Опыт работы "Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка"
материал по русскому языку по теме

 

Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, именуемыми в школьной практике «словарными». Многолетний опыт работы показывает, с каким трудом младшие школьники усваивают слова с непроверяемыми написаниями, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника «Русский язык»  в орфографический словарь. Актуальной остается задача сделать интересным процесс изучения слов с непроверяемыми написаниями.Автор в своей работе раскрывает основные методы и приёмы работы над "словарными" словами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc587 КБ

Предварительный просмотр:

Каюрова Анна Николаевна

Содержание:

Информация об опыте……………………………………………………………3

Технология опыта…………………………………………………………………6

Результативность опыта…………………………………………………………14

Библиографический список……………………………………………………..16

Приложение к опыту…………………………………………………………….17

Информация об опыте

Условия возникновения опыта

          Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 31 «Журавлик» расположен в центре жилого массива микрорайона Жукова города Старого Оскола. В детском саду функционирует 10 групп (208 детей, от 2 до 7 лет), из них 2 группы для детей раннего возраста (с 2 до 3 лет). Образовательный процесс осуществляется по программе дошкольного образования «Детство» под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой.

Выбор темы опыта обусловлен девизом программы «Чувствовать-Познавать-Творить», а следовательно одним из направлений работы воспитателя является условие создания положительного настроения детей, способность установления положительных отношений с воспитателем и детьми в группе, создание условий для устойчивого эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребенка. Задачами воспитания и развития детей младшего возраста становятся необходимость развития познавательной активности детей, обогащение их представлений о людях, предметах и явлениях, воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости на состояние других людей, добрые чувства к животным и растениям.

Чем же можно вовлечь ребенка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, мыслей, поступков, характеров, как научить малыша по мере взросления «вглядываться в человека», видеть и понимать его, воспитывать человечность? На мой взгляд, этому способствует вовлечение ребенка в мир художественной литературы. Начало читательского опыта, как и многих способностей, лежит в детстве. Чем характеризуются эти способности? Умением ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Только при этом условии, по мнению В.Сухомлинского, маленький человек становится воспитываемым. Не сопереживавшие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века - эстетическим, экологическим, этическим. От того, как сложатся у ребенка первые «отношения» с книгой, зависит очень многое.

Актуальность опыта

И в жизни человека, и в жизни ребенка эмоции играют огромную роль. Для малыша эмоции - своеобразный эталон качества предметов и явлений окружающего мира, определитель их ценности. Именно через призму эмоций ребенок воспринимает пока еще маленький мир, именно с их помощью дает понять окружающим, что он сейчас ощущает.

Одной из характеристик субкультуры детства являются эмоции как внешний знак внутреннего мира ребенка. По мнению В.В. Зеньковского, раннее детство является «золотым временем» для эмоциональной жизни. Эмоциональная отзывчивость является внешним проявлением внутреннего состояния ребенка и выступает показателем благополучного или затрудненного вхождения в социальную ситуацию и принятия определенной социальной роли. Эмоциональный способ взаимодействия с окружающими людьми является для ребенка первичным и искренним, поэтому содержание и характер эмоциональных отзывчивости детей в раннем возрасте представляет особый интерес.

Хрупкий мир детских переживаний характеризуется открытостью и эмоциональной подвижностью. Ситуативный характер эмоций и динамика видов социально-эмоциональных проявлений взаимосвязаны с системой личностных отношений, в которую включается ребенок в процессе совместной деятельности и общения со сверстниками и взрослыми. В последние годы становится все больше детей с нарушениями психо-эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются в устойчиво негативном поведении.

Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе чтения, в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но, и это главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

 В работе с детьми желательно использовать произведения детских писателей и поэтов, фольклор. Они являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, рассказы, потешки обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировидение, отзывчивость, служат прекрасным поводом для содержательного диалога педагога и ребенка.

В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать детям. Необходимы не только разработанные специалистами, глубоко продуманные концепции и программы, но и признание процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка. Приоритет книги в человеческой жизни, уважение к ней, к человеку читающему и, как следствие, много знающему должно всячески демонстрировать и воспитывать в ребенке, начиная с дошкольного детства.

Ведущая педагогическая идея заключается в воспитании интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст, создание условий для проявления детьми эмоциональной отзывчивости, возможности эмоционально откликаться на содержание прочитанного.

В младшем дошкольном возрасте начинает складываться первичный круг детского чтения, в него входят поэтические и прозаические жанры фольклорных и литературных произведений. Восприятие художественного текста этого возраста характеризуется наивностью и яркой эмоциональностью. В центре внимания находится главный герой, его внешность, действия, а понимание переживаний и мотивов поступков героя затруднены. Дети знакомятся с художественными произведениями разных видов и жанров. В круг их чтения входят разные произведения русского и зарубежного детского фольклора: потешки, песенки, прибаутки, заклички-обращения к природе. Им знакомы народные сказки: кумулятивные (на основе однотипных действий) и о животных, некоторые произведения зарубежной классики (поэтические тексты, их фрагменты и проза), а также рассказы, сказки и стихи современных авторов.

Ребенок-слушатель-это тоже читатель. Однако читательская судьба ребенка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредниками между писателем и слушателем. Взрослый, чтобы привлечь ребенка к книге, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность изображенных коллизий, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям, интерпретировать для них литературные образы и авторский идейный замысел.

Длительность работы над опытом охватывает период с 2010 по 2013 учебные годы и охватывает три этапа:

 Первый этап –аналитико-диагностический (2010-2011 учебный год).

Цель: проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью теоретического обоснования и опытной проверки эффективности формирования и развития эмоциональной отзывчивости у детей средствами художественной литературы. Определить содержание работы по приобщению детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе. Рассмотреть психологические особенности ребенка и его возможности в области эстетического восприятия. Изучить своеобразие литературных произведений, вошедших в круг детского чтения, и определить их соответствие уровню восприятия дошкольника на разных этапах.

