Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.
методическая разработка на тему

Гавриленко Анна Сергеевна


Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного запаса детей; развитие мыслительных способностей, кругозора учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tselostnoe_obobshchenie_opyta_uchitelya_nachalnyh_klassov.doc405.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гавриленко Анна Сергеевна

Отдел управления образованием  Динского района Краснодарского края

МОУ СОШ №29 имени Героя Советского Союза Броварца Владимира Тимофеевича

Тема: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.

Автор опыта:                                                                         Гавриленко Анна Сергеевна

                                                                                                учитель начальных классов        

ст. Новотитаровская

2010 год

Содержание

1. Информация об опыте …………………………………………………….3 – 4

2. Технология опыта …………………………………………………………4–13

3. Результативность опыта………………………………………………… 13-14

4. Библиографический список ………………………………………………... 15

5. Рецензия на опыт работы …………………………………………………   16

6. Приложение к опыту  …………………………………………………………..    17                                       

ЦЕЛОСТНОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТА

Информация об опыте

Условие возникновения, становления опыта.

     Каждого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как повысить орфографическую грамотность учащихся, как облегчить учащимся запоминание слов с непроверяемыми написаниями, традиционно именуемыми в школьной практике «словарными».  Работая в сельской школе, часто встречаешься с тем, что особенности нашего региона накладывают свой отпечаток на речь учащихся: кубанский диалект, нарушение орфоэпических норм. При изучении с детьми слов с непроверяемыми написаниями по распределению их в учебнике, столкнулась с тем, что обученность учащихся составляла только 30%. Работа велась ежедневно, но результат оставлял желать лучшего.  Проведя анализ теоретической литературы, изучив передовой опыт учителей начальных классов,  разработала систему изучения слов с непроверяемыми написаниями, содержанием которой является самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового.

Актуальность опыта.

     Наиболее актуальна в настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка. В числе главных задач обучения в современной начальной школе являются развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса, который необходим языку как строительный материал. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нём. По определению М.Р. Львова «Слово представляет собой частицу знания, частицу обобщения опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи».

     Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Поэтому необходимым элементом словарной работы является перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный. А так же формирование умения правильно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме. 

     В основных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школ подчеркивается, что начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. Практика показывает: если  данные навыки не будут сформированы в начальной школе, то в старших классах это будет сделать практически невозможно.

     Актуальность данного опыта в том, что он содержит систему изучения слов с непроверяемыми написаниями, которая помогает успешно решить основные противоречия - между стремлением учителя развивать в каждом ученике познавательную активность, мыслительные способности, развивать и обогащать активный словарный запас детей; между потребностями учащихся в самореализации информационной базы, практических навыков. Планомерная и систематически организованная словарная работа на уроках русского языка на протяжении всех лет обучения в начальной школе способствует решению важной педагогической проблемы – повышение орфографической грамотности учащихся.

Теоретическое обоснование опыта.

     В современной педагогической литературе методике изучения слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе посвящено немало монографий, статей, разделов методических пособий. Анализируются различные аспекты данной проблемы.

     Н.Н. Рождественский рекомендовал приёмы, облегчающие запоминание слов, в частности, группировку слов по орфографическому признаку:

-по начальной букве;

-подбор родственных слов и форм;

-подбор слов по признаку графического сходства и графической противоположности.

     В.П. Канакина разработала лексико-орфографические упражнения, направленные как на запоминание написания трудных слов, так и на развитие мышления и речи учащихся.

     В.В. Ераткина, опираясь на данные из психолого-педагогических и лингвометодических источников, выделила и охарактеризовала большое количество приёмов, направленных на  активизацию учебной деятельности при обучении непроверяемым написаниям. Наиболее эффективными она считает:

-запись слов по алфавиту;

-группировка и запись слов по орфографическим признакам;

-подбор и запись однокоренных слов других частей речи;

-подбор слов с иноязычными элементами;

-подбор синонимов и антонимов;

-составление и дописывание таблиц;

-выборочный ответ;

-сопоставление «противоположных» орфограмм;

-составление словосочетаний;

-замена словосочетаний и описательных оборотов отдельными словами;

-письменный пересказ текста с использованием данных слов;

-выборочное списывание;

-сочинение по опорным словам. 

