный анализ произведений по литературному чтению в 3 и 4 классах УМК «Школа России» и УМК «Начальная школа XXI века» под ред.Н.Ф.Виноградовой, которые, на наш взгляд, воспитывают патриотические качества. (см. Таблица 1 и Таблица 2)

                                                    3 класс                                                  Таблица 1

УМК «Школа России»

УМК «Начальная школа XXI века» под ред.Н.Ф.Виноградовой

Название произведения патриотической направленности (учебник)

Кол-во произве-

дений

Название произведения патриотической направленности (учебник)

Кол-во часов

Любите книгу. Рукописные книги Древней Руси.

1

Былина «Добрыня и Змей»

1

В.Горбачевский «Первопечатник Иван Федоров»

1

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»

1

Л.Толстой «Акула»

1

Алеша Попович и Тугарин Змеёвич

1

Л.Толстой «Прыжок»

1

Вольга и Микула

1

И.Никитин «Русь»

1

Л.Толстой «Прыжок», «Два брата», «Лебеди»

3

И.Суриков «Детство»

1

Как боролся русский богатырь.Былина

1

М.Пришвин «Моя Родина»

1

Есенин С. «Стихи о Родине»

1

А.Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»

2

С.Я.Маршак «Урок родного языка»

1

А.Фет Стихи.

2

«Про ленивую и радивую», русская народная сказка

1

Русские народные сказки

5

Л.Пантелеев «Честное слово»

1

А.Гайдар «Горячий камень»

«Тимур и его команда» (в сокращении)

2

М.Пришвин «Моя Родина»

1

Стихи русских поэтов

5

16 произведений

20 произв.

Учебная хрестоматия отсутствует

Учебная хрестоматия

Произведения русского фольклора (загадки, скороговорки, пословицы)

Былины

5

3

И.С.Тургенев. Рассказы

3

Н.А.Некрасов.Стихи

3

Н.Ф.Глинка «Москва»

1

И.С.Никитин,С.А.Есенин.Стихи

4

Л.Пантелеев «Новенькая», «Фенька»

2

К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»

1

М.Пришвин «Двойной след»

1

23 произ.

Итого:

(изменений не произошло)

16 произ.

Итого:

(добавилось 23 произведения благодаря учебной хрестоматии)

43 произ.

   Анализируя содержание данной таблицы, мы видим, что в 3-м классе в УМК «Школа России» произведения патриотической направленности представлены в минимальном количестве. А ведь именно в начальных классах должна проводиться работа по воспитанию любви к семье, красоте родного края, углубляться представления детей о мужестве, героизме, чувства гордости за Россию. 

         УМК «Начальная школа XXI века» под ред.Н.Ф.Виноградовой предлагает нам произведения А.Гайдара, Л.Пантелеева, множество былин о русских богатырях, на примерах героев которых и должен воспитываться полноценный гражданин России. Таких произведений в учебнике представлено на 5 больше, чем в учебнике по литературному чтению УМК «Школа России». Авторы Ефросинина Л.А. и Оморокова  М.И. дополняют учебники по литературному чтению учебной хрестоматией, в которую включены произведения для слушания и самостоятельного чтения. Главная цель пособия - обогатить читательский опыт детей, расширить круг их чтения. Например, в разделе «О детях и для детей» мы читаем рассказы Л.Пантелеева, К.Паустовского, М.Пришвина о любви к природе, дружбе, взаимовыручке. В разделе «На острове Буяне»- произведения русского фольклора, былины. Таким образом, авторы продолжают подводить ребенка к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы, воспитывая патриотические качества на примерах поступков литературных героев.

                                         4 класс                                               Таблица 2

УМК «Школа России»

УМК «Начальная школа XXI века» под ред.Н.Ф.Виноградовой

Название произведения патриотической направленности

(учебник)

Кол-во произведений

Название произведения патриотической направленности (учебник)

Кол-во часов

 «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда…»

1

«Иван-царевич и Серый волк» русская народная сказка

Волх Всеславович. Былина

1

1

«И вспомнил Олег коня своего…»

1

Легенда о граде Китеже

1

«Начали братья эти составлять славянскую азбуку…»

1

Легенда о покорении Сибири Ермаком

1

Ильины три поездочки»

 

 

1

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения (героическая песня)

1

«Илья Муромец выходит на свободу»

1

М.Ю.Лермонтов «Москва, Москва!...»

