Статья "Дистанционное обучение: возможные пути организации образовательного процесса в начальной школе" Из опыта работы.
статья

Зайцева Ирина Николаевна

Дистанционное обучение – это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими интерактивными средствами. Это самостоятельное обучение, ведущим средством которого являются информационные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_distantsionnoe_obuchenie_v_nachalnoy_shkole_.docx37.97 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение: возможные пути организации образовательного процесса в начальной школе. Из опыта работы.

Что такое дистанционное обучение?

Дистанционное обучение – это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими интерактивными средствами. Это самостоятельное обучение, ведущим средством которого являются информационные технологии.

Весной этого года все российские школы вынуждены были перейти на дистанционное обучение. Это стало внезапной необходимостью, заставившей педагогов уйти от привычной классно-урочной системы и начать осваивать дистанционные технологии, инструменты и практики, которые ранее были для них мало востребованы. Перед учителями встала важная задача - реализовать дистанционное образование, сохранив качество образовательного процесса и не утратив при этом мотивацию учеников.

 Начиналось все с электронного формата: учителя высылали ребятам задания и просили на проверку выполненные работы. И тут стоит отметить, что оснащенность родителей не всегда удовлетворяет требованиям дистанционного обучения, а возможность покупки дополнительных устройств есть далеко не у всех.

Конечно, такой вид обучения вызывает много вопросов у всех участников образовательного процесса. Тогда учителя стали пробовать обучение онлайн. Педагоги осваивали разные программы и платформы, так как единого требования нет. Каждый выбирал то, что больше нравится, что больше подходит конкретному учителю. К сожалению, образовательные платформы были не готовы к такой нагрузке, поэтому начались проблемы технического характера:

        зависание платформ

        невозможность подключиться к урокам

        некорректная работа функций платформы

        прерывание урока.

В начальной школе это омрачается неспособностью детей младшего школьного возраста решать подобные технические неполадки самостоятельно. Часто ребенок не может сам заново войти в урок, проверить настройки компьютера или исправность работ периферийных устройств. Конечно, ребенок обращается к родителю, ведь учитель не может помочь ученику в этом вопросе.

Все эти проблемы создают учителю дополнительные трудности. Например, полное отсутствие подготовки к дистанционным урокам. В короткие сроки все учителя посетили различные курсы, изучили множество статей и дополнительной информации для того, чтобы правильно и интересно организовать уроки. Без какой-либо практики педагоги приступили к новой форме проведения уроков, тратили огромное количество времени на подготовку, подбор материала, изучение методических приемов и способов подачи материала. Все это существенно  увеличило время подготовки к урокам.

Следующая группа проблем связана с проверкой домашнего задания. Особенно остро этот вопрос стоит в начальной школе, так как отправить задание на проверку без помощи родителей ученик не может. Прикрепить задание в журнал, отправить в мессенджер, на почту ученики начальной школы (особенно 1-2 класса) не могут, поэтому ждут помощи со стороны родителей. Таким образом, учитель получает бесконечный поток работ на проверку, ведь некоторые родители продолжают работать и могут помочь ребенку только после рабочего дня. К непрерывному потоку добавляется и собственно проверка: учителя вынуждены проверять работы с экрана компьютера, что, безусловно, сказывается на зрении. Проверив работу, учитель должен указать на допущенные ошибки, что бы ребенок изучил ошибку, выполнил работу над ошибками для дальнейшей безошибочной работы в данном направлении. И если в привычной тетради это входило во время проверки работы, то сейчас учителя вынуждены тратить еще больше времени на это: правка в графических редакторах, выписывание ошибок или сообщение родителю о конкретных ошибках отнимают массу времени.

Еще одна проблема дистанционного обучения – это объективность. Не секрет, что родители желают для своих детей лучшего, а значит большинство родителей проверяют работы детей. То есть учитель не видит объективной картины понимания материла, не видит типичных ошибок и не понимает, что именно необходимо отработать классу или конкретному ученику. Про проведение каких-либо срезов знаний стоит сказать, что результат так же не всегда соответствует реальности.

