Приемы развития памяти младших школьников на уроках филологического цикла.
статья ( класс) по теме

Пешкова Ирина Геннадьевна

Работа содержит систему упражнений, приемов и методов, направленных на развитие памяти младших школьников. Развитие памяти на уроках филологического цикла обоснована методически и психологически. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пешкова И.Г. Приемы развития памяти младших школьников на уроках филологического цикла.

               Дошкольник, придя в школу меняет не только свой социальный статус, социальную роль, но и основной вид деятельности: осуществляет переход от игры к учебе. Залогом успеха является не только определенная готовность к школе, но и прохождение успешной адаптации к процессу обучения.

           Современная образовательный процесс в первую очередь полагается на проблемные методы обучения, жизненную необходимость использования тех или иных знаний, актуальность решения определенной задачи. Но существуют моменты, которые невозможны без работы памяти, например, запоминание способа написания новой буквы или цифры, использование алгоритмов решения задач, уравнений, применение таблиц сложения и умножения, использование правил грамматики и орфографии русского и иностранного языков.

             Развитие памяти ребенка – одно из условий успешности учебной деятельности. Существуют поверхностные параметры этой характеристики. Такие выводы делает учитель ежеурочно: если часть учащихся быстрее воспроизводит изученный алгоритм, запоминает новое непроверяемое написание, стихотворный текст, демонстрирует прекрасное знание таблицы умножения.

            Определенная система приемов развития памяти младших школьников позволит педагогу повысить качество обучения в классе не только по итогам года, но и после трехмесячного летнего каникулярного перерыва. Овладев приемами развития памяти, учащиеся лучше продемонстрировать прочность и глубину знаний на «входных» контрольных в начале года, легко смогут вспомнить давно не повторявшийся материал, демонстрируя качественно быстрый переход полученного знания в разряд умений и навыков.

          Здесь на помощь педагогу приходят современные ИКТ, которые  позволяют задействовать разные виды восприятия, мышления, а также развить различные виды памяти. В зависимости от формы психической активности выделяют память непроизвольную и произвольную. По продолжительности протекания процесса запоминания память может быть кратковременной, долговременной, оперативной. С точки зрения предмета, материала деятельности, определяют двигательную, эмоциональную, образную и вербальную память. По виду ведущего анализатора память подразделяется на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую.

         Помимо традиционных упражнений, направленных на механическое запоминание «словарных» слов, заучивание стихотворных и прозаических произведений, использование разных видов пересказа, изложений предлагаю использовать следующую систему методов и приемов.

  1. Проведение родительского собрания в 1 классе на тему «Память и ее значение».

На собрании учитель расскажет о важности развития памяти учеников, пригласит школьного психолога, который поделится информацией о возрастных особенностях семилеток. Необходимо успокоить родителей, что фраза первоклассника в сентябре «я не помню, что было в школе», не должна их шокировать. Ученик также не может в 1 классе запомнить и зафиксировать домашнее задание, что и будет делать учитель в блокнотах, ежедневниках первоклассника, либо научит отмечать страницы и задания, которые необходимо доделать, повторить на следующий урок. В ходе собрания родителей познакомят с некоторыми методами и приемами развития памяти, выдадут инструкцию по работе над памятью школьника.

  1. Включение развития памяти учащихся в целеполагание урока .

В начале урока вместе с темой озвучивается цель – тренировка памяти. В процессе урока учитель должен обозначить момент, когда учащиеся будут работать над своей памятью. Это может быть как игровое задание на выявление объема кратковременной памяти (аналог игры «Мемори»), так и проверочная работа, которая потребует серьезной подготовки (письмо по памяти). В конце урока, формулируя выводы, спрашивать у учеников, чем занимались на уроке, что узнали, что повторили, что было особенно интересным.

  1. Включение упражнений по развитию зрительной памяти.

Дается установка на тренировку зрительной памяти. Нужно запомнить глазами, «сфотографировать» слово, правило, значок. Закрываем глаза, представляем то, что запоминали.

  1. Запоминание слов парами.