1

«Садко» (отрывок)

1

О князе Владимире (отрывок из жития)

1

«Повесть о Петре и Февронии» (отрывок)

1

Деятельность Ярослава (похвала книгам)

1

«Житие Сергия Радонежского» (отрывок)

1

Поучение Владимира Мономаха детям

В.А.Жуковский «Песня», «Ночь»

1

2

А.Пушкин «Люблю тебя, Петра творенье…»

1

А.С.Пушкин «Осень»(отрывки)

Л.Толстой «Акула», «Два брата»

1

2

Ф.Тютчев. «Ещё земли печален вид…», «Эти бедные селенья…», «Как неожиданно и ярко…»

А.Фет. «Учись у них – у дуба, у берёзы…»,«Бабочка»,А.Плещеев «Дети и птичка»

И.Козлов. «Киев», «Вечерний звон»

К.Рылеев. «Иван Сусанин»

В.Бенедиктов. «Москва»,

С.Дрожжин.

«Родине»

3

3

2

1

2

Святогор-богатырь. Былина

Н.Г.Гарин-Михайловский «Детство Темы»

Бальмонт «Россия», «К зиме»

И.Бунин «Гаснет вечер..», «Детство»,  «Листопад»

И.С.Соколов-Микитов «Родина»

1

1

2

3

1

И.Бунин «Матери»

1

А.Блок «Россия», «Рождество»

2

А.Жигулин «О,Родина!...»

Н.Рубцов «Тихая моя  родина», «Сентябрь»

3

Н.Рубцов «Тихая моя Родина»

1

24 произведения

25 произв.

Учебная хрестоматия отсутствует

Учебная хрестоматия

Произведения русского фольклора

5

«Русская Земля». Песня-слава.

1

«Суворов приказывает армии переплыть море».

 (Героическая народная песня)

1

«Марья Моревна. (Русская народная сказка в пересказе А. Н. Афанасьева)

1

«Вольга Святославич», «Святогор» (былины)

2

Из «Повести временных лет»

4

Библейские предания «Блудный сын», «Суд Соломона»

2

Произведения русской классики

5

К.Станюкович «Максимка»

1

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

1

К.Симонов «Сын артиллериста»

1

В.Катаев «Сын полка»(отрывки)

1

25 произв.

Итого:

(изменений не произошло)

24 произведения

Итого:

(добавилось 25 произведений благодаря учебной хрестоматии)

50 произведений

     В 4 классе учебники отводят приблизительно одинаковое количество часов в обеих программах для реализации цели по воспитанию патриотических качеств учащихся. 24 произведения изучается в УМК «Школа России» и 25 произведений в  УМК «Начальная школа XXI века» под ред.Н.Ф.Виноградовой, которые предлагают нам произведения, похожие по своему содержанию: сказки, былины, легенды, произведения поэтов - классиков: Пушкина, Лермонтова, Блока, Жуковского. Однако в УМК «Начальная школа XXI века» под ред.Н.Ф.Виноградовой присутствует дополнительная литература в учебной хрестоматии: произведения русского фольклора, библейские предания, произведения русской классики, а главное - вводятся тексты о Великой Отечественной войне, о суровых военных буднях, о детях и их жизни в годы войны и послевоенное время. Также в учебной хрестоматии множество произведений, позволяющих сделать литературное чтение любимым школьным предметом. Обучение осуществляется не только с помощью учебников, но и рабочих тетрадей для каждого класса, которые обеспечивают педагогическую поддержку и сильным, и слабым учащимся.

           Мы благодарим авторов учебников  за умело подобранные тексты, воспитывающие у детей доброту, честность, дружбу, за привитие любви к родному языку, родному слову, родной природе.

         Но мы, как творчески работающие педагоги, пытаемся реализовать все возможности для воспитания у детей патриотических качеств.    Поэтому мы предлагаем обновление содержания программы по литературному чтению авторов  Л.А.Ефросининой, М.И.Омороковой в связи с реализацией поставленной цели. Для достижения цели предлагаются следующие задачи:

  -изучение родного языка как важнейшего явления национальной культуры;

  -формирование элементов исторического подхода к литературе. Развитие  интереса ребёнка к истории своего народа, осознание естественной связи с настоящим и прошлым;

  -ориентировка на приобщение обучающихся к истокам родной культуры,

активное речевое развитие школьника, его устной и письменной речи, оценочного отношения к речи, языкового чутья и языкового вкуса.

