Система работы по теме "Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения"
консультация по чтению (4 класс) по теме

Волкова Ирина Александровна

Система работы по теме "Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения" в номинации "Методический семинар"на конкурс "Учитель года-2016"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение собственного педагогического опыта работы по учебникам «Литературное чтение» авторов Ефросининой Л.А., Омороковой М.И.

УМК  «Начальная школа XXI века»

по теме «Патриотическое воспитание младших школьников

 на уроках литературного чтения»

     Любовь к большой и малой родине, любовь к людям, привитие бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, воспитание осознания долга перед Родиной,  готовности к  её защите – вот те потоки, их которых образуется могучая река под названием «патриотизм».

     В чем реализуется патриотизм сегодня? Как воспитать это великое чувство в наших детях, живущих в 21 веке – веке компьютеров, телевидения, когда разрушены прежние идеалы и не успели сформироваться новые?  Воспитание патриотизма – это, прежде всего, воспитание нравственности. Поэтому проблема воспитания патриотических качеств учащихся очень актуальна. Мы знаем о Государственной программе Правительства РФ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», а также о том, что Основное содержание оценки личностных результатов по ФГОС это «сформированность основ гражданской идентичности - чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий, любви к родному краю и малой родине, осознания своей национальности уважения культуры и традиций народов России и мира»[1]. На протяжении нескольких лет мы работаем над проблемой патриотического воспитания на уроках литературного чтения.

       Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления знаний. Это период становления личности, когда формируется чувство любви к Родине, закладываются предпосылки гражданских качеств. Воспитание патриотизма должно составлять важнейшее направление работы учителя начальных классов. Большую роль в патриотическом воспитании  детей играют уроки литературы, на которых идеи патриотизма перед умом и сердцем воспитанника раскрываются в ярких эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным героям. Чтобы воспринять нравственные ценности, перевести на свой язык то, что, может быть, было для ребенка чужим, а подчас и чуждым, нужно, чтобы на уроке дети:

  • думали над прочитанным,
  • сопереживали героям;
  • оценивали их поступки;
  • осмысливали их проблемы;
  • соотносили их жизнь со своей жизнью;
  • старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.

   Работая по УМК «Школа России», мы проанализировали содержание  учебников «Родная речь» с 1 по 4 класс авторов Головановой, Горецкого, Климановой, и заметили, что патриотическому воспитанию учащихся отводится недостаточно внимания. В частности, содержание произведений  патриотической направленности в 4 классе  представлены в минимальном количестве. А ведь именно в выпускном классе начальной школы  должна проводиться работа по воспитанию любви к семье, красоте родного края, должны  углубляться  представления детей о героизме, мужестве,  уважении к военной истории, чувства гордости  за Россию.  В программе по литературному чтению в 4 классе полностью отсутствуют произведения о гражданской и Великой Отечественной войнах, на примерах героев которых должен воспитываться полноценный гражданин России, нет произведений А.Гайдара, Л.Кассиля, С.Алексеева, на  основе которых воспитано не одно поколение. Проведя сравнительный анализ УМК «Школа России» и УМК «Начальная школа 21 века», выявилось также недостаточное количество произведений патриотической направленности.

       Занимаясь проблемой патриотического воспитания, мы выяснили, что в отечественной педагогике есть несколько направлений понятия «Отечество». Наиболее близки нам направления Ушинского, а также Буториной, Валеева, где Центральное место отводится литературному краеведению, произведениям писателей-земляков. Среди них  Программа интегрированного курса по литературному краеведению и Программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию «Мы-нижегородцы!» В.Ф.Одеговой

Итак, цель нашей педагогической деятельности

  • воспитание патриотических качеств у  младших школьников  на уроках литературного чтения.

Задачи:

  • Изучение родного языка как важнейшего явления национальной культуры;
  • Формирование элементов исторического подхода к литературе;
  • Развитие интереса ребёнка к истории своего народа, осознание естественной связи с настоящим и прошлым путем включения краеведческого материала в учебную и внеурочную деятельность

Ведущая педагогическая идея – это приобщение к историческим и духовным ценностям родного края, формирование поисковой мотивации в процессе краеведческой деятельности, возрождение патриотизма как духовной составляющей русской нации путем организации системы работы по воспитанию патриотических качеств младших школьников в процессе восприятия  художественных текстов.

