Развитие речи младших школьников на уроках русского языка (литературного чтения).
статья (3 класс) на тему

Дьячкова Ирина Викторовна

Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка (литературн6ого чтения).

Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья».
О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д. Ушинский ратовал за развитие «дара слова», подчеркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета». 
Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников. Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.

Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.
Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь.
Приведу некоторые из эффективных методов и приемов развития речи, используемых в моей работе. 

1. Уточнение, обогащение и активизация словаря учащихся.
Работа над словарем - это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль. 
Работа над словарем состоит в его уточнении, обогащении и активизации. Над уточнением словаря веду работу постоянно, на всех занятиях. 
Такие упражнения заставляют вникать в смысл слова, а также вырабатывать орфографический навык. 
Работа со словарными словами
Для знакомства даю блок из трех слов (не обязательно тематическое).
Береза, вокзал, пассажир
1.Ознакомление с блоком, орфографическое проговаривание (3 раза), запись слов в индивидуальные словарики с выделением орфограмм и расстановкой ударения, выяснение значения этих слов, затем сравнение по толковому словарю.
2. Формирование понятия
Береза – это дерево….
Ну и что, ёлка тоже дерево
Это лиственное дерево. Н,у а осина тоже лиственное дерево. Работа идет до тех пор, пока дети не дадут точное понятие. Береза – это лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.

Задания со словарными словами самые разнообразные.
- Составление словосочетаний
- подбор однокоренных слов (где возможно)
- составление предложений разных видов
- Составление связного рассказа с данными словами, придумывание заглавия 

Активно использую методику ТРИЗ, которая кроме развития интеллекта, способствует развитию речи обучающихся.
1. Убери лишнее слово по трем признакам одновременно.
погода
троллейбус
сейчас
2.Найди смысловую зависмость между словами
Собака – лопата или вокзал - топор 
2. 
Метод “Системный анализ” помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно
функционирующих между собой. 

Предлагаю систему, подбери слова, входящие в эту систему:
           Собака - охотник, ружьё, лес, волк, 

Погода – дождь, зонт, плащ …..\

Дети объясняют зависимость: У охотника была собака. Он взял ружьё и пошел в лес и т.д.
3.Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка 

Учеными выведена новая порода собаки. 

Внешне она, в общем – то, такая же, как и обычные собаки, но только новая собака не лает, не кусает и в дом всех пускает. Какая проблема возникнет у новой собаки и её хозяина? 
4.Можно использовать прием эмпатии.

Дети представляют себя на месте наблюдаемого объекта : “А что, если ты превратился в собаку ? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?»
5.Очень эффективна методика сочинений по картине И.Н. Мурашковской, которая отличается от традиционной:

Активизацией словарного запаса;

Использованием различных каналов восприятия;

Рассмотрением сюжета картины в динамике.

Пошаговая методика обучения рассказыванию по картине.

Шаг 1. “Дели!” (Определение состава).
Наводим глазок камеры на картинку так, чтобы в ней был виден только один объект. Называем объекты и схематически рисуем их в кружочках на доске.
Шаг 2. “Давай!” (Нахождение связей). Соединим два кружочка на доске и объясним, почему мы так сделали. Расскажем, как связаны между собой объекты в этих кружочках.
Шаг 3. Усиление образности характеристиками. Используется прием вхождения в картинку. Активно исследуем картинку с помощью каждого органа чувств поочередно. Можем при этом последовательно передвигаться по кружочкам и линиям схематического рисунка. Рассказываем о полученных ощущениях.
Шаг 4. Копилка образных характеристик. Узнаем значение новых слов в толковом словаре. Используем их для составления сравнений, загадок.
Шаг 5. “Отставай-Забегай!” (Выстраивание временной последовательности). Выбираем одного из героев и представляем пошагово, что он делал раньше - до появления на картинке, что будет делать потом.
Шаг 6. Переходим на разные точки зрения. Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и описываем окружение или события с точки зрения этого героя. Затем находим другого героя в ином состоянии или берем того же героя в другое время и в другом состоянии. Описываем все с новой точки зрения. Включаем описания с разных точек зрения в рассказ
Результаты работы: 