     Н.Н.Китаев раскрыл роль послогового проговаривания при усвоении  непроверяемых написаний.

     Л.В.Савельева предлагает систему работы с непроверяемыми написаниями  с учетом особенностей памяти учащихся и способов запоминания. Она выделяет следующие этапы:

     1. Первичное восприятие группы слов.

     Цель: рациональная организация запоминания орфографического облика слов, максимально исключающая их неверное написание.

     2. Закрепление правописания группы слов.

     Цель: создание условий для прочного запоминания написания и активного употребления в речи слов с непроверяемыми написаниями.

     Данные научные идеи позволили разработать систему изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка, содержанием которой является самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового. В своей работе использую приёмы, облегчающие запоминание слов, в частности, группировку слов по орфографическому  и смысловому признаку.

     Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного запаса детей; развитие мыслительных способностей, кругозора учащихся.

Технология опыта.

     Цель педагогической деятельности: облегчить учащимся начальных классов запоминание слов с непроверяемыми написаниями; повышение орфографической грамотности учащихся.

     Задачи педагогической деятельности:

1. Разработать систему изучения слов с непроверяемыми написаниями с применением разнообразных видов и форм работы.

2. Расширять активный словарный запас детей.

3. Развивать орфографическую зоркость младших школьников.

4. Развивать у учащихся умение продуктивно пользоваться существующим разнообразием словарей и справочников.

     Реализация этих целей и задач позволяет обеспечить формирование системы словарной работы. Под системой изучения языкового материала понимается целенаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса знаний в определённой последовательности и взаимосвязи, а также формирование на этой основе практических умений.

     Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. "Словарь русского языка" С.И. Ожегова содержит 57 тысяч слов, "Словарь современного русского литературного языка" в семнадцати томах – около 130 тысяч слов. Это -  общеупотребительная лексика. В начальной школе для изучения предлагается около 150 слов с непроверяемыми написаниями. Количество может быть больше или меньше  в зависимости от программы. Усвоение такого количества слов не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.

     Очень помогает в работе ассоциативная методика.  Дети запоминают образы слов,  выстраивают для себя цепочку запоминания, опираясь на реально существующие предметы, их  признаки.

     Необходимо учитывать основные закономерности процессов запоминания:

-образ должен редко встречаться;        

-важно периодически возвращаться к правильному написанию слов;

-актуальность - всё запоминаемое должно быть постоянно востребовано жизненной ситуацией, а не только учебной задачей.

     Успешному запоминанию способствует соблюдение определённых условий:

-установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;

-заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;

-яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определённые эмоции;

-образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер – опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства детей соответственно преобладает образный тип памяти. Учитывая это, использую следующие способы:

-рассматривание карточки-картинки с изображением предмета (например, тетради, пенала, карандаша);

-чтение загадки, отгадывание её учащимися;

-прослушивание толкования и определение предмета, о котором идёт речь;

-описание признаков предмета или предъявление слова-синонима.

     Таким образом, дети определяют, какое слово они будут изучать.

     Далее работа ведётся над так называемым «слуховым» образом слова. Слово проговаривают хором орфоэпически правильно, затем по одному, без выделения слогов, определяют в нем «трудное» место. Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь не учителем, а самими учащимися ставится орфографическая задача. Дети лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если младшие школьники умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.

     До того, как учащиеся записали слово, они определяют ударный и безударный слоги, пытаются подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удается, дети обращаются к авторитетному источнику. Здесь применяю различные виды знакомства с новым словом: сама записываю новое слово на доске, выделяя цветным мелком орфограмму; показываю карточку; ознакомление со словом в учебнике на соответствующей странице; предоставляю возможность познакомить детей с новым словом ученику, получившему творческое задание. Вставив нужную букву, учащиеся записывают слово, проговорив его орфографически. Важнейшим условием является правильное первичное восприятие изучаемых слов. Так как ошибочная запись при первом знакомстве делает последующую работу бессмысленной.

