Тревожность и пути преодоления у младших школьников
консультация (4 класс)

Елена Викторовна Максимова

Материал поможет педагогам понять причины тревожности обучающихся 4-5 классов. Распознать ее симптомы и наметить пути преодоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_trevozhnost.docx11.26 КБ

Предварительный просмотр:

         Тревожность и пути преодоления у младших школьников.

        Мониторинговые исследования по критериям психологического здоровья на переходных возрастных этапах показывают, что младшие школьники 4-5 класс имеют наиболее неблагополучные  тенденции в личностном развитии: низкую самооценку, тревожность и негативное эмоциональное отношение к учению.

        Результаты исследования самооценки младших подростков по методике Т.Дембо и С. Я. Рубинштейн показывают, что 39-40% детей имеют гармоничную и продуктивную самооценку. Низкую самооценку имеют 20-24% детей.

        Неблагополучный вариант развития личности представляет сочетание низкой самооценки и слабой степенью ее дифференцированности. Здесь выделяются две подгруппы:

  • для одной из них характерен средний или высокий уровень притязаний, сильное расхождение между притязаниями и самооценкой. Это свидетельствует о сильной, осознаваемой неуверенности в себе, о том, что значительный разрыв между собственными притязаниями и оценкой своих возможностей осознается и переживается школьником. Как правило, такие учащиеся испытывают ярко выраженную тревожность и имеют низкий коэффициент социально-психологической адаптированности;
  • другая подгруппа характеризуется очень низкими притязаниями и соответственно слабым расхождением между уровнем самооценки и уровнем притязаний. Эти школьники как бы полностью смирились со своей "малоценностью";

 Также неблагополучный вариант представляет сочетание низкой самооценки и умеренной степени ее дифференцированности на фоне значительного расхождения между притязаниями и самооценкой. Как показывают данные ранее проведенных исследований, для испытуемого здесь характерна высокая тревожность, что подтверждается низким уровнем социально-психологической адаптации [Прихожан A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик / Под ред. И.В. Дубровиной - М., 1988, с. 110-128].

 Сочетание низкой самооценки и сильной степени ее дифференцированности представляет неблагоприятный вариант с точки зрения личностного развития. Такое сочетание обычно имеют школьники, переживающие сильную неуверенность в себе и испытывающие желание разобраться в себе, в своих возможностях. Для них, как показывают ранее полученные данные [Прихожан A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик / Под ред. И.В. Дубровиной - М., 1988, с. 110-128] характерна высокая тревожность и низкий уровень социально-психологической адаптации. Эти случаи обычно свидетельствуют о перестройке самооценки. Учащиеся с подобной самооценкой, как правило, очень охотно идут на общение с взрослыми, ищут в нем поддержки, опоры .

        Изучение эмоционального отношения к учению (модифицированный вариант опросника А.Д. Андреевой) показывает , что обучающиеся 4-5 классов имеют наибоее высокую познавательную активность, имеют продуктивное эмоциональное отношение к учению. При этом мы наблюдаем большое количество детей с высоким уровнем тревожности, имеющих позитивное отношение к учению при повышенной чувствительности к оценочному аспекту учения и чрезмерную эмоциональность на уроках. Результаты исследования показывают, что  только при переходе в среднее звено мы наблюдаем детей с негативным эмоциональным отношением к учению, 6%.

        Актуальность темы заключается в том, что:

Во-первых, школьная тревожность выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка (в начальной школе, основным показателем);

Во-вторых, школьная тревожность отрицательно влияет на все сферы жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психического благополучия;

В-третьих, длительное нахождение в состоянии тревоги способствует закреплению соответствующих черт характера (акцентуации).

Тревожность – это беспричинный, немотивированный страх. При повышенном уровне личностной тревожности преобладают пессимистические установки: ожидания неудач, неприятностей, неуспеха. Обычно при высокой тревожности блокируется активность. Ребенок действует по принципу: чтобы избегать неприятностей лучше ничего не делать. Снижение активности может приводить к торможению развития ребёнка . Если активность не снижется, то на базе повышенной тревожности развивается невроз или формируется психологическая защита «Я» , искажаются самовосприятие и самооценка. Тревожность может расти вследствие неуспехов в школе, неблагоприятной обстановки в семье, проблем  в общении с одноклассниками и учителями, повышенной чувствительности и впечатлительности ребёнка.