В первом классе можно начать данный вид тренировки зрительной кратковременной памяти с парных картинок, заменив картинки позже буквами, цифрами, словами. Слова и буквы могут быть не связаны между собой по смыслу, а могут иметь смысловую либо логическую связь. Обычно работаем с двумя столбиками слов, закрыв один столбик, прошу его воспроизвести.

  1. Письмо по памяти.

Очень интересное и необычное упражнение, которое готовится заранее в виде электронной презентации, но можно работать и без нее – на доске, по учебнику. Данный метод позволяет быстро запоминать написание поэтических строф с авторской пунктуацией.

  1. Прием развития слуховой памяти «Лови слово».

Удобно использовать в качестве «грамматической разминки» на отработку изученных орфограмм. Каждому ряду дается задание «поймать слово» с определенной орфограммой, слова фиксируются в тетрадях, орфограммы выделяются. Ученики учатся фокусироваться на конкретной задаче, запоминают слова с определенными орфограммами.

  1. Использование опорных схем, таблиц.

Учащиеся рассказывают правила, опираясь лишь на опорную схему со множеством условных знаков, затем учатся таким образом «кодировать», упрощать, перерабатывать изученную информацию, создавать опорные смысловые схемы самостоятельно. Схемы могут быть различными, даже в виде кроссвордов, куда заключены основные понятия темы. Составление схем и таблиц - следующий этап после обучения составлению плана текста, параграфа, литературного произведения.

  1. Работа с памятками.

Всю наиболее важную информацию многие педагоги предпочитают фиксировать в тетрадь с памятками. Здесь необходимо научиться работать с памяткой правильно и систематично. Не стоит вклеивать распечатанные таблицы, материал лучше запоминается, когда памятку, таблицу составляем коллективно, вместе и параллельно фиксируем результаты своих умозаключений. Не обязательно правило должно быть  слово-в-слово как в учебнике, текст можно переосмыслить, используя особые знаки, аббревиатуры, сокращения.

  1. Искажение текста

Учителем читается текст вслух один раз. Затем педагог воспроизводит тот же текст, с допущенными в каждом предложении неточностями. Ребята исправляют все неточности. Далее пересказывается весь текст без допущенных учителем ошибок.

  1.  Самодиктант.

Данный вид работы используется как самостоятельная работа или домашняя. Распечатываются тексты диктантов для начальной школы. Ребенка просят переписать текст, причем текст диктанта размещается на доске (стене). Для этого он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на свое рабочее место и записать то, что запомнил. Упражнение можно повторять несколько раз в неделю. Подобный прием используется и для выучивания непроверяемых написаний (как подготовка к диктанту). При этом требуется диктовать себе слова орфографически проговаривая.

  1.  Работа с информационными карточками.

На уроках литературного чтения, где изучается биография и творчество писателя, учащиеся должны познакомиться в течение нескольких минут с информацией, помещенной в один слайд. Информация вмещает в себя фотографии, интересные факты, даты жизни писателя, или написания им того или иного произведения, памятник писателю в каком-либо городе. Информация с карточки читается вслух, фотографии самостоятельно рассматриваются. Затем картинка убирается и учащимся предстоит ответить на 5 вопросов по увиденной им информации. Вопросы могут быть такими: как звали отца писателя, в каком городе установлен памятник, в каком году он родился, как называлась первая книга автора. Потом можно проверить свои ответы, вернувшись к первоначальному слайду.

Помимо вышеописанных методов и приемов, я учу детей правилам развития своей памяти.

  • Любой текст запоминается быстрее, если разделить его на смысловые части, то есть составить план.
  • Заучивание стихов развивает память. Поэтому читайте больше стихов и старайтесь их запомнить.
  • Помните пословицу: «Повторенье – мать ученья». Нужно несколько раз повторять то, что хочешь хорошо запомнить.
  • Лучше запоминать постепенно. Например, чтобы выучить стихотворение, нужно отдельно и вдумчиво перечитывать его в течение нескольких дней, а не зубрить целый вечер накануне поставленного учителем срока.

       Подобная работа должна иметь системный подход. Психологом проводится тестирование учащихся, показывающее реальные результаты работы памяти, с которыми могут ознакомиться родители. Подобное исследование функций памяти не позволят в 5 классе педагогам спутать сложности адаптации в среднем звене с уровнем интеллектуальных данных школьников. Родителям учеников предлагается анкетирование для выявления особенностей памяти их ребенка. Подобные анкеты могут заполняться и самими учащимися.

