Класс: 4 Тема: «Развитие орфографической зоркости. Правописание безударных гласных в корне слова. Повторение ранее изученного материала».
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Хвостова Татьяна Вениаминовна

Конспект урока по русскому языку по отработке навыков безошибочного письма включает в себя разнообразные виды упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezudarnye_glasnye.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4

Тема: «Развитие орфографической зоркости. Правописание безударных гласных в корне слова. Повторение ранее изученного материала».

Учитель: Хвостова Т. В.

Цели:

  1. Совершенствование умений писать слова с безударной гласной в корне  слова, подбирать проверочные слова и применять правило, обеспечивающее безошибочный выбор гласной
  2. Развитие умений различать виды орфограмм
  3. Развивать внимание, мышление, память, речь учащихся

                          План урока.

  1. Орг. момент – 1 мин.
  2. Словарная работа с последующей самопроверкой – 5 мин.
  3. Орфографическая пятиминутка «По следам наших ошибок» - 6 мин.
  4. Фронтальная работа по подбору проверочных слов, подбор однокоренных слов – 5 мин.
  5. Тестовая работа с самооценкой – 3 мин.
  6. Восстановительный диктант – 12 мин.
  7. Нахождение ошибок в тексте – 4 мин.
  8. Работа с перфокартой – 5 мин.
  9. Итог урока, разгадывание шарад – 3 мин.
  10. Домашнее задание – 1 мин.

                               Ход урока.

  1. Орг. момент.

  1. Словарная работа с последующей самопроверкой.

Цель: проверка правильности написания словарных слов. Диктант пишется на листах с копировальной бумагой.

   Балкон, пенал, велосипед, помидор, шоколад, карандаш, тренер,  спортсмен, морковь, ворона, молоко, воробей, маршрут, синица, огурец, здоровье.

- Откройте словари и проверьте правильность написания слов, исправьте допущенные ошибки.

- Если вы написали работу без ошибок, то  - молодцы, очень хорошо, если вы нашли свои ошибки. После того, как я проверю ваши работы, вы сравните и увидите, все ли ошибки вы увидели, всё ли исправили, тогда сразу станет ясно, кому необходимо продолжить работу над словарными словами не только в классе, но и дома.

  1. Орфографическая пятиминутка «По следам наших ошибок». Работа хорошо успевающих детей по карточкам.

Цель: работа по устранению типичных ошибок. Необходимо не только вставить пропущенные буквы, но и подобрать проверочные слова.

 

   См…хнуть, сп…шить, т…рпение, изб…гают, зам…няется, ст…рает, ос…ротевший, дост…влял, нал…вал, б…чонок, уничт…жает, од…машнили, д…ловитый, проск…льзнул, т…йник, т…ска, надв…галась, ув…жают, к…люч, п…лзуч, вст…ю, см…хнуть, выв…ли, т…рп…ливая.

       

  ( В это время «сильные» учащиеся работают по карточкам: вставляют пропущенные буквы, вписывают проверочные слова в кроссворд)

- Как же проверить безударную гласную в корне слова?

                          Безударный хитрый гласный,

                          Слышим мы его прекрасно.

                          А в письме какая буква?

                          Здесь поможет нам наука:

                          Гласный ставь под ударенье,

                          Чтоб развеять все сомненья.

Вывод.

- Приведите ещё примеры слов на данную орфограмму. Дома в работе над ошибками проработаете ещё те орфограммы, которые мы в классе не успели.

  1. Фронтальная работа.

Цель: учимся подбирать однокоренные слова, проверочные слова, учитывая их лексическое значение.

Волна – вол

Травить – травы

Ползти – польза

Гористый – горе

Делец – дело

- Можно ли проверить безударную гласную в словах, расположенных слева, словами из правого столбика? Почему?

- Следовательно, при подборе однокоренных проверочных слов обязательно необходимо учитывать значение слова.

- Подберите однокоренные слова:

С корнем   -ДА-    ( давать, задавать, продавать, продавец, преподаватель, раздавать….)

С корнем   -ЕДИН-  (единство, единение, объединение, единица, единственный,соединение…)

С корнем  - ДАЛ-   ( далеко, отдалять, отдаление, удаляться, вдалеке…)

- Назовите для каждой из этих групп проверочное слово.

  1. Тестовая работа.

- Учитывая лексическое значение слов, подберите проверочные слова. Выполним тестовую работу.

А

О

Е

И

Я

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

  1. Разв(е, и )вается флаг
  2. Растение разв(е, и)вается
  3. Деревенский ст(о, а)рожил
  4. Ст(о, а)рожил сад
  5. Сл(е, и)пить лошадку
  6. Сл(е, и)пить глаза
  7. Отв(а, о)рили дверь
  8. Отв(а,о)рили грибы
  9. Посв(я, е)тить фонарём
  10. Посв(я, е)тить стихотворение
  11. Сп(е, и)шите работать
  12. Сп(е,и)шиите текст
  13. Пос(и, е)деть на качелях
  14. Пос(и, е)деть к старости

Ключ:

А

О

Е

И

Я

1

 х

2

 х

3

 х

 

4

 х

5

 х

6

 х

7

 х

8

 х

9

 х

10

 х

11

 х

12

 х

13

 х

14

 х

Вывод.

 - Проверьте работу и поставьте отметки:

«5» - 14 ответов

«4» - 13 – 12 ответов

«3» - 11 – 10 ответов

- Поднимите руки, кто заработал положительные отметки.

