Тема педагогического опыта: «Преодоление неуспеваемости младших школьников средствами индивидуально-дифференцированного подхода».
статья

Киселева Наталья Викторовна

описание опыта учителя начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «СОШ  №7»  Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Киселевой Натальи Викторовны

1.Введение.

   Тема педагогического опыта: «Преодоление неуспеваемости младших школьников средствами индивидуально-дифференцированного подхода».

   Сведения об авторе:

Киселева Наталья Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №7» Рузаевского муниципального района .

Профессиональное образование: олигофренопедагог, педагог-психолог,          МГПИ им. М.Е. Евсевьева  (№  диплома 1304, серия БВС 0450550, дата выдачи – 23.06.1998г.). Профессиональная переподготовка в ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования» по программе «Педагогика и методика начального образования» (№  диплома 132401138522, дата выдачи – 24.08.2015г.).

 Стаж педагогической работы (по специальности): 6 лет.

 Общий трудовой стаж: 18 лет .

 Наличие квалификационной категории: первая.

 Дата последней аттестации: 16.12.2015г.

 Награды:

 Почетная грамота начальника управления образования Рузаевского муниципального района.

 Почетная грамота Главы администрации Рузаевского  муниципального района.

   Актуальность и перспективность опыта.

   Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Преодоление неуспеваемости младших школьников средствами индивидуально-дифференцированного подхода».

   Актуальность данной проблемы обусловлена  современными требованиями   развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС). Одна из важнейших задач начального образования - это создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться. Возникает вопрос: как построить учебный процесс, чтобы «слабому» ученику он был под силу и интересен, а у «сильного» не пропадало желание работать из-за легкости и простоты учения.

Как быть, чтобы за 45 минут обучающийся получил качественные знания, как рационально использовать время, как повысить мотивацию у обучающихся, как научить и приучить их работать самостоятельно, минимизировать число неуспевающих обучающихся?

    Основная идея опыта.

Важнейшим условием преодоления неуспеваемости является повышение мастерства учителя и умение осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы к слабоуспевающим.

 Под индивидуальным подходом понимают  осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей детей (темперамента, характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов.)

  Необходимо создать оптимальные условия для развития каждого обучающегося, учета индивидуальных различий учащихся. Путь создания этих условий – дифференциация обучения. Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих полноценное обучение в различных группах учащихся. Цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, адаптации обучения к особенностям различных групп учащихся.

   Теоретическая база опыта.

     Важнейшая задача дидактики состоит в том, чтобы раскрыть сущность неуспеваемости при данных целях и содержании образования, выявить структуру неуспеваемости, признаки, по которым могут опознаваться ее компоненты, разработать научно обоснованные приемы обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное, изучение факторов неуспеваемости и разработка мер борьбы с нею, если это не сделано, нет никакой гарантии в том, что вскрываются существенные стороны неуспеваемости и что меры в ее преодолении направлены на главное в этом явлении.

    Именно дидактика призвана дать определение неуспеваемости, что эта задача не может быть решена другими науками, так как понятие неуспеваемости есть прежде всего дидактическое понятие, связанное с основными категориями дидактики – содержанием и процессом обучения.

        В итоге оценивания учащихся возникает проблема неуспеваемости или неудач в учебе отдельных учеников. Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные часто бросают школу, пополняют группы риска

Исследования установили три группы причин школьных неудач.

1. Социально-экономические — материальная необеспеченность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей. Общее состояние общества тоже отражается на детях, но главное — недостатки семейной жизни.

2. Причины биопсихического характера – это наследственные особенности, способности, черты характера. Следует помнить, что задатки наследуются от  родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков. Наука доказала, что у всех рожденных здоровыми младенцев примерно одинаковые возможности развития, которое зависит от социальной, семейной среды и от воспитания,

3. Педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы школы. Обучение, работа учителя — решающий фактор в развитии школьника. Грубые ошибки педагога ведут к психогениям, дидактогениям — психической травме, полученной в процессе обучения и требующей иногда специального психотерапевтического вмешательства.

Исследованием проблем  преодоления неуспеваемости младшего школьника  занимались профессор Ю.С. Шевченко, психолог Е.Ю. Брель, К.С. Лебединская, И.В. Лампшир, Н.П. Локалова и другие.

Изучив теоретические источники, пришла к выводу, что не нужно полностью отказываться от устоявшейся манеры преподавания, а сочетать и разнообразить данную систему инновационными технологиями, формами и методами подачи материала.  

