«Организация словарной работы со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в 1-2 классах»
методическая разработка по русскому языку на тему

Юркина Лариса Михайловна

В методической разработке описаны особенности работы над словами с непроверяемыми написаниями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Юркина Л.М.,

учитель начальных классов

Методическая разработка

 «Организация словарной работы со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в 1-2 классах»

 «Словарная работа» - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически, целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка»,- писал известный учёный – методист А.В. Текучев.

   Русский язык считается одним из  наиболее трудных предметов в начальных классах, поэтому обучению русскому языку в начальной школе уделяется большое внимание. От того, как ученики овладеют навыками грамотного письма, во многом зависит не только успешность овладения всем курсом русского языка, но и обеспечение социальной адаптации выпускника школы.

    Основой грамотного письма учащихся является усвоение правил написания, то есть орфографических норм. На протяжении всего периода обучения в начальных классах ведётся огромная работа,  направленная на обучение и умение пользоваться на письме орфографическими правилами. Умение пользоваться орфографическими правилами заключается в умении находить слабую позицию и проверить её сильной позицией соответствующих гласных или согласных. Но существует такая категория слов, которую нельзя проверить сильной позицией, написание таких слов нужно запомнить. Такие слова в Программе начальных классов по русскому языку называются словами с непроверяемыми написаниями   или словарными словами, как их принято называть на практике.

  Особенности работы над словами с непроверяемыми написаниями (словарными словами) состоят в том, что:

  1. слова не охватываются орфографическими правилами;
  2. усваиваются учащимися путём запоминания каждого слова в отдельности или комплексного усвоения слов  с учётом взаимосвязи  между написанием  и лексическим значением, между написанием и произношением, между написанием и правильным употреблением в речи;
  3. слово усваивается  путём орфографического изучения в процессе усвоения грамматико-орфографических тем.

  В начальных классах учащиеся должны запомнить и научиться пользоваться орфографическим словарём, проверяя правописание следующих групп слов с непроверяемыми написаниями:

 1. слова с непроверяемыми безударными гласными (топор, лопата, машина);

 2. слова с непроверяемыми согласными в корне (вдруг, вокзал, футбол);

 3. слова с удвоенными согласными (аллея, коллектив, класс);

 4. слова с гласными о, е, ё после шипящих (жёлтый, чёрный);

 5. числительные (одиннадцать, двенадцать);

 6. сложные слова (путешествие, телефон, пароход).

   Беспроверочное написание – самый трудный раздел методики обучения орфографии.  Традиционная методика формального  заучивания слов из словарика, не обеспечивает достаточно быстрого и прочного запоминания, о чём свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками как в заучиваемых словах, так и в словах, родственным заученным. Чтобы  добиться качественных результатов по правописанию словарных слов,  необходимо перестраивать систему работы над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями.

  Работа со словарными словами организуется мною при изучении многих грамматических тем в качестве:

- иллюстративно-языкового материала, например:

  • тема «Слог» - “машина” – делим на слоги -3 слога (ма|ши|на)
  • тема «Перенос слов» - “ребята” – делим для переноса (ре-бя-та)
  • тема «Род имён существительных» - определяем род словарных слов

- закрепления пройденного, проверки знаний, умений и навыков, например:

  • тема «Части речи». От имён существительных образовать имена прилагательные. Имена существительные выбираем из «Словарика».

(трактор – тракторный, трамвай - …  ,  машина - …).

-  средства развития речи, мышления учащихся, например:

  • мышление развивается при отгадывании ребусов, шарад, кроссвордов.
  • речь развивается при составлении предложений, текстов.

Для того,  чтобы работа над словарными словами была эффективной, необходимы следующие условия:

  1. чёткость первоначального восприятия слова, так как возрастает роль зрительного фактора, поэтому  необходимо использовать наглядность, карточки с выделенными орфограммами;
  2. оснащение урока и оборудование кабинета наглядными пособиями для длительного восприятия слова;
  3. планирование слов, подлежащих усвоению (заранее намечается группа слов, которые изучаются и повторяются на каждом уроке).

