Пути преодоления неуспеваемости младших школьников
статья (1 класс) на тему

Яковлева Елена Анатольевна

При выполнении работы на тему: « Компетенция деятельности: Пути преодоления неуспеваемости младших школьников» была поставлена цель – описать и экспериментально применить комплекс методических средств формирования процесса внимания у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Пути преодоления неуспеваемости младших школьников

    При выполнении работы на тему: « Компетенция деятельности: Пути преодоления неуспеваемости младших школьников» была поставлена цель – описать и экспериментально применить комплекс методических средств формирования процесса внимания у младших школьников.

   Так, объектом данной методической работы – это познавательная сфера младших школьников в ходе учебной деятельности. Предмет – формирование процесса внимания младших школьников.

   Прежде чем перейти к рассмотрению проблемы внимания у младших школьников, кратко представим обзор исследований педагогов и психологов, которые изучали процесс внимания.

   Так, активно изучаются свойства внимания (Р,Болтц, К.Вернер, Е.Л.Григоренко, Н.Ф.Добрынин, А.Р.Лурия, Т.Г.Захарова и др.); большой интерес вызывает возрастной аспект изучения внимания (Н,В,Гавриш, Н.Ф.Гоноболин, Н.П.Диева, Т.М.Марютина, Т.А.Мешкова и др.); развивается личностный подход (В,И,Страхов, Н.И.Стрелянова). Изучение внимания проводится в тесном единстве с другими психическими явлениями – памятью (В,Дарк, Р.Келлог, И.А.Куракина, Л.Якоби и др.); речью (М.Ритт, А.Самуэль, Л.М.Страхова и др.); эмоционально-волевыми процессами (Г.Г.Магомедова, В.И.Страхова и др.). Исследуется познавательный потенциал внимания (И.П.Антонов, Г.П.Антонова, А.Г.Синицин, О.Г.Солодухова, Р.М.Фатыхова и др.), изучается специфика формирования коллективного внимания (А.А.Аралова, М.Л.Архипова, Т.Д.Дубовицкая, В.И.Страхов). Данный обзор приведен  работе Л.Е.Тарасовой (Тарасова 1999).

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДНОСТЕЙ У РЕБЕНКА

   Трудности, которые присутствуют в учебно-познавательной деятельности младших школьников можно описать следующим образом:

  1. Задания (на различных предметах) учащиеся выполняют небрежно, с большим количеством ошибок, которые они делают при списывании упражнений или выполнении арифметических действий (например, пропуски букв в слове, пропуски слов в предложении, которые меняют смысл предложения или делают его бессмысленным; при этом мы отличаем ошибки по невнимательности от ошибок по незнанию правил правописания – относительно уроков русского языка).
  2. Любая деятельность учеников осуществляется почти безо всякого плана, а по ФГОС ученик должен спланировать свою работу.
  3. Начатое часто не доводится до конца.
  4. Младшие школьники принимаются за учебное задание необдуманно.
  5. Ученики реагируют в учебной деятельности поспешно: например, бросают реплики во время уроков, не придерживаются правил при решении тех или иных упражнений, торопятся при выполнении заданий, не слушают других, выкрикивают ответы на уроке, не отвечают на вопросы полностью, прекрывают других учеников или учителя.
  6. Ученики с трудом занимаются только одним делом, быстро хватаются за новое и не в состоянии последовательно добиться намеченного.

      Таким образом, это дает основание говорить о том, что проблема с вниманием у младших школьников – это психологическая особенность данного возраста. Следовательно, у учителя есть возможность повлиять при помощи различных методических средств на формирование высокого и продуктивного внимания у ребенка.

   Синдром дефицита внимания, как отмечает Г.Б.Монина, -это самая распространенная причина трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте и нарушений поведения детей и подростков. Клинические проявления заболевания определяются тремя основными симптомо-комплексами: невнимательностью, гиперактивностью, импульсивностью (Монина 2009).

   Ввиду вышеизложенного предположим о том, что эффективное формирование процесса внимания у младших школьников возможно при реализации следующих условий:

  • в распоряжении учителя начальных классов имеются разнообразные методические средства активизации процесса внимания;
  • в процессе обучения младших школьников имеет место дидактика развития свойств внимания, которая обеспечивает успешность формирования учебно-познавательной сферы ученика;
  • использование различных дидактических методик позволяет учителю выявить проблему неуспеваемости ученика;
  • применение разнообразных коррекционно-развивающих методик помогает учителю влиять на процесс формирования внимания у младших школьников.