Тревожные дети нуждаются в психологической поддержке, внимательном отношении, помощи. С ними недопустимы резкость, авторитарные методы общения

Школьная тревожность – это широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия.

Наиболее типично возникновение школьной тревожности под воздействием социально-психологических факторов или факторов образовательных программ:

  • учебные нагрузки

Исследования психологов показывают, что после 6 недель активных занятий у детей (прежде всего, младших школьников и подростков) резко снижается уровень работоспособности и возрастает уровень тревожности. Восстановление оптимального для учебной деятельности состояния требует как минимум недельного перерыва. Этому правилу, как показывает практика, не удовлетворяют по меньшей мере три учебных четверти из четырех.

Для полноценного отдыха и восстановления сил ребенку необходим как минимум один полноценный выходной в неделю, когда он может не возвращаться к выполнению домашних заданий и других школьных дел. Установлено, что учащиеся, получающие домашние задания на выходные, характеризуются более высоким уровнем тревожности, чем их сверстники, имеющие возможность полностью посвятить воскресенье отдыху.

  • неспособность учащегося справиться со школьной программой

Выбор учебной программы, не соответствующей уровню развития психических функций (мышления, память, внимание, речь), состоянию здоровья ребенка, имеющимся знаниям-умениям-навыкам способствует увеличению тревожности. При этом чем сложнее программа (и соответственно выше требования к способностям ребенка), тем ярче дезорганизующее влияние тревожности.

  • неадекватные ожидания со стороны родителей

Чем более родители ориентированы на достижение ребёнкм высоких учебных результатов, тем более выражена у ребёнка тревожность.

  • неблагоприятные отношения с педагогами

      Наиболее высокий уровень школьной тревожности демонстрируют дети из классов, где педагогический стиль учителя характеризуется одинаково высокой требовательностью и к «сильным», и к «слабым» ученикам, нетерпимостью к нарушениям дисциплины, склонностью переходить от обсуждения конкретных ошибок к оценкам личности учащегося. Также формированию тревожности могут способствовать завышенные требования педагога, не соответствующие возрастным возможностям детей.  

   Однако стоит заметить, что бестактность педагога оказывается наиболее губительной для тех детей, которые уже имеют тревожность или находятся в состоянии «тре­вожной готовности», то есть чувствуют себя беспо­мощными, не имеющими защиты, возможностей сопро­тивления.

  • смена школьного коллектива и/или непринятие детским коллективом

   Тревожные школьники значительно чаще, чем их эмоционально благополучные сверстники, оценивают группу сверстников как ненадежную, доминантную, от­вергающую. Основными переживаниями тревожных подростков и юношей, связанными с общением со свер­стниками, являются тревога и зависимость. Поэтому ситуация установления новых взаимосвязей может выступать для таких детей мощным стрессогенным фактором усиливающим тревожность и, как следствие, снижающим эффективность их деятельности (как учебной, так и в плане общения, поведения).

 Проявление школьной тревожности в поведении учащихся

Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными, порой неожиданными, способами, маскируясь под другие проблемы.

Среди признаков школьной тревожности универсальных для любого возраста стоит отметить 

  •        1. ухудшение соматического здоровья учащегося. Тревожные дети часто болеют, и вынуждены по этой причине оставаться дома. У них возникают «беспричинные» головные боли и боли в животе, резко повышается температура. Особенно часто такие соматические нарушения случаются перед контрольными и экзаменами. Таким детям часто необходима консультация невропатолога, а иногда и психиатра. К сожалению, современные родители так пугаются слова «психиатр», что не всегда соглашаются идти к нему на прием.

  2. нежелание ходить в школу возникает в контексте недостаточной учебной мотивации, но свидетельствует в первую очередь о том, что ребенок чувствует себя в школе дискомфортно. Если учащиеся начальной школы, как правило, не идут дольше рассуждений на эту тему, то с переходом в среднюю школу могут появиться эпизодические прогулы, которые к 7-8 классу зачастую перерастают в систематические. Начиная со средней школы, довольно типичными становятся также прогулы контрольных и самостоятельных работ, «нелюбимых» предметов, уроков, которые ведут «плохие» учителя.

3. излишняя старательность при выполнении заданий может также являться косвенным свидетельством тревожности ребенка. Стремление сделать все «как надо» и «быть лучше всех» могут указывать на конфликтность самооценки такого ребенка.    

