Теоретические основы формирования орфографической зоркости в процессе изучения правописания проверяемых безударных гласных в корне слова.
материал по русскому языку по теме

Ярушина Татьяна Ивановна

В материале изложены теоретические основы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка  в начальных классах .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретические   основы    формирования         орфографической   зоркости   в   процессе изучения     правописания    проверяемых    

 безударных     гласных    в    корне    слова.

                Осознание     учащимися     сущности     понятия

                «орфограмма»   в   начальном   курсе   обучения

                 Правописанию.

                           

          Как известно, ни один урок русского языка не обходится без слова «орфограмма».  Следовательно, необходимо уже в начальной школе попытаться раскрыть обучаемым само понятие «орфограмма».

          К сожалению, в школьной методике не сложилось пока универсального определения, отвечающего всем необходимым требованиям. И.В. Борисенко  сформулировала требования, которые могли бы быть предъявленными к определению понятия «орфограмма»:

оно должно быть доступным для обучаемых;

должно указывать на особенности орфографического написания по сравнению с неорфографическим;

должно содержать ориентиры обнаружения орфограммы в слове.

          Рассмотрим,  как  определяют  понятие  «орфограмма»  ученые-методисты. М.Р. Львов: «Орфограмма – это та буква, та часть слова или текста, где   возникает   опасность   ошибки,   это   написание,   требующее    проверки»

Д.Э. Розенталь даёт такое определение: «Орфограмма – это написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил». В книге по русскому языку В.В. Бабайцевой читаем: «Орфограмма – это написание, соответствующее определённому правилу».      Подобные   определения   указывают  на   специфику   орфограммы  по сравнению с неорфографическими написаниями, однако, не подсказывают как определить, есть в слове орфограмма или её нет.

           Обратимся к другой группе определений. М.Т. Баранов пишет: «Орфограмма – это то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками (двумя-тремя), но из которых  только  один   принят  за  правильный».  М.М. Разумовская даёт следующее определение: «Орфограмма – это такое явление письма, при котором при передаче речи средствами письма возникают графические варианты, и лишь один из них является орфографически-возможным».  В сущности, оба эти определения идентичны и более удачны, поскольку указывают на отличительную особенность орфограмм, по которой их можно противопоставить неорфограммам: если есть выбор графических знаков (букв), значит, есть орфограмма. Выбор буквы из имеющихся вариантов осуществляется на основе правил. Правильно выбранные буквы соответствуют нормам правописания.

          Как известно, в учебниках по русскому языку Т.Г. Рамзаевой понятие «орфограмма» отсутствует. Однако в учебниках русского языка для начальной школы по развивающим системам обучения сделана попытка ввести понятие «орфограмма».    Например,    в   учебниках    В.В. Репкина  (система   развивающего   обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) в основу обучения орфографии положен фонематический принцип письма, и поэтому орфограммами называют буквы, которые обозначают звуки в слабых позициях. Такое определение относится только к звукобуквенным орфограммам и не касается слитно-раздельных написаний и употребления прописной буквы. В дальнейшем обучаемым называются и орфограммы сильных позиций (правописание гласных после шипящих и Ц.) и даётся более обобщенное определение: «Такие места в тексте, которые нельзя писать по слуху, называются орфограммами». Возникает вопрос, какие же места можно писать по слуху, а какие – нет?

В     учебниках     по    русскому       языку      А.В. Поляковой   (система  развивающего  обучения  Л.В. Занкова) говорится, что  орфограммы – это буквы, которые пишутся в словах по правилам, и по мере изучения того или иного правила указывается, например: «Большая буква в именах, отчествах или фамилиях людей – это орфограмма». Таким образом, в процессе изучения орфографических правил у обучаемых  накапливается знание определенного числа конкретных орфограмм. Определение, данное в учебнике А.В. Поляковой, доступно для понимания младших школьников и не требует специального знакомства с сильной и слабой позицией звука, однако, поскольку содержание орфограммы в нём раскрывается через правило, ребёнок не может обнаружить соответствующую орфограмму и рискует допустить ошибку.