Второй этап-практический (2011-2012учебный год).

Цель: создание эмоциональной благоприятной атмосферы для формирования умения воспринимать и понимать детьми младшего дошкольного возраста произведений литературы.

Третий этап- итоговый (2012-2013учебный год).

Цель: проанализировать результаты работы направленные на расширение кругозора ребенка, его представлений о тех явлениях и событиях, вхождение ребенка в мир социальных отношений людей, нравственных основ жизни, погружение ребенка в мир литературной речи, ее силы, красоты, образности, связности, ощущение ее ритмов, мелодичности звучания. развития творческих способностей детей, развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.

Диапазон опыта включает систему связей образовательных задач развития детей средствами художественной литературы с задачами других образовательных областей и направлений развития: познавательного, речевого, эстетического, социального.  Подбор необходимого информационного и наглядного материала, план работы с родителями?,  план работы с детьми.

Теоретическая база опыта.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика её роль и в развитие речи дошкольника.

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития кульуры речи указывали педагоги, психологи , лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А.Флерина, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, Ф.А.Сохин, А.М.Шахнарович, Л.И.Айдарова и др.)

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение, расширение кругозора ребенка, его представлений о тех явлениях и событиях, которые не всегда можно увидеть воочию (например, о нашей огромной стране, образе жизни людей других культур, о мире животных, труде взрослых и т.д.). Так же, знакомство детей с художественной литературой – это вхождение ребенка в мир социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь; с помощью литературных произведений предлагается познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. Эстетическая направленность литературы – это погружение ребенка в мир литературной речи, ее силы, красоты, образности, связности, ощущение ее ритмов, мелодичности звучания. Кроме того, художественная литература является и ярким примером, и мощным стимулом развития творческих способностей детей.

Рассматривая программу «Детство» (авторы В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, 3. А. Михайлова и др.), одной из главных задач которой является заложить основу литературного развития детей, становления в них будущих читателей, нужно отметить, что раздел «Ребенок и книга» широко освещает данный вопрос. Этот раздел направлен на воспитание у детей интереса и любви к книге, умения ее слушать, понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям. На протяжении всего дошкольного детства воспитывается тяготение к постоянному общению с книгами, ориентировка в содержании и стиле произведений (сказочные, приключенческие, исторические, лирические, фантастические и др.) Осуществление этой задачи связано с воспитанием у детей способности и умения эстетически воспринимать произведения литературы, развитием их художественно-речевой деятельности.

 Технология опыта:

Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющие о себе в новом, ХХI веке, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучение качества медицинского обслуживания, внутрисемейной атмосферы и отношений ребенка с близкими взрослыми, изучение экологической обстановки, социального окружения, восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторов.

Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей, становление исходно благополучной психики, и важнейшие условия, определяющие это благополучие. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребенка.[3]

В последние годы интерес к проблеме эмоций и чувств как фундаментальной сфере психического развития человека, как базису его душевной жизни вырос. Безусловно, это сопряжено с  большими переменами в жизни нашего общества, с переменами в науках о человек, активно открывающих закрытые прежде проблемы: внутреннего мира, сознания, свободы, духовности, творчества и т.д. Есть ещё и другой фактор, заставляющий сегодня более внимательно и уважительно относиться к эмоциональной сфере,- фактор многочисленных эмоциональных нарушений(или расстройств) в поведении детей и подростков, проявляющихся в виде разных симптомов и не составляющих клинических форм заболеваний, а относящихся к непатологическим формам пограничного характера. Эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения как эмоционального фона ребенка( возбудимое или депрессивное настроение), в виде особенностей характеров, в виде некоторых социально неприемлемых влечений и зависимостей. Эмоциональные нарушения у детей необходимо диагностировать, точная и глубокая диагностика этих симптомов, коррекция и прогноз развития детей имеют огромное значение для здоровья ребенка и его жизни, а так же для жизни всей семьи.[10]

Итак, исходя из очерченных проблем, основные задачи психологии и педагогики эмоции состоят в следующем: уточнение роли эмоций для психического развития ребенка в период дошкольного возраста, раскрытие роли эмоций как мощнейшего инструмента воспитания и обучения ребенка.[11]

По мнению П.Я.Гальперина, чувства и эмоции можно рассматривать «как своеобразные и притом могущественные способы ориентировки в жизненно важных обстоятельствах…» Таким образом, кардинальная оценка и переоценка явлений явления, события, предмета -вот основной смысл возникновения эмоционального процесса и его основная функция.[14]

Дж.Брунер сформулировал ранее тезис о том, что эмоции «прокладывают путь для других психических процессов.» В частности, это путь для процессов познавательных. Применительно к детской психике сходные мысли высказаны в трудах французского психолога А.Валлона. «Именно эмоции…осуществляют первые связи ребенка с его социальной средой и становятся основой для формирования намерения и рассудочной способности…» Большое значение проблеме эмоциональных переживаний в психическом развитии ребенка придавала Л.И.Божович, солидаризируясь с позицией Л.С.Выготского, который ввел понятие переживания для анализа роли в развитии ребенка.[15] Отмечая большое значение эмоционального развития ребенка в его воспитании, А.В.Запрожец в 70-е гг. подчеркивал важную роль чувства в энергетическом обеспечении деятельности ребенка, в ее структурировании, в образовании новых мотивов и выделении целей. Как писал А.В.Запорожец, ребенок как бы предварительно испытывает воспринимаемый объект на оселке своих потребностей, вкусов и возможностей, проникаясь соответственно положительным или отрицательным отношением к этому объекту, что определяет в значительной мере характер и направленность последующей детской деятельности.[16]

Проблема эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами - Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усовой, Е.А. Флёриной, Т.А. Марковой и др. Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться эмоции и чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания.