       Мы предлагаем обновить содержание учебников введением новых текстов о Великой Отечественной войне, о суровых военных буднях. Однако учитель должен отбирать такие произведения, в которых степень эмоционального напряжения не была бы слишком велика, чтобы уберечь детей от излишне жестоких подробностей войны, которыми порой изобилуют современные произведения о войне во «взрослой» литературе.

   Тематика художественных произведений о войне, с которыми  учитель познакомит детей на уроках, может быть самой разнообразной, показывающей разные стороны военной поры: не только подвиг бойцов, но и описание военного быта, солдатской смекалки, где правдивость в изображении сочетается с юмором. При  чтении произведений о гибели героев, необходимо обратить внимание детей на их нравственные качества, на то, что гибель была не напрасной, а память о них должна быть сохранена последующими поколениями.

   Мы предлагаем на выбор учителя следующие произведения:

  • А.Твардовский «Рассказ танкиста»,
  • К.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете»,
  • А.Митяев «Землянка»,
  • Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»,
  •  Ю.Дмитриев «Брестская крепость»,
  • Е.Ильина «Четвертая высота» (отрывки).

      Важно показать на уроках литературного чтения гордость за подвиги великих ученых, деятелей культуры, науки, космонавтов, путешественников. В таком случае вводятся произведения:

  • Ю.М.Нагибин «Рассказы о Гагарине»,
  • В.Губарев «В открытом космосе».

          Наша великая Родина имеет славную, героическую историю. Русский народ испокон веков грудью вставал на защиту Отечества. Великие полководцы, военачальники в суровые годы испытаний поднимали народ  против вражеских полчищ. Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский – их имена связаны со славными победами в битвах за родную землю. Поэтому особенно важно произведения о «верных сынах» России включать в курс литературного чтения в 4 классе. Например:

  • К.Симонов «Ледовое побоище» (отрывки);
  • С.Алексеев «Птица-Слава», «Новый поход»;
  • Житие благоверного князя Александра Невского и другие.

          Особое место в курсе литературного чтения занимают тексты краеведческого материала. «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки». (Д.С.Лихачёв) Поэтому мы ввели краеведческий материал в уроки литературного чтения. Это стихи местных поэтов о городе Ворсма, о красоте родного края, об отношении человека к своей Малой Родине.  Очень интересны   лирические миниатюры о природе нашего земляка, уроженца города Павлова, писателя Ивана Евлампиевича Трубина. В своей книге «Хрустальные звоны» он рассказывает нам  о доброте, о радости общения с природой в разные времена года, об умении в самом обыденном увидеть красивое, необыкновенное. Данные книги есть у каждого ученика, поэтому мы выбираем на рассмотрение по 2-3 миниатюры при изучении разделов  «Природа и мы», «Поэтическая тетрадь», подбирая зарисовки природы, руководствуясь «принципом сезонности», предложенным ещё К.Д.Ушинским.

      Мы предлагаем ввести новый раздел по литературному чтения в 4 классе под названием «Моя Родина-вчера и сегодня», приурочив его ко Дню Великой Победы. Данный раздел изучается с 20 апреля по 8 мая, где объединяются часы трех предложенных авторами разделов «Николай Михайлович Рубцов» (3ч), а «Сергей Владимирович Михалков» (3ч) и «Юмористические произведения»(4ч) мы рекомендуем для семейного чтения.

№ урока

Раздел «Моя Родина: вчера и сегодня»

10 часов

1-2

Н.М.Рубцов «Березы», «Тихая моя Родина»

2

3

К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин»

1

4

Иван Трубин. « Маринкина березка». «Радость Михайлыча».

1

5

Стихи о Ворсме - малой родине. Гагариной Е.А.,Чиняковой Т.В.

1

6

7

8-9

А.Твардовский «Рассказ танкиста»

К.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»

Л.Кассиль «У классной доски»

1

1

2

10

Е.Ильина «Четвертая высота» (отрывки)

1

    Главным условием решения задач патриотического и  нравственного воспитания учащихся на уроках литературного чтения является организация личностно значимого для ученика полноценного чтения и глубокого анализа художественных произведений.  Дети учатся полноценно воспринимать художественный текст, осознавать его образную природу, сопереживать героям и автору, т.е. извлекать всю информацию, содержащуюся в произведении. Самое главное, чтобы ученики смогли с помощью воображения войти в нарисованную писателем жизнь, отозваться душой на переживания героев и соотнести со своей жизнью и своими переживаниями. Эти задачи на уроках литературного чтения решаются через следующие виды деятельности:

