Развитие памяти младшего школьника
статья по теме

Яковлева Наталья Николаевна

Памятка для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Razvitie_pamyati_mladshego_shkolnika.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие памяти младшего школьника

(ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)

1. Помните, память ребенка - это его интерес. Поддерживайте интерес к объекту познания и самой деятельности и тем самым обеспечите запоминание материала.

2. Способствуйте детскому экспериментированию, исследованию школьником объектов, в ходе которого у него появляются интеллектуальные чувства (удивление, удовлетворение, сомнение), способствующие возникновению интереса.

3. Не перегружайте ребенка излишне эмоционально окрашенным материалом (например, после просмотра спектакля ребенок вспоминает лишь 1-2 реплики, что свидетельствует не о его плохой  памяти , а об эмоциональной перегрузке).

4. Организовывайте режим дня ребенка. Это поможет ему выполнять одни и те же действия в повторяющихся ситуациях в одно и то же время. Организация жизни ребенка, таким образом, является важнейшим средством развития непроизвольного внимания и  памяти .

5. Побуждайте ребенка к сознательному воспроизведению его опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности путем постановки цели "Вспомни".

6.  Развивайте  произвольное запоминание. Важно, чтобы требование запомнить было вызвано потребностями той деятельности, в которую включен и школьник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запомнить.

7. Не "злоупотребляйте" механическим заучиванием стихов, не заставляйте ребенка заучивать неимоверное количество четверостиший. Склоняйтесь к заданиям на содержательный пересказ текста.

8.  Развивайте  волю школьника, мышление, внимание, воображение, что создает благоприятную ситуацию развития образной, словесно-логической  памяти .

Комплекс заданий и упражнений для развития памяти.

Развитие слуховой памяти.

Прочитать  слова  для  запоминания на слух: дирижабль, лампа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок. Ребенок должен воспроизвести эти слова.

 Развитие зрительной памяти.

Показать и прочитать написанные слова: самолет, чайник, бабочка, ноги, бревно, свеча, тачка, журнал, малина и другие. Дети воспроизводят слова.

Игра «Повтори за мной»

Ведущий сидит за столом, дети стоят вокруг него. Ведущий простукивает определенный ритм концом карандаша по столу. Один из детей повторяет ритм. Ведущий спрашивает: «Правильно ли повторил?» Если кто-то считает, что неправильно, он предлагает свою версию.

Игра «Запомни движения».

Ведущий показывает детям движения, состоящие из 3-4 действий. Дети должны повторить эти действия сначала в том порядке, что показал учитель, а затем в обратном порядке.

Игра «Художник».

Из группы детей выбираются 2 ребенка, остальные – зрители. Один из выбранных «художник», другой заказывает ему свой портрет. «Художник внимательно смотрит на своего «заказчика», затем отворачивается и по памяти описывает внешность «заказчика».

 Упражнение “Фигуры из спичек ( Тренировка зрительной памяти)

Вариант 1.     Для этой ассоциативной игры нужна команда. Если вы занимаетесь с одним малышом, подключите старших братьев и сестер, бабушек и дедушек, сами поиграйте с ребенком.

Предположим, вы играете вдвоем. Попросите малыша закрыть глаза, а в это время выложите на столе фигуру (для начала – квадрат из 4 спичек) и накройте ее листом бумаги. Предупредите ребенка, что он будет видеть сделанное вами всего мгновение. Нужно быть внимательным! Затем поднимите лист бумаги на 1-2 секунды и снова накройте фигуру. Попросите малыша закрыть глаза и вспомнить, какое количество спичек было использовано. Теперь он должен сам выложить из спичек “сфотографированную” фигуру. После завершения работы вместе проверьте, совпадают ли ваши фигуры.     Постепенно количество спичек в фигурах увеличивается (следующими могут быть, скажем, домик из 6 спичек, лесенка из 7 спичек, зигзаг из 8 спичек и т. д.) Если играет несколько детей, они меняются ролями(один выкладывает фигуры, другой “фотографирует” и воспроизводит, затем наоборот). По мере повторения тренировки предлагается добавить к количеству и месту расположения еще и цвет (можно воспользоваться цветными палочками или просто покрасить спички, скажем, фломастерами). Переходить к следующему упражнению можно тогда, когда ребенок без труда удерживает в воображении 10 спичек.

Вариант 2. Это усложненный вариант игры. Основная задача тренировки – научить ребенка видеть главное и подмечать особенности. Вы диктуете слова, а ребенок выкладывает из спичек образ, который эти слова у него вызывают. Спичек потребуется много (200 – 300 шт.), приготовьте несколько коробков. Если нужно, спички можно ломать.

    Нужно стремиться к тому, чтобы изображение из спичек было похоже на предмет, который обозначает данное слово. Главное – чтобы по выполненному изображению можно было вспомнить через некоторое время, что же оно обозначает. Приведите примеры, выложите что-нибудь из спичек, поясняя свой выбор. Скажем, слово “солнце” легко ассоциируется с расходящимися во все стороны лучиками, “гром” – с зигзагом- молнией (сверкает молния и гремит гром). А вот как при проведении тренировочных упражнений малыши изображали птичку: у кого-то это слово ассоциировалось с изображением раскрытого клювика (при помощи 2 или 4 спичек), у других – с силуэтом “чайка” (ломаная линия из 4 спичек или из 2 спичек и половинки для изображения клювика). Бывают и более сложные ассоциации.(Например, слово “трактор” может вызвать образ ломанной линии от звука “р-р-р”). Чтобы малыш не растерялся, для начала возьмите слова полегче (“дом”, “окошко”, “цветок”, “кровать”), затем задания усложняйте. Слова диктуйте с паузой в 1 минуту. После прочтения всех слов ребенок должен их воспроизвести, глядя на составленные им картинки-образы. Сначала слов должно быть немного, чтобы малыш справлялся с заданием и радовался своим успехам. Если все идет хорошо, количество слов и темп работы увеличивается.

Упражнения на развитие памяти.

1.     Запомни предметы, нарисованные на картинке. Закрой ее. Постарайся перечислить все предметы.

2.     Постарайся запомнить следующие пары слов:

      рыба –вода снег - зима

      сапог- нога буквы – книга

      письмо – почта стол – пирог

А теперь послушай только первые слова и постарайся назвать к ним их парные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для проведения родительского собрания на тему: "Развитие памяти младшего школьника. Учим стихи наизусть".

Как помочь ребенку выучить стихи наизусть? В данном материале представлены методы заучивания стихов наизусть в зависимости от ведущего типа памяти ребенка....

Развитие памяти младшего школьника

Материал для родительского собрания...

Развитие памяти младшего школьника

Материал для родительского собрания...

Работа над развитием памяти младших школьников.

Способность младших школьников к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе.Однако далеко не все из того, что приходится запоминать ребенку в школе, является ...

Упражнения для развития памяти младших школьников

http://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/uprazhnenija-dlja-razvitija-pamjati-mladshih-shkolnikov.html...

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫХ СИСТЕМАХ ОБУЧЕНИЯ

Память человека многоаспектна. И с помощью одной или двух методических проб, одного или двух частных показателей удовлетворительно оценить ее практически невозможно.Цель исследования – определить особ...