С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира (люди, предметы, события). Взрослые, прежде всего родители, не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, поступкам, явлениям с помощью интонации, мимики, жестов, речи. Благодаря нашей врожденной способности к выражению эмоций мы можем понимать друг друга, не используя речевых средств. Безусловно, неудивительно, что язык эмоций -это единый язык для всех людей Земли.

Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Хорошее настроение улучшает настроение. Человек быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него значения.

На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и ее мотивов, а так же в связи с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Наряду с переживаниями удовольствия и неудовольствия, связанные с удовлетворением и неудовлетворением непосредственных желаний, у ребенка возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо он выполнил свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения.

Существенное значение для эмоционального развития детской личности имеет деятельность не только реальная, но и воображаемая, позволяющая эмоционально предвосхитить отдаленные последствия своих поступков. В процессе такого воображения происходит своеобразное проигрывание данной ситуации, во время которого можно обнаружить ценность для субъекта сложившихся обстоятельств или действий, которые в этих обстоятельствах могут быть выполнены.

Ребенок, достигший относительно высокого уровня эмоционального воображения, пытается, прежде чем приступить к решению задачи, предварительно проиграть в воображаемом плане различные варианты действия и предугадать их последствия для окружающих людей, а следовательно, и для него самого. Так он стремится определить направление своего последующего поведения, избегая тех поступков, которые может совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний.

Эмоции влияют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Эмоциональный фон присутствует в ощущениях, которые могут быть приятные или неприятные. Влияние эмоций отражается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лиш то, которое усиливает его раздражение.

Хорошее настроение улучшает процесс запоминания. Благодаря эмоциональной памяти долго помнятся пережитые события. Эмоции связаны и с забыванием: человек быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для нее большого значения.

Существуют определенные закономерности соотношения эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательного задания, тогда как несчастье тормозит ее выполнение. Позитивные эмоции увеличивают мотивацию, а негативные ее уменьшают. Волевые процессы тесно связаны с эмоциями.

Реализовать эмоционально-ценностный компонент на практике можно с помощью методов эмоционально-сенсорного воздействия, эмоционально-образного стимулирования, побуждения к сопереживанию.

•        Метод эмоционально-сенсорного воздействия – дает возможность актуализировать кратковременные эмоциональные реакции детей, побуждать реагировать эмоционально, воздействуя на сенсорику. Интегративное взаимодействие позволяет строить совместную деятельность, в ходе которой педагог создает необходимый эмоциональный настрой для общения, предлагает наблюдать за предметом, объектом, действовать практически: погладить, потрогать, сымитировать его качества, определить окраску, очертание силуэта, учитывает особенности детского мировосприятия.

•        Метод эмоционально-образного стимулирования побуждает детей реагировать эмоционально, образно отождествляя себя с природным объектом, сказочным персонажем и т.д. Очень важно, чтобы дети не просто копировали действия, движения, внешние черты, характерные особенности явлений окружающей жизни, но и входили в образ, воспринимали его как «осмысленную жизненную норму» (В.Т.Кудрявцев). Суть в том, что словесное описание, закрепляя эмоциональный опыт, обогащает чувства, развивает осмысленно-образную моторику; двигательное воображение «одушевляет» действия, делает их как бы достоянием внутреннего мира ребенка, смысловой, по-настоящему «управляемой» категорией (А.В.Запорожец). Важно, чтобы ребенок входил в образ.

•        Метод побуждения к сопереживанию – побуждает детей сочувствовать не только тем, кого они видят, но и тем, кого представляют в воображении. Эти особенности проявления сочувствия, сострадания, эмпатии обеспечивают содержательную основу данного метода. Только сопереживая, ребенок постигает явления социальной жизни, величие труда, красоту природы, произведений искусства. Педагог должен поддерживать субъективную позицию ребенка, развивать его образное мировоззрение.

Заслуживает внимания эмоционально-смысловое общение - это три неразрывно связанные составные, включающие эмоциональный настрой, смысловую и продуктивно-творческую части.

При проведении работы по эмоционально-ценностному развитию детей, ориентированному на взаимодействии воспитателя с детьми, можно выделить несколько стратегических способов:

•        быть открытым для детей

•        разрешать детям учить себя, исправлять ошибки

•        объединять свои усилия с усилиями детей

•        не руководить жизнью ребенка, а лишь опосредованно влиять на выбор ребенка.

•        развивать в каждом ребенке сознательное отношение к своему внутреннему миру;

•        создавать атмосферу ощущения собственной индивидуальности;

•        оказывать содействие развитию эмоционального сопереживания, создавать атмосферу ощущения собственной индивидуальности;

•        содействовать развитию эмоционального сопереживания другим людям;

•        содействовать развитию эмпатии, способности чувствовать настроение;

•        поощрять передачу эмоционального состояние разными выразительными средствами;

•        создавать ситуации, когда дети помогают друг другу;

•        использовать все возможности для объяснения ребенку социальных действий;

•        поощрять дошкольников к совместной работе;

•        демонстрировать разные виды социального поведения самим педагогом, сотрудничать с воспитанниками;

•        создавать атмосферу сотрудничества;

•        расширять адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной стойкости, сопротивляемости, выборочности относительно внешних влияний);

•        научить ребенка включаться в разнообразные ситуации, где он имеет возможность сам быть активным субъектом событий, видеть и понимать проблему, задумываться над тем, как ее решают другие (взрослые в первую очередь), пытаться найти свои пути для достижения цели. Это и является настоящим творческим процессом усвоения малышом общественно-исторического опыта.

•        Не забывать, что одной из центральных задач является обеспечение условий для реализации индивидуального подхода к каждому воспитаннику. Психолого-педагогическое планирование деятельности детей в группе - это свободное обсуждение с воспитанниками плана действий, направленных на реализацию того или другого замысла, умения увидеть позитивный потенциал каждого ребенка, уровень его заинтересованности и активности в конкретной ситуации, помочь каждому найти себе желаемое место и роль в той или другой деятельности.

Эмоциональный компонент как неотъемлемая часть дошкольного образования выполняет ряд важнейших функций - интеграционную, индивидуализирующую, коммуникативную, социализирующую, развивающую.

