Теоретическое обоснование проблемы развития памяти младших школьников на уроках математики в процессе изучения таблицы умножения
методическая разработка по математике

Габдуллина Эльза Талгатовна

В данном параграфе раскрывается содержание понятий «память», «математическая память», рассматриваются процессы памяти и их индивидуальные различия.

Одной из важнейших способностей человека является способность к запоминанию, сохранению, своевременному и правильному использованию информации. На сегодняшний день соблюдение законов памяти человека является эффективной основой осмысленного запоминания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.  Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat.docx38.79 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретическое обоснование проблемы развития памяти младших школьников на уроках математики  в процессе изучения таблицы умножения

В данной главе проанализировано понятие «память»,  обобщен опыт работы педагогов по исследуемой проблеме.

 Особенности памяти как процесса познания

В данном параграфе раскрывается содержание понятий «память», «математическая память», рассматриваются процессы памяти и их индивидуальные различия.

Одной из важнейших способностей человека является способность к запоминанию, сохранению, своевременному и правильному использованию информации. На сегодняшний день соблюдение законов памяти человека является эффективной основой осмысленного запоминания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.  Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

Благодаря своей памяти, ее совершенствования, человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой высшей психической функции немыслим.  

Как научной категорией понятием «память» оперирует психология. Память можно определить как способность к получению хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретенный в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям в жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, оно бы безвозвратно утрачивалось.

Память – это удивительное свойство человеческого сознания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то воспроизвело на нас впечатление. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. С. Л. Рубинштейн писал, что без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом [Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. /С. Л. Рубинштейн. - Спб.: Питер, 2002. – 720 с.].

Согласно А. В. Петровскому, существуют десятки гипотез, теорий и течений, с помощью которых пытаются объяснить феномен памяти, но единой теории памяти до сих пор еще не выработано. Представителями различных наук выдвинуты разнообразные теории памяти: физическая, химическая, биохимическая,  физиологическая, информационно-кибернетическая, а также группа психологических теорий [Введение в психологию. /Сост. А. В. Петровский. – М.: Прогресс, 1989 – 255 с., с. 30]

Анализируя различные подходы к трактовке понятия «память», А. А. Смирнов в своей книге «Проблемы памяти» показал, что это понятие зарубежные исследователи рассматривают следующим образом. У. Джеймс трактует его как знание о минувшем душевном состоянии после того, как оно уже перестало непосредственно сознаваться нами, или, говоря точнее, она есть знание о событии или факте, о котором мы в данную минуту не думали и который, сверх того, сознается нами теперь как явление, имевшее место в нашем прошлом. Джон Уотсон предлагает следующее определение памяти: память - это общий термин для выражения того факта, что после некоего периода неупражнения в известных навыках функция не исчезает, а сохраняется как часть организации индивида, хотя она может вследствие неупражнения претерпевать большие или меньшие нарушения. Пьер Жане отмечает, что память представляется нам своеобразным действием, изобретенным людьми в ходе их исторического развития, а главное, - действием, совершенно отличным от обычного, автоматического повторения, которое составляет основу привычек и навыков [Смирнов А. А. Проблемы памяти. /А. А. Смирнов. - М.: Педагогика, 1996. - С. 45-47].

Автор книги выделяют следующие, важные для нашего исследования, положения: 1) «память» включает знание о событии или факте,  которое имело место в нашем прошлом; 2) память не исчезает, а сохраняется как часть организации индивида; она может претерпевать изменения; 3) память представляет собой действие, отличающее от обычного, автоматического повторения, составляющего основу привычек и навыков.

Как сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом трактует понятие «память»  Е. И. Рогов. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Память представляет собой совокупность процессов, обеспечивающих восприятие, запечатление, хранение и воспроизведение (извлечение) информации [Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. /Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995. – 529 с., с. 243].

В. А. Крутецкий называет памятью отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последовательном припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал [Крутецкий, В. А. Психология. /В. А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1986. – 335 с.].

Р. С. Немов отмечает, что память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека.

Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями. [Немов Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. /Р. С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - С. 227,  670 с.]. Память - это процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации  [Немов, Р. С. Психология: /Р. С. Немов. – М.: Просвещение, 1990. – 440 с., с. 42].

