Главные вкладки

    Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.
    методическая разработка (2 класс) по теме

    Юзипенко Наталья Евгеньевна

     

    В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуальной темой. Встаёт необходимость создания системы, при которой на каждом структурном этапе урока в ходе изучения материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

    Научные  исследования последних лет свидетельствуют о том, что каждой возрастной  ступени присуща готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. Она задаётся наличием определённых физиологических и психологических предпосылок, способных обеспечить высокий результат при взаимодействии с благоприятными педагогическими условиями.

    В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуальной темой. Встаёт необходимость создания системы, при которой на каждом структурном этапе урока в ходе изучения материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

    Новыми принципами, наряду с общепринятыми, могут стать следующие:

    Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка. Подбор таких упражнений, в процессе выполнения которых у учащихся не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств. Например, развитие словесно-логического мышления, внимания, памяти, речевых способностей.

     Принцип действенного подхода к обучению, осуществляется поиск детьми собственных, желательно неординарных путей решения заданий, в максимальной степени активируется их мыслительная деятельность и совершенствуются их интеллектуальные качества.

    Принцип обоснованного ответа: полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения в процессе всех или большинства выполняемых ими упражнений. Эффективность реализации этого принципа зависит от учителя, который таким образом построит урок и сформирует задания, что детям необходимо будет обосновать свою точку зрения, свой вариант решения.

    Эффективность выполнения этих принципов зависит от принципа сотрудничества, делового партнёрства учителя и учащихся. Он предусматривает сочетание разумной требовательности и строгости с глубоким терпением и уважением к личности каждого ребёнка, его мнению, точке зрения; обеспечение внимания со стороны ученика к словам и действиям учителя, уважительного отношения к ответам, мыслям и чувствам одноклассников. Психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия предоставляет ему возможность утвердиться в поиске новых идей и новых знаний.

    Образцы заданий на развитие интеллектуальных способностей.

    Внимательно прочитай пары слов между которыми есть смысловая связь. Запиши второй столбик по памяти и подбери проверочное слово.

    Дерево – гр..чи

    Снег – сл..ды

    Больница – вр…чи

    Поле – хл…ба

    Дом – ст….на

    Каждую цепочку слов напиши в смысловой закономерности. Ответ обоснуй. Объясни правописание пропущенных букв.

    М..локо,  к..р..ва, тр….ва;

    Врач, б..лезнь, выздоровление;

    Д…ма, стр..итель,кирпичи;

    Простуда, хол..д, б..лезнь.

    Распредели слова на 2 группы. Объясни действия:

    З..ма,  п…нал,  п…тух,  п…тно,  с…р….ка,  р….ды,  м….шина, дв..ры,  л…пата,  бл…ны,  п…льто,  м…дведь.

    В каждой строчке найди лишнее слово и объясни почему.

    М…рской,   с..довый,  сп…ртивный,  х…лодный,  зв…зда,  в…сло,  в…дро,  сп…шить,  уд…вление,  л…чить,  с…дел,  св…стел.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы "Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка"

    Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, именуемыми в школьной практике «словарными». Многолетний оп...

    развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения русскому языку

    Развитие творческих возможностей уч-ся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрас...

    Формирование культуры речи младших школьников в процессе изучения русского языка (на материале имен существительных)

    В настоящее время в связи со значительными изменениями условий функционирования языка актуальной становится проблема языка в его реализации – проблема культуры речи. Основы речевой культуры закладываю...

    Формирование фонетических навыков у младших школьников в процессе преподавания английского языка в школе

    Формирование фонетических навыков у младших школьников на уроках английского языка...

    Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников

    Данная статья полностью раскрывает понятие "творческие способности", благодаря чему, выявлены критерии творческих способностей....

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и во внеурочной деятельности (обобщение педагогического опыта)

    Проблема исследования: каковы возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и ...