     Необходимо, чтобы учащиеся при работе со словами с непроверяемыми написаниями,      прежде всего, научились обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость.

     Во время работы над зрительным образом слова можно предложить учащимся получить ответ на поставленный вопрос о нужной букве, обратившись к орфографическому словарю или к словарю учебника. Это способствует накоплению опыта работы со словарями и формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать элементы этимологического анализа, если он помогает объяснить написание слова. (Приложение №3)

     Приведу фрагмент словарной работы во 2-ом классе. Проводится работа над словом собака.

Учитель: Послушайте загадку и отгадайте, кто спрятался на обратной стороне доски:

- С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, а хвост колечком.

Дети: Собака.

Учитель открывает доску:

-Молодцы, правильно! По каким признакам, указанным в загадке, определили, что это собака? (Ответы детей.)

     Учащиеся проговаривают хором слово «собака» орфоэпически правильно, определяют в нем «трудное» место,  называют ударный и безударные слоги.

Учитель: Прежде чем мы вставим нужную букву, вспомните, как  в загадке описывается хвост собаки? (Хвост колечком.)

-Какую букву подсказывает вам колечко? Какую же букву надо писать в 1-ом слоге? (Ответы детей.)

На доску крепится  карточка: СƠБАКА (метод ассоциаций).

Учитель: Проговорим, как будем писать это слово. Вставим нужную букву.

     Затем слово еще раз прочитывается орфографически, записывается под самодиктовку (при закрытом слове), проверяется по образцу с обязательным орфографическим проговариванием (орфографический самоконтроль.)

     Таким образом, на этапе введения нового слова работа над непроверяемым написанием включает в себя: устное предъявление слова, постановку орфографической задачи, которая фиксируется пропуском соответствующей буквы, выбор способа решения и собственно решение орфографической задачи. Завершающий шаг – запись слова, организованная так, чтобы обеспечить запоминание его орфографического облика.

Учитель: Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?

На доске: Собака – верный друг человека.

                 Как собака на сене: и сама не ест, и другим не даёт.

                 Не учи щуку плавать, а собаку лаять.

     Одна из пословиц (по выбору) записывается учащимися в тетрадь, обозначается орфограмма в слове «собака».

Учитель: Когда так говорят: «Как собака на сене»?

Дети: О человеке, который сам не пользуется чем-либо и другим не даёт.

Учитель: Когда так говорят: «Как кошка с собакой живут»?

Дети: О постоянно ссорящихся людях.

Учитель: А так, когда говорят: «Собаку съесть (в чём-то, на чём-то)»?

Дети: Быть знатоком в каком-либо деле, иметь большой навык, опыт в чём- либо.

     На следующих уроках рассматриваются: этимологический смысл слова, подбираются однокоренные слова, рассматривается сочетаемость слов, подбирается синоним (пёс), составляются и записываются предложения с данным словом. Этимологию и  подбор однокоренных слов можно предложить «сильным» учащимся как творческое задание на дом.

     Активно использую такой способ включения детей в учебную деятельность, как творческие задания: подбор загадок, пословиц, поговорок, скороговорок, составление кроссвордов, ребусов со словарными словами. Предлагаю ребёнку дома подготовить задание для других детей, куда бы входили те слова, в которых он сам наиболее часто ошибается.  На следующем уроке этот ученик выступает в качестве «учителя». Он не только выступает со своим заданием, но и контролирует правильность ответов. (Приложение №2)

     Считаю, что такая организация работы по запоминанию слов с непроверяемыми написаниями носит развивающий характер и способствует лучшему усвоению материала, что в свою очередь повышает качество знаний учащихся.

