« Неуспешность в обучении школьника и пути её коррекции в учебной деятельности школьника» (из опыта работы)
статья

 

В последнее время   отмечается  неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.

Проблемы неуспешного в учебной деятельности младшего школьника требуют специальных форм и методов коррекционной работы, которые не сводятся лишь к обеспечению процесса обучения эффективными техниками и методиками, направленными на восполнение пробелов внимания, восприятия, памяти.Направления этой работы в нашей школе мы рассматривали на двух уровнях: природном (несформированность различных высших психических функций) и социальном (нарушение системы связей и отношений с ближайшим окружением — родителями, сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slabye_prichiny.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

«Природные и социальные факторы неуспешности  в обучении и пути коррекции»

(из опыта работы)

Проблема:

В последнее время   отмечается  неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. 

Отмечается, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации  ухудшают нервно-психическое здоровье школьников младших классов, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих. 

Однако при рассмотрении данной проблемы  на методическом объединении учителей начальных классов мы делали акцент на физиологических факторах неуспеваемости,  уделяя должное внимания социально-психологическим, а их, на наш взгляд, никак нельзя сбрасывать со счета. Ведь ребенок обучается в коллективе, в котором происходит постоянно подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Все это, естественно, не способствует его личностному становлению и развитию.

Проблемы неуспешного в учебной деятельности младшего школьника требуют специальных форм и методов коррекционной работы, которые не сводятся лишь к обеспечению процесса обучения эффективными техниками и методиками, направленными на восполнение пробелов внимания, восприятия, памяти.

Направления этой работы мы рассматривали на двух уровнях: природном (несформированность различных высших психических функций) и социальном (нарушение системы связей и отношений с ближайшим окружением — родителями, сверстниками.

Результаты проведенного обследования показали, что специфические трудности, испытываемые младшими школьниками в усвоении программного материала, обусловлены недостаточной сформированностью отдельных функциональных систем психики. Среди них следует отметить следующие: дефицитарность динамической основы движения; нарушения зрительно-пространственного восприятия; снижение фонематического слуха и слухоречевой памяти; неустойчивость произвольной регуляции деятельности.

Следовательно, целью коррекционной работы на природном уровне является коррекция познавательных процессов (под ней мы понимаем целенаправленное воздействие на ребенка с целью изменения показателей сформированности высших психических функций в соответствии с возрастными нормами) и целенаправленное развитие познавательных процессов. К сожалению, в преобладающей в настоящее время системе начального обучения процесс преобразования познавательной сферы нередко протекает стихийно, подменяется усвоением стереотипных способов действия в стандартных условиях.

Говоря о нарушениях на социальном уровне, следует отметить следующие особенности развития эмоционально-личностной сферы неуспешных в учебной деятельности младших школьников: неадекватная самооценка (96%); низкий уровень притязаний (84%); завышенный уровень притязаний (6%); высокий уровень тревожности (98%); доминирование мотивации избегания наказания (72%). Исходя из этого, целью коррекционной работы на социальном уровне должна быть деятельность, направленная на раскрытие внутренних потенциальных возможностей ребенка, что и позволит ему изменить искаженное восприятие себя и отношений с ближайшим окружением.

Таким образом, на природном уровне путем использования техник и методик общей и коррекционной педагогики возможно «прямое воздействие», а вот такое же воздействие на уровне социальном, увы, невозможно, так как мы не в состоянии одномоментно изменить школьную и семейную ситуацию. Здесь применимо лишь «косвенное воздействие», означающее «создание» инструментария, с помощью которого ребенок сможет самостоятельно выстраивать систему связей и отношений с ближайшим окружением, деятельность, направленная на раскрытие внутренних потенциальных возможностей ребенка.

Направления коррекционной работы первого блока*

Второй блок — коррекционная работа — строится на основе приемов игротерапии общения и направлена на закрепление раскрытых возможностей ребенка. Коррекция ориентирована на работу с семьей как единым целым и строится на основе синтеза современных диагностических и психо терапевтических приемов. Наиболее же адекватной формой организации коррекции эмоционально-личностного развития ребенка представляется работа в группе. Ее преимущества заключаются в том, что по сравнению с индивидуальной формой здесь более успешно происходит нейтрализация явления «смыслового барьера» по отношению к требованиям педагога, появляется возможность для развития коммуникативных навыков детей, необходимых для установления дружественных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, для моделирования ситуаций, акцентирующих внимание членов группы на сильных качествах каждого ребенка.

Из этого  можно сделать следующие выводы:

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.

Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Отставание ученика в усвоении  учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

1. Низкий уровень умственного развития.

Причины:

  1. Педагогическая запущенность.
  2. Частые заболевания.
  3. Пропуски занятий.
  4. Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Проявляется:

  1. Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.
  2. Учитывать все признаки предмета или явления.
  3. Видеть общее и. д.

2. Несформированность учебных навыков.

Ребенок не умеет учиться:

  1. работать с текстом;
  2. выделять главное, существенное;
  3. не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.

3. Дефицит внимания с гиперактивностью.

Характеризуется:

  1. отвлекаемостью;
  2. подвижностью;
  3. неусидчивостью и т. д.

4. Отсутствие познавательного интереса.

Обусловлено:

  1. с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;
  2. ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.

5. Несформированность произвольной сферы.

Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

6. Конфликтные отношения

  1. со сверстниками;
  2. учителями;
  3. отказ от усилий в учебной деятельности.

7. Низкий познавательный интерес

Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)

Нуждается:

  1. в поддержке
  2. показа того, что он состоятелен в других видах деятельности

Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.

8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления

Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.

9. Низкая работоспособность

  1. В утомляемости
  2. Истощаемости
  3. Медленном темпе работы

 Как можно помочь слабоуспевающему ученику:

- Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.

- Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

Как повысить работоспособность:

  1. Разнообразить виды деятельности.
  2. Проветривать кабинет.
  3. Проводить физминутки.
  4. Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Виды работ со слабоуспевающими учениками

  1. Карточки для индивидуальной работы.
  2. Задания с выбором ответа.
  3. Деформированные задания.
  4. Перфокарты.
  5. Карточки - тренажеры.
  6. Творческие задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование природоособразной технологии обучения чтению А.М. Кушнира в учебно-воспитательном процессе (из опыта работы школ Бугульминского муниципального района Республики Татарстан)

Чтение – это труд, и труд тяжелый. Вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал педагогов, так как чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие д...

Обобщение опыта работы учителя по теме "Формирование учебной деятельности школьников и коррекция ее недостатков"

Задачи поставлены следующие: 1. Изучить точку зрения о личности великих педагогов-психологов. 2. Мои наблюдения за личностью и ее развитием. 3. Показать, что помагает добиваться цели при формировании ...

Статья "Дистанционное обучение: возможные пути организации образовательного процесса в начальной школе" Из опыта работы.

Дистанционное обучение – это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные фор...