«Использование игровых приёмов при изучении слов с непроверяемым написанием».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Башлай Галина Николаевна

 

      Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова , непроверяемой ударением. Слова, с такой орфограммой обычно называются словарными словами. Безударную гласную в таких словах необходимо запоминать. Учащиеся начальных классов должны запомнить большое число слов с непроверяемыми орфограммами. Научить ребёнка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие методов и приёмов, способствующих прочному запоминанию правильного написания. Существует много способов по запоминанию таких слов, а я хочу остановиться на таких, которые по моему мнению, дают больше эффекта, разнообразят урок, вносят элементы игры, делая его более интересным и привлекательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovae_igrovyh.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Затобольская средняя школа №1

Башлай Галина Николаевна

учитель начальных классов

 «Использование игровых приёмов при изучении слов с непроверяемым написанием».

      Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова , непроверяемой ударением. Слова, с такой орфограммой обычно называются словарными словами. Безударную гласную в таких словах необходимо запоминать. Учащиеся начальных классов должны запомнить большое число слов с непроверяемыми орфограммами. Научить ребёнка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие методов и приёмов, способствующих прочному запоминанию правильного написания. Существует много способов по запоминанию таких слов, а я хочу остановиться на таких, которые по моему мнению, дают больше эффекта, разнообразят урок, вносят элементы игры, делая его более интересным и привлекательным.

     При первом изучении словарного слова обращаю внимание детей на признак, который присущ только этому слову, и затем связываю этот признак с орфограммой, которую надо запомнить. Например, изучаем слово  берёза. Говорим о берёзе, выделяем признак, который отличает берёзу от других деревьев. Дети сразу выделяют этот признак: берёза белая.

                              Белая береста у берёзки нашей.

                              Нет на свете деревца

                              И милей и краше.

     Да, у берёзы белая береста. А дальше даю строчки для запоминания безударной гласной –е.

                              Белые берёзы все,

                              После б пишите е.

     Не менее интересным приёмом объяснения значения слова является работа с загадками. Ученики читают загадку, отгадывают её и доказывают, что разгадка правильна.

     Например:    Железный нос в землю врос, копает,

                             Землю разрыхляет. (Лопата)

                              Голова железная, а сам деревянный. (Молоток)

     Или можно дать в виде задания типа «Знаете ли вы?»

     -Знаете ли вы происхождение слова библиотека?

     Это слово пришло в русский язык из греческого языка, сложено оно из двух древнегреческих частей: библион – книга и тэке – хранилище книг. Теперь вам понятно значение этого слова. Можете ли вы, зная происхождение слова библиотека , объяснить написание первой гласной и в этом слове?

     На этом этапе изучения слова с безударной гласной, которую нельзя проверить ударением, очень важно, чтобы внимание детей было максимально сконцетрировано на изучаемой орфограмме. Для этого на доске пишу изученное на уроке слово, выделяя цветным мелком орфограмму.

     Далее следует закрепить написание изучаемого слова. Затем надо дать слово, которое изучали на предыдущем уроке, но в другой загадочной форме. В этом случае прибегаю к ребусам или кроссвордам. Вот, например, кроссворд, где зашифровано слово молоко. К такому кроссворду обычно даётся загадка:

         

о

о

о

                              

                              Хочешь бегать далеко,

                              Хочешь прыгать высоко,

                              Пей почаще ….! (молоко)

ИЛИ       

                              Жидко, а не вода,

                              Бело, а не снег. (Молоко)

     Дети хором подсказывают отгадку.

     Кроссворд или ребус в этом случае не только забавный материал, но и способ ещё раз подчеркнуть трудную орфограмму и закрепить её написание в памяти.

         

а

у

а

                              Две гласных а и у одна

                              Угадайте-ка, друзья,

                              Очень много хруста

                              Издаёт…  (капуста).

ИЛИ

                              Толстовата, форсиста, сорочек надела триста, а нога одна. (Капуста)

     

е

и

ц

                             

                              В поле выросла она,

                              Колосом своим горда.

                              Может колосом гордиться

                              Лишь хорошая… (пшеница).

ИЛИ

                              С неба солнце золотое                                Дни сменяются ночами,

                              Золотые льёт лучи.                                    А они стоят, стоят.

                              В поле дружною стеною                           А когда уходят с поля

                              Золотые усачи…                                          Золотые усачи,

                              Шевелят они усами                                   В нашей печке золотятся

                              И тихонько шелестят….                         Золотые калачи. (Пшеница)

о

р

о

                              Прошу вас все слова назвать,

                              Где –оро- надо написать (город, мороз, горох)

     К этому кроссворду можно предложить игру «Подскажи словечко».

                              На жарком солнышке подсох

                              И рвётся из стручков … (горох).

                              Дедушка Рох

                             Посеял … (горох).

                            - Уродился я неплох, -

                             С грядки хвастался … (горох).

                             Привезли во двор песок –

                             Золотую гору:

                             Без гвоздей и без досок

                             Можно строить … (город).

                             Берегите уши, нос,

                             Здесь ведь прячется … (мороз).