Нам же близка точка зрения А. Г. Асмоловой, которая определяет память как «способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта» [Асмолова, А. Г.  Мир воспроизведения и памяти. //Культурно-историческая психология и конструирование миров.  /А. Г. Асмолова -  М.: Воронеж, 1996. – 160 с., с. 5-7].

Нас интересует математическая память. А. А. Ахметгалиев трактует математическую память как способность младших школьников запоминать математические объекты, понятия, отношения, рассуждения, действия и т. п. и воспроизводить их в необходимый момент [Ахметгалиев А. А. Развитие математической памяти у младшего школьника /А. А. Ахметгалиев. //Начальная школа. - 2005. - №6. - С. 66-70, с. 69].

Как отмечает Р. С. Немов, у человека есть три вида памяти, более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая – с употреблением логики, третья – с использованием разнообразных средств запоминания [Немов Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. /Р. С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. -  670 с]

Существует несколько основных подходов к классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

2) по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную память;

3) по продолжительности закрепления и сохранения материала - на кратковременную, долговременную и оперативную [Маклаков А. Общая психология. /А. Маклаков. - СПб.: Питер, 2003. - С. 255-256]. Охарактеризуем их.

Двигательная (моторная) память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их частей, образующие двигательные навыки, которые обеспечивают автоматизированный характер действий в повторяющихся или типичных ситуациях. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков ходьбы, письма и т. д. [Маклаков А. Общая психология. /А. Маклаков. - СПб.: Питер, 2003. - С. 255-256].

Образная память сохраняет пережитый опыт в форме образов. В форме образов в памяти хранятся не только доступные сознанию впечатления, полученные с помощью органов чувств, но и неосознаваемые образы, которые принимают участие в процессах восприятия, например, при распознавании образов. В памяти могут храниться не только предметные образы восприятия, но и беспредметные образы, связанные с пережитыми ощущениями. Многие исследователи делят образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.  Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. В словесно-логической памяти хранятся наши умственные образы мира в форме обобщенных категорий, суждений, абстрактных концептуальных схем и, наконец, мировоззрения в целом. Кроме того, в словесно-логической форме хранятся также сознательно планируемые программы деятельности. В силу ее смысловой (семантической) организации, она может оказывать деформирующее влияние, как организующее, так и искажающее остальные виды памяти [Маклаков А. Общая психология. /А. Маклаков. - СПб.: Питер, 2003. - С. 255-256].

Эмоциональная память - это память на чувства, переживания. Эмоции выступают в качестве сигналов о том, в какой мере удовлетворяются или могут быть удовлетворены наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет большое значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые или сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действия, вызвавших в прошлом отрицательные переживания [Маклаков А. Общая психология. /А. Маклаков. - СПб.: Питер, 2003. - С. 255-256].

Рассмотренные выше виды памяти лишь характеризуют источники исходной информации и не хранятся в памяти в чистом виде. В процессе запоминания (воспроизведения), информация претерпевает разнообразные изменения: сортировку, отбор, обобщение, кодирование, синтез и другие виды обработки информации.

Существует и такое деление памяти на виды, которое связано с особенностями выполняемой деятельности. Так в зависимости от целей деятельности память делят на произвольную и непроизвольную. Произвольная память - это мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание какого-нибудь материала, предполагающая самостоятельную постановку цели запомнить и вспомнить этот материал и связанная с использованием особых приемов и способов запоминания. Непроизвольная память функционирует автоматически без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.

Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную. Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5-9 единиц информации и определяется  количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. «Мозг среднего человека, - писал Эдисон, - не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз» [Цит по Мальцева, К. П. Особенности памяти младшего школьника. //Психология младшего школьника. /К. П. Мальцева. - М.: Изд-во АПН РСФСР. - 1960. - С. 35-38, с. 36].  Кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она похожа на оперативную память. Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции.