    Опыт работы со словарными словами подсказывает мне, что при планировании слова эффективнее группировать по различным признакам:

  • по темам;

например: «Огород», «Дорога», «Инструменты».

  • по грамматическому сходству;

 например -оро-; безударная гласная О – ворона, сорока.

  • по грамматико-орфографическим темам;

например : наречия- как? быстро, хорошо,  весело; где? вокруг, слева, снизу; слова с непроизносимыми  согласными лестница, чувство,  здравствуй; слова с удвоенными согласными – коллектив, коллекция, аллея.

4)   Приобщение учащихся к пользованию словарём учебника, школьным «Орфографическим словариком» П.А. Грушникова, «Словарём русского языка» С. И. Ожегова. Задача учителя научить детей правильно пользоваться словарями и использовать их в своей работе. Упражнения должны носить систематический характер.

5)  Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания  непроверяемых написаний, является этимологический анализ (этимологическая справка), который содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание. Например: малина – в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящих из малых частей, слово «малина» образовано от слова «малый», «маленький».

6)   Повторяемость слов с непроверяемыми написаниями (не менее 10 раз в году), многократные тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительные, слуховые и рукодвигательные мероприятия.

      7) Использование наглядного материала (перфокарт, сигнальных карточек)

      8) Включение приёмов, способствующих активизации деятельности (ребусы, шарады,  кроссворды, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, фразеологизмы).

      9)  Учёт индивидуального и дифференцированного подхода при усвоении слов из  «Словаря».

      10) Параллельная  работа с проверяемыми гласными или согласными, сопоставление и сравнение.

      11) Связь с внеклассной работой по русскому языку.

      12) Постоянный контроль над усвоением учащимися правописания трудных слов, обучение самоконтролю.

В своей работе я выделяю три тапа работы со словарным словом, хотя в методической литературе они чётко не определяются:

1) знакомство с новым словом

2) закрепление слова с непроверяемыми написаниями

3) проверка усвоения слов с непроверяемыми орфограммами.

До этого я провожу подготовительную работу:

- группирую слова по тематическим группам, по грамматико-орфографическим темам;

- планирую ознакомление со словами на весь год;

- планирую закрепление словарных слов;

- подбираю дидактический материал: загадки, скороговорки, стихи, пословицы, поговорки, шарады, кроссворды, исторические справки, тексты диктантов с изучаемыми словами;

- готовлю демонстрационный и раздаточный материал; иллюстрации, карточки, перфокарты.

Изучение нескольких слов или группы слов обычно осуществляется в течение пяти уроков. На каждом уроке на это может быть отведено 5-7 минут.

Первый урок – первичное восприятие слова или группы слов ( знакомство с новым словарным словом)

Второй, третий, четвёртый уроки – закрепление правописания слов.

Пятый урок – проверка усвоения правописания данных слов.

I этап – знакомство с новым словом.

          Цель этапа – обеспечение восприятия, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действия.

   Представление нового слова призвано формировать заинтересованное отношение учащихся к  предстоящей учебной деятельности. И при определённом пересмотре методики его проведения,  использовании нетрадиционных приёмов, можно существенно повысить эффективность словарно- орфографической работы, активность школьников, обеспечить на данном этапе урока его развивающую направленность.

    Авторы учебника «Русский язык» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева составили «Орфографическую тетрадь для учащихся 2-ого класса, в которой используют нетрадиционные приёмы при знакомстве со словарным словом. Сущность подхода к представлению нового слова можно сформулировать следующим образом; усиление обучающего эффекта, интенсификация интеллектуального развития школьников.

   Также в своей практике использую опыт  педагогов, описывающих словарную работу о нетрадиционных методах запоминания слов с непроверяемыми написаниями в методических статьях .Нетрадиционные упражнения объединяются в несколько групп, которым присуща единая функциональная установка: обеспечение возможности самостоятельного определения школьниками нового слова и занимательно-развивающий характер предлагаемых заданий. Внутри каждой группы от урока к уроку задания видоизменяются и усложняются. Вместе с тем у каждой группы есть свои отличительные, характерные черты.