• осмысленное чтение художественных произведений;
• определение главной мысли художественного произведения;
• составление характеристик героев литературных произведений;
• построение диалогов;
• написание литературно-творческих работ;
• написание сочинений
• соотнесение иллюстраций и репродукций с литературными текстами;
• проектирование судеб героев;
• сравнительный анализ героев двух разных произведений;
• театрализация.
        Главным воспитывающим средством является деятельность школьников на уроке, которая должна быть проникнута «самостоятельной мыслью и живым чувством» детей. Это размышления учеников над случаями из жизни людей, изображенных в произведении, их непростыми взаимоотношениями друг с другом, с природой, причинами и последствиями поступков человека, проблемами правды и неправды, дружбы и любви, счастья и несчастья и другими сложными вопросами жизни. Все это решается через анализ художественных произведений учениками-читателями на уроках литературного чтения, через осмысление и освоение детьми в процессе этой работы нравственных ценностей, заключенных в произведениях. Поэтому учителю необходимо актуализировать эти проблемы для всех учеников, организовать процесс их личностного освоения с соблюдением меры трудности.

Главной целью анализа художественного произведения является доведение учащихся до  уровня понимания идеи произведения.

Почему автор создал это произведение? Что его взволновало? Какая  поднята проблема?

Виды анализа, используемые на уроках литературного чтения

  1. Анализ развития действия

Прием «Система вопросов»

  1. Проблемный анализ

Противоречия в тексте, альтернатива мнений.

  1. Анализ художественного образа (компановка, соединение, собирание всех характеристик в единое целое, чтобы четко представить портрет героя)
  2. Языковой (стилистический) анализ. Выступает как самостоятельным видом, так и составной частью предыдущих видов.

Технологические приемы анализа:

  1. Система вопросов
  2. Прием вчитывания и вычитывания (подразумевает поиск слов и средств выразительности)
  3. Прием «антиципация» (предугадывание событий)
  4. Моделирование (установка взаимоотношений между героями произведения)
  5. Дискуссия (спор)выработка умений вступать в дискуссию, аргументировать свою правоту.
  6. Составление плана произведения
  7. Партитура чувств

2

Формы учебной работы

  • Общеклассная (фронтальная)
  • Групповая, где видами групп являются

-постоянные

-сменного состава

-дифференцированные

-парные

  • индивидуальная

        В процессе наблюдения за учащимися в течение года, благодаря целенаправленной работе по формированию нравственных понятий,  своеобразной работе по анализу поэтических произведений,  мы замечаем, как поразившие детей средства речевой выразительности вызывают эмоциональный отклик, дети наблюдают и более тонко чувствуют природу, развиваются как читатели;  меняется уровень эмоционального состояния детей в процессе восприятия художественных текстов патриотической направленности. В результате систематической работы по обогащению словарного запаса учащихся, развитию речи, творческих способностей, дети стали стремиться к творческому самовыражению, к созданию стихов, рассказов и сказок.

      Просматривается повышение техники чтения, увеличение самостоятельности в читательской деятельности  учащихся, познавательной мотивации на уроках чтения, более 70% учащихся  называют  урок литературного чтения любимым предметом.

    По результатам наблюдения за учащимися, анализу сочинений в мае 2012г. на тему  «Моя Родина» мы выявили, что образ Родины как сложное целое в социальном опыте ребёнка имеет многоуровневую структуру. Это одновременное функционирование трёх «пластов»:

-Родина как государство;

-Малая Родина (город, улица, двор);

-Родной дом (семья).

  Дети любят свою страну, свой город, родную природу, школу, в которой занимаются, ценят друзей.  Однако, в процессе устного опроса 4(20%) человека из 20 желали бы пожить в другой стране, 9(45%) учащихся не знали, как правильно называется наше государство. Учитывая недостатки проделанной работы, мы  продолжали прививать чувство гордости за нашу страну, рассказывать о выдающихся достижениях русских людей во всех областях: науке, искусстве, спорте.

       Наблюдая за поступками учащихся, беседуя с родителями, можно отметить положительную тенденцию к изменению личности школьника; учащиеся строят отношения  со сверстниками  и взрослыми на основе уважения, сочувствия, взаимопомощи, стремятся к взаимодействию друг с другом во внеурочное время.