Суть в том, что лишь умелое руководство детскими эмоциями позволяет педагогу иначе подойти к процессу образования.

Основой стойкого поведения и отношения субъекта к окружающей среде современная психология и педагогика считают ценностные ориентации.

Существенное, весомое, полезное, что вписывается в понятие «ценность», должно входить в жизнь ребенка с помощью содержания, формы, не сковывать его возможности, интеллектуальные и личные силы, обязательно оставлять в его душе неизгладимый след.

Для дошкольников характерный эмоционально образный уровень постижения ценности - через художественное слово, звук, цвет, композицию. В структуре личности они превратятся в ценностные ориентации и ценностные отношения.

В настоящее время достаточно актуальна проблема эмоционального воспитания дошкольников. Можно с уверенностью сказать, что через специально организованное взаимодействие педагога с детьми в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система личностных свойств ребенка. Таким образом, актуальной становится задача выявления способов, активизирующих эмоциональное развитие детей дошкольного возраста средствами художественной литературы.

Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его эмоциональные возможности. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

 При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эмоционального развития, язык усваивается в его эмотивной стороне. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Таким образом, художественная литература обогащает эмоции детей, вызывая сочувствия герою, сопереживания, радость.  

Рассматривая программу «Детство», (авторы В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, 3. А. Михайлова и др.), одной из главных задач которой является заложить основу литературного развития детей, становления в них будущих читателей, нужно отметить, что раздел «Ребенок и книга» широко освещает данный вопрос. Этот раздел направлен на воспитание у детей интереса и любви к книге, умения ее слушать, понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям. На протяжении всего дошкольного детства воспитывается тяготение к постоянному общению с книгами, ориентировка в содержании и стиле произведений (сказочные, приключенческие, исторические, лирические, фантастические и др.) Осуществление этой задачи связано с воспитанием у детей способности и умения эстетически воспринимать произведения литературы, развитием их художественно-речевой деятельности.

При восприятии литературного произведения малыши прежде всего обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники эмоционально активно переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.

Характерной особенностью детей от двух до пяти лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой.

Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор — частушки, потешки, песенки, игры («Водичка, водичка...», «Кисонька-Мурысенька...», «Тили-бом!..», «Пальчик, пальчик...», «Кто у нас хороший...» и многие другие). Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. Дети знакомятся с народными сказками, прежде всего со сказками о животных: «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба» и др. Младшим дошкольникам читают доступные их пониманию произведения русской и зарубежной классики, а также рассказы, сказки и особенно стихи современных авторов.

Задача детского сада — открыть ребенку мир словесного искусства, воспитать интерес и любовь к книге, умение ее слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, «содействовать» и сопереживать героям, т. е. заложить основу литературного развития детей, становления их как будущих читателей. Осуществление этой задачи связано с воспитанием у детей способностей и умений эстетически воспринимать произведения литературы, с развитием их художественно-речевой деятельности.

Литература, как вид искусства лучше воспринимается в том случае, когда создана особая эмоциональная атмосфера, настраивающая ребенка на чтение книги. В режиме дня малыша должно быть специальное время для чтения. Нельзя читать на ходу, нельзя читать во имя чего-то, как вознагрождение за какую-либо деятельность. Не стоит постоянно читать одну и ту же книгу. Читать ребенку надо не спеша, ясно выговаривая звуки речи. Выбирать лучше те тексты, языковая основа которых доступна маленькому слушателю, а содержание интересно. Не рекомендуется заставлять ребенка слушать чтение книги тогда, когда он устал, желает смены деятельности. На ночь нельзя читать произведения, будоражущие его психику. Только внимательное отношение к малышу, тщательный подбор произведений для чтения и наблюдение за процессом восприятия книги со стороны взрослого приведут к достижению цели.

Педагогические принципы – это воспитательная ценность произведения, его доступность, наглядность, занимательность, динамичность сюжета. Отдельно хотелось бы остановиться на понятии «доступность», которое часто трактуется весьма одлнобоко: доступное, значит понятое. Обратим внимание на характеристику этого понятия в программе «Детство»: «Доступным произведением является такое, которое создает условия для возникновения активной работы мысли читателя-ребенка, интенсивных чувств, переживаний, воображения, что ведет к решению литертурной задачи-проникновению в замысел писателя».

Проблема формирования круга детского чтения одна из самых сложных в методике воспитания грамотоного читателя.

А) Она многоаспектна, и от человека, занимющегося ею, требует разносторонних знаний в области педагогики, психологии, истории и теории фольклора, детской русской и зарубежной литературы.

Б) Она требует изменения отношения к ней взрослых, считающих, что никакой науки в приобщении ребенка к книге не существует: для этого достаточно взять в руки саму книгу и начать читать ее детям.

Каждое новое время, каждое поколение нуждается в собственном круге чтения, окружающем читательские потребности, идеалы и идеи. Читатель в ребенке вырастет тогда, когда литертура, книга соответствует его мировидению, его запросам, его душевным побуждениям, когда в книге находится ответ на вопрос, еще зреющий в сознании, когда предвосхищены эмоции, когда

Обложка или переплет-

Как маленькая дверца,

Приоткрывающая вход

И доступ в область сердца.

Е.Долматова

Особенно быстро меняется круг чтения дошкольников. Здесь фактически каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения. И то. Что звучало для малыша второго года жизни и принималось им, четрырехлетнему будет не интересно или будет преосмысленно им. Так , небылицы-перевертыши для двухлетнего-игра звуков, интонаций; для четырех-пятилетнего - игра ума, а семилетнего они как правило уже не увлекают.

Таким образом, содержание круга детского чтения зависит от возраста ребенка. Содержание круга детского чтения зависит так же и от состояния самой литературы. Выбирая книгу для чтения малышу сегодня, мы должны думать о ее направленности на формирование позитивных эмоций ребенка, позитивной деятельности.