  1. Восстановительный диктант. Слабые учащиеся работают по карточкам с текстом.

Цель: совершенствование умений находить слова с безударными гласными среди других, развивать речь детей.

- Выпишите слова с безударными гласными в корне, обозначьте орфограмму.

                             Белка.

   У меня была кошка Белка. Шёрстка у Белки шелковистая, белая, только на спине чёрное пятно да задние лапки чёрные. Усы длиной семь – восемь сантиметров. Голова небольшая. Глаза  у кошечки днём были сероватые, а ночью светились, как два зелёных фонарика.

   Любила она лакомиться молоком. Ходила по дому осторожно, тихонечко. Большой «специалисткой» была Белка по вылавливанию рыбы из тазика с водой. Эту рыбу ей с речки приносил папа.

   Мы все очень любили Белку.

- Используя выписанные слова, восстановите текст.

Разборы:

Небольшая2, ходила2, тихонечко2, любое простое предложение

Текст для слабых учащихся (задание – списать текст, вставив пропущенные буквы, обозначить орфограммы):

                       Бег по кругу.

   З…ма. Кругом на з…мле и на крышах д…мов л…жит снег. Д…ревья в инее.

   Колхозный конюх выв…л в…рхового к…ня для бега по кругу. Конюх был одет по-зимнему. На нём была м…ховая шапка, тёплое пальто, а на н…гах – валенки.

    Конь был вороной масти. Г…л…ва узкая, красивая, на лбубелая звёздочка. Шея пр…мая, длинная, гибкая. Сп…на мускулистая, к…роткая. Ноги сильные и стройные. Конь б…жит быстро, л…гко и эн…ргично, хвост и грива разв…ваются на в…тру. Правую переднюю ногу он вык…нул вп…рёд, а левую поджал под себя.

   Этот вороной конь был очень красив на белом сн…гу.

  1. « Найди ошибку»

Цель: развитие орфографической зоркости, нахождение в тексте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок.

          У писателя Александра Степановича Грина был в тихом Старом Крыму невзрачный пёсик – дварняга Тобик.

 Пёсика этого вся улица несправедливо считала дураком.

   Хозяин был молчаливый и очень добрый человек. Обращаясь к Тобику он говорил: «Дружище!»

    Я увидел Тобика после смерти Грина. Он ослеп, как говорили, от старости. Он сидел на пороге глинобитного дома, в котором умер Грин, и солнце отражалось в его жёлтых беспомощных глазах. Услышав, как скрипнула за мной калитка, он встал, неуверенно подошёл ко мне ткнулся холодным носом в ноги и замер.  Только старый и пушистый хвост его помахивал из стороны в сторону, и поднимал белую известковую пыль.

- Давно он ослеп? – спросил я.

- Да, после смерти хозяина. Всё тоскует и ждёт.

   Я ожидал, что ответ будет именно таким, так как знал довно, что единственные живые существа на земле, которые умирают от разлуки с человеком, - это собаки.   

- Найдите слова, соответствующие схеме

  1. Работа с перфокартой.

Цель: проверка усвоения данной орфограммы.

         Гряда, цена, скала, весна,

         Коза, стена, роса, десна,

         Места, земля, столяр, сосна,

         Колечко, словечко и дрова.

         Страна, коса, стрела, дела,

         Село, игла, звезда, вода,

         Трава, зерно, следы, листок,

         Кормушка, озеро, цветок.

         Диктанту нашему конец.

         Кто не ошибся – молодец!

  1. Итог урока. Разгадывание шарад.

С И недолго сделать кошке,

Если есть сметана в плошке.

С Е же сделать нелегко,

Коль забрался высоко.

               (слИзать, слЕзать)

                                                С И нам долго находиться

                                                Можно в городе, селе.

                                               При еде, чтоб не давиться,

                                               Надо сделать с буквой Е.

                                                                       (прожИвать – прожЕвать)

С буквой Е ты делай в хоре

И таланта не таи.

Принял горькое лекарство –

Делай быстро с буквой И.

                           (запЕвай – запИвай)

10. Домашнее задание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе с использованием информационных технологий . Правописание безударной гласной в корне слова. Кодирование.

Цели: °         Знать последовательность действий при определённой безударной гласной в корне слова;°         Знать спос...

Правописание безударных гласных в корне слов. Повторение/

Урок предназначен для систематизации и обобщения знаний по теме "Правописание безударных гласных в корне слов". На уроке присутствуют разные фрмы работы. Урок снабжон авторской презентацией, что позво...

Русский язык. 2 класс. Тема: «Обобщающий урок по разделу «Безударные гласные в корне слов»

Русский язык. 2 класс.  Тема: «Обобщающий урок по разделу  «Безударные гласные  в корне слов».  Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Форма: Игра «Счастливый случай»...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе для детей с ТНР "Правописание безударных гласных в корне слова"

Конспект урока по русскому языку в 3 классе для детей с ТНР "Правописание безударных гласных в корне слова"...

Игра "Орфографическая молния". Правописание безударных гласных в корне слова

Игра "Орфографическая молния".  Задание: вставить пропущенные безударные гласные, в соответствующих клеточках поставить точки. Точки соединить в виде молнии....

Формирование орфографической зоркости в процессе закрепления навыка правописания безударной гласной в корне слова

Открытое индивидуальное занятие с учеником 4 класса по коррекции дисорфографии...