   Данные теоретические положения стали основой моего опыта.

   Новизна опыта.

   Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи  требует  новый подход к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.

Цель современного образования – развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально – ценностную деятельность. Человек – система динамическая, становящаяся личностью и проявляющаяся в этом качестве в процессе взаимодействия с окружающей средой. Следовательно, содержания образования, полноты картины можно достигнуть только в том случае, если личность будет представлена в динамике. Исходя из этого, деятельность личности выступает как детерминанта содержания образования. Следовательно, его можно определить, по В.С. Ледневу, как содержание особым образом организованной деятельности учащихся, основу которого составляет опыт личности.

Современная педагогическая наука ориентирует не на пассивное приспособление к имеющемуся уровню развития учащихся, а на формирование психических функций, создание условий для их развития в процессе обучения.

Для умственного развития, как установлено исследованиями Д.Н. Богоявленского и Н.А. Менчинской, недостаточно даже сложной и подвижной системы знаний. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими.

Н.А. Менчинская большое внимание уделяет развитию обучаемости, для которой характерно обобщенность мыслительной деятельности, экономичность, самостоятельность и гибкость мышления, смысловая память, связь наглядно – образных и словесно – логических компонентов мышления. Она считает, что развитие обучаемости – надежный путь повышения эффективности процесса усвоения знаний и обучения в целом.

В соответствии с теорией учебной деятельности у учащихся должны формироваться не знания, а определенные виды деятельности, в которые знания входят как определенный элемент.

Как утверждает В.В. Давыдов, знания человека находятся в единстве с его мыслительными действиями. Следовательно, допустимо термином "знание" одновременно обозначать и результат мышления, и процесс его получения.

Таким образом, актуальность поиска эффективной системы обучения не уменьшилась и в настоящее время, так как ее дальнейшая разработка служит основой совершенствования процесса обучения.

Индивидуальный подход обеспечивает:

· устранение трудностей в учении отдельных школьников.

· возможность развития всех сил и способностей учащихся.

Необходимой предпосылкой успешной реализации индивидуального подхода в обучении в первую очередь является педагогический такт учителя. Спокойный тон обращения к ребёнку, слово поощрения, одобрения за удачный ответ, красиво написанную строчку дают больший результат, чем грубое замечание, окрик. Ученик, особенно слабый, должен быть уверен в том, что учитель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое, продвижение, радуется вместе с ним.

Конечно, такая позиция не снижает требовательности к ученику. Эти общие положения особенно важны при индивидуальном подходе к ребёнку, индивидуализации обучения.

Следующая важная предпосылка осуществления индивидуального подхода к ученику – направленность обучения на формирование личности ученика, которая предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности на каждом уроке. Прежде всего, необходимо воспитывать у детей интерес к занятиям, учебному труду и ответственного отношения к учению.

Реализация индивидуального подхода в обучении школьников не разовое "мероприятие", это динамичный процесс, протекающий вместе с развитием и изменением ребёнка, уровень его знаний, сформированности умений и навыков, развитием и изменением интересов и склонностей, в соответствии с чем изменяются цели, содержание, приёмы подхода к ребёнку. Поэтому важ дидактической точки зрения цель дифференциации - решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально иной мотивационной основе, как средство осуществления профильного обучения, построения "индивидуального образовательного маршрута".

   Технология опыта

При работе с неуспевающими учениками в своей работе я использую индивидуальную работу и дифференцированный подход, которые включают в себя: карточки-информаторы, альтернативные задания для добровольного выполнения, разноуровневый раздаточный и дидактический материал, индивидуально-групповые задания, дифференцированная домашняя работа.

Разноуровневые задания по математики в начальных классах

1. Задания на нахождение значений выражений (действия с многозначными числами)

1.Умножение  многозначных чисел на однозначные:

1)           1                                            2                                       3

    9347*7                                       615*3                                312*3

    28453*2                                     924*5                                512*4

   62517*4                                      4282*6                              422*4

   91314*6                                      8751*8                              631*3  

2)9*232492                                  168400*5                            908*5

   7*18396                                    80690*4                              7006*9

   6*76485                                   36507 *8                             4870*6  

   4*33977                                   40620*5                              60500*3

2.Деление   многозначных    чисел на однозначные:

1)          1                                       2                                          3

     90333:3                                6060:6                               974:2

     8040:4                                  4800:3                               984:4

     4385:5                                  1500:2                               786:3