Привыкание ребенка раннего возраста к книге, к процессу чтения должно начинаться в семье, но в детском саду нельзя устраняться от этой работы, ссылаясь на малый возраст детей. Рассматривание книжных иллюстраций, чтение коротких как прозаических, так и поэтических произведений, должно быть ежедневным. Этот процесс может стать своеобразным ритуалом: перед занятием дети моют руки, усаживаются так, чтобы каждому была видна книга в руках воспитателя. Воспитатель показывает детям, как следует перелистывать книгу, как держать, куда класть. О культуре общения с книгой малышам нужно постоянно напоминать, чтобы выработать правильную модель их поведения в процессе чтения. Детям так же нужно говорить о том, как следует слушать чтение книги. Правила поведения следует закреплять: этого требуют особенности возраста маленьких читателей.

С детьми раннего возраста проводятся теметические занятия. Им предпочтительно читать об их сверстниках, об игрушках, детских играх; о животных, домашних и диких; о правилах поведения за столом, в семье, на улице, среди детей; о временах года, о погоде и т.д.. то есть о том, что уже включено в детскую жизнь, что является ее частью, что окружает малышей, что видимо и воспринимаемо ими. Хорошо включить в детское чтение произведения, вызывающие у детей желание двигаться, играть, общаться со свестниками и взрослыми, проявлять положительные эмоции. В этом возрасте необходимо обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, побуждать повторять интонации воспитателя.

      Начиная с раннего возраста чтение и рассматривание книг является одной из важнейших форм взаимодействия взрослого с ребенком.

      В психологии восприятие ребенком фольклорных и литературных произведений рассматривают как сложную психическую деятельность, при которой более интенсивно, но в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка развиваются воображение, внимание, мышление, память, эмоции, воля.

      Первоначально малыш видит в книге лишь объект предметного мира. Действия годовалого малыша с книгой без участия взрослого проходят по обычной схеме взаимодействия с предметами: погрызть, попытаться порвать и т. д. При наблюдении за взрослым, обращающимся с книгой, у ребенка появляется новое предметно-манипулятивное действие — перелистывание страниц.

      Развитие посредством чтения возможно только при участии взрослого. Дети раннего и младшего дошкольного возраста особенно сильно испытывают потребность в тесном общении со взрослым, поэтому этот возрастной период может оказаться решающим в формировании будущего читателя.

      В воспоминаниях Д. Н. Мамина-Сибиряка о том, как мать читала ему книги, особенно подчеркивается важность совместного со взрослым переживания. Он многократно повторяет слово «мы»: «Я с нетерпением дожидался вечера, когда мать кончала дневную работу и усаживалась к столу с заветной книгой. Мы путешествовали уже вдвоем, деля поровну опасности и последствия кругосветного путешествия. Где мы ни были, чего мы ни испытали, мы плыли все вперед и вперед, окрыленные жаждой видеть новые страны, новых людей и неизвестные нам формы жизни».

      Потребность в чтении книг появляется у ребенка, которому много читают и у которого в процессе слушания чтения книг возник тесный эмоциональный контакт со взрослым. Такие дети уже по собственной инициативе обращаются с просьбой почитать.

      От простого перелистывания страниц и рассматривания картинок у детей постепенно возникает интерес к чтению как процессу. Произведения фольклора, особенно потешки и песенки, содержат многочисленные примеры, когда в начале текста произносятся сочетания звуков («тук-тук-ту-ру-рук», «а ду-ду-ду-ду, ду-ду», «ути-ути», «топ-топ, топ-топ», «журя-журя»; «блини-бом», «три-ли-бом», «ти-ли, ти-ли», «тын-ти-бри», «трень-брень», «ченче-бренче», «цынзы-брынзы»). Ребенку, который только «добирается» до смысла слов, очень важны такие тексты. В мир звуков вне слова он входит через игровую форму и в тесном контакте с матерью. Игра становится инструментом овладения языком.

      В младшем возрасте детям нравятся стихотворения, где есть слова «мама», «бабушка», употребляются его имя или знакомые имена детей, названия игрушек, известных ему животных.

      Детская писательница И. Токмакова называет чтение первоосновой воспитания. Действительно, талантливое поэтическое произведение с верно прочитанной интонацией определенным образом воздействует на ребенка.

      Личный опыт ребенка младшего возраста чаще всего ограничивается общением в семье, детском саду, на прогулке. Взаимодействие со взрослыми и особенно сверстниками подводит к необходимости выполнять определенные поведенческие правила: нельзя драться, жадничать, быть грязнулей и т. д. В стихотворении Г. Лагздынь с грустной иронией рассказывается о ситуации, хорошо знакомой каждому ребенку:

Во дворе кричит Егорка:

— Моя книжка! Моя горка!

Мячик мой! Лопатка, лейка!

Не пущу! Моя скамейка!

Ничего не надо брать!

Я хочу один играть!

Во дворе грустит скамейка,

Рядом мяч, лопатка, лейка.

Во дворе скучает горка

И стоит один Егорка.

      («Почему один Егорка?»)

      Одним из важных условий приобщения ребенка к книге должно стать ее обязательное присутствие как объекта развивающей среды в семье и дошкольном учреждении. Книжный уголок в детском саду обычно располагается на открытых полках, книги лежат на столе. В семье книги хранятся на полках или в шкафах. А когда-то местом хранения книжных сокровищ был «стеклянный книжный шкапчик, задернутый зеленой тафтой» (О. Мандельштам). Книги, спрятанные за занавеской, приобретали особую силу в глазах ребенка.