Конечно, время проводимое ребенком у компьютера увеличилось, что сказывается на состоянии здоровья, в частности на зрении. Дети вынуждены работать с опорой на экран монитора/телефона/планшета, решать задания на учебных платформах, просматривать видео или электронные уроки.

Так же хочу отметить, что многие электронные ресурсы универсальны, то есть они не учитывают проблемы конкретного класса, конкретного ребенка, не учитывают запросы и методы конкретного учителя. Поэтому учителя вынуждены искать альтернативы, создавать свои электронные приложения, что опять же отнимает время, которого и так катастрофически не хватает.

Таким образом, дистанционное обучение на данном этапе в школе вызывает множество вопросов и трудностей, однако нельзя не отметить, что оно же и дает поле для творческого развития учителя, для повышения квалификации и освоения новых методических горизонтов.

Мне, учителю начальных классов, и моим ученикам при организации дистанционного обучения на помощь пришла образовательная платформа Учи.ру.

Учи.ру – это интерактивная образовательная платформа, полностью соответствующая ФГОС и ООП НОО, позволяющая индивидуализировать образовательный процесс и в интересной игровой форме проводить занятия дистанционно. Для работы необходим только интернет. Можно использовать компьютер, планшет или мобильный телефон.

Учи.ру предоставляет учителям бесплатный доступ ко всем заданиям и статистике в любое время. Дети имеют возможность использовать 20 бесплатных заданий в день по предметам. В базе более 30 000 интерактивных заданий, которые можно использовать для самостоятельных дополнительных занятий по русскому языку, математике, окружающему миру. Задания подобраны по предметам, распределены по классам, по темам. Причём задания по каждой теме имеют разные уровни сложности, начинаются с самых простых и постепенно усложняются. Учитель может в рабочие дни до 16:00 включить функцию «Начать урок», и у всех учеников на 1 час появится неограниченный доступ к решению карточек. Базу интерактивных заданий учитель может использовать для составления домашних и проверочных работ, задав определенные сроки для выполнения и через личный кабинет может в любое время узнать, сколько заданий на данный момент выполнили ученики, сколько времени было затрачено на выполнение, какие задания и темы вызывали наибольшие затруднения. Это позволяет преподавателю увидеть пробелы в знаниях учащихся и вовремя устранить их.

Ребятам очень нравится выполнять задания с любимыми героями-динозавриками, соревноваться в марафонах между классами школы, участвовать в олимпиадах и конкурсах. Дети видят итоги марафонов, результаты своей работы, грамоты за свои достижения в индивидуальных портфолио.

На Учи.ру можно воспользоваться готовыми видеоуроками, на которых педагоги по расписанию ведут онлайн-занятия по математике, русскому и английскому языкам, окружающему миру и литературному чтению.

Большую помощь в дистанционном обучении оказал сервис «Виртуальный класс». Мы ежедневно проводили онлайн уроки со всем классом. Первоклассникам очень важно, чтобы с ними общался его учитель, который привычно и понятно объясняет трудные темы. Для проведения урока учитель может использовать виртуальную доску с указкой и маркерами, свои PDF-файлы или базу готовых заданий Учи.ру. Дети могут отвечать при помощи видеосвязи или в групповом чате.

Большой интерес у моих учеников вызвали внеурочные дистанционные занятия, доступные в сервисе «Виртуальный класс». Это игры-путешествия «Города-герои», «Здоровье», «Город цветов», «Рыцари», которые в игровой форме дополняли и углубляли знания детей по основным предметам.