     5229:7                                  1080:9                               896:7

     5223:3                                  6090:3                               875:5

2)39060:6                                 3680:4                               518:7

   86700:3                                 2505:5                               252:4

   83216:4                                 5424:6                               936:4

   41728:8                                 4518:9                              896:8

   98560:7                                 8160:2                              5625:5

   62408:8                                5250:5                               8515:5

2. Задания на нахождение значений выражений (сложение и вычитание в пределах 100)

1.                 1                            2                               3

           65+19-15                    31- 16                     24+34

           49+28-29                    81- 62                     38+12

           45+26-47                    62-28                      46-14

           80-58-22                     73-56                      46+50

           74+19-58                    17+64                     69-14

           93-36+39                    15+47                     55-33

2.               1                            2                             3

           62-48+29                  75+16                       67-45

           71-35+16                  44-19                       28+30

           84-29+37                  82-37                       74-17

           75+16-48                  64-37                       71-23

           44+59-34                 67+45                       64-37

           81-62+47                 38+46                      24+38

3. 1) Запиши выражения без скобок так, чтобы значения их не изменились:

            87-(16+24)                             84-(26+14)

            48-(27+8)                               (48+7)-5

    2) Найди  значение выражений:

            87-(16+24)                   84-(26+14)               57-26+5

            48-(27+8)                     (48+7)-5                  36-(12+7)

     

    3)Найди  значение выражений:

            73+19                        46-27                    57+29          

            67+28                        70-21                    38+27

3.  Задания на решение задач

У белки было несколько орехов. Когда она съела  34 ореха, у нее осталось 27. Сколько   орехов  было у белки? Найди два способа  решения.

   2) У белки было несколько орехов. Когда она съела  34 ореха, у нее  осталось 27. Сколько   орехов  было у белки?  

    3) У белки было  54 ореха. Утром она съела 18 орехов, а вечером    17орехов. Сколько орехов осталось  у белки?

    1) Три отряда собрали 84 кг желудей. Первый отряд  собрал 29 кг. Сколько килограммов  желудей собрал второй, если  известно, что  первый  отряд  собрал  на  2кг  меньше, чем  третий?

     2)Три   отряда  собрали  84  кг   желудей.  Первый  отряд   собрал   29  кг.  Сколько  килограммов  желудей  собрал  второй  отряд,  если  известно, что  третий  собрал  на  2  кг  больше,  чем  первый?

     3) Три  отряда  собрали  84 кг  желудей. Первый  отряд  собрал  29  кг,   третий - 31 кг. Сколько  килограммов   желудей  собрал   второй  отряд?  

4. Карточки с разноуровневыми заданиями (2 класс

1 ур.          Найди значения выражений:

                  75 – 4                                               99 – 7

                  75 – 40                                             99 – 70

                  35 – 2                                               58 – 3

                  35 – 20                                             58 – 30

2 ур.          Найди значения выражений:

                75 – 4                                     99 – 7                    58 – 3

                  75 – 40                                    99 – 70                               58 – 30

Разгадай закономерность, по которой подобраны пары выражений.

Составь по этому же правилу пары выражений с другими числами.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

1 гр.       Сравни ( >, <, = )        

          60  *  6                                 18 см  *  40 см

          42  *  24                               20 см  *  2 дм

          70  *  100                             1 дм 3 см  *  12 см

         100  *  10                              1 дм  *  1 м

2 гр.        Сравни ( >, <, = )

          1 м  * 10 дм                              а – 4 + 3  *  а – ( 4 + 3 )

          30 см  *  4 дм                           с – 10 – 70  *  с - 80

          5 дм 6 см  *  65 см                   ( а + в ) – с  *  а + ( в – с )

          7 дм  *  100 см                         а + ( в + с )  *  ( а + в ) + с

 

  Результативность опыта

Я думаю что моя тема – « Преодоление неуспеваемости младших школьников средствами индивидуально-дифференцированного подхода»,  очень важная, сложная и нестареющая. Обучающиеся младших классов очень уязвимы и нестабильны в силу незрелости психологических процессов. Они ещё формируются и проходят процесс взросления. Вследствие этого им необходима своевременная помощь, поддержка и понимание. Всё это вместе поможет им справиться со всеми трудностями и стать успешным. Всё это формирует в нашем неуспевающем  и преуспевающем ученике личностные качества, которые помогут быть ему достойным членом общества, гражданином. Обучающиеся, нашедшие все это в своём учителе с удовольствием идут в школу, нет повышенной тревожности перед ответами и проверочными работами, они активны, веселы, имеют высокий творческий потенциал, нет места комплексам и неуверенности. Учащиеся, которые имеют трудности в обучении, с лёгкостью принимают участие в различных конкурсах, олимпиадах, акциях, конференциях. Особенно активны ребята были во время дистанционного обучения. Мой класс всегда лидировал в олимпиадах и марафонах образовательной платформы Учи.ру. Подтверждением являются следующие результаты:

ФИ

Учебный год

Конкурс, конференция, олимпиада

Результат

1

Агаев Тимур

2019-2020

2018-2019

Конкурс поделок из втор сырья

Межпредметная онлайн-олимпиада Учи. ру.

Призёр

Призёр

2

Адмайкина Ксения

2018-2019

Межпредметная онлайн-олимпиада Учи. ру.

Призёр

3

Андрюхина Виктория

2019-2020

Межпредметная онлайн-олимпиада Учи. ру.

Призёр

4

Ванягин Ярослав

2018-2019

2019-2020

Межпредметная онлайн-олимпиада Учи. ру.

Победитель

Победитель

(3олимпиады)

5

Викулов Андрей

2017-2018

2018-2019

2019-2020

Межпредметная онлайн-олимпиада Учи. ру.

Победитель

Победитель

Победитель

6

Давыдова Ирина

2017-2018

2018-2019

2019-2020

Межпредметная онлайн-олимпиада Учи. ру.

Победитель

Победитель

Победитель

7

Ермишов Артём

2019-2020

2017-2018

Межпредметная онлайн-олимпиада Учи. ру.

Участник регионального этапа VIII международного конкурса «Школьный патент – шаг в будущее»

Победитель

Диплом в номинации Лучший рисунок, направление –Жизнь сказочных вещей в наше время

8

Илькаев Эмир

2018-2019

Межпредметная онлайн-олимпиада Учи. ру.

Призёр

9

Исаев Владислав

2018-2019

Конкурс новогодней игрушки

Номинация

10

Каева Дарья

2019-2020

Межпредметная онлайн-олимпиада Учи. ру.

 Призёр

11

Корякова Анастасия

2019-2020

Активное участие в акциях, посвященных 75 летию Победы

Участник

12

Красавцева Кира

2018-2019

Межпредметная онлайн-олимпиада Учи. ру.

Участник регионального этапа X международного конкурса «Школьный патент – шаг в будущее»

Диплом

Участник

13

Кувакина Дарья

2017-2018

2019-2020

Межпредметная онлайн-олимпиада Учи. ру.

Активное участие в акциях, посвященных 75 летию Победы

Призёр

Участник

14

Кудинов Сергей

2019-2020

Активное участие в акциях, посвященных 75 летию Победы

Участник

15

Мамонтов Виталий

2019-2020

Межпредметная онлайн-олимпиада Учи. ру.

Активное участие в акциях, посвященных 75 летию Победы

Призёр

16

Масенин Сергей

2017-2018

2018-2019

2019-2020

2017-

2018

2019-2020

Межпредметная онлайн-олимпиада Учи. ру.

Участник регионального этапа VIII международного конкурса «Школьный патент – шаг в будущее»

Активное участие в акциях, посвященных 75 летию Победы

Победитель

(6 олимпиад)

Диплом в номинации Лучший рисунок, направление –Жизнь сказочных вещей в наше время

Победитель , призёр

17

Мостычук Ангелина

2017-2018

Межпредметная онлайн-олимпиада Учи. ру.

Участник

18

Никанкина Дарья

2019-2020

Межпредметная онлайн-олимпиада Учи. ру.

Активное участие в акциях, посвященных 75 летию Победы

Победитель

19

Овчинников Азат

2019-2020

Межпредметная онлайн-олимпиада Учи. ру.

Активное участие в акциях, посвященных 75 летию Победы

Призёр

20

Пономарёв Артём

2017-2018

2018-2019

2019-2020

Активное участие в акциях, посвященных 75 летию Победы

Межпредметная онлайн-олимпиада Учи. ру.

Конкурс поделок из вторсырья

Конкурс новогодних поделок

Победитель

Победитель  

Победитель

Победитель

21

Пронькин Матвей

2019-2020

Активное участие в акциях, посвященных 75 летию Победы

Межпредметная онлайн-олимпиада Учи. ру.

Призёр

22

Родюшкина Камилла

2019-2020

Межпредметная онлайн-олимпиада Учи. ру.

