Статья "Патриотическое воспитание младших школьников на основе русских культурных традиций"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Марценюк Нина Николаевна
Формирование современного образованного человека – гражданина своего Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

 Патриотическое воспитание  младших школьников

 на  основе  русских  культурных  традиций.

Цели и задачи:

  • формирование современного образованного человека – гражданина своего Отечества;
  • воспитание высокой духовной нравственности: любви к Родине, людям и природе, стремления к добрым поступкам, чистым помыслам;
  • создание целостного представления о жизни, культуре и традициях наших предков,
  • восприятие истории как живой связи времён и поколений;
  • раскрытие индивидуального творческого потенциала учащихся;

  Россия – страна великой культуры и духовности. Духовность и нравственность всегда ценились выше богатства. В настоящее время наблюдается духовно – нравственный кризис личности. Ещё Ф.И.Тютчев в стихотворении «Наш век» писал: «Не плоть, а дух растлился в наши дни. И человек отчаянно тоскует».

  В наше время растлились и плоть и дух. Наркомания, алкоголизм, сексуальная распущенность, нравственная деградация стали распространёнными явлениями в России. Фундаментальная причина, провоцирующая негативные явления – это утрата духовно – нравственных ориентиров.

  Духовный и нравственный кризис, переживаемый нашим обществом, особенно остро затрагивает молодежную среду. Именно поэтому вопрос о духовном здоровье молодых людей ставится сегодня во главу угла. Без решения этого вопроса невозможно совершенствование образования, прогресс науки, развитие культуры. Воспитание нравственности должно стать столь же важной задачей, как передача знаний.

  Сегодня в обществе есть понимание приоритетности духовно – нравственного воспитания молодежи как важнейшего фактора возрождения российской государственности и культуры, национального достоинства и нравственного здоровья народа, необходимости способствовать формированию у молодых людей целостного мировоззрения.

  Система образования Российской Федерации призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

  О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой ты живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.


  Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач школы.

    Как сказал выдающийся академик Д. С. Лихачев «русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в ΧΧΙ в., если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

      В школе этим должен заниматься педагог, однако, не будучи патриотом сам, он не сможет пробудить в ребенке чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом пробуждения личности.

        Но как же воспитать патриота в современных условиях?

        Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по

новому начинаем относиться к праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству в  которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.  

  Следует подчеркнуть, что сейчас выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу.

  Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с  окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.

  Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:

-  воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, школе,

   улице, городу;

-  формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-  воспитание уважения к труду;

-  развитие интереса к русским традициям и промыслам;

-  формирование элементарных знаний по правам человека;

-  расширение представления  о городах России;

-  знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

-  развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

  Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

  Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

  Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие


 его с родным домом и ближайшим окружением.

  Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

  В детском возрасте патриотизм воспитывается через устное народное творчество. Наиболее распространенный вид устного народного творчества- сказки.  Талантливые и популярные художники слова в народной среде обыкновенно  собирали самых разнообразных слушателей - от стариков до маленьких детей.  Особенность их искусства заключалась в том, что оно привлекало всех,  независимо от возраста. До нас дошли только те сказки, которые выдержали  испытание временем в силу своих высоких художественных качеств.

Сказка раскрывает перед ребенком идеалы справедливости, добра,

честности, мужества, сострадания: формирует правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе и другое. Народные сказки являются своеобразным "учебником жизни".

Сказка не дает прямых наставлений детям:  «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании  всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают.    Например, сказка « Репка» учит младших школьников быть дружными, трудолюбивыми. «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним ходить  нельзя - можно попасть в беду, сказки «Теремок», «Зимовье зверей»- учат  дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди»,  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».  Страх и трусость высмеивается в  сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавель», «Лиса  и тетерев». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Морозко»,  «Царевна лягушка»).

Воспитательная ценность народных сказок заключается ещё и в том, что в   них  запечатлены лучшие черты русского трудового народа: свободолюбие,  природный ум, настойчивость, упорство в достижения цели. Сказки воспитывают  у детей гордость за свой народ, любовь к Родине.    

Уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для взрослых  и для  детей.

Сказка несет в себе культуру своего народа. Именно,  народные сказки сохранили ту общую человеческую мораль, которую, сегодня многие растеряли. В них отражены  уникальные  традиции и опыт творчества. Во всех народных сказках есть нравственно - этические принципы.    Сказка учит жить. А иначе, зачем бы наши предки тратили драгоценное  время на них?

