Совершенствование приёмов работы на уроках русского языка в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями как условие повышения грамотности учащихся.
статья по русскому языку на тему

Шевелева Галина Валентиновна

Совершенствование приёмов работы  на уроках русского языка в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями как условие повышения грамотности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_solnechny_svet_1.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

      Совершенствование приёмов работы  на уроках русского языка в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями как условие повышения грамотности учащихся.

Г.В. Шевелева

учитель начальных классов

МОУ ООШ №5 г Алексеевки

 Белгородской области

        К  сожалению,  наблюдения  показывают,  что  учащиеся,  оканчивающие  начальную  школу,  допускают  ошибки  в  написании  большого  количества  весьма  употребительных  слов  с  непроверяемыми  орфограммами. Многолетний опыт работы показывает, с каким трудом младшие школьники усваивают слова с непроверяемыми написаниями, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника «Русский язык»  в орфографический словарь.

       В настоящее время основным приёмом проведения словарно-орфографической работы в школе является механическое запоминание графического облика слова. Но этот приём не активизирует мыслительную деятельность учащихся и потому он малоэффективен. Учащиеся совершают ошибки в "трудных" словах и в начальной, и в средней школе. Одна  из  причин  такого  положения -  неразработанность  методики  обучения  с  непроверяемым  написанием,  прежде  всего  неупорядоченность  дидактического  материала  и  отсутствие  научно  обоснованных  рекомендаций. Задания в учебниках «Русский язык»  в основном носят репродуктивный характер, не всегда располагают учащихся к активной деятельности:  размышлению, сравнению, обобщению и не способствуют прочному запоминанию. Нередко представление очередного словарного слова, не затрагивает интереса и эмоций учащихся, что сказывается на эффективности всей словарно-орфографической работы Одной из причин такого формального подхода является то, что, несмотря на имеющийся разнообразный опыт, описываемый в методической литературе, в учебниках по русскому языку отсутствует определенная система заданий и специальных упражнений, способствующая  запоминанию написания слов с непроверяемыми написаниями.     Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок.

           При выборе методов, форм и средств обучения я ориентировалась на те, которые стимулируют  развитие личности младшего школьника и активизируют все ее психические процессы: позволяют включить учащихся в посильную поисковую, познавательную деятельность, чтобы они стали способными к саморазвитию.

           При помощи нижеуказанных упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.
     Для достижения  положительного результата, работу   по  освоению «словарных»  слов   строю   в  несколько  этапов, каждый  из  которых  призван  решать  конкретную  задачу.

          1 этап. Предъявление слова.

1)Первичное  восприятие  слова.  

     Слово не дается в готовом виде, оно составляется из букв, расшифровывается с помощью символов, шифров,  кодов. Это развивает логическое мышление, пространственное воображение, слуховую память, речь, наблюдательность детей, оживляет урок, повышает интерес к предмету.

а) Игра  «Догадайся, какое это слово?»   Б . Р . ЗА,  К . П . СТ .

б)Игра  «Из слов убежали гласные», по оставшимся согласным буквам узнай и напиши слово:   крндш, пнл .

в)Игра  «Собери слоги».  де, ный, жур (дежурный);        воч, де, ка (девочка) ;         ки, ва, лен (валенки).

2) Работа  над  «слуховым»  образом  слова.

     Учащиеся  проговаривают  слово  хором, затем каждый проговаривает орфоэпически, определяют «трудное» место. Это  очень  важно  для  всей  последующей  работы, так  как  именно  здесь   самими детьми  ставится  орфографическая   задача.

2 этап . Запись слова «с пропуском» в книжечку словарик .

       В  систему  по  усвоению  словарных  слов  входит  индивидуальный  словарик,  который  есть  у  каждого  ученика.  Индивидуальные  словарики  систематически  проверяются  и  поощряются  маленьким призом   или  просто  добрым  словом.  При  знакомстве  с  новым  словом  с  непроверяемым  написанием  работа  в  словарике  проводится  в  такой  последовательности:  чтение  слов  с  доски,  таблицы  или  с  карточки,  запись  в  словарик,  обозначение  ударения,  выделение  корня,  нахождение  безударной  гласной,  непроверяемой  ударением,  обозначение  её  красным  цветом,  проговаривание  слова  вслух  по  слогам.

       3 этап . Этап запоминания написания слова.

1) Работа над зрительным образом слова. 

         К.Д. Ушинский писал: «Ребенок мыслит образами». Ассоциативный метод, действительно, здесь очень целесообразен. У трудного слова появляется рисунок  помощник, орфограмма увязывается с ярким образом, цветом, формой, звучанием, действием, благодаря этому срочно запоминается нужная буква. Суть этого метода состоит  том, что ребенок для того, чтобы запомнить слова выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании. 

Слово трудное попалось -

Это , братцы , не беда .

Нарисуем в слове букву ,

Не забудем никогда .

