Методические приёмы, способствующие развитию памяти младшего школьника на уроках русского языка.
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Тарасова Ирина Валентиновна

Методические приёмы, способствующие развитию памяти младшего школьника на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priyomy.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы, способствующие развитию памяти младшего школьника на уроках русского языка.

Существует память произвольная и непроизвольная. При непроизвольном запоминании объекты запечатлеваются в памяти без приложения со стороны человека каких-то волевых усилий. Мы сами собой запоминаем что-нибудь интересное, захватывающее, важное для нас. При произвольном запоминании человеку необходимо специальное сознательное усилие, чтобы что-то запомнить. Но чем интереснее для ребенка будут занятия, тем прочнее и быстрее будет усваиваться материал. Память можно также разделить на непосредственную и опосредованную. При непосредственном (механическом) запоминании процесс сохранения информации происходит без участия мышления, т.е. без осмысления материла, без установления логической структуры и использования ассоциативных приемов запоминания.

В обычной жизни это называется «зазубрил». При опосредствованном логикой, мышлением запоминании, материал необходимо предварительно осмыслить.

Приёмы, позволяющие увеличивать объём запоминаемого материала.

  1. Ассоциативное запоминание.

Учащимся предлагается запомнить слова попарно. Нужно «подружить» пары слов, связать их в одно целое, увидеть или придумать такую возможность, при которой они бы могли быть вместе. Например -книга нужна ученику, у куклы есть глаза.

«видел» (зрительная память)       «слышал» (слуховая память)

Книга                                               ученик

Ручка                                               бумага

Тетрадь                                           карандаш

Кукла                                               глаза

Яблоко                                             дерево

  1. Приём объединения слов в группы по общим признакам

Берёза, стол, диван, липа, молоток, дуб, шкаф, топор

3 группы-деревья, мебель, инструменты

  1. Выстраивание сюжетной линии

Связать запоминаемые слова в одно целое путём придумывания всевозможных сказок, рассказов, шуток, небылиц

Рябина, глаза, лев, ведро, вода, дорога, машина, шина, дом, окно.

Приёмы, способствующие запоминанию написания словарных слов.

  1. Игра «В букву» - произнести слово по буквам. (можно заучивать словарные слова)
  2. Игра « В слово»-по цепочке, называя по одному слову, рассказать правило.
  3. Приём графической ассоциации. Запоминание словарных слов по образу буквы (рАкета, А похожа на ракету)
  4. Использовать этимологию слова (Слово «малина» образовано от слова «малый», «маленький»)
  5. Приём звуковой ассоциации. (Паша носит пальто. Костя носит костюм)
  6. Использование рифмовок

 В  СЛОВЕ   «ВАГОН»  

ДВЕ       ГЛАСНЫХ   ВСЕГО.

       СНАЧАЛА  «А»,  

       А ПОТОМ УЖЕ    «О».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка.

Уважаемые педагоги, вы  можете использовать эту презентацию для выступления на школьных и  районных методических семинарах,  а так же на родительском собрании.Можете изучить презен...

Развитие воображения младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

В статье описаны упражнения, которые можно использовать на уроках русского языка и литературного чтения для развития воображения младших школьников....

Упражнения для развития внимания младших школьников на урока русского языка.

Собраны  упражнения для развития внимания младших школьников на уроках русского языка. Позволит учителю   совмещать данные упражнения с некоторыми темами уроков русского языка и одновре...

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "

Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка (литературного чтения).

Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья»....