Развитие памяти младшего школьника на уроках литературного чтения.
презентация к уроку по чтению (2 класс)

Таловская Анастасия Александровна
1. Разграничение важной и ненужной информации, поступающей из окружающего мира;
2. Сложность запоминания информации у младшего школьника на очередной стадии развития памяти;
3. Трудности при работе с текстами;
4. Проблемы в развитии образной и логической памяти у школьников на более высоких ступенях обучения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл talovskaya_samoobrazovanie_wecompress.com_1.pptx641.18 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема самообразования: «Развитие памяти младшего школьника на уроках литературного чтения» Таловская Анастасия Александровна, учитель начальных классов

Слайд 2

Актуальность темы Разграничение важной и ненужной информации, поступающей из окружающего мира; Сложность запоминания информации у младшего школьника на очередной стадии развития памяти; Трудности при работе с текстами; Проблемы в развитии образной и логической памяти у школьников на более высоких ступенях обучения

Слайд 3

Исследованием процесса развития памяти занимались философы , психологи, педагоги, методисты. Эббингауз Г., Л.С. Выготский, Д. Норман , А.А. Смирнов, П.И. Зинченко занимались проблемами психологии памяти. В . Шадриков , Ляудис В.Я., А.И. Липкина, М.И.Оморокова , Абрамович Е.А., Яковлева В.И., Левин А.В в своих трудах обозначили способы запоминания материала Исследования А.Г.Комма выявили зависимость воспроизведения от смыслового содержания. Американские педагоги К.Мередит , Д.Огл , Д. Стил , Ч. Темпл разработали технологию развития критического мышления

Слайд 4

Цель темы самообразования Развитие память на уроках литературного чтения посредством внедрения элементов различных методик

Слайд 5

Задачи темы самообразования 1. Определение сущности, структуры, содержания и условий развития памяти; 2. Систематизация данных по методике развития памяти; 3. Отбор приемов для развития памяти из различных методик; 4. Обучение учащихся правильно использовать мнемические приёмы;

Слайд 6

Ожидаемый результат Достижение сформированности определённого уровня памяти с помощью специально разработанного комплекса методических приёмов и упражнений, способствующих развитию процессов памяти.

Слайд 7

Содержание и организация деятельности Этапы реализации: 1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме; 2. Определение уровня развития логической памяти у учащихся; 3. Подбор на основании полученных результатов приемов и упражнений, направленных на развитие памяти; 4. Внедрение разнообразных приёмов в процесс работы с текстом на уроке литературного чтения для развития мнемических приёмов; 5. Диагностика эффективности разработанного комплекса упражнений и приёмов.

Слайд 8

Определение уровня развития логической памяти у учащихся 1. Методика «10 слов» 2. Методика «Картинки» 3. Методика «Запомни фразы » 4. Методика опосредованного запоминания

Слайд 9

Практическая часть Методы работы: 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы; 2. Обобщение педагогического опыта; 3. Наблюдение; 4. Беседа; 5. Анализ работ учащихся.

Слайд 10

Условия развития образной памяти на уроках литературного чтения « Одни книги мы вкушаем, другие проглатываем и лишь очень немногие дегустируем и усваиваем » Френсис Бэкон( философ)

Слайд 11

1. Чтение - один из важнейших предметов в начальной школе; 2. Живое слово русской поэзии и художественной литературы позволяет легко и непринуждённо осуществлять процесс развития памяти; 3. Доказано , что понимание служит одной из основ обучения и памяти; 4. На уроках литературного чтения часто используется пересказ текста; 5. Очень часто ученикам предлагается выучить стихотворение

Слайд 12

Основные приемы и техники Цепной метод (строится на цепных ассоциативных связях). Поиск ассоциаций превращается в игру; Акровербальный метод (« акро »-край, « вербо »- слово ). Придумывание стишков, шуточных фраз, в которых зашифрована информация; Метод мест (основан на зрительных ассоциациях ). Представление предмета для запоминания и объединение его образа с образом определенного места, который легко извлекается из памяти.

Слайд 13

Технология развития критического мышления

Слайд 14

Приемы р азвития критического мышления «Верите ли вы, что …» Кластеры Логическая цепочка

Слайд 15

Упражнения для запоминания букв Задания на восстановление буквы по данным элементам (используя усложнения за счёт введения дополнительных условий) Задания на вычленение букв из других букв или рисунков Работа с алфавитом ( корректурная проба) Привлечение для работы близкого детям словаря из окружающего мира

Слайд 16

Задания на развитие памяти школьников 1. Рассмотри и запомни. Цель: развитие зрительной памяти. Инструкция: внимательно рассмотри и запомни все фигуры в клеточках (рис.1), а теперь переверни лист и выполни задание (рис.2 ). - Назови предметы, которых не было на 1 рисунке? - С каких звуков начинаются слова, называющие эти предметы? И т.д.

Слайд 17

2. Развиваем нашу память. Цель: развитие слуховой и зрительной памяти. Можно использовать несколько вариантов для запоминания: на слух (слова читает учитель) и зрительно (слова читают дети), либо используют картинки. Например: слова для запоминания: дерево, карандаш, машина, арбуз, огурец, малыш, яблоко, попугай, корабль . Инструкция: внимательно прослушайте (прочитайте) слова, постарайтесь запомнить их в том же порядке, как они даны и выполните задание. Задание 1: назовите (запишите) эти слова. Задание 2: ответьте (можно письменно) на вопросы. Какие слова начинались с гласной буквы? Какое слово заканчивается буквой «а»? Какие слова, обозначающие существительные среднего рода, вы запомнили?