          По существу, аналогично происходит знакомство с орфограммой по учебнику «Русский язык», авторами которого являются Р.Н. Бунеев,               Е.В. Бунеева, О.В. Пронина (Образовательная система «Школа 2100»).                 Ими даётся следующее определение понятия «орфограмма»: «Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо писать, то перед нами орфограмма. Орфограмма – это написание по правилу. Орфограммы всегда подчеркиваются одной чертой». В трактовке определения раскрывается понятие «орфограмма», а после введения новой орфограммы указывается, например: «Безударная гласная в корне слова – это орфограмма». После изучения определённой группы правил по теме, например: «Безударные гласные в корне», указываются опознавательные признаки, по которым можно обнаружить данную орфограмму в словах. Например: «В русском языке написание гласных букв е, о, а, и, я нужно проверять, когда они обозначают безударные гласные звуки».

          Таким образом, можно сделать вывод, что наибольшее внимание к определению понятия «орфограмма» уделяется в развивающем  учебнике русского языка по Образовательной системе «Школа 2100». Авторы включили в учебник лаконичную формулировку понятия «орфограмма», а так же ориентиры обнаружения орфограммы в слове.

           Рассмотрим, как можно познакомить младших школьников                           с орфограммой,       основываясь     на       приведенном      ранее      определении

М.М. Разумовской. В этом случае обучаемые должны понять, что орфограмма – это место в слове, которое требует выбора букв (только для звукобуквенных орфограмм). С этой целью необходимо противопоставить написания, где звуки обозначаются на письме одной единственной «своей» буквой, и написания, где возможен  выбор букв. Сначала можно провести лингвистический эксперимент со словом косы (нет орфограмм): попросить заменить какую-нибудь букву на другую, чтобы слово не меняло своего значения и смысла. С помощью разрезной азбуки дети меняют буквы                         и убеждаются,  что получается просто набор букв или совсем другие слова. Значит, замена букв в слове косы невозможна, так как изменяется значение                  и его смысл, это будет уже совсем другое слово. Напишем слово коса. Можно в этом слове заменить какую-нибудь букву, чтобы произношение осталось тем же? Оказывается, если гласную о в первом слоге заменить на а, произношение и смысл слова не нарушаются: напишем букву а или о в слове, произноситься (читаться) оно будет одинаково: коса -  каса (каса).

          Когда в слове есть выбор букв, в слове есть орфограмма. Гласная о                  в первом слоге – это орфограмма. Это опасное место в слове, так как приходится решать, какую букву нужно писать. Поскольку законы письма              не разрешают нам писать по-разному, нужно выбрать только один вариант написания. Такое объяснение понятия «орфограмма» также имеет уязвимые стороны:

детям придётся перебирать, заменять все буквы в слове в поисках орфограммы, а на это  требуется достаточное количество времени;

перебор букв может привести в некоторых случаях к неправильным выводам, так как иногда младшему школьнику трудно понять, осталось ли звучание слова прежним при замене буквы или слово разрушилось.

          Поэтому данное определение орфограммы, где возможен выбор букв, помогает детям вникнуть в суть понятия «орфограмма», но не является универсальным средством обнаружения орфограммы в слове.

          Тем не менее, когда обучаемый становится в ситуацию выбора букв,             он понимает: чтобы выбрать букву правильно, надо знать правило. Следовательно, такое понимание орфограммы делает понятным для младших школьников назначение правил в их письменной речи, необходимость изучения законов правописания становиться мотивированной. Кроме того, это понятие позволяет уже на ранних этапах обучения, до знакомства с конкретными правилами правописания, формировать у обучаемых необходимое                          для грамотного письма умение – умение обнаруживать орфограммы, называемое педагогами орфографической  зоркостью.

 Формирование     орфографической     зоркости  на   примере     орфограммы        «Проверяемая   безударная   гласная   в   корне   слова».

   

      Проблему формирования орфографической зоркости исследовали      А.В. Текучев, Н.С. Рождественский, М.Р. Львов, Н.Н. Алгазина, М.Т. Баранов,                 Г.Н. Приступа, М.М. Разумовская, Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков,            В.В. Репкин и многие другие методисты и психологи.