В 1 группу входят упражнения, предусматривающие выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнении у детей развивается устойчивость, распределение и объём внимания, кратковременная произвольная память, речь, аналитико-синтетическое мышления, сообразительность. При их выполнении у детей развивается устойчивость, распределение и объём внимания, кратковременная произвольная память, речь, аналитико-синтетическое мышления, сообразительность.

Например, учитель говорит; «Вы сможете определить новое слово из «Словаря» если расположите прямоугольники по степени увеличения количества точек в каждом из них.

  Т  

  ..

  С  

  .

   Л

….

      Ц

……

     И

…..

      А

…….

   О

Искомое слово – «столица».

Постепенно количество указаний учителя, помогающих учащимся определить слово, уменьшается.

    2 группу составляют упражнения, предусматривающие работу с символами, шифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление.

Например, нужно отгадать слово, зашифрованное с помощью чисел.

3, 1, 11, 6, 12, 13, 1 -   капуста

3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8 – (?)                                          (Ответ- заяц)

     3 группа включает в себя упражнения,  так или иначе связывающие искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом.

Например, чтобы узнать слово из «Словаря», детям нужно выполнить несколько заданий:

1 задание. Первая буква слова является согласной в последнем слове слова КОМНАТА.

2 задание. Вторая буква - последняя согласная в корне  слова  СЕВЕР.

3 задание. Третья буква – непроверяемая безударная в слове ЗАВТРАК.

4 задание. Четвёртая буква обозначает первый непарный звонкий твёрдый согласный звук в слове МАЛИНА.

5 задание. С пятой буквы начинается второй слог в слове ОВЁС.

6 задание. Шестая буква является окончанием в слове СОЛОМА.

7 задание. Седьмая буква обозначает всегда мягкий звук, который есть в слове УРОЖАЙ.  

Искомое слово – трамвай.

Приёмы этой группы углубляют знания и умения учащихся по изученным темам.

4 группу составляют упражнения, предусматривающие использование в процессе установления нового слова знаний учащихся по другим предметам.

Например, рассмотреть изображённый квадрат и шифр к нему.

1

6

7

8

9

2

л

в

к

ж

3

н

а

т

ь

4

у

ф

м

и

5

п

г

д

о

Шифр: 36 – (1-ая буква)         35 – (4-ая буква)        

             18 – (2-ая буква)          40 – (5-ая буква)        

              45– (3-ая буква)           21 – (6-ая буква)          (иногда)

-Если вы определите, какое математическое действие надо осуществить с цифрами квадрата для выявления букв, и правильно произведёте необходимые вычисления, то узнаете новое слово. (умножение).

В 5 группу входят упражнения на основе установления детьми смысловых связей или выявления закономерности образования нового слова.

М . Г . ЗИН   -  ПРОД . ВЕЦ

Б . ЛЬНИЦА  - ВРАЧ…

Т . АТР - . КТЁР

КОСМИЧЕСКИЙ К. РАБЛЬ -  ?             (космонавт)

В каждой паре первое слово обозначает место работы, второе – связанную с ним основную профессию.

При выполнении такого типа заданий у школьников развивается логическое мышление, аналитико-синтетические способности, устойчивость внимания, языковая интуиция, связная аргументированная речь.

Знакомство со словарным словом я провожу и с помощью словарей.

1. «Словарь русского языка» С.И.Ожегова.  

-Найдите загадку в словаре. Указывается страница или буква, на которую начинается слово- отгадка. Загадка берётся из самого словаря, опускается лишь загадываемое слово.

Например. – Её сразу узнаешь по белой с чёрными полосками в коре. У русских – это любимое дерево. (берёза)

-Это получается, когда тёплый и холодный  воздух движется навстречу друг другу.(ветер)

2. Словарь учебника «Русский язык»  (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина).

