Развитие воображения младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
статья (русский язык, 1,2,3,4 класс) по теме

В статье описаны упражнения, которые можно использовать на уроках русского языка и литературного чтения для развития воображения младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_voobrazheniya_mladshih_shkolnikov.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Выпускник начальной школы должен не только владеть системой знаний, умений и навыков. В проекте стандарта  сказано, что ребёнок, оканчивающий начальную школу, – это человек любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности; обладающий высоким уровнем развития интеллекта и всех психических процессов.

Изучая стандарты второго поколения, а именно примерные программы по учебным предметам, нельзя не обратить внимания на то, что одной из задач учебных курсов математики, русского языка, технологии, изобразительного искусства, литературного чтения, музыки является развитие воображения. А значит надо развивать у младших школьников воображение, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески.

Существует огромное количество приемов, игр, упражнений, направленных на развитие воображения младших школьников. Вот лишь несколько упражнений, которые можно использовать на уроках русского языка и литературного чтения.

1. Сочинение загадок.

Загадка – это выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Конечно, каждый ребенок имеет большой опыт в разгадывании загадок. А вот знают ли дети, как они создаются?

Сочинение ассоциативных загадок.

На доске – таблица, которая заполняется по ходу сочинения загадки:

                                                   ___________________________

На что похоже?

Чем отличается?

Последовательность работы.

1. Выбрать объект (записывается на верхней строчке). Например, расческа.

2. Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос «На что похож объект?» (3 – 4 сравнения) Например, расческа похожа на забор, на пилу, на травку.

3. Заполнить правую часть таблицы «Чем отличается?» Например: чем расческа отличается от забора? (через забор можно перелезть) Чем расческа отличается от пилы? (пилой можно пилить) Чем расческа отличается от травы? (трава растет)

4. Вставить слова-связки «как…», «…но не…».

5. Прочитать готовую загадку. Например: «Что это: как забор, но не перелезть; как пила, но не пилит; как трава, но не растет?»

Пример заполненной таблицы.

__расческа__

На что похоже?

Чем отличается?

как забор

но не перелезть

как пила

но не пилит

как трава

но не растет

        

Чтобы загадки получались интересными, нужно подбирать оригинальные, необычные сравнения.

        Можно еще сочинять загадки по признакам и по действиям.        

2. Игра «Составление изображений объектов». 

Детям зачитывается описание внешности какого-либо героя, предмета. Предлагается нарисовать героя или предмет по описанию.

3. Приемы работы со сказками.

Огромное место в жизни любого человека занимают сказки. Сказки сопровождают нас от момента рождения до взросления, а иногда и до старости. Казалось бы, мы знаем их почти наизусть, что тут можно еще придумать. Но есть приемы, пользуясь которыми можно сочинять новые сказки на основе уже известных.

  1. Прием «Салат из сказок» предполагает соединение в одной сказке персонажей из разных сказок и придумывание их совместных приключений.
  2. Прием «Сказки наизнанку» - характеры (свойства) героев известной сказки меняются на противоположные. Нужно придумать, как изменится сюжет сказки.
  3. Прием «Что потом?» предлагает придумать продолжение известных сюжетов. Например: Лиса съела Колобка, что потом? Как Колобок себя вёл внутри Лисы? Может быть, он продолжал петь и мешал ей охотиться? А, может, он смог выскочить и убежать от Лисы, когда она зевнула?
  4. Прием «Сказки с тремя концами». Школьникам предлагается придумать несколько концов к известным сказкам. Оцениваются концы сказок с точки зрения разнообразия и отстройки от традиционного конца.
  5. Прием «Сочинение сказок». Школьникам предлагается придумать свою сказку с каким-нибудь известным сказочным героем — рассказать, что случится с этим персонажем, о чём мог бы рассказать этот человек, предмет или животное.

4. «Творческая ошибка».

Допустим, при написании слова «автомобиль» ученик ошибся и пропустил какую-нибудь букву или нечаянно вписал лишнюю. Получились слова: автомобил, автомобуль, автормобиль. Предложите ребятам подумать, какие это будут автомобили? Про каждую из машин можно сочинить какую-нибудь интересную историю.

5. «Круги на воде».

Все, наверное, не раз наблюдали, как от камня, брошенного в воду, расходятся по воде круги. Они вовлекают в свое движение различные окружающие предметы – тростинки, кораблик и другие, «дремавшие» до этого времени.

Так и от одного слова может начаться движение, привлекающее все новые и новые ассоциации и приводящие к целой истории.

Последовательность работы по этому приему такова:

1.  Выбрать слово-«камень» (из 5 – 6 букв, не содержащее Й, Ы, Ь, Ъ), записать его буквы на доске в столбик.

2. Написать рядом с каждой буквой произвольные существительные, начинающиеся с данной буквы.

3. Составить рассказ с использованием всех слов. Название рассказа – исходное слово.

Слова могут быть такими:

Г  

газета

О  

обед

Р  

рябина

О  

огород

Д  

девочка

 

Как видите, это словарные слова, а значит использовать это упражнение можно во время словарной работы на уроках русского языка.

Период с пяти до пятнадцати лет ученые считают наиболее благоприятным для развития воображения. А значит, нельзя упускать возможностей в плане его развития, тем более что младшие школьники с удовольствием выполняют предлагаемые задания, участвуют в творческой деятельности.

Литература.

  1. Гин С.И. Мир фантазии. М.: Вита-Пресс, 2006.
  2. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. М.: Просвещение, 2011.
  4. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
  5. Тамберг Ю.Г. Как научить ребёнка думать. Учебное пособие. СПб.: Издательство «Михаил Сизов», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять  знания и умения, которые ...

Методы и приёмы обучения, способствующие развитию творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

Статья содержит материалы выступления на районном методическом семинаре учителей русского языка и литературы...

Влияние словарной работы на развитие воображения младших школьников на уроках русского языка и чтения

Влияние словарной работы на развитие воображения младших школьников на уроках русского языка и чтения...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

Поскольку  у учащихся начальной школы происходит развитие причинного мышления,то цель предлагаемых заданий -развитие детской фантазии,умения сочинять сказки,стихи....

Развитие культуры речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Методическая разработка "Развитие культуры речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"...

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

laquo;Уроки по развитию речи создают прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение и речь»...