Доклад: "Использование игровых приёмов при изучении слов с безударной гласной в корне слова"
материал (2 класс)

Доклад:"Использование игровых приёмов при изучении слов с безударной гласной в корне слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

                   МБОУ «МОРДОВСКО-ПОЛЯНСКАЯ  ООШ»










                                    Доклад: 

« Использование игровых приёмов при изучении слов с        безударной гласной в корне слова»

                                     

                                      СОСТАВИЛА: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ:
                                                       КРИВОРОТОВА АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВНА

                             

                                      2019-2020 учебный год


    Одной  из  трудных  тем  при  изучении  орфографии  в  начальной  школе является  тема  по  изучению  слов  с  безударной  гласной  в  корне  слова,   не  проверяемой  ударением.  Слова  с  такой  орфограммой  обычно  называются  словарными  словами.  Безударную  гласную  в  таких  словах  необходимо  запоминать.  Существует  много  способов  по  запоминанию  таких слов,  а  я  хочу  остановиться  на  таких,  которые,  по моему  мнению,  дают больше  эффекта  разнообразят  урок,  вносят  элементы  игры,  делая  его  более  интересным  и  привлекательным.

    При  первом  изучении  словарного  слова  я  обращаю  внимание  детей на  признак,  который  присущ  этому  слову,  и  затем  связываю  этот  признак  с  орфограммой,  которую  надо  запомнить.  Например,  изучаем  слово берёза.  Говорим  о  берёзе,  выделяем  признак,  который  отличает  берёзу  от  других  деревьев.  Дети  сразу  выделяют  этот  признак:  белая  берёза.

                      Белая  берёста  у  берёзки  нашей,

                      Нет  на  свете  деревца

                      И  милей,  и  краше.

  Да,  у  берёзы  белая  береста.  А  дальше  даю  строчки  для  запоминания

безударной  гласной  е.

                       Белые  берёзы  все,

                       После  «б»  пишите  «е».

На  этом  этапе  изучения  слова  с  безударной  гласной,  которую  нельзя проверить  ударением,  очень  важно,  чтобы  внимание  детей  было  максимально  сконцентрировано  на  изучаемой  орфограмме.  Для  этого  на  доске пишу  изучаемое  на  уроке  слово,  выделяя  цветным  мелком  нужную

орфограмму.

     Далее следует закрепить написание изучаемого слова. Для этого надо дать слово, которое изучали на предыдущем уроке, но в другой загадочной форме. Я в этом случае прибегаю к ребусам или кроссвордам. С ребусами учащиеся знакомятся в букварный период. Тогда они учатся читать слова корова, ворона, ворота и другие, написанные в виде ребусов.

    Вот, например, кроссворд, где зашифровано слово молоко. К такому кроссворду обычно даётся загадка.

о

о

о

              Хочешь бегать далеко,

             Хочешь прыгать высоко,

            Пей почаще   ( молоко) .

Дети хором подсказывают отгадку. Кроссворд или ребус в этом случае не только забавный материал, но и способ ещё раз подчеркнуть трудную орфограмму и закрепить её написание в памяти.

  а

  у

  а

                    Две гласных «а»  и  «у» одна.

                   Угадайте-ка друзья,

                   Очень много хруста

                   Издаёт …( капуста).

  е

  и

  ц

                   

                    В поле выросла она,

                    Колосом своим горда.

                    Может колосом гордться

                    Лишь хорошая …( пшеница).

  о

  р

  о

 

                     Прошу вас все слова назвать,

                     Где –оро- надо написать.

К этому кроссворду можно предложить игру «Подскажи словечко».

         

          На жарком солнышке подсох

          И рвётся из стручков… ( горох)

 

         Дедушка Рох  посеял … ( горох)

          Уродился я неплох-

          С грядки хвастался …( горох)

          Привезли во двор песок-

          Золотую гору:

          Без гвоздей и без досок

          Можно строить …( город)

          Берегите уши, нос,

          Здесь ведь прячется… ( мороз)

Для правильного закрепления написания словарного слова использую шуточные вопросы, загадки, например:

  1. В каких  словах  живёт  рак ?