ИЛИ

                             Схватил за щёки, кончик носа,

                             Раскрасил окна, всё без спросу,

                             Но кто же это? Вот вопрос:

                               Всё это делает … (мороз).

     Для правильного закрепления написания словарного слова использую шуточные вопросы, загадки, например:

  1. В каких словах живёт рак? (Завтрак, ракета).
  2. В каких словах спрятались ноты? (Помидор, ребята, дорога, орех, огурец, осина, адрес, долото, земляника).
  3. Назовите слова, в которых спрятались числа? (Родина, сорока).
  4. Все слова хороши, но где-то спрятались еж и уж. (Дежурный, ужин).
  5. Какие слова любит ворона? (Карандаш, картина, картофель, караван, карниз).
  6. Какие слова любит лягушка? (Квартира, Москва).
  7. В каких словах растёт ель? (Картофель, учитель, понедельник).

     

     Очень хорошо воспринимают учащиеся загадки в форме шарад.

                              Мой первый слог крик птицы.

                              Два других на дне пруда,

                             А целое в музее

                             Найдёте без труда. (Картина)

                             Прибавьте 40 к единице длины,

                             И вмиг она преобразится

                             А как? Подумать вы должны.

                             Скажу лишь: под землёй помчится. (Метро)

     После того как написание слова хорошо усвоено и дети не делают ошибок, можно использовать загадки, где отгадка – словарное слово. Я загадываю загадку, а дети пишут отгадку. Кроме обычных загадок, использую загадку с хоровыми ответами. Мы «помогаем» поэту, вставляем пропущенное слово.

                                «Подскажи словечко».

                                Рано утром всех на луг

                                Собирает нас пастух.

                                А к вечеру всем молока

                                Я людям дать готова

                                Угадали, кто же я?

                                Конечно же … (корова).

                                Дремучий лес к стеклу прирос –

                                Нарисовал его … (мороз).

                                                                  (Г. Соколова)

                                Трещала с самого утра:

                                «Пора! Пор-р-ра!»

                                А что – пора?

                                Такая с ней морока,

                                Когда трещит … (сорока).

                                                                  (Е. Серова)

     И последним, завершающим этапом изучения словарного слова является самостоятельная работа учащихся по закреплению умения правильно писать изученное слово в письменной работе. С этой целью даю такие работы как:

  1. Написать все словарные слова, используя сюжетную картинку;
  2. Учитель читает стихотворение, а учащиеся после прослушивания должны записать все словарные слова, например:

                              Однажды в студёную зимнюю пору,

                              Я из лесу вышел, был сильный мороз.

                                                                   (Однажды, мороз)

  1. На доске записаны пословицы с пропущенными словами. Учитель предлагает прочитать их и записать, вставляя подходящие слова.

                              Не велик …, да краснее нос. (Мороз)

                              Чужбина – калина, родина - … (малина)

                               … любит чистоту. (Посуда)

                               … человек добро помнит. (Русский)  

  1. Подбор слов с общим признаком. Учитель диктует или записывает на доске слова, предлагая детям подобрать и записать ещё одно.

                             Капуста, морковь, … (картофель) – ОВОЩИ.

                             Село, город,  … (деревня) – НАСЕЛЁННЫЕ ПУНКТЫ.

                             Сорока, ворона, … (воробей) – ПТИЦЫ.

                             Заяц, лисица, … (медведь) – ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.

                             Овца, корова, … (собака) – ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.

                             Линейка, тетрадь, … (пенал) – ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ.

                             Восток, запад, … (север) – СТОРОНЫ СВЕТА.

  1. «Кто быстрее и правильнее?»

      К данным словам подберите подходящее по смыслу слово из «Словаря». Напишите составленные словосочетания.

     Жареный … (картофель), восточный … (ветер), солёный … (огурец), тракторный … (завод),       зелёная … (капуста), сытный … (обед), школьный … (огород), прекрасная … (погода).

     Таким образом, представленные упражнения позволяют учителю заинтересовать детей, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания словарных слов.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционный способ изучения слов с непроверяемыми написаниями как эффективный приём для повышения грамотности письма (из опыта работы)

В программе по русскому языку Образовательной системы "Школа 2100", как и во всех программах предусмотрено обязательное изучение слов, которые правилами не проверяются.Главная задача учителя научить д...

Совершенствование приёмов работы на уроках русского языка в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями как условие повышения грамотности учащихся.

Совершенствование приёмов работы  на уроках русского языка в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями как условие повышения грамотности учащихся....

Доклад: "Использование игровых приёмов при изучении слов с безударной гласной в корне слова"

Доклад:"Использование игровых приёмов при изучении слов с безударной гласной в корне слова"...

Опыт работы над изучением слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе (словарные слова)

Опыт работы над изучением слов  с непроверяемыми написаниями в начальной школе(словарные слова). Материал может быть использован учителями начальной школы в работе на уроках русского языка....

Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование орфографической грамотности через нестандартные методы и приёмы работы со словами с непроверяемыми написаниями»

В практике обучения письму в настоящее время привлекается огромный развивающий и образовательный потенциал словарной работы как один из этапов работы. Одной из условий проблем методики преподавания пи...