     В связи с реализацией поставленных задач мы разработали систему по патриотическому воспитанию учащихся в процессе читательской деятельности.

Система включает в себя:

  • Обновление содержания программы,
  • изменение тематического планирования,
  • проведение уроков с введением нового исторического и краеведческого  материала

       1.Мы предлагаем обновить содержание учебников введением новых текстов о Великой Отечественной войне, о суровых военных буднях. Тематика художественных произведений о войне, с которыми  учитель познакомит детей на уроках, может быть самой разнообразной, показывающей разные стороны военной поры: не только подвиг бойцов, но и описание военного быта, солдатской смекалки, где правдивость в изображении сочетается с юмором. При  чтении произведений о гибели героев, необходимо обратить внимание детей на их нравственные качества, на то, что гибель была не напрасной, а память о них должна быть сохранена последующими поколениями.

   Мы предлагаем на выбор учителя следующие произведения:

  • А.Твардовский «Рассказ танкиста»,
  • К.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете»,
  • А.Митяев «Землянка»,
  • Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»,
  •  Ю.Дмитриев «Брестская крепость»,
  • Е.Ильина «Четвертая высота» (отрывки).

      Важно показать на уроках литературного чтения гордость за подвиги великих ученых, деятелей культуры, науки, космонавтов, путешественников. В таком случае вводятся произведения:

  • Ю.М.Нагибин «Рассказы о Гагарине»,
  • В.Губарев «В открытом космосе».

          Особое место в курсе литературного чтения занимают тексты краеведческого материала. Краеведение - это великая сила, которая формирует в человеке человека, пробуждает в душе его с ранних лет любовь к тем местам, где он родился и вырос, к дорогим сердцу святыням. Поэтому мы вводим краеведческий материал в уроки литературного чтения. Это стихи местных поэтов о городе Ворсма, о красоте родного края, об отношении человека к своей Малой Родине.  Очень интересны   лирические миниатюры о природе нашего земляка, уроженца города Павлова, писателя Ивана Евлампиевича Трубина. В своей книге «Хрустальные звоны» он рассказывает нам  о доброте, о радости общения с природой в разные времена года, об умении в самом обыденном увидеть красивое, необыкновенное. Данные книги есть у каждого ученика, поэтому мы выбираем на рассмотрение по 2-3 миниатюры при изучении разделов  «Природа и мы», «Поэтическая тетрадь», подбирая зарисовки природы, руководствуясь «принципом сезонности», предложенным ещё К.Д.Ушинским.

         2. Проанализировав учебник «Литературное чтение» 4 класса, мы выявили, что лирика занимает значительную часть содержания предмета. Мы предлагаем объединить стихи разных авторов по тематическим группам, тем самым освободить время для введения новых произведений. Мы предлагаем ввести новый раздел по литературному чтению в 4 классе под названием «Моя Родина-вчера и сегодня», приурочив его ко Дню Великой Победы. Данный раздел изучается с 20 апреля по 8 мая, где объединяются часы трех предложенных авторами разделов «Николай Михайлович Рубцов» (3ч), а «Сергей Владимирович Михалков» (5ч) и «Юмористические произведения»(3ч) мы рекомендуем для семейного чтения.

     Виды уроков по формированию патриотических качеств личности

1.Лирические произведения о Родине и природе

 Огромное значение для воспитания патриотических качеств учащихся имеют уроки по изучению лирических стихотворений. Поэтическая речь обращена к духовному миру ребёнка. Её воздействие на воображение, ассоциативное мышление, языковое чутьё, эмоциональную сферу огромно. Цель учителя – актуализовать, т.е. сделать более сильными, яркими, а главное, осознанными эмоциональные отклики детей на поэтическое откровение, пробудить интерес к родному слову, его истокам.

2.Уроки с введением дополнительного исторического материала, о героях защитниках русской земли. (об А. Невском, Д. Донском, А. Суворове, М. Кутузове, К.Минине, Д. Пожарском, Г. Седове, Ю.Гагарине и других. НА этих уроках происходит осмысление нравственного понятия героизм, когда человек забывает о себе, а думает о других или еще более высоком – о Родине. Пробуждение у учащихся чувства сопереживания, благодарности к мужеству героя. Побуждаем ребят к стремлению взять у героя положительные качества личности. Воспитание чувства гордости за страну, где жили и живут настоящие герои.