Таким образом, для того, чтобы устранить неуспеваемость необходимо учителю осуществить определенную диагностическую и коррекционно-развивающую методическую работу.

  1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ:  ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Для того, чтобы удостовериться в наличие недоразвитости процесса внимания у младших школьников необходимо использовать различные диагностические методики: метод педагогического наблюдения, метод беседы с родителями и метод корректурной пробы.

Метод педагогического наблюдения. В результате наблюдения за поведением необходимо выявить физиологические особенности ребенка.

Метод беседы с родителями. В результате использования данного метода учителю необходимо понять, как ребенок ведет себя дома, готовит домашнее задание.

Метод корректурной пробы. Данный метод (автор А.Бине) используется в психологии с 1900г. Суть его заключается в следующем. Испытуемый должен в течение 5 минут зачеркнуть в тексте определенные буквы. Количество зачеркнутых в тексте определенные буквы. Количество зачеркнутых в рамках задания букв в тексте указывает на качество работы в целом, а большее или меньшее число пропусков определяет качественную  работы по критерию внимательности. Индекс внимания определяется отношением количества «уловленных» букв к общему количеству этих букв в тексте. Показатели индекса внимания (ИВ): ИВ=1-0,9 – «высокий»; ИВ=0,6-0,9 – «средний»; ИВ≤0,6 – «низкий». При этом ИВ характеризует уровень концентрации внимания.

  1. КОРРЕКЦИННО-РАЗВИВАЮЩИЕ МЕТОДИКИ:  

ФОРМИРОВАНИЕ ВНИМАНИЯ

    Известно, какое значение имеет внимание в повседневной жизни, в учебе, в работе. Произвольное внимание воспитывается постепенно, и совершенствование его зависит от многих причин: и от состояния здоровья, и от соблюдения режима дня, от требовательности к ребенку со стороны родителей и учителей, от расширения интереса детей к окружающему и повышения общей культуры, от посильного участия в труде.

   Все эти факторы имеют решающее значение в воспитании внимания, но чаще всего они действуют помимо воли самого ребенка; его силы, желания недостаточно используются в совершенствовании своего внимания. Этого легче достигнуть через занимательное упражнение, занятие и целенаправленную игру.

   Дать детям почувствовать, что такое внимание, увлечь их играми, необычными, занимательными упражнениями, заданиями, развивающими внимание, - вот та цель которая должна преследоваться при составлении и подборе соответствующих игр и упражнений, формирующих и развивающих процесс внимания.

   Коррекционная работа учителя может быть направлена на различные свойства внимания, в связи с чем выделяют различные коррекционно-развивающие методики по формированию процесса внимания у младших школьников:

  • Методика развития концентрации внимания. Методика развития устойчивого внимания. Диагностические средства, применяемые учителем в рамках данных методик, содействует тому, чтобы внимание было устойчивым и концентрированным, т.е. вырабатывают способность в течение продолжительного времени оставаться сосредоточенным на одном деле или предмете.
  • Методика развития объема внимания. . Диагностические средства, применяемые учителем в рамках данных методик, увеличивают, объем внимания т.е. расширяют количество предметов, охватываемых одновременно.
  • Методика развития распределения внимания. . Диагностические средства, применяемые учителем в рамках данной методики, усиливают способность к распределению внимания, умение одновременно быть занятым двумя разными видами деятельности.
  • Методика развития переключения внимания. Диагностические средства, применяемые учителем в рамках данной методики, учат переключать внимание – развивают умение осмысленно перемещать его с одного объекта на другой.
  • Методика развития общей наблюдательности. Диагностические средства, применяемые в рамках данной методики, помогают учителю в итоге развить такое важное свойство личности, как внимательность к окружающему миру в целом.

   Следует отметить, что в развивающих заданиях количество знаков и сами знаки (предметные изображения, геометрические фигуры, буквы, цифры и т.д.) необходимо менять. Количество знаков постепенно нужно увеличивать, а задание видоизменять, чтобы ребенок всякий раз воспринимал его как новое и не терял интереса к занятиям. Во всех заданиях следует предусматривать нарастание тема работы. С этой целью можно предложить детям для самоконтроля песочные часы или введите в занятия элементов состязательности на быстроту и безошибочность выполнения и т.д.