     Проблема усвоения слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми  написаниями близка всем учителям начальных классов. Программа каждого класса  по русскому языку включает список слов, написание которых учащиеся должны запомнить. С орфографической точки зрения их состав неоднороден. Изучение словарных слов в начальной школе строится на основе традиционного принципа орфографии с опорой на запоминание. 

     Государственный стандарт, «базис» образования отнюдь не исключает, а предполагает широкое волеизъявление педагога, его творчество в отборе вспомогательного содержания, в вариациях подачи основного, в разнообразии технологических приёмов, в реализации личности самого педагога.

     Содержанием моего опыта творческой деятельности является самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового. В разных источниках по-разному определяется количество слов для ознакомления на одном уроке и необходимое  количество повторных восприятий, распределение их во времени. Объём кратковременной памяти человека колеблется возле числа 7+2, 7-2. Методисты определяют оптимальное количество слов для первичного восприятия - нижнюю границу- 5 слов. Для перевода информации о написании слов из кратковременной памяти в долговременную необходимо не менее 4-х повторных восприятий в течение 1-2 недель. А также перерабатывать полученную информацию на базе уже имеющихся знаний, т.е. включать изучаемые слова в новые языковые и речевые ситуации.

     Поэтому в систему работы включила следующие составляющие:

1. Группировка слов из  программного  списка по орфографическому и смысловому признаку (в основном по пять слов). (Приложение №1)

2. Организация педагогически целесообразно построенной работы, связанной со всеми разделами русского языка.

3. Формирование у учащихся умения работать со словарями.

4. Творческий подход.

     Для реализации данной системы изучения слов с непроверяемыми написаниями использую следующие методы:

-словесные: беседа, рассказ;

-наглядные: метод иллюстраций, метод  демонстраций (современное ТСО);

-самостоятельная работа учащихся: работа с орфографическим и толковыми словарями, поиск нужной информации, активное участие в подготовке будущих уроков.

     А так же приёмы:

1-ая группа - направленные на запоминание орфографического облика слов, когда в центре внимания – написание слова (группировка слов по орфографическому и смысловому признаку, установление сходства и различия в написании слов, вставка пропущенных букв);

2-ая группа - направленные в большей мере на развитие речи учащихся, когда в центре внимания – значение слова (выяснение лексического значения слова, подбор синонимов и антонимов, составление словосочетаний и предложений, составление тематических групп, сочинение по опорным словам);

3-я  группа - направленные на запоминание написания, и на развитие речи (работа над этимологией, подбор однокоренных слов, запись с исправлением ошибок, использование ребусов и кроссвордов, загадок и пословиц).

     В моей работе преобладает классно-урочная форма организации учебных занятий. Но вместе с тем с целью повышения интереса к познавательной деятельности учащихся использую нестандартные уроки:

-Уроки с групповыми формами работы.

-Уроки взаимообучения учащихся.

-Уроки- конкурсы.

-Уроки-игры.

-Творческие уроки и другие.

     Работу над словами с непроверяемыми написаниями продолжаю и во внеклассной работе. Совершая классом  поездки по Краснодарскому краю, дети заинтересовались значением и правописанием словарных слов, не определённых программой. Практика показывает, что при использовании данной системы работы со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам. (Приложение № 4)

     Все словарные диктанты можно классифицировать следующим образом:

а) по форме работы (простые и творческие);

б) по виду восприятия (слуховые и зрительные).

Простые

        СЛУХОВЫЕ               

ЗРИТЕЛЬНЫЕ

- предупредительный

- объяснительный

- выборочный

- по памяти

- по загадкам

- по описательному обороту

- с использованием сигнальных карточек                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

- предупредительный

- объяснительный

- выборочный

- картинный

- кратковременный

- по памяти

- по загадкам

- по описательному обороту

- с использованием сигнальных карточек                                                                                   - по перфокартам                                                                   - с пропущенными буквами

- тесты                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Творческие