      Существовало строгое разделение на «детские» и «взрослые» книжные шкафы. В рассказе актрисы Н. Л. Выгодской очень удачно подмечена разность наполнения детского «книжного шкафа со стеклом и зеленой занавеской» и взрослого, который она называет «папин шкаф». «Когда я вспоминаю первых печатных друзей моих — среди них, конечно, были сборники сказок. Как у всех детей мира, у нас были сказки про Ивана-царевича и братца Иванушку и сестрицу Аленушку, я как сейчас вижу их на переплете — ее, беленькую, в кокошнике, сидящую впереди верного друга и избавителя Ивана, про Бабу-ягу — начало всего злого. Одной из любимых книг была «Макс и Мориц» В. Буша. И тоже как сейчас вижу белый переплет и смешные рожицы сверху его. Стихи эти ходили как присказки в раннем детстве моем в семье... Так, до сих пор помню и такую строчку, что употреблялась при нашем одеваньи, когда оно стало самостоятельным: «Вот одет сапог второй, Чуть не пляшет наш герой...»

      ...Скажу о книге, занимавшей огромное место в нашей детской жизни. Брэм! Что за волшебное царство открыли нам увесистые тома его книг, сохранившиеся не в нашем, а в папином шкафу, в его кабинете. «Папа, можно Брэма?» И вот вынимается том с любимым кенгуру, противным лемуром, у которого будто очки надеты на лысую голову, с поражавшим уродливостью тапиром и огромным бегемотом».

      К концу младшего дошкольного возраста мыслительные способности ребенка уже позволяют легко следить за сюжетом, устанавливая связи между событиями. Поэтому дети могут слушать относительно большие по объему художественные произведения. Четвертый год жизни — это пора сказок.

      Как считают психологи, в этом возрасте в процессе восприятия художественного произведения у ребенка развивается непосредственность восприятия, воссоздание и переживание образов (О. И. Никифорова). Такая способность возможна при хорошо развитом воображении.

      В центре внимания ребенка при прочтении сказок — главный персонаж. Дети еще не могут до конца понять переживаний и мотивов его поступков, но делают его героем своих игр, рисунков, хотят также одеваться и т. д. Таким образом создается театр понравившейся книги.

      На данном этапе развития у многих детей уже присутствует чувство юмора, которое проявляется в любви к «перевертышам», «лепым нелепицам». По словам любимого детского поэта и сказочника К. И. Чуковского, которому принадлежат названия этих терминов, перевертыш — это игра, и игра веселая: «Никакие другие [игры] не подводят ребенка так близко к первоосновам юмора, а это задача не малая: воспитать в ребенке юмор — драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами».

      У детей, которые много слушают чтение произведений разных жанров, уже в этом возрасте хорошо развито чувство языка, и их можно знакомить с названиями жанров (сказка, стихотворение, рассказ).

      Важной формой взаимодействия детского сада и семьи на данном этапе становится совместное проведение литературных праздников. Их темой могут стать произведения определенного жанра, жизнь и творчество какого-либо автора и т. п. Главное — чтобы праздники не носили единичный характер, а устраивались регулярно.

      Итак, для того чтобы обеспечить развитие ребенка, необходимо в семье и дошкольном учреждении решить следующие задачи:

      В семье

      Ежедневно читать и рассматривать книги с ребенком. При чтении активизировать эмоциональные стороны: читать выразительно, использовать мимику и жесты. При рассматривании иллюстраций использовать игровые приемы.

      Давать возможность ребенку самостоятельно выбирать книгу для чтения, прочитывать одну и ту же книгу по его просьбе многократно.

      Формировать детскую библиотеку так, чтобы в ней присутствовали книги разных жанров, фольклорные и авторские произведения.

      Учить бережно относиться к книге, следить за порядком в библиотеке, призывать ребенка убирать книгу на место.

      Всячески хвалить ребенка, подчеркивая его «взрослый» статус, за стремление занять свой досуг рассматриванием книги.

      Вдошкольном образовательном учреждении

      Иметь представления о книжных предпочтениях каждого ребенка. По возможности проводить не только групповое, но и индивидуальное чтение.

      Рекомендовать родителям примерный список литературы для чтения. Использовать эти произведения на литературных праздниках.

      Обращаться к прочитанным произведениям вне чтения книги по ситуации (когда выполняются игровые действия, гигиенические процедуры и т. д.).

      При использовании игровой мотивации на занятиях вводить любимый книжный персонаж детей.

      Использовать театр игрушек, плоскостной театр (фланелеграф) или кукол бибабо для инсценировки прочитанного.

      Создать особый антураж книжного уголка.

      Обращать внимание детей на порванные, помятые книги, при их посильном участии «лечить» книжку.

Но какие бы мы задачи пред собой ни ставили, всегда на первом месте должна быть книга, художественный текст. Именно он способствует изменению в состоянии детей, то есть сначала чтение, а потом игры, движения, театрализация прочитанного, а не наоборот.

Для начала в своей работе я отобрала  и распределила художественный материал с учетом возрастных возможностей детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки.

Вся работа с детьми по ознакомлению с устным народным творчеством проводится мною в совместной деятельности, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности.  При этом нами используются самые разнообразные (наглядный, словесный, игровой) методы и приемы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к литературным произведениям.

Это

- выразительное чтение сказок, рассказов, стихотворений.

- рассказ воспитателя с использованием иллюстраций, игрового поля по     сказке, показ слайдов, видеофильмов и диафильмов,

- демонстрация иллюстраций и картин,

- показ способов действий,

- игры-драматизации, игры-инсценировки,

- дидактические и  настольно-печатные игры,

- упражнения в проговаривании, звукоподражание,

 имитация действий.

При этом большую роль я уделяею выразительности  своей речи,  так как  интонация нежности и заботы прекрасно отвечают цели: воспитанию доброты, заботы и любви к живому, даже если это пластмассовая игрушка.
   Знакомство с художественным творчеством для малышей  я начинаю с потешек и колыбельных песенок, которые вводят ребенка в мир, учат его жить.

С приходом в детский сад у детей начинается адаптационный период, представляющий значительные трудности. При этом многие дети становятся плаксивыми, беспокойными, замкнутыми, тяжело расстаются с родителями. И вот здесь на помощь приходят потешки.  Утром, во время приема, встречаю детей с яркой красочной игрушкой (кошечка, собачка, петух,  и т.п.), чтобы переключить внимание ребенка на нее и сопровождаю ее движения чтением потешки.

Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок. Даю возможность рассмотреть, рассказываю о персонаже потешки, объясняю новые слова.  Я  ставила  перед детьми задачу не только запомнить потешку, но и обыграть ее. Малыши всей группой учились двигаться,  говорить как лисичка, заяц, медведь и т.д. в зависимости от того о ком потешка. Далеко не все дети могут  передать характер персонажа, но сбольшим интересом ожидали показа сказки нашим «театром».

С помощью  потешки я учу  малышей не только движению, но и пониманию того, что такое хорошо, а что такое плохо. Например: «Маму дочка слушайся», «Ты водички не принес» Как следствие своей работы, я часто наблюдаю как дети используют потешки во время игры в «дочки – матери», как бережно и с любовью они относятся к своим куклам. Также у детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая тем самым,  заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

  Потешки я использую во всех режимных процессах (умывание, кормление, сон, прогулка и др.) , Правильно подобранная  потешка,  помогает устанавливать доброжелательную атмосферу в группе, вызывает эмоциональный отклик у детей, воспитывает положительное отношение к режимным моментам, делая их для ребенка более интересными, способствуют установлению  контакта с малышом, пробуждению  чувства симпатии к взрослым.
  Это  позволяет приучить ребенка к совместному образу жизни, к коллективу. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности.

Сказки лучше не читать, а рассказывать, глядя на детей, особенно это важно для детей младшего возраста, потому что дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к ее персонажам.  Для того, чтобы создать сказочную атмосферу, мы используем образ Бабушки-сказочницы, в который несложно превратится, стоит только накинуть шаль на плечи, и сказать детям: «Я бабушка-сказочница, пришла сказку рассказать». Малыши встречали меня радостно, приглашали сесть и, конечно же, с нетерпением ждали новой сказки. Слушая сказочный голос,  дети запоминали сказку, а потом пересказывали,  манипулируя игрушками, имитируя  нашу интонацию. Я старалась учить ребятишек находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях, побуждали их к выразительности диалогов, используя при этом мимическую гимнастику («Фотография», «Веселая зарядка», Походка и настроение»), пособие «Угадай настроение». Под впечатлением услышанной сказки  у детей возникало естественное желание показать действие персонажей: как шел медведь, прыгал зайчик, бежала мышка, для этого  разыгрывали с детьми пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное движение сопровождали  меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, хитрая,  а лягушка прыгает, растопырив лапки, шлепает по болоту, простодушная, добрая.

Во второй младшей группе для развития эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества,  раскрытия своих творческих способностей, предлагала  детям поиграть в сказку,  чтобы почувствовать себя ее героем, волшебником, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации, поэтому учим детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми, тем самым, помогая им реализовать свои мечты и желания. Через оценку взаимоотношений героев сказки подводим детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставим перед необходимостью выбора, потребностью решать противоречия, возникающие в жизни. Благодаря этому у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Кроме того, предлагала  детям проиграть старые знакомые сказки на новый лад: "Веселое путешествие колобка", "Репка, репонька, вот какая крепенька" (вторая младшая группа),

С помощью сказок я формирую  у детей умения быть дружными  трудолюбивыми («Репка», «Теремок»), слушаться родителей («Гуси лебеди», «Сестрица-Алёнушка и братец Иванушка»), быть смелыми и  бесстрашными («У страха глаза велики»), трудолюбивыми  («Ховрошечка», «Царевна Лягушка»).

  в свою работу я старалась широко внедрять народные игры, песни, хороводы, привлекать внимание воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране. Это такие всем известные игры, песни, хороводы как: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Кошки-мышки», «Коршуны и цыплята», «Жмурки». «Золотые ворота», «Просо», «Заинька»,  «Как у наших у ворот», «Тень-тень-потетень» и др., в которых звучит художественное слово, позволяя ребенку еще раз прикоснуться к богатству народного творчества, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Игры всегда образны и сопровождаются потешками, считалочками, забавными запевалками, в играх можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность.

В нашей группе  создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов (как для мальчиков, так и для девочек) и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, куклы "би-ба-бо", настольный и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе по сюжетам русских народных сказок: "Курочка Ряба", "Теремок",  "Волк и семеро козлят", "Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса", "Маша и медведь", "Гуси-лебеди"; (разнообразные виды красочных театров в сочетании с медленными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждает детей проявлять свои речевые знания, эмоциональные качества, дети утверждаются в высказываниях),  В группе имеются дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: "Подбери картинку", "Собери сказку", "Мои любимые сказки", "Ты чей, малыш?", "Найди половинку", "Сказка за сказкой", "Из какой сказке герой", "Расскажи сказку", "Азбука эмоций".

Всю работу по развитию у дошкольника нравственных качеств я стараюсь проводить вместе с родителями: сообщать им о достижениях и проблемах детей, консультировать об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, обучать самих родителей приемам и методам нравственного воспитания , рекомендовать для прочтения в кругу семьи литературные произведения.

Родителям даются рекомендации по  проработке, по прочтению конкретной сказки. Они вместе со своим ребенком рисуют иллюстрации к заданной сказке,  изготавливают декорации и рекламки к драматизируемой сказке в группе, учат  ребенка пересказывать сказку, обсуждая смысл сказки и эмоции, ею  вызываемые и т.д.

Так же родители размножили нам раскраски по русским  сказкам. Дети с большим удовольствием разукрашивают их, воспроизводя при  этом содержание сказки, оформили книжки-малышки по загадкам, изготовили ширму для театрализованной деятельности.

  По итогам своей работы достижением считаю создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания, богатой развивающей среды.

 От того, насколько наши дети будут доброжелательны, трудолюбивы, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность  ребенка в жизни,  становление его как личности.

Результативность опыта. 