4.  Раздражительность и агрессивные проявления ребенка также могут выступать симптомами школьной тревожности. Тревожные дети могут «маскировать» эмоциональный дискомфорт тем, что огрызаются в ответ на замечания, проявляют излишнюю обидчивость в отношениях с одноклассниками, иногда доводящую до драк.

5. Рассеянность, или снижение концентрации внимания, только «физическое» присутствие на уроке характерны для детей, которые таким образом стараются избежать вызывающих беспокойство фрагментов школьной среды. В итоге они либо вытесняют тревожащие элементы из поля сознания, либо пребывают в мире собственных мыслей и идей, которые не вызывают тревоги, благодаря чему это состояние является для них наиболее комфортным.

  • СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

ПО СНЯТИЮ  ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Цель социально – психологического тренинга  научить школьников управлять своими эмоциями, снятия страхов, коррекции эмоционально-волевой сферы, гармонизации межличностных отношений, укреплению уверенности в себе.

По результатам исследования были сформулированы следующие задачи:

- работа с тревожностью, в частности со страхами проверки знаний, ответа у доски, страх работы с новыми преподавателями.

- гармонизация межличностных отношений, укрепление командного духа класса;

- укрепление уверенности в себе, воли к победе в стремлении к личным и классным  достижениям.

На основании данного запроса были разработаны два основных модуля работы. Первый касался работы с эмоциональной составляющей, включает работу со страхами, укрепление уверенности в себе и гармонизацию внутреннего мира школьников, формирование адекватного уровня тревожности.  Второй нацелен на развитие навыков эффективной коммуникации, сплочения школьного коллектива.

Формы и методы работы:

  • разогревающие упражнения;
  • моделирование ситуаций в ролевых играх;
  • упражнения в парах, группах;
  • мини-лекции;
  • групповые дискуссии.

Таким образом, наше обычное занятие выглядит так:

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнения на снятие мышечного напряжения.

3. Индивидуальная работа (оригами).

4. Групповая работа.

Установление контакта, ритуалы приветствия

Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия, враждебности со стороны окружающих. На первом этапе главнейшей задачей психолога выступает установление эмоционального контакта с тревожным ребенком. Для этого необходимо завоевать его доверие, восстановить и укрепить потребность в общении. Проще всего это можно сделать в игровой форме.

Вначале желательно включать в работу те игры, которые позволяют детям свободно выразить экспрессию, снять статическое напряжение. Мы включаем подвижные игры в ритуал приветствия (например, упражнение «Как здороваются олени»). Еще одно упражнение, которое можно отнести к ритуалам, — «Нить — настроение». Ритуалы благотворно влияют на самочувствие тревожных детей. Детская тревожность часто повышается в условиях неизвестности. Ритуал начала занятия позволяет безболезненно включить детей в работу.

Упражнения на снятие мышечного напряжения

Очень важное место в программе занимают упражнения на релаксацию и дыхание. Эти упражнения не только позволяют тревожному ребенку изучить, понять свое состояние в тот или иной момент, но и учат его овладевать этим состоянием и изменять его по своему желанию.

Любое наше состояние каким-либо образом проявляется на телесном уровне. Тревожные дети напряжены и зажаты. Ребенку крайне трудно управлять напряженными мышцами. Чрезмерное напряжение всегда ищет разрядки и часто разряжается не самым красивым способом. Приучая мышцы расслабляться, успокаиваться, мы помогаем организму восстанавливать эмоциональное и психическое равновесие. Чтобы помочь детям снизить напряжение — и мышечное и эмоциональное, можно научить их выполнять релаксационные и дыхательные упражнения.

Релаксационное состояние, достигаемое в результате психомышечной тренировки, восстанавливает силы, способствует снятию мышечного напряжения, приносит удовольствие ребенку.

Педагог-психолог Максимова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути преодоления неуспеваемости младших школьников

При выполнении работы на тему: « Компетенция деятельности: Пути преодоления неуспеваемости младших школьников» была поставлена цель – описать и экспериментально применить комплекс методических средств...

Пути преодоления хронической неуспеваемости школьников основной школы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«СОШ №3 г. Красноармейска Саратовской области именидважды Героя Советского Союза Скоморохова Н.М.»            ...

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников

книга, так же доступна к скачиванию на просторах интернета...

«Познавательная самооценка как средство преодоления неуспеваемости младших школьников»

Причин возникновения неуспеваемости множество, но одной из возможных является познавательная самооценка. Неуспеваемость зачастую зависит от правильно-сформированной познавательной самооценки. Познават...