   Цель игры как дидактического средства коррекционно-развивающих методик – пробудить у детей интерес к развитию внимания. Заинтересовать их играми, тогда нетрудно будет и родителям, и учителям подвести  (не забывая игровую направленность) к более внимательному восприятию и запоминанию учебного материала, запоминанию слов с трудным написанием, тренировке в устном счете, ориентирование по карте, заучиванию правил, исторических дат и т.д.

   Кроме игр очень важную роль для стимуляции внимания играют массаж рук и пальчиковая гимнастика. Так как ладони являются одним из ведущих рецепторов, занимающих в коре большого полушария головного мозга существенную часть, они активно влияют на развитие основных мыслительных процессов, в том числе и внимания.

   Массаж (или самомассаж) рук заключается в следующем:

  1. Разогреть ладони трением.
  2. Растереть ладонью одной руки наружную поверхность другой руки.
  3. Сделать 10 разогревающих, растирающих круговых движений каждого пальчика на одной и другой руке.
  4. Массировать каждый палец от основания к ногтю, осуществляя щипцеобразный захват пальца.
  5. Встряхнуть ладони.

Методика развития объема внимания: дидактические средства

Задание 1

   На листе тетради в клетку по линиям клеток чертится квадрат со стороной, равной трем клеткам, внутри любых клеток ставят два кружка.

    Посмотрев на рисунок 3 секунды, ребенок должен воспроизвести его на такой же бумаге. Как размер бумаги, так и количество кружков, которые располагаются хаотично, постепенно увеличиваются.

   Квадрат заменяется прямоугольником (контуры фигуры проходят только по линиям клеток).

   Игра усложняется, если кружочки будут разного цвета. Усложняя рисунок, нужно соответственно увеличивать время на его рассмотрение.

Задание 2

   В 6 квадратах размещены кружки. Ребенку необходимо нарисовать на листе чистой бумаги 6 пустых квадратов и постараться в течение минуты запомнить расположение кружков. Затем перенести кружки по памяти в нарисованные ребенком квадраты.

Задание 3

   В 6 квадратах размещены белые и черные кружки. Ребенку дается минута времени, чтобы запомнить расположение кружков в каждом из квадратов. Затем необходимо постараться по памяти нарисовать квадраты и восстановить расположенные в них кружки.

   Примечание: Можно использовать рисунок предыдущего задания, изменив цвет некоторых кружков.

Методика развития устойчивости внимания: дидактические средства

Задание 1

   Ребенку предлагается в произвольном тексте, взятом из газеты, в течение 10 минут вычеркнуть буквы «к», «р», «ф».

Задание 2

   В течение 10 минут как можно быстрее необходимо выполнить сложение чисел, написанных одно под другим, прибавляя к сумме число 2. Полученный результат необходимо написать рядом с верхней цифрой справа, а верхнюю предыдущую цифру

 Написать внизу. Полученная пара чисел складывается аналогично.

Задание 3

   Ребенок должен отнять от 200 по 17 (от 200 по 13, от 100 по 7, от 30 по 3). Называть нужно только результат, т.е. разность двух чисел, не повторяя вычитаемого.

Методика развития концентрации внимания: дидактические средства

Задание 1. «Сосчитай»

   Круг разделен на 8 секторов, в каждом из которых нарисованы маленькие кружки. Ученикам нужно сосчитать их взглядом, не пользуясь ни ручкой, ни карандашом. Счет ведется от сектора к сектору.

Задание 2. «Муха»

   На большом листе бумаги или на доске изображен квадрат, разделенный на 9 маленьких квадратиков. Сейчас вообразим муху в самой средней клетке. Первый участник игры начинает передвигать муху, т.е. он говорит: «вверх» или «вниз», «направо» или «налево». Это означает, что он мысленно передвигает муху в одну из соседних клеток. Следующий за ним игрок передвигает муху дальше по своему желанию. Муху нельзя двигать обратно. Если предыдущий игрок сказал «вниз», нельзя говорить «вверх». Остальные игроки следят, чтобы муха не вышла за пределы клеточного поля. Если это произошло, то игрок, допустивший оплошность, выходит из игры.