Третий год жизни

Познавательные умения. Внимательно слушать рассказывание или чтение взрослого, запоминать и узнавать знакомое произведение при повторном слушании, узнавать героев сказки, Рассказа, стихотворения в иллюстрациях и игрушках, запоминать строки стихов, тексты произведений малых форм.

Речевые умения. Передавать словом, действием, жестом содержание произведения: потешки, игры, песенки и др.; уметь подхватывать слова и строки знакомых стихов, читать наизусть некоторые из них.

Отношение. Выражать удовольствие от встречи с литературным произведением, радость от эмоционального сотрудничества и сопереживания. Воспитатель побуждает ребенка активно участвовать в общем со взрослым и другими детьми исполнении стихов, песенок, потешек, испытывать радость от игры звуками, звонкой рифмой, словом.

 

Уровни освоения программы

Низкий. Ребенок иногда отказывается от предложения слушать сказку, книгу. Быстро отвлекается при слушании, слабо запоминает содержание произведения. Не проявляет выраженного удовольствия от восприятия книги, участия в играх с текстовым сопровождением.

Средний. Ребенок откликается на предложение послушать чтение или рассказывание, но еще недостаточно сосредоточен при восприятии произведений. Запоминает отдельные строчки и слова стихов, песенок, охотно повторяет их, когда взрослый произносит текст. Отклик на прослушанное выражен неярко.

Высокий. Ребенок охотно отзывается на предложение прослушать книгу, участвовать в игре. Сам просит взрослого прочесть стихи, сказку. Легко включается в восприятие. Внимательно слушает, отвечает на вопросы по содержанию произведения, выполняет соответственно тексту игровые действия. Знает содержание прослушанных произведений, узнает на иллюстрациях эпизоды и героев знакомых книг. Ярко выражает эмоциональное отношение к прочитанному: смеется, радуется, плачет, активно участвует в разыгрывании песенок, потешек, в хороводных играх.

 

Четвертый год жизни

Познавательные умения. Сосредоточенно слушать чтение и рассказывание взрослого, не отвлекаться, выслушивать произведение до конца. С помощью взрослого понимать содержание, устанавливать порядок событий в тексте, видеть наиболее яркие поступки и действия героев, давать им элементарную оценку; представлять в воображении героев, созданных авторским словом, узнавать их в иллюстрациях.

Речевые умения. Делиться своими впечатлениями от прочитанного со взрослыми и сверстниками. Выражать в слове впечатления, мысли, образы. Пересказывать знакомые сказки, исполнять наизусть стихи, участвовать в драматизациях литературных сюжетов, театрализованных играх.

Отношение. Эмоционально откликаться на чтение и рассказывание, активно содействовать и сопереживать изображенным героям и событиям. Стремиться к повторным встречам с книгой, исполнению стихов, народных песен.

Получать радость и удовольствие от меткого слова, шутки, звучной рифмы, стремиться их запомнить и использовать в своей речи.

 

Уровни освоения программы

Низкий. Ребенок при слушании чтения и рассказывания нередко отвлекается. Не просит повторить прочитанное. Отказывается от разговора по содержанию, исполнения стихов, сказок, участия в играх. Не проявляет выраженного эмоционального отношения к прочитанному.

Средний. Ребенок включается в процесс восприятия, но не всегда умеет выслушать произведение до конца. В редких случаях просит повторить прочитанное. Отвечает на вопросы только после личного обращения к нему взрослого. Устанавливает простейшие (последовательные) связи в содержании. Проявляет активное эмоциональное отношение только в отдельных случаях.

Высокий. Ребенок легко включается в процесс восприятия, выслушивает произведение до конца. С удовольствием возвращается к прочитанному. Охотно вступает в обсуждение произведения, отвечает на вопросы по содержанию, исполняет игровые действия, песенки, читает стихи. Активно содействует и сопереживает героям произведения, эмоционально откликается на содержание прочитанного.

 

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Анализируя нынешнее состояние проблемы влияния сказки на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, можно констатировать, что большее внимание уделяется развитию одной сферы — интеллектуальному развитию ребенка. Г. И. Песталоцци сформулировал общее правило, которое часто не соблюдается в настоящее время, оно заключается в том, что знание не должно опережать нравственного развития ребенка. Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

Однако психолого-коррекционные возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка остаются еще недостаточно изученной проблемой.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевскмм стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Результативность опыта

http://www.pravsarov.nne.ru/content/conference/14/747/1184/1359.html

Список литературы:

  1. Кошелева А.Д. и др.

Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ А.Д.Кошелева, В.И.Перегуда, О.А.Шаграева; Под ред. О.А.Шаграевой, С.А.Козловой. –М.:Издательский центр «Академия», 2003.-176 с.

ISBN 5-7695-1058-7

     2.  Гриценко З.А.

Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. - М.; Линка-Пресс, 2003 г. – 176с.

ISBN 5-8252-0032-0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения и развития младших школьников. Комплекс интеллектуальных игр для организации тренинга мышления на уроках русского языка на начальной ступени образования.

 Я считаю, что на уроке не каждый раз нужно ставить отметки. Ведь урок - это не соревнование за лучший результат, а совместная деятельность, где царит дух сопереживания и сотворчества. Активные методы...

Работа со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальных классах. УМК «Школа России» (Из опыта работы)

Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без оши­бок?Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным ­задача сложная, требующая о...

Работа с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка как средство интеллектуального развития

Методический материал по работе с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка....

Работа над словами с непроверяемым написанием на уроках русского языка в начальной школе

В статье описаны этапы работы над словарными словами, приемы и методы, используемые для лучшего их усвоения....

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...

«Организация словарной работы со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в 1-2 классах»

В методической разработке описаны особенности работы над словами с непроверяемыми написаниями....

Совершенствование приёмов работы на уроках русского языка в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями как условие повышения грамотности учащихся.

Совершенствование приёмов работы  на уроках русского языка в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями как условие повышения грамотности учащихся....