Анкета для родителей

  • Какой вид памяти преобладает у вашего ребенка?
  • Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала?
  • Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти?
  • Необходима ли вам помощь в обучении приемам тренировки памяти?

Анкета для учащихся

  • Легко ли тебе заучивать стихи?
  • Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?
  • Ты быстро вспоминаешь заученное или с трудом?
  • Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который учил давно?
  • Помогают ли тебе дома тренировать твою память?
  • Нужна ли тебе помощь в тренировке своей памяти?

Памятка для учащихся по развитию памяти

  • Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнить.
  • Ставьте себе цель запомнить надолго.
  • Заучивая учебный материал, делайте чертежи и схемы, рисунки: это поможет быстрее вспомнить нужное задание.
  • Многократно повторяйте выученное.
  • Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение выучить трудно.
  • Выучив небольшую часть текста, перескажите ее несколько раз.
  • Запомните фразу из жизни рассеянного человека: «Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил». Вы же не хотите быть такими? Тогда – за дело

          По результатам своей работы с младшими школьниками я пришла к выводу, что дети с нетренированной памятью воспринимают в течении урока меньший объем материала, демонстрируя тем самым низкую способность к приему и переработке информации. Из-за маленького объема памяти таким ученикам требуется больше времени на отработку изученного, а перегрузка дополнительными упражнениями приводит к отрицательному эффекту – учащиеся не могут усвоить необходимый объем знаний. Проблемы с памятью накладывают серьезный отпечаток на успешность учебной деятельности ребенка. Ребенок много учит, пересказывает, но приходит на урок, а результата нет. Вспоминая о мотивации обучения младшего школьника, о мотиве получения высокой отметки как источника других поощрений и залога эмоционального благополучия в качестве главного мотива на конец первого класса, учитель, не работающий над развитием памяти учеников, сознательно снижает учебную мотивацию в классе. Упражняя детей в умении наблюдать, сравнивать, анализировать рассматриваемые объекты, обобщать, рассуждать, обосновывать выводы на различных этапах урока, педагог не только повышает уровень учебно-познавательных мотивов, но и начинает формировать другие широкие социальные мотивы (долг, ответственность, необходимость получить образование). Поэтому стоит уделить должное внимание развитию такому очень важному мыслительному процессу как память.

Источники.

      1.Шамсутдинова Р.Т. Память и интеллект. Первое сентября. Начальная школа №9/2010

      2.Выгоренко Н.В. Память и ее значение. Первое сентября. Начальная школа №16/2005

3.Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. – М., 2001.

4.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб., Питер Пресс, 2009.

5.Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., Логос.,2000.

6.Клюева Н.В., Батракова С.Н., Варенова Ю.Л. Педагогическая психология. Учебник для вузов. – М., Владос, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативного мышления младших школьников на уроках гуманитарного цикла

Развитие креативности на уроках гуманитарного цикла....

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В данной статье описываются наиболее эффективные приемы развития памяти младших школьников....

Методические приёмы, способствующие развитию памяти младшего школьника на уроках русского языка.

Методические приёмы, способствующие развитию памяти младшего школьника на уроках русского языка....

Развитие памяти младшего школьника на уроках литературного чтения.

1. Разграничение важной и ненужной информации, поступающей из окружающего мира;2. Сложность запоминания информации у младшего школьника на очередной стадии развития памяти;3. Трудности при работе с те...

«Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников»

Предлагаю использование на своих уроках приемы мнемотехники для развития памяти младших школьников...

Теоретическое обоснование проблемы развития памяти младших школьников на уроках математики в процессе изучения таблицы умножения

В данном параграфе раскрывается содержание понятий «память», «математическая память», рассматриваются процессы памяти и их индивидуальные различия.Одной из важнейших способност...

Современные подходы к развитию памяти младших школьников на уроках математики в процессе изучения таблицы умноженияq

В данном работе рассмотрен опыт работы педагогов по развитию памяти младших школьников на уроках математики  в процессе изучения таблицы умножения....