Долговременная память. Долговременная память - наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость первых названных систем памяти очень ограничена: первая состоит из несколько десятых секунд, вторая - из несколько единиц хранения. Емкость же долговременной памяти практически безгранична. Все, что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, должно находиться в системе долговременной памяти. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью, - это проблема поиска информации. Количество информации, содержащейся в памяти, очень велико, и поэтому извлечение из нее сведений, необходимых в данный момент, сопряжено с серьезными трудностями. Тем не менее, отыскать необходимое удается быстро. Даже в такой обычной деятельности как чтение, для интерпретации значения печатных символов данного текста приходится непосредственно и немедленно обращаться к долговременной памяти. Однако какие-то границы объема долговременной памяти все же существуют, так как мозг является конечным устройством. Он состоит из 10 млрд. нейронов и каждый способен удерживать существенное количество информации. Причем оно настолько велико, что практически можно считать, что емкость памяти человеческого мозга не ограничена.

Л. В. Черемошкина выделяет природную и культурную память [Черемошкина Л. В. Развитие памяти у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Л. В. Черемошкина. - М.: Просвещение, 1999. - С. 56-58]. Природная память - это генетически обусловленная способность человека запечатлевать информацию, природная пластичность нервно-мозговой ткани («мнема»). Возможности природной памяти различных людей индивидуальны. Психологи подсчитали, что в среднем количество непосредственно запомненной информации для взрослого человека колеблется в пределах от 5 до 9 единиц (слов, картинок, знаков, символов и т.п.). Объем природной памяти зависит от характера запоминаемой информации: в обычных условиях человек может запомнить 8 десятичных знаков, 7 букв (расположенных не по алфавиту), 4-5 цифр, 5 синонимов, причем в разные годы жизни человека продуктивность его природной памяти различна [Науменко О. В. Возможности развития памяти учащихся  на уроках математики. /О. В. Науменко,  Е. Л. Шершицкая //Начальная школа: плюс ДО и ПОСЛЕ – 2004 - №9 – С.29-33].

Культурная память - своего рода надстройка над природными способностями, которая приобретается посредством усовершенствования памяти за счет разнообразных приемов запоминания и способов обработки информации. К концу дошкольного периода (6-7 лет) объем природной памяти ребенка в среднем может достигать 5 единиц. Старшие дошкольники простую наглядную информацию запоминают легко, быстро и прочно [Науменко О. В. Возможности развития памяти учащихся  на уроках математики. /О. В. Науменко,  Е. Л. Шершицкая. //Начальная школа: плюс ДО и ПОСЛЕ. – 2004. - №9. - С. 29-33].

В начале школьной жизни природная память ребенка в значительной степени определяет успешность его обучения, но в дальнейшем ситуация меняется: процесс обучения начинает влиять на то, как, в каком направлении и какими темпами будет развиваться культурная память ребенка. Это объясняется закономерностями развития памяти. Младший школьник способен запомнить материал разными способами: произвольно и непроизвольно, механически повторяя или используя какой-либо прием обработки информации. Природный и культурный виды памяти ребенка 7-10 лет существуют в как бы параллельных, почти не пересекающихся плоскостях, и порой ребенку 7-8 лет, только недавно ставшему школьником, гораздо легче заучить - «вызубрить» материал, нежели осмыслить его. Впрочем, это явление носит временный характер. Как правило, к концу младшего школьного возраста (к 10-11 годам), когда объем природной памяти достигает 6,75 единицы, ее продуктивность становится стабильно ниже продуктивности культурной памяти.

К процессам памяти относят запоминание, хранение и воспроизведение. Каждая из этих частей - не мгновенное явление, а процесс, длящийся иногда большее, иногда меньшее время и протекающий по определенным правилам. Поэтому запоминание, сохранение и восстановление информации  называются основными процессами памяти [Немов Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии./Р. С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - С. 227].