      Каждый школьный предмет имеет  свои возможности в воспитании у учащихся патриотизма. Любовь к Родине появляется у человека с возникновением привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания.  Ученикам надо рассказывать и показывать родную природу, её красоты, её богатства; знакомить с жизнью и деятельностью выдающихся  людей. Изучение природы родного края занимает большое место в системе уроков окружающего мира, гражданского образования. Так, изучая по окружающему миру тему «Родной край-частица родины» мы говорим о городе Ворсма, легендах происхождения названия, достопримечательностях города, о реке Кишме и озерах Святом и Тосканка. Мы регулярно совершаем пешие экскурсии, т.к. город небольшой и все  достопримечательности  располагаются недалеко от школы. Изучение памятников и памятных мест позволяют проследить роль нашего города в истории России. Детям интересно узнать, почему улицы нашего города носят именно такие названия, какие здания расположены на ней, какие люди живут, есть ли старожилы. У городской Доски почёта дети узнают о  лучших людях нашего города наших дней, испытывают чувство гордости, что среди них учителя нашей школы, быть может, чьи - то родственники, знакомые. На стене мемориальных плит у памятника Родине – Матери ученики находят фамилии своих родственников, погибших в годы войны. У памятника российскому императору Александру II дети узнают о его жизненном пути и трагической гибели, что этот царь проездом побывал в нашем городе, интересовался  выставкой кустарных изделий, останавливался у Островоезерского монастыря, удивлялся, что в этом маленьком селе действует 7 церквей. С большим сожалением дети воспринимают информацию о том, что в 30-е годы церкви были разрушены или закрыты, снесён с лица земли монастырь. Прошли долгие годы, прежде чем люди вновь стали восстанавливать разрушенное.

     Систему патриотического воспитания в учебном процессе продолжает  система патриотического воспитания во внеурочной  деятельности на основе авторской программы «Наш дом-Россия» сроком реализации 4 года.

Основные направления этой программы являются:

  • 1.Интеллектуально-познавательное (участие в праздниках, проведение викторин, интеллектуальных игр)
  • 2.Историко-краеведческое (экскурсии к достопримечательностям города, поездки в музеи, участие в конкурсах краеведческой направленности)
  • 3.Духовно-нравственное (выставки рисунков и поделок, мероприятия, посвященные памятным датам, благотворительные акции, социальные проекты)
  • 4.Героико-патриотическое (встречи с интересными людьми, сбор материала о героях войны и тружениках тыла)
  • 5.Спортивно-патриотическое (участие в «Игре в солдатики», игре «Звездочка», профилактические беседы)
  • 6.Трудовое (высадка деревьев, очистка территории, сбор макулатуры)

      Важную роль в патриотическом воспитании учащихся играют встречи с интересными людьми города, ветеранами войны, выпускниками школы, которые свою судьбу связали с армией. Находкой в реализации поставленных целей стала поисковая работа. Дети берут интервью у  своих дедов и прадедов – участников войны, тружеников тыла, узнают о героизме и мужестве простых русских людей. В ходе работы дети высказывают свои предложения: продолжить работу по составлению родословных в семьях, оформить материал об учениках школы, служивших в «горячих точках», отправить письма мэру города со своими пожеланиями. Вся  эта работа не только учит чуткости, доброте, отзывчивости, но и служит сплочению детей, развивает их активность, творческие способности.

           Благодаря целенаправленной работе по формированию нравственных понятий,  своеобразной работе по анализу поэтических произведений,  мы замечаем, как поразившие детей средства речевой выразительности вызывают эмоциональный отклик, дети наблюдают и более тонко чувствуют природу, развиваются как читатели;  меняется уровень эмоционального состояния детей в процессе восприятия художественных текстов патриотической направленности. В результате систематической работы по обогащению словарного запаса учащихся, развитию речи, творческих способностей, дети стали стремиться к творческому самовыражению, к созданию стихов, рассказов и сказок.

      Просматривается повышение техники чтения, увеличение самостоятельности в читательской деятельности  учащихся, познавательной мотивации на уроках чтения, более 70% учащихся  называют  урок литературного чтения любимым предметом.

        Для  изучения уровня сформированности патриотических качеств применялись разнообразные  диагностические методики. Подробнее остановимся на тесте краеведческой направленности « Что я знаю об истории нашего города», из которого предполагалось узнать, на каком уровне находятся знания учащихся о родном крае и его лучших людях.