          Формирование у младших школьников умения обнаруживать орфограммы в словах – одна из важнейших задач изучения курса русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание в письменном общении.

          Главным в обучении правописанию является умение применять орфографическое правило, то есть решать орфографическую задачу. Что может заставить ученика младших классов задуматься над тем, какую букву о или,       а писать, например,  в слове солёный?

Знать, что безударный гласный (а) может обозначаться буквами а и о, то есть знать, что гласная в первом слоге – орфограмма, требующая проверки.

Знать способ, помогающий определить, какой буквой обозначить этот безударный гласный.

Эти  многокомпонентные  знания  и  умения  включают  в  себя  знания  и

умения низшего порядка. Е.И. Лобчук в своей статье выделяет следующие знания и умения низшего порядка, которыми должен владеть ученик, чтобы правильно определять орфограмму проверяемая  безударная гласная в корне слова:

знать, что слово делиться на слоги и уметь произвести слогораздел любого слова;

различать ударный слог и безударный, уметь выделять их в каждом отдельном слове;

знать, что в русском языке звук, близкий к (а), обозначается буквами о и а, звук, близкий к (и) – буквами а, е, и, я;

уметь находить все морфемы в слове, хорошо ориентироваться в их значении.

Только   сумев   обнаружить   орфограмму,  обучаемый   может решить

вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.  

          Остановимся подробнее на определении понятия «орфографическая зоркость».    А.В. Текучев, Н.С. Рождественский, Н.Н. Алгазина, М.Т. Баранов, Г.Н. Приступа, М.М. Разумовская, Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков,           В.В. Репкин и многие другие методисты и психологи понимают под орфографической зоркостью    умение   видеть   любую    трудность   на   письме   независимо    от  характера     восприятия     орфограмм – зрительного     или     слухового.  М.Р. Львов даёт следующее определение: «Орфографическая зоркость – это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные или чужие)».

          Можно сделать следующий вывод: отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность может явиться одной из главных причин допускаемых ошибок и может тормозить развитие орфографического навыка. Результаты исследования Л.А. Фроловой, кандидата педагогических наук,  подтверждают вывод. В статье  автор пишет о том, что изучение состояния орфографической зоркости у учащихся свидетельствует о недостаточном уровне её развития у младших школьников. Высокий уровень и выше среднего обнаружен  у  27 %  учащихся,  средний – у  28 %,   ниже   среднего  и  низкий –

 у 45 % .Причина несформированности орфографической зоркости сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: младший школьник не видит орфограмм в процессе письма.

          Тесно связано с проблемой орфографической зоркости орфографическое понятие «опознавательный признак орфограммы», введённое в методику преподавания русского языка в середине 60-х годов 20 века.

          В связи с разработкой теоретической основы развития у школьников орфографической зоркости, Н.Н. Алгазиной для обозначения условий выбора конкретной орфограммы в 1965 году был введён термин «опознавательные признаки орфограмм». В 1970 году М.Т. Баранов уточнил содержание понятия, определив  опознавательный признак орфограммы как особый сигнал наличия орфограммы в слове или между словами и – одновременно одного из условий выбора определённой орфограммы, тогда же был предложен обобщённый перечень опознавательных признаков разных типов орфограмм, в том числе              и распознавание орфограмм-безударных гласных в корне слова.          Л.А. Фролова рекомендует организовать работу над группами опознавательных признаков проверяемых безударных гласных в корне слова. Фонетические признаки включают фонетическую позицию в слове, при которой нельзя доверять произношению. Это фонетический уровень орфографической подготовки, направленной на формирование языкового чувства, интуиции, на развитие речевого слуха у младших школьников.

Звуки, звукосочетания, буквы, буквосочетания, содержащие возможность выбора верного нормативного написания из графически возможных, например: гласные а-о, е-и-я.

Морфемные признаки учитывают положение звука или буквы в слове по отношению к морфеме, место «опасных» звуков или букв в корне.