СЛУХОВЫЕ

ЗРИТЕЛЬНЫЕ

- группировка по орфографическим     признакам

- подбор родственных слов  

- подбор слов с общим признаком

- подбор синонимов, антонимов  

- группировка по орфографическим     признакам

- подбор родственных слов

- подбор слов с общим признаком

- подбор синонимов, антонимов

- запись слов цепочкой, по алфавиту                                                                                        

- запись с исправлением ошибок                                                                                         - работа с деформированными словами

- запись слов с аналогичной орфограммой

- составление словосочетаний

- использование ребусов

- использование школьного словаря

- использование кроссвордов

- по пословицам

- по перфокартам

- составление рассказа по опорным словам

- работа с деформированным текстом

     В словарно – орфографической работе используются следующие средства обучения: словари (орфографический, толковый, этимологический), карточки со словами, картинный словарь, пословицы, поговорки, загадки, ребусы, кроссворды, ТСО.

      Для более прочного усвоения правописания слов возникла необходимость разбить слова на группы по смысловому и орфографическому признаку. Количество блоков  даёт возможность целую неделю работать над каждым блоком слов. Работа по освоению «словарных» слов проводится в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.

Приведу пример словарной работы (2 класс).

1 этап.

Первичное восприятие группы слов.

1. Сознательная установка на запоминание: учитель объясняет учащимся, что сегодня они познакомятся с новой группой слов с непроверяемыми написаниями и смогут сразу записать их без ошибок.

2. Первичное восприятие группы слов: ворона, воробей, соловей, сорока. Знания не даются в готовом виде, поэтому можно использовать загадки, ребусы, анаграммы.

Пример ребусов: 1) ВО "НА

               2) "БЕЙ

        3)  м с   "вей

       

        4) 40 а

     На этапе введения нового слова  в словарно-орфографическую работу так же необходимо включать считалки, скороговорки, различные рифмовки слов, они способствуют более эффективному и быстрому заучиванию слов с непроверяемыми орфограммами.

3. Анализ:

-Почему эти слова объединены в одну группу? (Все слова обозначают названия птиц.)

-Чем похожи и чем отличаются? (Похожи тем, что обозначают предмет – одушевлённые имена существительные, трёхсложные, во всех словах безударные гласные «о». Отличаются тем, что в одних словах ударение падает на 2-ой слог, а в других - на 1-ый.)

-На какие две подгруппы вы бы разделили эти слова? (Дети могут предложить два варианта: 1) ворона, сорока и воробей, соловей – классификация по ударному слогу; 2) ворона, воробей, сорока и соловей– по сочетаниям –оро- и –оло-.)

     В процессе такого анализа, когда дети выдвигают свои предположения, доказывают их, а весь класс активно включается в работу и следит за ответами одноклассников, готовый в любой момент помочь, поправить или выдвинуть свою версию, мне кажется и происходит непроизвольный процесс запоминания словарных слов.

4. Учитель или ученик читают вслух (с соблюдением орфоэпических норм) слова, записанные на доске или на карточках.

5. Под руководством учителя учащиеся производят орфографический разбор: обозначают ударение, находят буквы, обозначающие безударные гласные, проверяемые и непроверяемые гласные, объясняют написание проверяемых орфограмм. (В словах воробей и соловей - безударную гласную «о» в 1-ом слоге нужно запомнить, а во 2-ом можно проверить.)

6. Запись слов под диктовку (слова на доске закрыты). В этот момент активизируется кратковременная память.

7. Проверяется по образцу с обязательным орфографическим проговариванием (орфографический самоконтроль).

8. Учитель выясняет, кто не допустил ошибок, у кого 1-2 и более ошибок. Обязательно хвалит  детей, не допустивших и самостоятельно нашедших свои ошибки.

2 этап.

Повторное восприятие изучаемой группы слов.

1. Работа над этимологией. Учащиеся записывают слова, комментируя их написание.

2. Подбор и запись однокоренных слов. Эту работу можно организовать парами, а можно – фронтально. Если на этом уроке дети не смогут подобрать однокоренные слова ко всем словам этого блока, можно сделать это на следующем уроке или предложить в качестве домашнего задания.  При подборе слов можно помочь детям, например: Если мама ворона, то её ребёнок…? (Воронёнок.)