           Рисунок надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит «нагромождение» образов. Рисунок - обязательно должен соответствовать смыслу слова. Процесс этот столь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение. А писать и одновременно рисовать - запоминать трудную букву будет интересно, весело и легко: ты становишься волшебником - ведь обычная буква «О» превращается то в циферблат часов, то в спасательный круг, то в планету. Какие только образы не придумывают ребята ! Так букву « о .» в слове вокруг предлагают нарисовать : кто , в виде солнышка , кто в виде колеса .

Например : гОрох (вместо буквы О на карточке нарисована горошина),

Девочка ( вместо буквы о нарисовано личико девочки)

Погода ( вместо буквы О нарисовано солнышко)

      Подводя итоги такого весёлого конкурса идей, учитель отмечает удачные ответы ребят и предлагает их вниманию заранее подготовленную карточку -картинку . Эта картинка хорошо запоминается и легко всплывает в памяти , когда это нужно . Со временем навык сокращается и нужное слово мы вспоминаем без промежуточной картинки. Понятно, что при таком овладении правописанием работает и образная , и эмоциональная память.

      Такой прием запоминания психологи называют мнемотехническим и считают самым интересным и наиболее тренирующим и лучшим для запоминания не смысловой информации.

2)Подбор фонетических ассоциаций(по схожести звучания).

          Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову.

Багаж – «Дама сдавала багаж»

Деревня – дедушка.

Берёза – белая

Петух – Петя.

Рабочий, работа – раб работает.

Ребята – дети.

Рисунок – нужны кисти.

Соловей – соловей поёт соло.

Суббота – в субботу мы одели два ботиночка и  идём в гости.

Тарелка – тарелка – это тара.

Тетрадь – тетрадь  по-гречески тетра.

Топор –  « Топор, топор сиди как вор!»

Улица – на улице встречают знакомые лица.

Ученик – учение; честно учится.

Хорошо, хороший – у нас в школе хороший хор.

Язык – ябеда показывает язык.

3) Упражнение:.  «Найди в  слове другое слово».

  • Горизонт – гори, зонт!
  • Лисица – братец Лис
  • Облако – лак
  • Платок – плат и др.
  • Вдруг – друг

4) Подбор  «Подсказки-образа».  Он должен быть ярким, смешным, нереальным, фантастическим, даже несуразным, например: салют  - праздник. Лучше, если дети представят какое-то действие, запах, включат тактильные и вкусовые ощущения. Например, мини-сказка: «Женщина варит щи. Она хорошая хозяйка. Дома вкусно пахнет щами. Они горячие. Идёт пар. Семья любит кушать щи».

5)   Исследование слова учащимися в группах .

а) Лексическое значение слова:

– Объясните разницу, при помощи словаря, в значении слов невежа  и невеж-да, одеть и надеть, экскаватор и эскалатор.
- Самостоятельно определите,  почему эти предметы так названы в русском языке:
звери: дикобраз, косуля, лягушка, медведь, овчарка, песец;
птицы: индюк, канарейка, куропатка, малиновка, петух, синица, снегирь;
растения:  гвоздика, лебеда, лиственница, ноготки, одуванчик.
- Подумайте, есть ли разница в потреблении слов ванна и ванная, картофель и картошка, помидор и томат.
б)  К истокам слова (этимологическая справка)

      Следуя дидактическому принципу "от простого к сложному", я стала  знакомить учащихся со словами с прозрачной этимологией. Это слова, в которых носителям языка ясна связь формы и значения. К таким словам относятся земляника, снегирь, медведь и др.

    Словарно-орфографическая работа со словами с затемнённой этимологи- ей проводилась следующим образом:

1. Учитель предлагал детям найти в орфографических словариках слово, например, корабль. Обращал внимание на вторую букву в нём. При этом шло запоминание зрительного образа слова.

2. Если была необходимость, объяснялось значение слова. В данном случае слово детям было знакомо, но его определение необходимо было уточнить. Учитель сообщил, что корабль - это крупное морское судно.

3. Затем слово орфографически проговаривалось, хором, вполголоса. Получалось как бы скандирование, при котором все гласные слышатся ясно, как в сильной позиции. Шло запоминание звукового образа слова.

4. Учитель записывал изучаемое слово на доске, ученики - в индивидуальные словарики, мысленно себе диктуя. Ставилось ударение, буква О подчёркивалась. Усваивался графический, "рукодвигательный" образ слова.

5. Беседа об этимологии слова. Очень важно, чтобы дети осознали причины именно такого написания слова. Поэтому, если это возможно, мы использовали сведения о происхождении изучаемого слова. Так, корабль ранее назывался корабь. Исконно - русское слово корабь было образовано от той же основы, что и кора, короб, корыто. Что у них общего? И короб, и корыто, и судно, названное потом кораблём, выдалбливали из ствола дерева, снаружи такая посудина была покрыта корой.