-Какое слово я задумала? Оно находится во втором столбике, не в конце и не в начале, букв в нём не больше шести, в нём нет ни одного мягкого согласного, зато две орфограммы, это имя собственное, его соседи по словарю – мороз, народ. (Москва).

Работа со словарями развивает орфографическую зоркость, повышает грамотность учащихся, способствует прочности усвоения слов с непроверяемыми написаниями, развитию речи, помогает овладеть нормами произношения.

На этапе знакомства со словами  с непроверяемой орфограммой я также использую следующие способы представления слова:

-чтение загадки, отгадывание с учащимися

-отгадывание кроссворда с определением искомого слова

-шуточные вопросы, ребусы, шарады, фразеологизмы, примеры по грамматической арифметике.

Например. Шарады.

  • С буквой М -сладкая,

С буквой К –горькая.    (малина-калина)

  • Начало – голос птицы, конец на дне пруда.

А целое в музее найдёте без труда.   (картина)

Грамматическая арифметика.

КАР + ТО + ФЕЛЬДШЕР – ДШЕР = ?   (картофель)

КОРЬ – Ь + ИДОЛ – Л + Р = ? (коридор)

Устойчивые выражения.

  • Что это? Его проглатывают, упорно не желая о чём-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.  (язык)

Занимательный материал поддерживает эмоциональный настрой детей при выполнении заданий, интерес, позволяет избежать процесса монотонности усвоения новых знаний, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию к учению.

Методика введения нового словарного  слова.

  1. Представление, введение нового слова – это первый шаг на этапе знакомства со словом.
  2. Лексическое значение слова. Здесь используем картинный словарь, значение слова учитель и дети определяют по «Толковому словарю».
  3. Орфоэпическое восприятие (произношение, слуховой анализ слова). Хором произносим слово орфоэпически, без выделения слогов, выделяем ударный слог, «трудное место».
  4. Восприятие графического образа слова, т.е. зрительное восприятие.  После того, как дети определяют ударный и безударный  слоги, они записывают словарное слово в тетрадь, показав «трудное»  место пропуском буквы и ставя ударение. Важно помнить условие: вместо пропущенной буквы учащийся должен непременно  ставить «сигнал опасности» - например, точку (б . реза).
  5. Теперь идёт поиск буквы. Дети пробуют подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Приходим к выводу, что это слово с непроверяемой гласной, т.е. словарное слово. Узнаём по словарю, какую же безударную гласную букву надо написать.
  6. Работа над запоминанием слова.

1) Орфографическое проговаривание слова.

2) Запись слова, с выделением орфограммы.

3) Этимологическая справка.

4) Составление словосочетаний, предложений.

5) Лексические упражнения.

6) Запись слова в детский словарик.

7) Использование метода графических, звуковых ассоциаций, мнемосистемы связей и других нетрадиционных методов запоминания.

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.

Кроме того, следует отметить, что успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

  1. установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
  2. заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
  3. яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
  4. образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше  механического запоминания. Все эти условия соблюдаются  при запоминании словарных слов предлагаемым способом.

Учитывая психологию детей в начальной школе (преобладание образной памяти), можно использовать образы для запоминания словарных слов.

Метод графических ассоциаций больше других нравится детям. Суть его состоит в том, что ребенок, для того, чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании. Запоминаемая буква может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта.

-На букве О легко нарисовать помидор, а на букве И – это ножи, которыми его легко порезать.    П       М       ДОР

        - Какой восход без солнца? Вместо буквы О  рисуем солнце.   В      СХОД 

Метод звуковых (фонетических) ассоциаций используется при удачном созвучии фразы и словарного слова.

Например, слово завтрак. Созвучное ему слово рак. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится:

 "Приеду завтра,

Привезу завтрак

На завтрак - рак,

Кричи: Ура!"

    Можно использовать и такую фразу:

У коровы косы.

Пенал моют пеной.

    Словарные слова, запоминаются при помощи мнемосистемы "связей", которая заключается в следующем:

  1. запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;
  2. объединенные в группы предметы должны "оживать", "двигаться".