М.Р. Львов   выделил   аналогичные   общие  опознавательные   признаки:

первая   группа признаков – расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием; вторая группа – «опасные» звуки                                   и звукосочетания, буквы и буквосочетания; третья группа – выделение морфем, прогнозирование орфограмм в них. Как видно, работа над первой группой  опознавательных признаков –это фонетический уровень орфографической подготовки, направленной     на формирование речевого слуха учащихся. Работа над второй группой опознавательных признаков, ориентирующих школьников на звукобуквенный состав слов, в большей степени направлена на запоминание. В процессе этой работы у учащихся развивается внимание, своего рода «бдительность»  в отношении орфограмм. Работая над третьей группой общих опознавательных признаков орфограмм, учащиеся подготавливаются к использованию  их грамматической основы в решении грамматико-орфографических задач.

 Описанные три группы опознавательных признаков можно считать общими для большинства типов орфограмм, независимо от их принципа. Каждый тип орфограмм имеет частные опознавательные признаки, присущие только этому типу.

 М.Р. Львов следующим образом охарактеризовал опознавательные признаки орфограммы - безударная гласная в корне слова»:

Название орфографических тем,

орфограмм, принципов орфографии.

Общие и частные опознавательные признаки орфограмм

(то, что распознают учащиеся):

     

     Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

     Проверяемые – морфологический (фонематический) принцип.

безударность, отсутствие ударения на корневом гласном;

гласные а, о, е, и, я как наиболее опасные;

место в слове: гласный находится в корне слова.

 

          М.Р. Львов выделяет следующие орфографические умения, необходимые для проверки орфограммы «Проверяемые  безударные  гласные в  корне  слова»:

быстро и безошибочно определять место ударения в слове;

различать ударные и безударные гласные;

быстро и безошибочно находить в слове корень;

подбирать однокоренные слова или образовывать формы проверяемого слова;

выбирать из числа однокоренных проверочные слова.

          По заключению известных учёных, методистов, сознательное усвоение опознавательных признаков  орфограмм, в том числе проверяемых  безударных гласных в корне слова. Благотворно влияет на вырабатывание у младших школьников  навыка грамотного письма.

          На основе анализа литературы по проблеме можно сделать вывод,     что условием эффективного усвоения орфограммы «Проверяемая безударная гласная в корне слова», следовательно, и формирования полноценного   и прочного орфографического навыка, является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении младших школьников обнаруживать, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков.

          Данные анализа теоретических основ изучения проверяемых безударных гласных в корне слова свидетельствуют об общих условиях эффективности усвоения орфограммы учащимися. Объединив частные условия, получаем:

во-первых, необходимо осознание сущности понятия «орфограмма»;

во-вторых, должны быть сформированы орфографические умения;

в-третьих, развито умение квалифицировать орфограммы на основе                их опознавательных признаков;

в-четвёртых, сформирована орфографическая зоркость;

в-пятых, уметь найти способ действий, помогающий определить, какой буквой обозначить проверяемый безударный гласный в корне слова.  

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс: 4 Тема: «Развитие орфографической зоркости. Правописание безударных гласных в корне слова. Повторение ранее изученного материала».

Конспект урока по русскому языку по отработке навыков безошибочного письма включает в себя разнообразные виды упражнений....

Развитие орфографической зоркости через систему изучения словарных слов с непроверяемыми написанием

Творческий отчёт учителя  по теме "Развитие орфографической зоркости через систему изучения  словарных слов .." Участие в конкурсе Учитель года -2012...

Формирование орфографической зоркости в процессе закрепления навыка правописания безударной гласной в корне слова

Открытое индивидуальное занятие с учеником 4 класса по коррекции дисорфографии...

Теоретические методологические подходы к обеспечению дифференцированного подхода на уроках русского языка и обучения грамоте с целью развития орфографической зоркости

Рассмотрение дифференцированного подхода в обучении в научно – методической литературе. Развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка и обучения грамоте....

Теоретические основы проблемы формирования естественнонаучных понятий у младших школьников в процессе изучения окружающего мира

Теоретические основы  проблемы формирования естественнонаучных понятий  у младших школьников в процессе изучения окружающего мира...