Представление педагогического опыта "Формирование самооценки младшего школьника"
опыты и эксперименты на тему

Попова Юлия Петровна

Оценка - правильное кровообращение, без нее неизбежны застой  и болезненные явления.

Н. Островский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта учителя начальных классов
МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №4»
Ковылкинского муниципального района

Поповой Юлии Петровны.

Тема. «Формирование самооценки младшего школьника»

     Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик.

  1. Актуальность и перспективность опыта.

     Данная тема очень актуальна, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность лишь в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели уже в 1-м классе необходимо начать формировать такую самооценку. Актуальность моей темы связана с тем, что большинство педагогов не учитывают некоторые аспекты и особенности личности. Одним из таких факторов является самооценка. Корректировка самооценки поможет не только улучшить свои результаты в процессе обучения, но также утвердить свои позиции в обществе.

     Вопросы,  которые связаны с развитием самооценки, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии. Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

     Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса.

Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.

     От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Самооценка, особенно способностей и возможностей личности, выражает определенный уровень притязаний, определяемый как уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к выполнению которых считает себя способной. Уровень притязаний человека и, следовательно, характер его самооценки ярко выявляются в различных ситуациях выбора, как в трудных жизненных ситуациях, так и в повседневной деятельности, в общественной работе.

         Заинтересованность в данном опыте относится как к обучающимся, так и к учителю, так как самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Формирование самоконтроля и самооценки - процесс непрерывный. Он осуществляется под руководством учителя на всех стадиях процесса обучения (при изучении нового материала, при отработке навыков практической деятельности, при творческой самостоятельной работе учащихся и т. п.)  Формируется навык контроля, самоконтроля  и самооценки посредством использования специальных приемов.  В свою очередь  это способствует созданию  условий для формирования самостоятельности.

       Поэтому я считаю, что одним из самых важных умений самостоятельной личности, которую мы воспитываем сегодня, является формирование объективной и содержательной оценки себя и своих сил.

  1. Условия формирования опыта.

Технологию оценивания  достижений, я стала применять в своей работе, как только пришла в школу. На формирование моего опыта работы оказали влияние следующие факторы:

  • изучение методической литературы;
  • курсы повышения квалификации.

     На курсах нам были предложены содержательные лекции с практической направленностью по ФГОС и его реализации в начальной школе. Довольно сложные теоретические темы были преподнесены в доступной, интересной форме. Высокий профессиональный уровень лекторов помог понять особенности ФГОС, разобраться в его нюансах.

     Курсы понравились своим содержанием, новизной, формой работы, позволили получить огромный заряд энергии, по-новому взглянуть на реализацию ФГОС. Хочется отметить высокий уровень организации занятий, доброжелательную обстановку, а также готовность лекторов, многие из которых для меня явились образцом с точки зрения их профессионального мастерства и культуры изложения материала, ответить на все интересующие нас вопросы.

  1. Теоретическая база опыта.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)  ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.

Необходимость формирования основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе закреплена Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

В планируемых результатах начального общего образования раздела «Регулятивные универсальные учебные действия» основной образовательной программы школы, обеспечивающей реализацию Стандарта, определено, что выпускник научится оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Необходимость достижения планируемых результатов требует внесения изменений  в систему оценки, которая выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, которая является постоянным процессом, интегрированным в образовательную практику. Только при таком подходе приобретаются и формируются навыки и привычка к адекватной самооценке и взаимооценке, рассматриваемые как метапредметные результаты освоения Основной образовательной программы.

Особая роль в оценивании учебной деятельности начинающих учеников отводится самооценке.

В соответствии с ФГОС НОО Портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений обучающихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования.

Портфолио ученика начальных классов реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования – формирование универсальных учебных действий.

Портфолио учащегося - это оптимальный способ организации системы накопительной оценки, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Это выборки детских работ; систематизированные материалы наблюдений; материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

  1. Технология опыта.

Методики, формирующие самооценку, существует несколько. Я хочу остановиться лишь на тех, которые использую для своей работы. Наиболее простым инструментом считаю знакомую многим методику «Светофор».

http://www.alllessons.ru/wp-content/uploads/files/hello_html_45d1dbeb.png

Её я использовала для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям. В 1 классе я предлагала детям «зажигать цветные огоньки» в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе. Во 2 классе вместо «светофора» мы попробовали оценивать себя поднятием руки.  

«Говорящие рисунки».

   https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/10d3/0005065a-210b6625/hello_html_3c183bc0.png Дети ставили себе оценки используя «смайлики». Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй «УЛЫБКУ». Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй лицо «СПОКОЙНОЕ». Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо. 

      Класс, в котором я работаю, состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению, разными интересами, поэтому обучение необходимо сделать вариативным с учетом индивидуальных особенностей детей. Важно, чтобы каждый ученик работал в полной мере своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал материал, продвигался в личностном развитии.