А. А. Реан к процессам памяти относит: запоминание, хранение и забывание,  воспроизведение [Цит по Мальцева, К. П. Особенности памяти младшего школьника. //Психология младшего школьника /К. П. Мальцева. - М.: Изд-во АПН РСФСР. - 1960. - С. 35-38]. Запоминание всегда основано на установлении связей нового опыта, получаемого человеком, с какими-то элементами уже имеющегося у него опыта. Ход и результаты сохранения материала зависят от богатства, содержательности и прочности этих связей. Восстановление того, что хранится в памяти, происходит на основе использования связей, установленных при запоминании. Первоначальная форма запоминания - так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т. е. запоминание без заранее оставленной цели, без использования каких-либо приемов. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга. Так запоминается большая часть нашего опыта. Запомним ли мы что-либо (или запомнится оно нам), а если запомним, то как - подробно ли, четко ли, надолго ли, зависит в этом случае от того, какое место занимают предметы, явления, события в нашей деятельности, что мы делаем по отношению к ним. От непроизвольного запоминания надо отличать произвольное (преднамеренное) запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель: запомнить то, что намечено. При произвольном запоминании мы выполняем действия, специально направленные на достижение этой цели - действия запоминания. Задачи, которые решаются при помощи действий запоминания, различаются в зависимости оттого, что именно нужно запомнить, т. е. от характера запоминаемого материала, и от того, насколько долго мы намерены хранить его в памяти. При произвольном запоминании человек использует специальные приемы запоминания.

Постановка специальных задач оказывает существенное влияние на запоминание, под ее влиянием меняется сам его процесс. Однако, по мнению С. Л. Рубинштейна, основное значение приобретает вопрос о зависимости запоминания от характера деятельности, в ходе которой оно совершается. Он считает, что в проблеме запоминания нет однозначной зависимости между произвольным и непроизвольным запоминанием. И преимущества произвольного запоминания со всей очевидностью выступают лишь на первый взгляд [Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. /С. Л. Рубинштейн. - Спб.: Питер, 2002. – 720 с.]. Исследование П. И. Зинченко в этом плане убедительно доказали, что установка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности этого процесса; непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного [Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. /П. И. Зинченко. - М.: АПН РСФСР, 1961. – 231 с]. Посвященное той же проблеме исследование А. А. Смирнова подтвердило, что непроизвольное запоминание может быть продуктивней произвольного [Смирнов, А. А. Проблемы памяти. /А. А. Смирнов. - М.: Педагогика, 1996. - С. 45-47].

Запоминается, как и осознается, прежде всего, то, что является целью нашего действия, а подавляющее большинство наших семантических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой - запомнить соответствующий материал с тем, чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, т.е. запоминание количества объектов, называется мнемонической деятельностью. Мнемоническая деятельность представляет собой специфически человеческое образование, т.к. только у человека запоминание становится специальной задачей [Черемошкина, Л. В. Развитие памяти у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Л. В. Черемошкина. - М.: Просвещение, 1999. - С. 56-58].

Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов - воспроизведения и узнавания. Воспроизведение - это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно происходит после него, вне него. Таким образом, физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений. Воспроизведение образа объекта труднее, чем узнавание. Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, или при помощи ассоциативных представлений (по С. Л. Рубинштейну).

Различают воспроизведение непосредственное и опосредованное. Непосредственное воспроизведение протекает без промежуточных ассоциаций. При опосредованном воспроизведении человек опирается на промежуточные ассоциации - слова, образы, чувства, действия, с которыми связан объект воспроизведения.

Помимо воспроизведения мы постоянно сталкиваемся с таким явлением, как узнавание. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось ранее или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе личных описаний (представление воображения).  Узнавание бывает разным по степени точности и полноты. Наименее определенно узнавание  в тех случаях, когда мы испытываем только чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта не можем.  Подобные случаи характеризуются неопределенностью узнавания. Наибольшая степень узнавания, или полное узнавание, не вызывает у воспринимающего субъекта никаких сомнений в знании объекта восприятия. При полном узнавании человек безошибочно относит объект к определенной категории, может точно назвать время, место и другие признаки знакомства с ним.

У младших школьников имеют индивидуальные различия в памяти.

В настоящее время принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти: в первую группу входят различия в продуктивности заучивания, во вторую – различия так называемых типов памяти [Егорова М. С. Психология индивидуальных различий /М. С. Егорова. - М.: Планета детей, 1997. - С. 5.]. Различия в продуктивности заучивания выражаются в скорости, прочности и точности запоминания, а также в готовности к воспроизведению материала. Общеизвестно, что одни школьники запоминают быстро, другие медленно, одни помнят долго, другие скоро забывают, одни воспроизводят точно, другие допускают много ошибок, одни могут запомнить большой объем информации, другие запоминают всего несколько строк.