                 Немаловажную роль играют в воспитании  нравственно-патриотических

        качеств и такие формы малого устного фольклора как пословицы, поговорки,

        загадки.

                Через загадки воспитываем у детей любовь к родному краю, учим видеть

        красоту окружающей природы, гуманному отношению к ней, ответственность

за поступки, негативное отношение к природе.


        Глубокого смысла полны пословицы и поговорки русского народа.  «Поговорка - цветочек, пословица - ягодка». Пословицы и поговорки своими краткими изречениями заключают в себе выводы из наблюдений об окружающем. Они учат правилам поведения, моральным нормам. Великий А.С. Пушкин говорил о поговорках: « А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!».

       Предлагая детям пословицы и поговорки, выбираем те,   которые близки по смыслу  и  пониманию   детей,  есть   целые   книжечки с ними, где  ярко в

самобытном стиле русского народа раскрыта суть, главная мысль.

              Многие методисты считают, что патриотическое воспитание учащихся

       должно быть в  познании и осознании ими своей Малой Родины, с познания

       запахов пряных степных трав, таинственного дыхания морских глубин, пения

       жаворонка в поднебесье. Не случайно ведь в дореволюционной России в

    школьных программах   существовал предмет «Родиноведение», который позднее

      был переименован в  «Краеведение». Для нас Малая Родина - это то место, где

      мы  родились и выросли.    Ведь любой край, область, даже небольшая деревня

      неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт. Отбор

      соответствующего материала  позволяет формировать у школьников

      представление о том, чем славен родной  край, родной город... Надо показать

      ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримеча-

      тельностями, памятниками, лучшими людьми.

             Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

             Ребёнок должен знать название своей улицы и той, на которой находится

     школа. Также внимание детей должно быть привлечено к объектам, которые

     расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, магазин, аптека и т. п.,

     рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства

     людей.

            Диапазон объектов, с которым знакомят младших школьников, расширяется

     — это   район и город в целом, его достопримечательности, исторические места,

     памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старшие школьники

     должны знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а

     также в честь кого они названы. Им объясняют, что у каждого человека есть

     родной  дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по  

   городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает

    осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности,

    взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает

    знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

           В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример

  взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших

   членов семьи (прадедушек, прабабушек, участников ВОВ, их фронтовых и

   трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг

   перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг»

   и т. д. Важно подвести ребёнка к понятию, что мы победили потому, что любим

   свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их

   имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты


   памятники.

        Неверно полагать, что , воспитывая любовь к семье, можно тем самым привить

   любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому

   уживается с безразличием к судьбе страны. Поэтому важно, чтобы дети как можно

   раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. Знают ли они за что их

  прадедушка и прабабушка получили ордена и медали? Знают ли своих знаменитых

 предков? Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного

  человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-

  патриотических чувств.

        Организованная таким образом работа будет способствовать правильному

  развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

      Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их

  к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших

  и маленьких, есть много общего:

  •   повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей, врачи лечат больных,

       строители строят дома и т.д.);

  •   везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших её от врагов;
  •   повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают

       друг другу;

  •   люди берегут и охраняют природу;
  •   есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

       Быть гражданином, патриотом — это значит непременно быть

    интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости

    за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного

    отношения к культуре других народов, к  каждому человеку  в отдельности,

    независимо от цвета кожи и вероисповедания.

         Безусловно гуманное отношение к людям разных национальностей создаётся у

    ребёнка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых,

    которые находятся с ним рядом. Поэтому особенно важно в школе поддерживать

    и направлять интерес ребёнка  к людям других национальностей, рассказывать,

    где территориально живёт данный народ, о своеобразии природы и

    климатических условиях, от которых зависит его быт, характер труда и т. д.

           К концу школьного  периода ребёнок должен знать: нашу страну населяют

    люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи, традиции,

    искусство, архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами,

    музыкантами, художниками и т. д.

            Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания,

   каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными  

   условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного

   возраста;

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психоло-

  гических особенностей, возможностей и интересов;


    рациональное сочетание различных видов деятельности, адекватный возрасту

 - баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

 - развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

       Огромную помощь в решении задач нравственно-патриотического воспитания

   может оказать обращение к русским культурным традициям.  