                       ( завтрак,  ракета).

  1. В  каких  словах  спрятались  ноты ?  ( помидор, ребята, дорога и  др.)
  2.   Назовите  слова, в  которых   спрятались  числа?

                       ( Родина,   сорока,   однажды).

  1.    Все  слова  хороши,  но  где-то  спрятались  ёж  и  ужи.

                        ( Дежурный,  ужин).

  1.    Какие  слова  любит  ворона?

                         ( Карандаш,  картина, картофель).

        А  лягушка?    ( квартира,  Москва).

6.     В  каких  словах   ель  растёт?

                           ( Картофель, учитель,  понедельник).

Очень  хорошо  воспринимают  учащиеся  загадки  в  форме  шарад.

               Мой  первый  слог  крик  птицы.

               Два  других  на  дне  пруда,

               А  целое  в  музее

               Найдёте  без  труда.    (  Картина)

                   Прибавить  40  к  единице  длины,

                   И  вмиг  она  преобразится.

                   А  как?  Подумать  вы  должны.

                   Скажу  лишь:  под  землёй  помчится.            ( Метро)

После  того   как  написание  слова  хорошо  усвоено  и  дети  не  делают ошибок,  можно  использовать  загадки,  где  отгадка - словарное  слово. Я  загадываю  загадку,  а  дети  пишут  отгадку.  Кроме  обычных  загадок, использую  загадки  с  хоровыми  ответами.  Мы  « помогаем»  поэту, вставляем  пропущенное  слово.

                                     «Подскажи   словечко».

  1. Рано  утром  всех  на  луг

Собирает  нас  постух.

А  к  вечеру  всем  молока

Я  людям  дать  готова

Угадали,  кто  же  я?

Конечно  же   …( корова).

             

  1. Дремучий  лес  к  стеклу  прирос-

Нарисовал  его … (  мороз).

  1. Трещала  с  самого  утра:

«Пора     Пор-р-ра

А  что – пора?

Такая  с  ней  морока,

Когда  трещит … (  сорока).

И  последним,  завершающим  этапом  изучения  словарного  слова  является самостоятельная  работа  учащихся  по  закреплению  умения  правильно писать  изученное  слово  в  письменной  работе.  С  этой  целью  даю такие  работы,  как:

 

  1. написать  все  словарные  слова,  используя  сюжетную картинку;
  2. учитель  читает  стихотворение,  а  учащиеся  после  его прослушивания  должны  записать  все  словарные  слова, например:

 

  Однажды,  в  студеную  зимнюю  пору,

  Я  из  леса  вышел,  был  сильный  мороз.       ( Однажды,  мороз).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс, посвященный проблеме применения здоровье-развивающей технологии д.м.н. Базарного В.Ф. при изучении темы: «Правописание безударных гласных в корне слова непроверяемые ударением»

Предмет: письмо и развитие речиТема: Применение здоровье-развивающей технологии д.м.н. Базарного В.Ф. при изучении темы: «Правописание безударных гласных в корне слова непроверяемых ударением»Це...

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Теоретические основы формирования орфографической зоркости в процессе изучения правописания проверяемых безударных гласных в корне слова.

В материале изложены теоретические основы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка  в начальных классах ....

Учебно- методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме « Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов».

Орфографическая грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотно...

Презентация " Коррекция специфических ошибок на уровне слова в 3 - 4 классе по теме Слова с безударными гласными в корне слов"

Презентация  включена в урок по этой теме. На данном уроке деди тренируются в подборе проверочных сло, где безударная гласная стоит в ударной позиции....

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова"

Методическая разработка урока по теме "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова" (первый урок по теме)...