      Учитель спрашивал у учащихся, как можно проверить букву О в слове корабль, зная, что слова корабль и кора в древние времена были родственными. Всеобщими усилиями были найдены слова-подсказки корка, корочка.  Дети записывали в словарик проверочное слово. Получилась следующая запись: кОрабль (кОрка).   На этом этапе учащиеся осознанно запоминали значение и написание слова.

         Исследовательская практика ученика не может быть ограничена временем урока. Работа идет как в классе (по смотрению учителя), так и во внеурочное время, самостоятельно или совместно с родителями. Интерес к исследованию рождается под влиянием задачи, удивляющей своей необычностью: ученику предлагается анализировать слова, работая  в одной из творческих групп. С большим интересом ребята читают словари, художественную, познавательную литературу, стихи поэтов  , фольклорный материал и находят заданные слова  с непроверяемым написанием.  Поиск продолжается и дома, часто с родителями, которые тоже увлеклись интересной работой.

6)Подбор однокоренных слов.

     Подберите однокоренные слова к словам "вокзал", "автомобиль", "трактор".

От слов береза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова.                           Укажите, при помощи чего они образовались.

От слова газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом –к.

7) Работа с пословицами , поговорками, считалками. Творческие задания. Вспомните пословицы, в которых встречаются слова "воробей", "железо"

8)Отгадывание загадок, ребусов.

        Для правильного закрепления написания "словарного" слова можно использовать шуточные вопросы, загадки, например:

1. В каких словах живет рак?  (ЗавтРАК, РАКета.)

2. В каких словах спрятались ноты? (ПоМИдор, РЕбята, ДОрога, и др.)

3. Назовите слова, в которых спрятались числа? (Родина(1), сорока(4О) ) и т.д.

9)  Подбор синонимов. Например: МОРОЗ – ХОЛОД.

10) Составление рифмовок.  Дети очень радуются, когда множество веселых шуточных стихов и рифмовок помогают им узнать "очень опасные" слова, учат писать правильно. При хоровой декламации рифмовок ученики сопровождают чтение непроизвольным ритмическим движением головы, рук, ног. Эти движения подтверждали одно из мудрых изречений о том, что движение ума ребенка начинается тогда, когда есть движение его тела, его руки. Ритм непроизвольно и значительно интенсифицирует процесс обучения. После чтения такого упражнения у детей не замечается усталости, а напротив, возникает удовлетворение, подъем и желание работать дальше.

 Слова, объединенные в рифмованные упражнения на основе какого-либо признака (с безударными гласными о, е, и) легко запоминаются.

Рифмованные упражнения могут читаться хором или индивидуально, громко, тихо шепотом, цепочкой, построчно. Полезно проводить
орфографические чтения шепотом, читая так школьники вынуждены четко
артикулировать. Например : Слова корова , молоко мы дружно пишем с буквой О. Ребята, дежурный , пенал и тетрадь не думая с е начинаем писать.

11) Составление ребусов, кроссвордов.

             Чтобы совершенствовать мыслительный аппарат ребёнка, развить его находчивость, сообразительность, умение логично рассуждать, нужно

обязательно с ним составлять ребусы. Это отличная гимнастика для развития интеллекта ученика. Кроссворды можно использовать для фронтальной, парной и индивидуальной работы. Вводить эту работу можно уже с первого класса.

      3этап.  Тренировочно-закрепительный.

        Учителю надо помнить, что существует процесс забывания, и продумать систему повторения.
Например,
1.Прочитайте  "по  цепочке".  
2. Прочитайте словарь хором.
3. Прочитайте каждое второе (третье, четвертое) слово.
4. Прочитайте слова, состоящие из двух (трех) слогов.
5. Из указанного столбика назовите слова с безударной гласной О (А, Е).
6. Прочитайте слова, в которых вторая буква гласная.
7. Прочитайте слова, ударение в которых падает на первый (второй, третий) слог.
8. Прочитай пятое слово, не заглядывая в словарь, назови его соседей.
           На этом этапе существует много способов по запоминанию слов с трудными написаниями. Вот некоторые из них:  списывание, диктанты (зрительные, выборочные, картинные, по памяти, творческие), иллюстрации, творческие работы - письмо текста по памяти, свободный диктант, изложения, сочинения, ответы на вопросы, таблицы.

            Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами, основанная на применении разнообразных способов практической деятельности учащихся ,  вызывает у  детей  интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка"

Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, именуемыми в школьной практике «словарными». Многолетний оп...

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...

Нетрадиционный способ изучения слов с непроверяемыми написаниями как эффективный приём для повышения грамотности письма (из опыта работы)

В программе по русскому языку Образовательной системы "Школа 2100", как и во всех программах предусмотрено обязательное изучение слов, которые правилами не проверяются.Главная задача учителя научить д...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание слов с непроверяемыми написаниями".

2 класс, УМК "Перспектива"    Цели:   Образовательная :     -формировать умение находить в словах буквы безударных гласных звуков     -...

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка в процессе изучения имени прилагательно

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка в процессе изучения имени прилагательного...