3 этап.

Закрепление правописания слов изучаемой группы (творческая работа).

     На этом уроке  необходимо включить данные слова в словосочетания или предложения.

     Можно дать творческое задание, например, составить словосочетания, а ещё лучше рассказ, сказку или научную статью (в зависимости от возраста и степени развития речи данного класса). В 1-2 классе чаще такие задания готовит учитель, но  не предлагает их в готовом виде, чтобы всем было интересно.

     Например: Вы внимательно читайте! Кто здесь кто, вы угадайте?

Птичья школа.

     Скоро начнётся урок. Слетаются в класс ученики. Стрекотунья белобока, скачет пёстрая  _________. Она торопится рассказать последние новости. С ветки на ветку перепрыгивает крикливая  _________. Поёт песню голосистый __________. Но тут в класс влетает маленькая птичка. Наступает тишина. Это учитель – старый ________.

     После того, как  дети вставили слова, предложения с ними можно выписать. Обязательно нужно обратить внимание учащихся на то, что в тексте встретились другие словарные слова (если они этого не заметили). Когда работа ведётся систематически, дети «видят» слова с непроверяемыми написаниями не только на уроках русского языка, но и на других уроках.

     В качестве домашнего задания можно предложить вспомнить или отыскать пословицы, поговорки, загадки об этих птицах.

4 этап.

Закрепление правописания слов изучаемой группы.

     Урок можно посвятить работе с пословицами, поговорками, фразеологизмами, крылатыми и образными выражениями, которые являются замечательным материалом для развития мышления, сообразительности, смекалки. Народная мудрость, заложенная в русском фольклоре, даёт возможность для развития у учащихся положительных человеческих качеств. (Приложение №3)

     Предлагаю задания вида:

1. Дополни пословицы:  «Старого … на мякине не проведёшь», «Слово - не …, вылетит – не поймаешь».

2. Когда так говорят: считать ворон, воробью по колено, трещит как сорока?

3. Подбери к каждой ситуации фразеологические обороты:

-На уроке Миша был невнимателен, смотрел в окно. Учительница сказала ему: «Миша, хватит…». (Считать ворон.)

-Встретились две подружки Оля и Марина. Оля рассказала Марине, что Свете купили собаку. Вечером Марина встретила Витю и сообщила ему о том, что Свете купили собаку. Утром Витя увидел Свету и спросил: «Тебе купили собаку?» «Откуда у тебя такие новости?» (Сорока на хвосте принесла.)

     Привлекаю детей к проведению словарной работы на данном этапе. Даю возможность каждому «поработать учителем»: ученик не только выступает со своим заданием, но и контролирует правильность ответов. Такая организация работы способствует развитию учащихся и лучшему усвоению материала. (Приложение №2)

5 этап.

Проверка усвоения правописания слов изучаемой группы.

     Контроль можно осуществлять несколькими способами:

-письмо под диктовку слов, словосочетаний, небольшого текста, составленного учителем с использованием учителем всех изученных слов на этой неделе;

-проверка по карточкам  с изученными словами, в которых пропущены орфограммы;

-можно предложить упражнение «Найди ошибку».

     После проведения подробного анализа словарного диктанта по каждому учащемуся, выявляются слова, в которых допустили ошибки несколько учащихся. На следующем уроке необходимо ещё раз обратить внимание на эти слова, сделать работу над ошибками, и обязательно включить их в последующие словарные диктанты.

     Каждому ребёнку присуща склонность к творчеству. Поэтому им нравится выполнять домашние задания творческого характера. Такой вид деятельности вызывает у детей интерес, способствует увеличению словарного запаса, позволяет тренировать память, внимание, воображение, помогает ребёнку приобрести уверенность в своих силах. Учителю необходимо нацелить детей, направить по правильному исследовательскому пути, научить методам исследования, правилам работы с источниками информации, в частности - со словарями.