       Исследователь и знаток русских культурных традиций В.И.Даль даёт такое

   определение «Патриот — любитель Отечества, ревнитель о благе его». В данном

   определении есть ощутимый акцент на любви деятельной, жертвенной, духовной,

   а не на пассивной, лениво созерцающей. Именно такая любовь воспитывает не

   только гражданина, но и человека.

       В этом контексте нравственно-патриотическое воспитание может послужить

   не только целям воспитания граждан, что необходимо для развития общества и

   государства, но и для успешного развития самой личности учащегося.

       Итак, главной задачей в работе с младшими школьниками в группе продлённого

   дня по русской культурной традиции является закладывание основ духовно-

   нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим

   потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодей-

   ствию с другими людьми.

       Раскрытие личности в ребёнке полностью возможно через включение его в

   культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в

   культуре , проживание в традиции, посредством вхождения в годичный

   праздничный круг.

        Русская культурная традиция вобрала в себя нравственно-этические и

   эстетические ценности христианства. Воспитательная роль этих ценностей

   реализуется в группе продлённого дня путём ознакомления детей с историей

   Руси, с жизнью, бытом и нравом русского народа, с календарными праздниками,

   обрядами.

         Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое

   воспитательное и образовательное  значение для учащихся является игра. При

   этом имеется в виду не только игры в прямом смысле слова, но и все виды

   деятельности,  которые в народной традиции имеют характер игры (обряды,

   праздники и др.) Но особенность любых народных игр заключается в том, что

   они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной

   гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое

   личное достижение, а такое которое непротиворечиво вписано в жизнь детского

   сообщества.

          Народный праздник и является именно  такой большой яркой и глубоко

   содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми любимые в народе

   праздники, взрослые воздействуют на эмоциональную сферу детей, оставляя в их

   памяти глубокий след.

          Это помогает детям также лучше ориентироваться во временных понятиях.

   Цикличность народного календаря из года в год повторяет эти праздники и

   события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с

   раннего возраста постепенно усложняя и углубляя его.

         Народное воспитание имеет ещё одно преимущество: оно очень целомудренно


   и ненавязчиво готовит из мальчиков — мужчин-защитников, а из девочек —

   женщин-матерей.

          И ещё, народное воспитание создаёт у детей осознание своей сопричастности

   не только семье, группе, но и общностям более высоких порядков (город, народ,

   страна) Это чувство сопричастности — основа будущего ПАТРИОТИЗМА.  

 

Список использованной литературы:

1.Н.И.Костомаров, И.Е.Забелин «О жизни, быте и нравах русского народа». Москва

   «Просвещение» АО «Учебная литература» 1996г.

2.Методическое пособие для педагогов «Знакомство детей с русским народным

   творчеством». Спб «Детство-Пресс» 2010г.

3.«Праздники на Руси». Москва «Белый город»2008г.

4.«Творческие игры и развивающие упражнения для ГПД» 1-4 классы. «Учитель»

    Волглград 2010г.

5. И.А Агипова , М.А.Давыдова «Мы патриоты». Классные часы и внеклассные

   мероприятия. Москва ВАКО 2006г.

6.В.В.Гардеев «Система воспитательной работы в труппах продлённого дня».

   «Учитель». Волгоград 2007г.

7. «Учебно-воспитательные занятия в ГПД» в 2-х частях. Учитель. Волгоград.2010г.            

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...

Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у младших школьников школьников

Организация досуговой деятельности одним из факторов профилактики агрессивности младших школьников.Формы организации в педагогическом процессе....

« Неуспешность в обучении школьника и пути её коррекции в учебной деятельности школьника» (из опыта работы)

В последнее время   отмечается  неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.Проблемы неуспешного в учебной деятельности младшего школьника требуют специал...

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

ДОКЛАД: Система мер по оптимизации процесса обучения с целью предупреждения неуспеваемости школьников. Общешкольные меры предупреждения неуспеваемости школьников. Пути преодоления неуспеваемости школьников.

На самом деле причин неуспеваемости очень много. Если попробовать предложить, что основной причиной неуспеваемости следует признать неграмотные действия самого учителя, то многое может поменять...