     Уделяю внимание формированию  рефлексивной самооценке, т.е. знанию о собственном знании и незнании, о  собственных возможностях и ограничениях.  Такой анализ позволяет оценить себя, сравнить свои достижения с другими, фиксировать изменения в себе самом. Ребёнок должен видеть своё продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях. Определив своё незнание, имеет возможность исправить, изменить и добиться успеха. Это очень важно, т.к. у него возникает потребность в улучшении по собственной инициативе. Учитель наглядно видит процесс формирования предметных знаний у учащихся и обеспечивает целенаправленную и своевременную коррекцию.

Какого результата я достигаю при такой работе?

1. Подвожу ученика к предстоящей деятельности с учётом достигнутых успехов.

2. Позволяю ученику самостоятельно определять содержание очередного этапа работы.

 3. Активизирую внутренний потенциал ученика.

 4. Формирую навыки самоконтроля и самооценки.

  1. Анализ результативности опыта.

 В настоящее время мною и моими учениками пройдены не все этапы реализации технологии оценивания учебных достижений. Тем не менее, некоторые промежуточные результаты видны уже сейчас.  

         Сформированная самооценка, будет подлинным регулятором деятельности ученика в тех случаях, когда правильно организована сама деятельность ребёнка, когда его учат анализировать её ход.

     Организуя учебную деятельность, учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку школьника. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться.

        Анализируя свою работу, могу сделать вывод, что формируя самооценку у ребенка, ведется постоянный диалог с учеником. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих, поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Применяемая мной технология позволяет подготовить обучающихся к адекватному, безболезненному восприятию отметочной системы, которая вводится в нашей школе со второго полугодия второго класса.

      Все это позволит не только развить у учеников умение самооценки, но и заметно снизить показатели уровня тревожности в ситуациях «предъявления себя», «отношения с учителями», «боязнь неуспеха». Возрастет сознательное отношение учеников к учебной деятельности, понимание целей обучения.

Оценивание себя с помощью рук во 2 классе, помогло выявить ряд трудностей. Дети стеснялись отвечать и показать своё незнание. «Светофор» и «Говорящие рисунки» детям нравятся на протяжении всего обучения в начальном звене. Успешность или неуспешность ребенка известна только ему и учителю, что позволяет не скрывать уровень знания и незнания. Взяв тетради учеников,  я вижу в каком вопросе нуждается в помощи данный ученик.

     Ребёнок с адекватной самооценкой и сформированными навыками самоконтроля будет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе. И в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни. А именно такая задача ставится перед современным образованием.

     6. Трудоемкость опыта.

Трудоемкость моего опыта состоит в том, что процедура усвоения алгоритма самооценивания затруднена у учащихся с низким уровнем развития мышления и речи. Технология оценивания занимает значительное время на уроке, но в результате мы получаем сформированную личность.

      На становление самооценки младшего школьника огромное влияние оказывает стиль семейного воспитания, принятые семейные ценности. Именно поэтому проводится просветительская работа среди родителей. С первого класса на родительских собраниях уделялось внимание таким темам, как: «Гармония общения - залог психического здоровья ребенка», «Трудности адаптации первоклассников к школе», «Стили семейного воспитания», «Ошибки семейного воспитания», « Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда, везде хранит меня», «Самооценка и успешность ребенка» и т.п.
В целом ребята принимают оценочную деятельность положительно. Легко увлекаются этим, им нравится интерпретация результатов своей деятельности. 
   
7. Адресность опыта.

Данные методики оценивания я рекомендую использовать особенно начинающим педагогам, и коллегам, которые работают над изучением вопросов самооценки младших школьников, кто заинтересован в повышении успешности обучения, так как младший школьный возраст - период формирования адекватной самооценки.

Для установления обратной связи с ребёнком при обучении, на мой взгляд, учителю следует иметь подборку обращённых «слов-стимулов». Особенно это касается первоклассников, так как у них идёт период адаптации школе.  Замечательно! Умница! Молодец! Удивил! Красивое оформление! Прекрасно! Здорово! Я горжусь тобой! Ты меня порадовал! Мне нравится, как ты работаешь! Всё отлично! Хорошо, благодарю тебя! Я рада, что пробовал это сделать. Очень рада за тебя! Я благодарю тебя за… У тебя всё получится. Попробуй, я верю в успех. Ты стал лучше работать на уроках (дома).

8. Наглядные приложения.

http://nsportal.ru/popova-yuliya-petrovna

  • Конспект урока по математике в 3 классе
  • Видеозапись урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самооценки младшего школьника (результаты исследовательской работы)

В данной статье представлены итоги исследования по выявлению условий, при которых безотметочное обучение способствует формированию самооценки младшего школьника. Анализ выявленных результатов по...

Исследование уровня самооценки младших школьников.

В данной работе представлен один из способов исследования уровня самооценки школьников младших классов (2 кл.)...

Мастер-класс "Формирование адекватной самооценки младших школьников"

Подробная разработка мастер-класса с презентацией. Описание методики формирования адекватной самооценки у школьника....

Педагогические условия формирования нравственной самооценки младших школьников на уроках начального литературного образования

Самооценка является главной сущностной характеристикой личности, от уровня уровня развития которой зависит активность личности, её участие в учебной деятельности, деятельности коллектива и стремления ...