Платформа Учи.ру оказала неоценимую помощь в организации дистанционного обучения, повышении образовательных результатов и мотивации обучающихся, формированию и развитию у детей общеучебных и цифровых компетенций. Несмотря на значительную пользу этого онлайн ресурса, все же есть весомые минусы. Во-первых, портал является условно бесплатным, не все задания находятся в свободном доступе. Во-вторых, при проведении онлайн уроков часто возникали проблемы со связью. Полноценно провести урок не всегда получалось. Требовалась постоянная помощь со стороны родителей. В-третьих, дети стали гораздо больше времени проводить за компьютером, что стало негативно отражаться на их здоровье

Во время карантина карантина ученики моего класса дистанционно обучались на платформе  Учи.ру. Раньше там дети участвовали в конкурсах, олимпиадах, марафонах,  решали карточки самостоятельно. Получали за это дипломы, сертификаты. А теперь мы там уже вместе встречаемся на он-лайн уроках. Попробовала видео связь и поняла почему коллеги жалуются, что дети не хотят работать, хотя вроде рядом учитель. Не у всех есть возможность принять участие в таком уроке на компьютере, а на планшете и телефоне часто теряется связь, дети "вылетают" с сайтов и платформ, они плохо что-то слыщат или видят, а когда возвращаются на сайт или связь налажена, то уже потеряна нить общения.

Я для себя нашла выход. На Учи.ру есть чат, в который можно загружать фото, писать сообщение. Если ребёнок "вылетел" из чата, то он возвращается, смотрит что он прорустил и продолжает работать, да, и фото можно ещё раз прикрепить и необходимую информацию повторить. Дети отвечают на вопросы не дожидаясь своей очереди, а вот задача учителя увидеть и зафиксировать для себя верные и неверные ответы, работу каждого. Затем я даю на этой же платформе он-лайн самостоятельную или контрольную работу. Ребятам не надо выбирать время, когда они будут делать контрольные задания, они их выполняют сразу. Работы на платформе уже готовые, проверка автоматическая, учителю только приходится посмотреть работы .

 Статистика.

В конце каждой недели на электронную почту учителя приходит уведомление о статистике по классу за неделю. Данная статистика показывает самых активных учеников, количество решённых ими заданий. Система отслеживает учащихся, которые пропустили занятия на платформе, а также выявляет наиболее востребованные темы по каждому курсу.

Учитель знакомит со статистикой учащихся и родителей для стимулирования на дальнейшее использование дистанционных курсов. Как показала практика, не все имеют возможность выходить на данную платформу. Этим и объясняется, на мой взгляд, не очень высокая активность на портале. И, как я говорила ранее, не все считают её необходимой и важной для ребёнка. Только сложившаяся обстановка показала, что во время карантина интерактивная образовательная площадка является хорошим помощником всем участникам образовательного процесса.

Я проанализировала статистику, сравнила её с личными результатами обучающихся на учебных занятиях в школе и сделала вывод: дистанционные занятия помогают закреплять полученные знания в школе, способствуют повышению знаний и компетенций учащихся в дистанционном режиме.

Недостатки дистанционного обучения в начальной школе.

Минусом является то, что невозможно провести такую работу абсолютно со всеми учащимися класса. Причины разные: не у всех есть доступ в Интернет, не всегда родителям хватает времени, чтобы помочь ребёнку приступить к выполнению работы. Так как дети ещё маленькие, полностью самостоятельно организоваться они не могут. С детьми постарше проще. В связи с этим, надеюсь, что к классу 3-4 активность учащихся повысится.

 

Заключение

Ключевыми преимуществами Учи.ру является следующее:

1) Повышение образовательных результатов.

2) Усвоение материала без пробелов.

3) Рост интереса к обучению.

4) Доступность для детей с особыми образовательными потребностями.

5) Статистика в реальном времени.

Недостатками дистанционного обучения является:

1) Существует риск «списывания». Лучшим решением любой проблемы является ее профилактика, а в данном случае – работа над повышением мотивации к самому процессу обучения.

2) Доступ в Интернет имеет ограничения.

3) Так как дети ещё маленькие, полностью самостоятельно организоваться они не могут.

Наиболее значимые бесплатные онлайн ресурсы, предназначенные для организации дистанционного обучения в школе

Дневник.Ру

Многие школы страны подключены к этой системе электронных дневников и журналов. Здесь вы найдете планирование дистанционного обучение на период Коронавируса. 

Российская электронная школа

Созданная Министерством просвещения платформа с видеоуроками от лучших учителей страны по каждому предмету, учебный план и рабочие программы, тестовые и контрольные задания.

Содержит интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс. Здесь можно найти различные тематические курсы, видео-уроки, фильмы и музыкальные концерты. Для учителей на сайте подготовлен обширный список дидактических и методических материалов.

Бесплатно.

 

InternetUrok

Библиотека видеоуроков, выверенная методистами и соответствующая образовательным стандартам, и собственно домашняя школа, где можно удаленно учиться, еще и с персональным наставником.

Доступ ко всем видеоурокам портала, а их несколько тысяч, бесплатный.

 

Яндекс.Учебник

Задания по всему курсу математики и русскому языку с 1 по 5 класс. Можно пользоваться сервисом для того, чтобы пройти сложные темы, а можно регулярно учиться по этим предметам школьной программы.

Ресурс содержит более 35 000 заданий разного уровня сложности, разработанных опытными методистами с учётом федерального государственного стандарта.Хочу такой сайт

Яндекс-учебник - бесплатный сервис.

 

"Маркетплейс образовательных услуг".

 

Платформа уже доступна в 13 регионах: Астраханской, Новгородской, Нижегородской, Новосибирской, Челябинской, Калужской, Сахалинской, Тюменской, Калининградской, Кемеровской областях, а также в Алтайском и Пермском крае и Ямало-Ненецком автономный округе.


«Фоксфорд»

В основном это сервис для занятий с репетитором. Но на платформе есть и «домашняя школа», где учатся ребята, которые находятся на семейной форме обучения (а сейчас большинство учеников будут учиться сидя дома). Есть уроки по базовым предметам всей школьной программы с 5-го по 11-й класс. Эти курсы можно изучать как в записи, так они в режиме онлайн.

На период карантина сервис открыл бесплатный доступ к курсам, чтобы дети, которые находятся дома из-за карантина, могли заниматься.

 

Учи.Ру

Одна из крупнейших образовательных онлайн-платформ. Школьные предметы тут изучают в интерактивной форме, помогая создавать собственную траекторию обучения. Сервис бесплатный для проведения школьных занятий, занятий с учителем и учителем с учениками.

Интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам, а учителям и родителям – тематические вебинары по дистанционному обучению. Методика платформы помогает отрабатывать ошибки учеников, выстраивает их индивидуальную образовательную траекторию и позволяет следить за прогрессом.

Начиная с 23 марта с понедельника по четверг здесь будут транслировать онлайн-уроки по математике, русскому, английскому языку, окружающему миру.

На платформе в ближайшее время будет сервис, который позволит учителю самому вести вести онлайн-урок с группой детей, причем не только «работать голосом», но и показать презентацию, делать записи виртуальным маркером.

 

Издательство «Просвещение»

На время карантина предоставляет образовательным организациям бесплатный доступ к электронным версиям учебно-методических комплексов, входящих в Федеральный перечень.

Доступ распространяется на учебники и специальные тренажеры для отработки и закрепления полученных знаний. При этом для работы с учебниками не требуется интернет.

Использование возможностей цифровой образовательной платформы "Яндекс. Учебник" в образовательном процессе".

Хочу поделиться опытом работы на образовательной платформе «Яндекс. Учебник». Осенью 2019-2020 учебного года учителя нашей школы  приняли участие в региональной инновационной площадке «Яндекс. Учебник».

   Что такое Яндекс.Учебник?

         Яндекс. Учебник относится к электронным образовательным ресурсам по предметным областям.

         Яндекс. Учебник — это библиотека, которая содержит более 35 000 интерактивных карточек с заданиями по русскому языку и математике. Совсем недавно на платформе добавился ещё один предмет – окружающий мир.

         Учитель выбирает из этой библиотеки карточки с заданиями, которые требуются ему для отработки определенной темы, и создает из них подборку — «занятие».

         Дети заходят на сайт Яндекс. Учебника, выполняют эти задания. Система мгновенно выдает обратную связь ребенку и одновременно показывает результат решения учителю.

          Задания доступны учителям бесплатно, независимо от количества учеников и используемого материала.

          Карточки Яндекс. Учебника можно использовать на уроке или в качестве домашнего задания. Возможность видеть статистику по каждому ребенку и выдавать задания не только всему классу, но и отдельным ученикам помогает учителю реализовывать индивидуальные образовательные траектории каждого ребенка.

   Сначала я зарегистрировалась на платформе и зарегистрировала своих третьеклассников.       Я увидела, что платформа предлагает готовые занятия, также есть возможность учителю собрать занятие из предлагаемых платформой карточек. Я выбрала одно из готовых занятий и выдала его всем учащимся. Следует отметить, что учитель устанавливает дату и время, когда ученики могут приступить к решению карточек. Также учитель по своему усмотрению устанавливает дату и время выполнения задания, например, «выполнить до 08.00 следующего понедельника».

       Затем я распечатала и раздала учащимся данные, необходимые для входа на платформу: логин и код. Учащиеся приступили к выполнению заданий.

        Я попросила родителей в группе класса оставить свои комментарии по выполнению заданий: понравилось ли ребёнку работать на платформе, насколько легко он разобрался,  с какими трудностями столкнулся. Последовали положительные отзывы: задания понравились детям, было интересно, дети выразили желание выполнять больше карточек.

         После этого я объяснила родителям, что допустимое время работы за компьютером младшего школьника – 15 минут, этим пренебрегать нельзя в целях сохранения здоровья детей.

         Я начала каждый день выдавать учащимся занятия в допустимом количестве (одно-два занятия в день), ученики с удовольствием включились в работу.

         После того, как учащиеся решили несколько карточек, мне на электронную почту пришёл «Сертификат учителю-инноватору» от платформы «Яндекс. Учебник». Данный сертификат размещён в разделе «Мои достижения».

         Очень удобно для учителя, что с платформой есть обратная связь. После выполнения задания мне на электронную почту приходит статистика, которая сообщает, как ученики справились с заданием: процент учащихся, выполнивших задания, результативность выполнения, количество попыток, сделанных учащимися при выполнении заданий, а также информацию о том, кто из учащихся совсем не приступил к занятию.

В заключении хотелось бы сказать, что современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, но дистанционные и интернет-технологии должны использоваться в школе в сочетании с эффективными традиционными средствами и методами, не исключая, а дополняя очную систему обучения. И только в таком разумном сочетании мы можем добиться успехов в качественном образовании школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ для организации образовательной среды в начальной школе (из опыта работы) 2013-2014 учебный год

В своей статье  я делюсь опытом работы в условиях современных образовательных технологий, которые позволяют решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной...

Итоговая работа по теме "Организация образовательного процесса в начальной школе с использованием ЭОР"

Презентация содержит слайды, в которых дается информация по использованию ЭОР на уроках в начальной школе, содержит ссылки на сайты, где можно более подробно изучить данную тему....

Организация дистанционного обучения - перспективная форма организации учебного процесса в начальной школе

В настоящее время мы живём в сложном мире, где появилось такое зло, как  новая коронавирусная инфекция.  Весь мир вступил в борьбу с ней. Президент, правительство и все эшелоны власти приним...

Дистанционное обучение: возможные пути организации образовательного процесса в школе (из опыта работы )

   Этой весной мы все столкнулись с непростой задачей, решать которую нужно было быстро и профессионально. Массовой организации дистанционного обучения в школе, и уж тем более организ...

«Дистанционное обучение: возможные пути организации образовательного процесса в начальной школе»

Дистанционное обучение:возможные пути организации образовательного процесса в начальной школеИсходя из личного опыта во время дистанционного обучения, я решила продолжить работу с применением дистанци...