Например. – Составьте предложение, текст, используя слова из таблицы.

         класс

         суббота

        русский

У нашего класса в субботу был русский язык.

Эти  приёмы учат нестандартно мыслить, изобретать, высказывать своё мнение, видеть в каждом слове необычное.

II этап – закрепление слова с непроверяемыми написаниями.

Цель этапа- обеспечение вторичного осмысления знаний, связей и отношений в объекте изучения; применение знаний в различных ситуациях. На этом тапе приходится использовать  многократное, кратковременное повторение слов с чёткой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикулляционные ощущения. Значит и упражнения должны опираться на различные восприятия слов, быть достаточно разнообразными, т.е. обязательно должны способствовать активному запоминанию содержащихся в слове трудностей.

Наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений остаются диктанты. Они могут быть использованы для знакомства  с новым словом, для закрепления изученных слов, а также на этапе контроля. Словарные диктанты классифицируются:

а) по форме работы (простые и творческие)

б) по виду восприятия (слуховые и зрительные).

    К простым слуховым отношу диктанты: предупредительные, объяснительные, выборочные, по памяти, по загадкам, самодиктанты, по описательным оборотам, с использованием сигнальных карточек, с группировкой слов по заданию,  с использованием словаря.

    К простым зрительным относятся: графические, картинные, по памяти, по загадкам, по перфокартам, с пропущенными буквами, с комментированием, объяснительные.

   К творческим слуховым: с группировкой по орфографическому признаку, с подборкой родственных слов, с подборкой слов с общим признаком; с подборкой синонимов, антонимов, с использованием интонационной работы.

  К творческим зрительным относятся с группировкой по орфографическому признаку, с группировкой однокоренных слов, с записью слов по аналогичной орфограмме, с использованием ребусов, кроссвордов, по пословицам, через составление рассказа по опорным словам, с использованием словаря.

     Различные упражнения позволяют учителю заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.

III этап – проверка усвоения слов с непроверяемыми написаниями.

Цель этапа – выявление качества овладения знаниями, обеспечение их коррекции.

     Словарно-орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания указанных в программе слов не только при применении разнообразных приёмов их изучения и закрепления, но и, если

систематически  проверять умения учащихся безошибочно писать изученные ими слова с беспроверочными орфограммами. С этой целью необходимо регулярно проводить словарные диктанты (1 класс -8-10 слов, 2 класс- 10-12 слов), проверочные и контрольные диктанты, творческие работы, с обязательным включением в них слов с непроверяемыми написаниями.

  Важно целенаправленно и систематически проводить работу над допущенными ошибками. Ребята выписывают слова, в которых допущены ошибки и работают с ними по памятке:

-проговаривают слово орфографически;

-прописывают слово несколько раз, подчёркивая  орфограмму;

-подбирают однокоренные слова, выделяя корень;

-составляют словосочетания, предложения со словом.

    Учитель, анализируя допущенные ошибки в словах, определяет степень усвоения навыков письма слов, включает их снова в различные тренировочные упражнения, а затем и в последующие проверочные диктанты.

   Предложенная система по изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний направлена на усиление обучающего эффекта, а комплекс словарно-орфографических упражнений помогает в оптимальные сроки качественно усвоить написание словарных слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

Работа со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальных классах. УМК «Школа России» (Из опыта работы)

Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без оши­бок?Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным ­задача сложная, требующая о...

Опыт работы "Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка"

Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, именуемыми в школьной практике «словарными». Многолетний оп...

Система работы со словами с непроверяемыми правописаниями на уроках русского языка (из опыта работы)

Система работы со словарными словами в 4 классе. Каждый день недели посвящён определённому виду работы....

Работа с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка как средство интеллектуального развития

Методический материал по работе с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка....

Работа над словами с непроверяемым написанием на уроках русского языка в начальной школе

В статье описаны этапы работы над словарными словами, приемы и методы, используемые для лучшего их усвоения....

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...