Слайд 18

3. Игра «Кошелек (корзинка, мешок)». Цель: развитие словесно-логической памяти. Инструкция: Каждый участник повторяет слова, предложенные предыдущими играющими, и добавляет что-то свое. «Пропадает» тот, кто не может повторить цепочку слов в том же порядке или пропустит хотя бы одно слово. Например, играющих трое. Первый говорит: «Я положу в кошелек собаку». Второй: «Я положу в кошелек собаку и медведя». Третий: «Я положу в кошелек собаку, медведя и диван». Первый: «Я положу в кошелек собаку, медведя, диван и портфель» и так далее. 4. «Пара слов». Цель: развитие механической памяти учащихся. Инструкция: Я прочитаю вам пары слов, а вы постарайтесь их запомнить. После этого я буду называть первые слова пар, а вы - вторые, которые запомнили. Например: зеркало - лампа муха – стол ведро - диван змея – улица лопата – ветер ложка – смех игла - забор книга – стена пол - вечер мяч - рыба

Слайд 19

5. «Смысловые пары». Цель: развитие у учащихся смысловой памяти. Инструкция: Я зачитаю вам 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь. Затем я прочитаю лишь 1-ое из слов каждой пары, и вы должны припомнить 2-ые слова и записать эти пары на листе бумаги. Например: шум-вода стол-обед мост-река рубль-копейка лес-медведь дуб-желудь дичь-выстрел час-время гвоздь-доска. Можно усложнить задание и называть не пары слов, а по 3 слова. С начала я скажу три слова, вы их запомните, потом я назову первое слово, а вы остальные два. Например: весна-солнце-ручей праздник - песни - веселье мост - река - вода пчела - улей- мед река - рыболов – уха. 6. «Орфографическое чтение». Цель: развитие у учащихся артикуляционной памяти на основе орфографического чтения. Инструкция: Прочитай слова (предложение, текст и т.д.) орфографически, правильно и чётко проговаривая каждый звук. Примечание: Орфографически проговаривая слово, ученик запоминает его написание. Если ежедневно на каждом уроке отводить по 5-7 минут для орфографического чтения (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке, и т.д.) это принесет хороший результат.

Слайд 20

7. Письмо по памяти. Цель: развитие внимания, зрительной памяти, речи учащихся; закрепления написания слов с орфограммами. Инструкция: Ученик несколько раз прочитывает текст, находит и объясняет в нём все орфограммы, знаки препинания, запоминает слова на еще не изученные правила (если есть в тексте). Учащийся заучивает наизусть текст в несколько строк (можно стихотворный или прозаический), затем он по памяти самостоятельно записывает текст в тетрадь. После записи проводится проверка, ученик сличает текст с образцом . 8 . Диктант-игра “Кто больше запомнит”. Цель: совершенствование слуховой памяти школьников. Инструкция : Слушайте внимательно и запоминайте. Мама попросила сына сходить в магазин и купить следующие продукты: В булочной – хлеб, пирожное, печенье, шоколад; В мясном отделе – котлеты, цыплёнка, сосиски, колбасу; В овощном отделе – огурцы, помидоры, капусту, картошку; В бакалее – сахар, вермишель, растительное масло. - Запомнили? (Можно прочитать ещё раз). А теперь попытайтесь записать всё то, что мама заказала сыну. - Подчеркните слова из словаря.

Слайд 21

9. «Игры со стихами» Цель: Развитие слуховой и зрительной памяти. Инструкция: Сейчас я прочитаю тебе стихотворение про осень. Я прочитаю его только один раз. Слушай внимательно! Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льется, Это время года осенью зовется. М. Ходякова Постарайся мысленно представить эту картину: листья желтые, птицы улетают, дождь... Представил? - А теперь вспомни, как про это сказал поэт. Послушай стихотворение ещё раз. Прошу тебя нарисовать то, о чем говорится в этом стихотворении. Примечание: Ребенку при рисовании, скорее всего, потребуется помощь. Можно и нужно обсуждать любые вопросы, связанные с темой. Постараться, при этом не повторять стихотворение слишком часто. Когда рисунок будет закончен, нужно спросить ребенка: - Расскажи, что ты нарисовал? - Почему ты нарисовал дерево так, а не иначе? А как ты нарисовал птиц? И т.д. (Необходимо обсудить с ребенком все нюансы его рисунка: цвет, формы, размеры, контуры т. д .). После вопросов-ответов начинайте учить стихотворение. Это окажется достаточно простым делом, так как ребенок уже прочувствовал информацию. Обратите внимание на то, сколько раз вам пришлось повторять стихотворение. Если потребовалось менее 10 повторов, то это говорит о хорошей памяти вашего ребенка.

Слайд 22

Способы запоминания стихотворений Повторение Повтор каждой фразы 2,3 раза По частям(если большое) Целиком(если маленькое) Фотоаппарат Прочитай Переведи Расскажи

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения....

Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством применения проектных технологий

В презентации отображены этапы работы над проектами  на уроках литературного чтения , начиная с минипроектов и заканчивая проектами, охватывающими как урок , так и внеурочную деятельность....

Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения.

Задача современной школы - формирование разносторонней развитой личности, развитие индивидуальных способностей ребенка. Без приоритета школьного развития абсолютно невозможен процесс в сфере образован...

Развитие самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения.

Статья обобщает опыт по развитию самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения, знакомит с использованием различных форм и приемов работы....

Научная статья "Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения".

Научная статья "Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения"....

Конспекты уроков с применением интерактивных технологий развития креативности младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие творчества и креативности личности ребенка, по утверждению Н.Г. Герасимовой, интенсивно происходит в младшем школьном возрасте, так как на данном возрастном этапе закладываются основы творчес...