Другая группа индивидуальных различий касается типов памяти. Тип памяти определяет то, как ребенок запоминает материал: зрительно, на слух или пользуясь движениями.  Некоторые дети для того, чтобы запомнить, нуждаются в зрительном восприятии того, что они запоминают. Это дети так называемого зрительного типа памяти. Другим для запоминания нужны слуховые образы. Данная категория детей обладает слуховым типом памяти.  Кроме того, существуют дети, которые, для того, чтобы запомнить, нуждаются в движениях, и особенно в речевых движениях.  Это дети, обладающие двигательным типом памяти (в частности, речедвигательным).

Однако чистые типы памяти встречаются не так часто. Как правило, большинство детей обладает смешанными типами. Так, чаще всего встречаются смешанные типы памяти - слухо-моторный, зрительно-двигательный, зрительно-слуховой.  Смешанный тип памяти повышает вероятность быстрого и долговременного заучивания. Кроме того, участие в процессах памяти нескольких анализаторов ведет к большей подвижности в использовании образованных систем нервных связей: например, ребенок не вспомнил что-то на слух - вспомнит зрительно. Поэтому целесообразно, чтобы ребенок запоминал информацию разными способами: путем прослушивания, чтения, рассматривая иллюстрации, делая зарисовки, наблюдая и т.д.

Тип памяти зависит не только от природных особенностей нервной системы, но и от воспитания. Учитель, активизируя на уроке деятельность разнообразных анализаторов учащихся, тем самым развивает смешанный тип памяти у детей.

Типы памяти следует отличать от видов памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем. А так как любой человек запоминает все: и движения, и образы, и мысли, и чувства,  то разные виды памяти присущи всем людям и не составляют их индивидуальной особенности. В то же время тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или двигательно. Поэтому тип памяти представляет собой индивидуальную особенность данного человека.

У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти [Егорова М. С. Психология индивидуальных различий /М. С. Егорова. - М.: Планета детей, 1997. - С. 5-7.]. Принадлежность к тому или иному типу в значительной мере определяется практикой заучивания, т. е. тем, что именно приходится запоминать ребенку и как он приучается запоминать. Поэтому память определенного типа может быть развита с помощью соответствующих упражнений с использованием специальных приемов рационального запоминания и воспроизведения информации.

Таким образом, обобщение накопленной исследователями информации позволяет утверждать, что «память младших школьников» – это способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. «Математическая память» – это способность младших школьников запоминать математические объекты, понятия, отношения, рассуждения, действия и т. п. и воспроизводить их в необходимый момент. В настоящее время для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную память; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала - на кратковременную, долговременную и оперативную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прект "Активизация познавательнойй деятельности и развитие самостоятельности младших школьников на уроках математики"

Активизация познавательной деятельности и развития самостоятельности  являются  объективными  условиями сознательного  и прочного усвоения школьниками  знаний, умений и навыко...

Развитие мышления младших школьников на уроках математики через использование активных форм работы

Работа о системе активных методов обучения, направленных на развитие мышления младших школьников на уроках математики...

Приемы развития памяти младших школьников на уроках филологического цикла.

Работа содержит систему упражнений, приемов и методов, направленных на развитие памяти младших школьников. Развитие памяти на уроках филологического цикла обоснована методически и психологически....

Методические приёмы, способствующие развитию памяти младшего школьника на уроках русского языка.

Методические приёмы, способствующие развитию памяти младшего школьника на уроках русского языка....

Развитие памяти младшего школьника на уроках литературного чтения.

1. Разграничение важной и ненужной информации, поступающей из окружающего мира;2. Сложность запоминания информации у младшего школьника на очередной стадии развития памяти;3. Трудности при работе с те...

Современные подходы к развитию памяти младших школьников на уроках математики в процессе изучения таблицы умноженияq

В данном работе рассмотрен опыт работы педагогов по развитию памяти младших школьников на уроках математики  в процессе изучения таблицы умножения....