Участник

23

Самонова Екатерина

2019-2020

Межпредметная онлайн-олимпиада Учи. ру.

Участник

24

Селин Артём

2019-2020

Активное участие в акциях, посвященных 75 летию Победы

Участник

25

Солдаткин Владислав

2019-2020

Межпредметная онлайн-олимпиада Учи. ру.

Участник регионального этапа X международного конкурса «Школьный патент – шаг в будущее»

Конкурс новогодней поделки

Участник

Победитель

26

Столярова Лилия

2019-2020

Активное участие в акциях, посвященных 75 летию Победы

Межпредметная онлайн-олимпиада Учи. ру.

Участник регионального этапа X  международного конкурса «Школьный патент – шаг в будущее»

Победитель

27

Умарова Александра

2019-2020

Межпредметная онлайн-олимпиада Учи. ру.

Участие

28

Холодкова Елизавета

2019-2020

Активное участие в акциях, посвященных 75 летию Победы

Участие

29

Юзяева Валерия

2019-2020

Активное участие в акциях, посвященных 75 летию Победы

Межпредметная онлайн-олимпиада Учи. ру.

Победитель

30

Захарова Анастасия

2018-2019

2019-2020

Научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее», проект «Герои моей семьи»

Активное участие в акциях, посвященных 75 летию Победы

Грамота

Участие

  Список литературы

Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания. – В кн.: Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. – М.: Учпедгиз, 1960. – 254 с.

Бабанский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников // Советская педагогика. – №1. – 1972. – С. 15-18.

Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – Ростов-на-Дону, 1972. – 325 с.

Бабанский Ю.К. Школа, семья и общественность в предупреждении неуспеваемости школьников. – М., 1972. – 243 с.

Белкин А.С. Начальные формы педагогической запущенности у младших школьников. // Начальная школа, 1976, - № 4. – С. 34-37.

Блонский П.П. Школьная успеваемость. Избр. Пед. произв. – М., 1961. – 134 с.

Боденко Б.Н. Выявление некоторых причин трудностей в учении // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. – М., 1987. – Т. 1. – С. 78-81.

Боденко Б.Н. Реализация психологического содержания теста Керна-Йирасека в диагностической практике // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. – М., 1988. – С. 35-47.

Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников // Известия АПН РСФСР. – №36. – 1951. – С. 12-15.

 Бондаренко С.М. Почему детям трудно учиться? – М., 1976. – Вып. 2 – 120 с.

Власова Т.В., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967. – 78 с.

Возрастная и педагогическая психология (Учебное пособие для студентов педагогических институтов). / Под ред проф. А.В. Петровского. М.: 1973. – 246 с.

Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. / Под ред. Бабанского Ю.К. – Ростов-на-Дону, 1972.

Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. – М.: АПН РСФСР, 1954. – 187 с.

Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. – М., 1989.

Гохлернер Г. Время, пространство и мозг. // Наука и жизнь, 1984 – № 6. – С. 23-29.

Гуткина Н.И. Зона ближайшего развития и индивидуальный подход к ребенку на первых этапах обучения // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. – М., 1989. – С. 13-23.

Приложение 1

Урок – игра  по математике в 4 классе

Тема: «Действия с многозначными числами»

Целевые установки:

предметные:  закрепить умения решать задачи изученных видов, развивать навык самостоятельной работы, закреплять умения выполнять арифметические действия с многозначными числами.

метапредметные:

регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий;

познавательные: ориентироваться в заданиях, проводить сравнение числовых выражений, , соотносить задачу и составленный по ней схематический чертёж или краткое условие;

личностные: формировать мотивационные основы учебной деятельности, способствовать развитию интереса к математике.

Задачи:

Организация дифференцированного подхода к обучающимся;

Формирование правильной самооценки;

Обеспечение состояния успеха для каждого ученика.

Оборудование: разноуровневые карточки с индивидуальными заданиями, флажки для каждого ученика. Таблички разного цвета для помощников учителя.

Ход урока.

Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Чётко, смело говорим

И тихонечко сидим.

2.  Постановка учебной задачи.

Существует фондовая биржа – это рынок ценных бумаг. А наша

«Биржа» интеллектуальная: мы  «покупаем акции» и обмениваем свои знания на оценку. На доску вывешивается пособие: название игры, открывающиеся ставни, внутри четыре кармашка, куда вкладываются «акции» (карточки с заданиями). Карточки – «акции» отмечены кружками разного цвета: красным – задания для сильных учащихся, зелёным – средней сложности, жёлтым – для слабоуспевающих детей, ПТ – повышенной трудности.