     В 1классе – это поиск пословиц, поговорок, загадок, включающих изучаемые словарные слова.

     Во 2 классе помимо этого можно давать такие задания: поиск лексического значения слова, составление кроссвордов, ребусов.

     В 3 классе предлагаю детям задание по исследованию слова. Каждый получает конкретное слово и исследует его по предложенной учителем памятке в течение 1-2 недель.

     Памятка:

1. Запиши слово. Обозначь орфограмму.

2. Сделай рисунок или подбери картинку.

3. Запиши значение слова (выясни в толковом словаре). 

4. Подбери однокоренные слова.

5. Подбери пословицу, поговорку или загадку.

     В 4 классе можно предложить исследование объёмнее и  глубже по содержанию.   Задание учащиеся выполняют в течение одного – двух месяцев. Памятка дополняется выяснением этимологии слова, подбором синонимов, антонимов, фразеологических сочетаний, заданиями по развитию речи (сочините загадку, рассказ или сказку).

     Дети с удовольствием представляют результаты своей работы, заинтересованно выслушивают других. Данный вид  работы по изучению слов с непроверяемыми написаниями даёт высокий процент запоминания.

     В рамках подготовки учащихся к ЕГЭ активно использую в работе тестовые задания. (Приложение №3)

     Наиболее доступные для начальной школы - избирательные тесты:

1. Многовариантные, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ.

2. Многовариантные тесты с несколькими верными и несколькими неверными ответами на вопрос.

3. Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой -  содержит ошибку).

     Тестовые задания так же удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля при повторении учебного материала.    

     Учитель сам может варьировать, выбирая полюбившиеся виды работ, занимательные задания, используя творческие замыслы своих учеников. Самое главное заинтересовать ребят, тогда они с удовольствием будут заниматься словарной работой, и показывать достаточно высокие результаты.

      Приёмы стимулирования, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля деятельности:

1. Стимулирование: 

-создание ситуации занимательности – введение в учебный процесс занимательных примеров, парадоксальных фактов (например, при изучении слова «соловей» рассказать детям о том, что песенное мастерство не является врождённым свойством самцов и приобретают они его лишь в том случае, если их отцы или соседи способны научить их этому);

-приём удивления – применение в ходе словарной работы художественных, ярких средств обучения, вызывающих эмоциональные переживания;

-творческие задания учащимся,

-применение ТСО;

-создание ситуации успеха у школьников, испытывающих затруднения в учёбе;

-поощрение.

2. Контроль, взаимоконтроль и самоконтроль.

     Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составляющей частью процесса обучения. Различают следующие типы контроля: внешний контроль над деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся.

     Приёмы контроля:

-устный опрос: индивидуальный, фронтальный, групповой, ТСО;

-письменный: контрольные словарные диктанты, проверочные и тестовые работы.

Взаимоконтроль: обмен работами для осуществления взаимопроверки способствует развитию орфографической зоркости. 

Самоконтроль учащихся: способствует формированию умения в ходе проверки по учебнику, по образцу на доске самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

     Диапазон опыта: планомерная и систематически организованная словарная работа на уроках русского языка на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Результативность опыта.

     Данная система даёт большой процент запоминания учащимися слов с непроверяемыми написаниями, причём без специального заучивания; предоставляет широкие возможности для творческого применения.

     Высокий результат достигается за счёт использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями. Применение, которых способствует развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса, развитию мыслительных способностей, кругозора учащихся.

     Проведённый мониторинг по изучению словарных слов показывает хорошие результаты. На конец четвёртого класса обучения: обученность учащихся составила 100%, качество знаний– 88%. Достигнутые результаты устойчивы и стабильны, о чём свидетельствуют показатели 5 класса.

     Учащиеся класса активно участвуют в конкурсах по русскому языку: 2006 год–  Международный конкурс по русскому языку «Русский медвежонок»:1 место в школе – Дулян Каринэ; 2007 год – Школьная предметная олимпиада: 1 место по русскому языку – Лаврикова Анастасия; 2009 год- 3 место по русскому языку – Лаврикова Анастасия; 2010 год – приняли участие в Международном конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок» 10 учащихся (результаты в феврале).

