ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

В данной статье описываются наиболее эффективные приемы развития памяти младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_protasova_1.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  

В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Протасова Д.М., Шиленко Л.А.,

ОАОУ Астраханский социально-педагогический колледж, г. Астрахань

Приоритетной целью начального обучения является развитие школьника на основе ведущей (учебной) деятельности. Учитывая значение начальной школы в современной общей системе образования, нельзя рассматривать формирование предметных знаний как главную задачу начального обучения. Для успешного обучения в среднем звене школы недостаточно сформировать знания - умения по различным учебным предметам (так называемая функциональная подготовка учащихся). Школьники должны владеть практическими навыками, т.е. уметь учиться («умею учить себя»), иметь развитые познавательные интересы («люблю учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), а также элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»).

На сегодняшний день проблема развития памяти младших школьников является актуальной и социально значимой. Невысокая успеваемость школьников всегда огорчительна и для родителей и для учителей. Не менее досадны затруднения в усвоении большого объема информации. Все чаще со всех сторон слышатся жалобы на плохую память. Поэтому соблюдение законов памяти человека, является эффективной основой осмысленного запоминания.

Память младших школьников характеризуется более высокими темпами развития в период обучения, существенными структурами и качественными преобразованиями. В процессе обучения активно развиваются все виды памяти: кратковременная, долговременная, оперативная. Для определения уровня развития памяти учеников 3«Б» класса СОШ №29 применялась методика исследования кратковременной памяти (Н.С.Глуханюк, Практикум по общей психологии, 2010). В результате исследования были выявлены ученики с низким уровнем развития памяти, процентное соотношение составляет 20% от общего числа учеников.

Для развития памяти мы включали в предметные области приёмы, активизирующие память младших школьников: «Памятка самостоятельной работы над ошибками», письмо по памяти, написание изложений, членение текста при заучивании материала, «Смысловые единицы» (методика по созданию мнемических опор К.П.Мальцевой). Такие виды деятельности вызывали живой интерес к процессу познания, быстрому воспроизведению ранее изученного, помогало детям усвоить любой учебный материал.

По результатам повторного диагностирования прослеживалась положительная динамика: повышение результатов на очень высоком, высоком, среднем уровнях развития памяти и понижение результатов на низком уровне развития памяти.

Результаты экспериментального исследования позволили разработать рекомендации по активизации памяти младших школьников:

  •  необходимо создавать установку на запоминание;
  • поддерживать максимальный интерес к выполняемой задаче;
  • необходима тренировка памяти при активной умственной работе;
  • целесообразно сообщать младшим школьникам информацию о различных приёмах и способах запоминания.

Литература

Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004. – 264 с.

Глуханюк, Н.С., Дьяченко, Е.В., Семенова, С.Л.  Практикум по общей психологии: Учебное пособие. - 3-е издание – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для проведения родительского собрания на тему: "Развитие памяти младшего школьника. Учим стихи наизусть".

Как помочь ребенку выучить стихи наизусть? В данном материале представлены методы заучивания стихов наизусть в зависимости от ведущего типа памяти ребенка....

Развитие памяти младшего школьника

Материал для родительского собрания...

Развитие памяти младшего школьника

Материал для родительского собрания...

Приемы развития памяти младших школьников на уроках филологического цикла.

Работа содержит систему упражнений, приемов и методов, направленных на развитие памяти младших школьников. Развитие памяти на уроках филологического цикла обоснована методически и психологически....

«Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников»

Предлагаю использование на своих уроках приемы мнемотехники для развития памяти младших школьников...