- Повышение творческой активности личности
- Развитие интереса к изучаемому
- Повышение основных показателей устной и письменной речи
- Качественная подготовка к дальнейшему обучению изложений и сочинений в среднем звене.
Обогащение словаря учеников имеет большое значение для развития их речи. Поэтому каждый раз убеждаюсь в необходимости постоянной работы со словарями, стараясь пробудить интерес к отдельно взятому слову. Необходимо изучать происхождение слова (именно оно во многом объясняет правописание), строение (состав), произношение, написание, его значение. Нужно показать, как живет и развивается это слово в структуре словосочетаний, предложений, небольшого текста; связывать слово с конкретной речевой ситуацией. Конечно, на помощь придет игра.
Разнообразные игры со словом развивают у детей природное языковое чутье, подготавливают их к восприятию поэтических форм, которые будут изучаться в старших классах. 

Одна из таких игр - 
это подбор рифм к данным словам. Например, «дом- пойдем», «крокодил - угодил», «колобок - уголок» и т.д. 
Далее работа усложняется. На доске записываются две стихотворные строчки. Дети самостоятельно за определенное количество времени должны продолжить начатое. Получается у всех не сразу, поэтические неожиданности рождаются постепенно, незаметно. 

Как – то раз с большого клена 

Оторвался лист зеленый.
Для обогащения словарного запаса детей все мы часто использую в работе 
пословицы и поговорки. Они - традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов русского языка. К сожалению, чаще всего дальше написания, объяснения смысла и заучивания наизусть работа не продвигается. Поэтому на последующих занятиях дети не могут вспомнить уже изученные пословицы и поговорки. Можно вписать этот материал в организацию работы по развитию речи и речевого творчества. 

Задания могут быть такими: 

1. Прочитай одно (по выбору) предложение-пословицу. Устно передай ее основной смысл. Сформулируй тему. 
2. Отталкиваясь от данного предложения, «разверни» свою мысль в письменной форме (от 5 до 10 предложений). Помни, что предложение-опора является названием твоего будущего текста: в этом заголовке выражена главная мысль. Твой текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказки, маленького стихотворения или текста-рассуждения. Так, постепенно ты научишься одно предложение превращать в собственный авторский текст. 
Все мы знаем, что в народных высказываниях содержится мудрость народа, восхваляются нравственные качества, осуждаются негативные. Поэтому использование их в работе способствует развитию речи, обогащению ее нравственного содержания. 

Игровые упражнения по подбору рифм, о которых говорилось выше, помогут детям 
сочинять загадки. В ходе совместного обсуждения с детьми нужно выявить важные признаки загадки: 

- предмет не называется, но он сравнивается, описывается, противопоставляется или называется по-другому; 
- называются главные признаки предмета, отличающие его от всех других; 
- в некоторых загадках можно использовать рифму. 

Для сочинения загадок детям нужно рассказать о типах загадок: описание, иносказание, вопрос. Это запоминается легко, т.к
., выделяя существенные признаки загадки, эти приемы обсуждались с детьми. 

При изучении сказки- детям было предложено сочинить загадку про персонажа. 
Именно эти умения необходимо развивать целенаправленно и в системе.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка.

Уважаемые педагоги, вы  можете использовать эту презентацию для выступления на школьных и  районных методических семинарах,  а так же на родительском собрании.Можете изучить презен...

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "

Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...

Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников на уроках русского языка,литературного чтения,математики,окружающего мира.

Учеба в начальных классах сродни парусному кораблю, на котором дети начинают путешествие в страну знаний. Учитель- капитан, и ему нуж...

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

laquo;Уроки по развитию речи создают прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение и речь»...

Отчет по самообразованию на тему "Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка литературного чтения"

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционирова...