Главные вкладки

    ДОКЛАД: Система мер по оптимизации процесса обучения с целью предупреждения неуспеваемости школьников. Общешкольные меры предупреждения неуспеваемости школьников. Пути преодоления неуспеваемости школьников.
    материал по теме

      На самом деле причин неуспеваемости очень много. Если попробовать предложить, что основной причиной неуспеваемости следует признать неграмотные действия самого учителя, то многое может поменяться.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_prichina_neuspevaemosti.doc40 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    ДОКЛАД:

    Система мер по оптимизации процесса обучения с целью предупреждения неуспеваемости школьников. Общешкольные меры предупреждения неуспеваемости школьников. Пути преодоления неуспеваемости школьников.

                                                                       

                                                                                         Учитель начальных классов

    Пустовалова Н.Н.

      На самом деле причин неуспеваемости очень много. Если попробовать предложить, что основной причиной неуспеваемости следует признать неграмотные действия самого учителя, то многое может поменяться.

        Существует так называемая азбука неграмотности действий учителя, приводящих к неуспеваемости. Что же это такое:

        - нельзя ставить неудовлетворительные оценки, если после них не последует педагогически оправданное действие, которое позволит изменить ситуацию к лучшему.

        - неудовлетворительная оценка – это трагедия, когда неуспеваемость легко переходит в неуспешность, предполагающую уход ребёнка в себя.

        - если урок хорошо и правильно организован с точки зрения содержания, педагогики и дидактики, то негативная оценка – это редкость, когда же большая часть смысловой и временной нагрузки сбрасывается на домашние задания, то ученик, у которого уже когда-то давно обнаружилось непонимание ранее изученного материала,  не может их выполнить.

        - одним из страшных бичей в обучении является одинаковость заданий, требований, упражнений и дозы, которые всем без разбора навязывает учитель, не желая анализировать, знать, понимать и помнить особенности не всех, а хотя бы тех детей, которые  нуждаются в повышенном внимании учителя.

         - домашние заготовки и домашняя работа учителя является залогом педагогического успеха.

         - лучше пользоваться поощрительной словесной оценкой, нежели считать цифровое оценивание достойным инструментом. Оценка хороша, когда она хороша, и учитель должен уметь находчиво объяснить новый материал, чтобы он стал понятен и доступен каждому.

         - не нужно вымещать собственную несостоятельность на детях.

         - сам учитель и его предмет должны быть привлекательны для детей.

         - перенасыщение урока разными видами и формами деятельности в ущерб разноуровневому способу организации добывания и осмысления знаний наносит ущерб детям.

         - трепетно уважительное, толерантное отношение к каждому ученику является залогом успеха в процессе обучения и воспитания.

         - знания ученики могут добыть в  компьютере, дело учителя – организация знаний, то есть организация понимания, осмысления, подталкивание к решению новых задач и выведению новых знаний.

          - гуманитарный, гуманистический, подвижнический характер педагогической деятельности должен быть осознан и принят педагогом как профессиональная основа его деятельности.

          - учитель должен уметь так организовать деятельность учащихся на уроке, чтобы исключить хроническую неуспеваемость вообще, и с этой нужно уметь организовать коллективную, микрогрупповую или индивидуальную работу учащихся по выполнению непонятного и несделанного дома.

         - разнообразные знания сильно способствуют повышению качества учебно-воспитательного процесса.

         - нельзя домашние задания задавать в таких объёмах, зная, что ребёнок справиться с ними не может.

         - учитель должен знать. Что охранение детской психики, сохранение здоровья, создание такого психолого-педагогического фона, при котором слёзы, педагогические истязания, многочасовые сидения за уроками в начальной школе должны быть отменены.

         - учитель просто обязан знать, что именно должно быть понято на каждом уроке по минимуму каждым учеником и что должно касаться особенного меньшинства.

         - вопрос о нагрузках столь же важен, как и способность учителя снимать напряжения, бороться с усталостями через переключение видов деятельности и, прежде всего, через освоение культуры доброго, человеческого восприятия мира и умения и желания терпеливо и с любовь относиться к детям.      

         - нужно каждую минуту знать и видеть каждое приращение, каждый сдвиг в учебной и духовно-душевной работе ребёнка и уметь красиво, разнообразно и ярко поощрять ребёнка- это одно из главных профессиональных качеств и умений учителя.

         - каждый элемент урока должен рассматриваться с точки зрения педагогической целесообразности и максимальной включённости участников учебного процесса в деятельность.

         - в педагогике результат требует не просто чрезмерных усилий, но эти усилия должны быть целенаправленны, и порой понадобится много времени, разных подходов и терпения, прежде чем можно будет увидеть первые результаты.

          - какой смысл дать задание ребёнку, заведомо зная, что он его не сможет выполнить.

          - приучение детей к самообслуживанию, к уважению того, что сделали другие, к умению и желанию делать маленькие простые дела, помогая другим, в том числе и в учебной деятельности.  

          - работать с информацией так, чтобы подготовить ребёнка к профессии, которая может составить смысл будущей жизни ученика.

              Существуют и домашние причины детской неуспеваемости.

    - домочадцы стремятся заставить, потребовать ребёнка выполнение домашних заданий.  

    - в семье не сложилось уважительное отношение к умственной деятельности, к школе, к учителям, царит грубость и безразличие к настоящему и будущему детей.

    - нет привычного и обязательного соблюдаемого режима, обязательных действий ребёнка по самообслуживанию, время занятий не рассматривается как святое, привычное, всё случайно, кое-как.

    - у ребёнка нет своего привычного и любимого места в квартире, шумит телевизор, нетрезвый папаша и так далее.

    - в доме нет дополнительной литературы.

    - у родителей не хватает навыков и порой образования для того, чтобы помочь детям.

    - ребёнок старается побыстрее убежать из дома на улицу.

    - у ребёнка не сложились отношения с учителем, и жизнь дома от этого стала почти адом, поскольку во всех бедах взрослые привычно винят ребёнка.

    - семья помешалось на вещах и продуктах, потребление стало главным смыслом в жизни семьи и, естественно, школа отступила на второй план.

    - в семье никогда не услышишь умных разговоров, никто не смотрит познавательных передач, не обсуждает животрепещущие проблемы.

    - в доме постоянно гости, нет тишины, негде укрыться.  

    - в семье сложилась культура упрёка: ребёнка постоянно упрекают за то. Что сделал не так, сделал плохо, получил не ту оценку, и это мучит и обижает.  

    - дома постоянно ругают и преследуют за неудовлетворительные оценки, иногда даже поколачивают.

    - все подарки в семье, как правило, либо вещественные, либо развлекательные и никак не связаны с интеллектуальной жизнью ребёнка.

    - познавательные, творческие, интеллектуальные игры в семье не приняты.

    - в семье не принято приглашать соседских детей или товарищей по классу. Чтобы они вместе делали уроки и занимались полезным делом.

    - отсутствие спортивных интересов в семье может привести к спортивному безразличию детей.

    - хорошо, когда есть много родственников и все они воспитаны в культуре взаимопомощи и поддержки.

    - помочь ребёнку словом и действие.

    - самая лучшая семья та, где не только стараются всё делать вместе, но где категорически НИКОГДА не унижают младших.

    - не мешайте ребёнку проживать своё детство весело, просто и радостно.

    РМО


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на тему:"Предупреждение неуспеваемости школьников".

    В докладе раскрыты причины неуспеваемости школьников, а также методы и способы преодоления....

    Пути преодоления неуспеваемости младших школьников

    При выполнении работы на тему: « Компетенция деятельности: Пути преодоления неуспеваемости младших школьников» была поставлена цель – описать и экспериментально применить комплекс методических средств...

    Причины неуспеваемости младших школьников в учебной деятельности. Пути преодоления неуспеваемости.

    В статье рассматриваются различные подходы к проблеме неуспеваемости, её причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников. ...

    План работы учителя с целью предупреждения неуспеваемости обучающихся

    план работы учителяс целью предупреждения неуспеваемости обучающихся...

    Методы стимулирования обучающихся с целью предупреждения неуспеваемости.

    В  настоящее время, когда  стране  требуются квалифицированные рабочие и специалисты в разных областях производства,  возрастает ответственность школы за уровень и качество обучени...