Каждый учащийся «покупает» нужную «акцию», т.е. выбирает карточку с определённым кружком (красным, зелёным или жёлтым), и самостоятельно выполняет задания. Два ученика, которые заранее сдали зачёт по всем четырём карточкам назначаются «спонсором». Если ученику непонятно задание, он поднимает индивидуальный флажок с буквой «С», т. е. зовёт «спонсора», который оказывает помощь в объяснении задания, но не подсказывает. Если ученик справляется со своей карточкой – «акцией» раньше отведённого времени, следовательно он может обменять её на другую. В таком случае поднимает индивидуальный флажок такого цвета, на какую «акцию» хочет обменять свою карточку ученик. В случае выполнения трудного задания или задания средней сложности можно «купить акцию» - карточку с пометкой ПТ (обычно это кроссворды или логические задания)

3. Работа по теме урока.

Оформление доски:

Флажки для каждого ученика.

Таблички разного цвета для помощников учителя (вывешиваются на грудь или надеваются в виде шапочек – полосок на голову)

Задания.

Зелёная

1.На складе было 986 ц картофеля. Одному магазину отправили 455ц, второму – 127ц картофеля. Сколько центнеров картофеля осталось на складе?

2. Вычисли.

7592 + 92468            90305 – 56246

(200000 – 149900) : 100         200000 – 149900 : 100

Зелёная

3.Реши уравнения

Х – 200 = 800         150 + х = 450

4. Сделай преобразования.

650см = …м….см

Жёлтая

1.С бахчи собрали 550 арбузов, а дынь на 170 меньше. Сколько арбузов и дынь собрали вместе?

2.Вычисли.

1375 + 9626

70600 – 2348 – 897

27380 – 15456

70600 – (2348 – 897)

3.Реши уравнения.

700 – х = 400

Х + 800 = 1000

4.Сделай преобразования.

7 руб. = ..коп.

..руб. = 500 коп.

..м..см = 920 см

..кг130г = 8130г

Красная

1.Школьники собрали 300 кг яблок, а груш в 2 раза меньше. Пятую часть всех собранных фруктов разложили в 9 одинаковых ящиков поровну. Сколько килограммов фруктов в каждом ящике?

2.Вычисли.

85191 – 769300 :100 + 19407

360987 – 278549

187360 + 198288

3.Реши уравнения.

580 – х = 420

Х – 590 = 420

4.Вычисли удобным способом.

12км315м – 9км850м – 1км315м

Повышенной трудности.

1.Найди неизвестное число.

24           (38)      52

47           (50)     53

14           (?)        38

2.Коля и Петя вышли из своих домов навстречу друг другу. Петя шёл со скоростью 5 км/ч, Коля – 4 км/ч. Через два часа они встретились. Кто из них оказался ближе к школе в момент встречи?

3.Продолжи ряд чисел.

15, 1, 13, 2, 11, 3, 9, ….

Такая работа обеспечивает состояние успеха для каждого ученика, вселяет в него уверенность, устраняет страх и формирует правильную самооценку.

4. Итог урока.

- Как вы оцениваете свою работу на уроке и её результат?

Больше всего мне понравилось (не понравилось)…

Самым полезным для меня было…

Я затруднялся…

Свою работу на уроке оцениваю вот так…(смайлики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические основы проблемы неуспеваемости младших школьников

Статья о причинах неуспеваемости учащихся начальной школы....

Описание педагогического опыта "Профессиональная ориентация младших школьников в учебно-воспитательном процессе"

Тема педагогического опыта: «Использование игровых технологий в профессиональной ориентации младших школьников»Уровень опыта по степени новизны: в комбинации элементов известных методик, в рационализа...

Пути преодоления неуспеваемости младших школьников

При выполнении работы на тему: « Компетенция деятельности: Пути преодоления неуспеваемости младших школьников» была поставлена цель – описать и экспериментально применить комплекс методических средств...

Представление педагогического опыта "Формирование самооценки младшего школьника"

Оценка - правильное кровообращение, без нее неизбежны застой  и болезненные явления.Н. Островский...

«Познавательная самооценка как средство преодоления неуспеваемости младших школьников»

Причин возникновения неуспеваемости множество, но одной из возможных является познавательная самооценка. Неуспеваемость зачастую зависит от правильно-сформированной познавательной самооценки. Познават...