     Уровень воспитанности: учащимся свойственны самостоятельность, проявление самореализации, самоорганизации.

     Опыт показывает, что такая система словарной работы способствует полноценному развитию ребенка: интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому. Формирует умение выражать свои мысли в устной и письменной форме. Дети свободно говорят, публично выступают, что подтверждается результатами: в 2008 году на районной научно-практической конференции младших школьников ученица 3 класса, Лаврикова Анастасия, заняла 1 место в районе. Учащиеся имеют навыки самостоятельной подготовки тематических классных часов, конкурсов, викторин при направляющей и контролирующей деятельности учителя.

     Представленная планомерная и систематически организованная словарная работа на уроках русского языка на протяжении всех лет обучения  в начальной школе способствует повышению орфографической грамотности учащихся; при минимальных затратах времени достигается желаемый результат; система используется другими учителями школы.

Библиографический список

1. Амонашвили Ш.А. Как живёте, дети?: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 176 с.: ил.

2. Волина В.В. Русский язык. Переиздание – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997. – 496 с. (Серия «Учимся играя»)

3. Гордеев Э.В., Дмитрюк М.В.. Творческий подход к изучению слов с непроверяемым написанием. //Начальная школа, 1995, №1. – 94 с.

4. Жовнер Е.С.. Изучение словарных слов во втором классе. //Начальная школа, 1998, №7, – 112 с.

5. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М.: Просвещение, 1991. – 112 с. – (Творч. лаб. учителя. Нач. шк.).

6. Кремнева С.Ю. Словарные диктанты: 1-2 классы: к учебникам «Русский язык. 1 класс», «Русский язык. 2 класс» / С.Ю. Кремнева. 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 95, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

7. Кремнева С.Ю. Словарные диктанты 4 класс: к учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык. 4 класс» / С.Ю. Кремнева. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 95, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

8. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В. Аникина; Предисл. В. Аникина; Сост. Ф. Селиванов; Б. Кирдан; В. Аникин. – М.: Худож. лит., 1988. – 431 с. (Классики и современники. Рус. классич. лит – ра)

9. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1994. – 383 с.: ил.

10. Савельева Л.В. Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе.//Начальная школа, 2002, №7. – 112 с.

11. Толковый словарь русского языка. / Сост. Михайлова О.В. – СПб: ООО «Виктория плюс», 2009, - 761 с.

12. Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000. – 320 с.: ил.

Приложение

1. Приложение № 1 – Пример группировки слов по орфографическому  и смысловому признаку (2 класс, УМК «Начальная школа 21 века»).

2. Приложение № 2 – Работы детей.

3. Приложение № 3 – Материал для работы со словами с непроверяемыми написаниями.

4. Приложение № 4 – Внеклассная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальных классах. УМК «Школа России» (Из опыта работы)

Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без оши­бок?Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным ­задача сложная, требующая о...

Опыт работы "Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка"

Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, именуемыми в школьной практике «словарными». Многолетний оп...

Система работы со словами с непроверяемыми правописаниями на уроках русского языка (из опыта работы)

Система работы со словарными словами в 4 классе. Каждый день недели посвящён определённому виду работы....

Работа над словами с непроверяемым написанием на уроках русского языка в начальной школе

В статье описаны этапы работы над словарными словами, приемы и методы, используемые для лучшего их усвоения....

«Организация словарной работы со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в 1-2 классах»

В методической разработке описаны особенности работы над словами с непроверяемыми написаниями....

Обобщение опыта «Система изучения слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе»

Обобщение педагогического опыта на тему Система изучения слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе"...

Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме: «Система работы по подготовке к проведению ВПР по русскому языку в 4 классе»

В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы качества образования в начальной школе являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР).Основная цель ВПР: своевременная диагностика у...