Задание 3. «Часы»

   Учащиеся образуют широкий круг, им необходимо изобразить циферблат больших часов, распределяя между собой цифры на циферблате. Ведущий - в центре круга. Он называет время, а все остальные хлопками будут обозначать сначала маленькую (часовую) стрелку, а потом – минутную, большую. Тот, кто ошибся, выходит из круга в центр, а водящий занимает освободившее место.

Методика развития переключения внимания: дидактические средства

Задание 1

   Необходимо написать два числа одно под другим, например 4 и 2. Сложить их. Единицы суммы написать рядом с верхним числом, а верхнее число из первого столбика перенести вниз во второй столбик. Теперь сложить два числа из второго столбика. И так продолжить дальше:

4 6 0 6 6 2

2 4 6 0 6 6

Задание 2.  «Дежурная буква»

   Все играющие образуют круг. Ведущий называет дежурную букву и идет по кругу. Тот, перед кем он остановился, должен немедленно назвать слово (имя существительное), начинающееся с этой «дежурной» буквы. Ответить надо быстро. Кто запнется или повторит уже названное слово, выходит из круга. Через некоторое время называется другая буква.

Методика развития общей наблюдательности: дидактические средства

Задание 1. «Что справа»

   Учащиеся по очереди (или по вызову ведущего) встают и описывают то, что находиться от него справа (слева, спереди, сзади), закрыв при этом глаза. Ведущий может предложить им повернуться лицом к окну (двери, шкафу), при этом ориэнтиры меняются.

Задание 2. «Прочитай другого»

   Дается задание в письменном виде описать настроение того или иного члена группы. После выполнения задания предлагается зачитать свои описания, а тем, кого они описали, определить их соответствие своему реальному настроению.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

   Андрющенко Т.Ю. Коррекционные и развивающие игры для детей 6-10 лет. М.:ACADEMIA, 2004. – 91 с.

   Ахмадуллина Ф.С. Развитие свойств внимания младших школьников: Методическое пособие. Уфа: Изд-во БИРО, 2002. – 25 с.

   Воробей А.А. Диагностика и коррекция внимание младших школьников: Учебно-методическое пособие. Кемерово: Кемер. обл. ИУУ, 1995. – 34 с.

   Завьялова Т.П. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения младших школьников. М.: АРКТИ, 2008. – 53 с.

   Лаут Г.В., Шлотке П.Ф. Нарушение внимания у детей: тренинг и развивающие игры. М.: Академия, 2008. – 368 с.

   Математика: 1-4 классы: Коррекционно-развивающие задания и упражнения / Авт.-сост. Е.П.Плешаков. Волгоград: Учитель, 2009.- 205 с.

   Монина Г.Б. Стратегия помощи детям с двойной исключительностью (одаренность и синдром дефицита внимания с гиперактивностью) //Начальная школа плюс До и После. 2009. №6. с.82-85.

   Мэш Э. Детская патопсихология. СПб.: Прайм-еврознак, 2003. – 511 с.

   Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение для детей в процессе диагностических игр. Пособие для учителя-дефектолога. М.:Владос, 2008.- 256 с.

   Тарасова Л.Е. Формирование коллективного внимания младших школьников (общепедагогический аспект). Автореф. дис…канд. пед. н. Саратов, 1999. -18 с.

   Ускова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. М.: Академ. Проект, 2004. – 142 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД: Система мер по оптимизации процесса обучения с целью предупреждения неуспеваемости школьников. Общешкольные меры предупреждения неуспеваемости школьников. Пути преодоления неуспеваемости школьников.

На самом деле причин неуспеваемости очень много. Если попробовать предложить, что основной причиной неуспеваемости следует признать неграмотные действия самого учителя, то многое может поменять...

Причины неуспеваемости младших школьников в учебной деятельности. Пути преодоления неуспеваемости.

В статье рассматриваются различные подходы к проблеме неуспеваемости, её причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников. ...

Тревожность и пути преодоления у младших школьников

Материал поможет педагогам понять причины тревожности обучающихся 4-5 классов. Распознать ее симптомы и наметить пути преодоления....

«Познавательная самооценка как средство преодоления неуспеваемости младших школьников»

Причин возникновения неуспеваемости множество, но одной из возможных является познавательная самооценка. Неуспеваемость зачастую зависит от правильно-сформированной познавательной самооценки. Познават...