      Таким образом, в процессе систематической целенаправленной работы по формированию патриотических качеств младших школьников решаются следующие задачи:

-меняется отношение к уроку литературного чтения;

-меняется отношение к семье, родным и близким людям, воспитываются  положительные личностные качества;    

-проявляется более ответственное отношение к общественным поручениям, делам класса;

-проявляется активная гражданская позиция, стремление к справедливой оценке поступков других людей.

    Совместная кропотливая, ежедневная работа авторов учебников «Литературное чтение» Любови Александровны Ефросининой, Маргариты Ивановны Омороковой, учителя Волковой И.А. и ребят привели к хорошим результатам. Анализ материалов исследования свидетельствует  об изменениях, которые произошли в эмоционально - волевой, познавательной сферах учащихся, в нравственном становлении личности младших школьников. Ребята, обучающиеся по данному УМК, отличаются высоким уровнем познавательной активности, любознательности, логикой, умением принимать и решать учебную задачу, более глубокими знаниями по предмету. В этом большая заслуга авторов учебников по литературному чтению программы «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

Список литературы.

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» -электронный ресурс -www.rg.ru
  2. Гайворонская Н.И.Краеведение в начальной школе//Начальная школа плюс до и после.-№7-2010,с.49-51
  3. Гужова И.В. Уроки литературного чтения в начальной школе. //Начальная школа. - № 2 – 2003, с.89.
  4. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение, 3класс.Учебник для учащихся общеобразовательных школ. Ч.2., Москва, «Вентана-Граф», 2010.
  5. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение, 4 класс.Учебник для учащихся общеобразовательных школ. Ч.1., Москва, «Вентана-Граф», 2010.
  6. Караковский В.А. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. –М.:Новая школа,1993- с.19
  7. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие. – М.:Айрис-пресс,2005.
  8. Лазарева В.А. Уроки литературного чтения в современной  начальной школе.//г.Начальная школа.- № 17,21,24-2006.
  9. Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных  учреждений: в 2 ч./[авт-сост.А.Ефросинина].-М.:Вента-Граф,2009.
  10. Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных  учреждений: в 2 ч./[авт-сост.А.Ефросинина].-М.:Вента-Граф,2010.
  11. Маханёва М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России.-М.АРКТИ,2005.
  12. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2ч. Ч.1 /[М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.-М.: Просвещение,2010
  13. Патриотическое воспитание: система работы, планирование конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост.И.А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006.
  14. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.Ч. 1.-М.: Просвещение,2010.-(Стандарты второго поколения)
  15. Работаем по УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Проф. Н.Ф.Виноградовой/Сост. В.Ф. Одегова-Нижний Новгород, 2008.
  16. Родионова Е.Л.Патриотическое воспитание как основа гражданского становления личности ребенка/ Практика школьного воспитания-№2-2010,с.2
  17. Родная речь. Учебник по чтению для учащихся начальной школы.

      Кн. 3. Для 4 класса,ч.1,2 / сост. Голованова М.В. и др. М:        «Просвещение»,2008

16.Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»-М.: Вентана-Граф, 2008


[1] Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2ч. Ч.1/[М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.-М.: Просвещение,2010

[2]1 Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение, 3класс.Учебник для учащихся общеобразовательных школ. Ч.2., Москва, «Вентана-Граф», 2010.

[3]2Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение, 4 класс.Учебник для учащихся общеобразовательных школ. Ч.1., Москва, «Вентана-Граф», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к статье "Патриотическое воспитание младших школьников"

Презентация к статье "Патриотическое воспитание младших школьников"...

"Развитие речи младших школьниковна уроках литературного чтения"

Речь-это канал развития  интеллекта…Чем раньше будет усвоен язык,тем легче и полнее будут  усваиваться знания. ...

Статья "Патриотическое воспитание младших школьников на основе русских культурных традиций"

Формирование современного образованного человека – гражданина своего Отечества....

Система работы по теме "Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения"

Система работы по теме "Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения" в номинации "Методический семинар"на конкурс "Учитель года-2016"...

Статья "Патриотическое воспитание младших школьников".

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача. Патриотическое воспитание самых маленьких граждан нашей страны должно стать объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение ист...

Статья " Патриотическое воспитание младших школьников".

Данная статья поможет учителям начальных классов в работе по патриотическому воспитанию младших школьников....

презентация к пед.совету "Развитие нравственных представлений и норм морали у младших школьниковна уроках литературного чтения"

Презентация на тему : "Развитие нравственных представлений и норм морали у младших школьниковна уроках литературного чтения"...