      Вопросы теста предполагали проверку элементарных знаний о городе. В результате проведённой работы краеведческой направленности  ясно просматривается положительная динамика в воспитании любви к родной земле, её природе, уважения к людям; формирования патриотических качеств учащихся.

       Для более глубокого исследования результативности нашей деятельности, выходную диагностику мы провели в форме написания письма мэру города Ворсма.  Учащиеся обозначили множество нерешённых проблем по благоустройству города, высказали пожелания, предложили свою помощь.

         Среди основных проблем назывались « свалки мусора  в оврагах и котлованах», «загрязненённость  рек и озёр, невозможность купаться», «малое количество фонарей в тёмное время суток», «нерасчищенные от снега дороги».

          В качестве пожеланий высказывались «построить бассейн», «благоустроить парк отдыха, сделать аттракционы, лавочки, посадить новые деревья», «создать больше рабочих мест в городе», « строить жилые дома».

         В каждом письме школьника содержится  информация по оказанию  конкретной  помощи  городу своими силами: «Помогу в очистке города от мусора», « Буду сажать деревья и цветы», «Никогда не буду загрязнять природу».

   Свою систему работы по формированию патриотических качеств учащихся рекомендуем использовать как начинающим педагогам, так и педагогам с высокой планкой мастерства

Трудности, которые могут возникнуть при  внедрении системы:                          

  • изменение тематического планирования                  
  • подбор краеведческого материала
  • обеспечение учащихся текстами нового содержания  

  Анализ материалов исследования свидетельствует  о значительных изменениях, которые произошли в эмоционально - волевой, познавательной сферах учащихся, в нравственном становлении личности младших школьников.

      Проделанную работу можно назвать эффективной и результативной, система  работы   организована грамотно, можно утверждать, что мы работаем в нужном направлении.


[1] Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2ч. Ч.1/[М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.-М.: Просвещение,2010


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Представление опыта работы в форме компьютерной презентации по темЕ «Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения» Волкова Ирина Александровна учитель начальных классов МБОУ СШ №1г. Ворсма Павловского района Нижегородской области

Слайд 2

Актуальность темы Государственная программа Правительства РФ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы ». Основное содержание оценки личностных результатов по ФГОС – сформированность основ гражданской идентичности - чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий, любви к родному краю и малой родине.

Слайд 3

Цель педагогической деятельности : воспитание патриотических качеств у младших школьников на уроках литературного чтения . Задачи: Изучение родного языка как важнейшего явления национальной культуры; Формирование элементов исторического подхода к литературе; Развитие интереса ребёнка к истории своего народа, осознание естественной связи с настоящим и прошлым путем включения краеведческого материала в учебную и внеурочную деятельность

Слайд 4

Ведущая педагогическая идея: Приобщение к историческим и духовным ценностям родного края,формирование поисковой мотивации в процессе краеведческой деятельности, возрождение патриотизма как духовной составляющей русской нации путем организации системы работы по воспитанию патриотических качеств младших школьников в процессе восприятия художественных текстов

Слайд 5

Сравнительный анализ произведений патриотической направленности

Слайд 6

Система работы по формированию патриотических качеств учащихся: 1.Обновление содержания программы ( введение произведений А.Гайдара , Л.Кассиля , С.Алексеева , Е.Ильиной , Б. Полевого, И.Трубина , И.Суменковой .) 2.Изменение тематического планирования ( некоторые разделы рекомендуются учителем для самостоятельного прочтения и путем освобождения часов вводятся произведения патриотической направленности ) 3. Организация уроков патриотической направленности ( лирические произведения о родине и природе, введение краеведческого материала )

Слайд 7

Теоретическое обоснование Направления патриотического воспитания в отечественной педагогике: 1.«Отечество»-это родной язык, окружающая природа, деятельный труд, православная религия, художественная литература, русская история (Ушинский К.Д.) 2 . «Отечество»- смысл и сущность жизни человека, любовь к Отечеству служит основой его активной жизненной позиции. (автор Сухомлинский В.А.) 3. «Отечество» рассматривается сквозь призму военно-патриотического воспитания. (Аронов А.А., Заславская М.Б.) 4. «Отечество »-это семья, регион, страна, человечество.(авторы Л.В.Кузнецова , С.А.Шмаков ) 5. Отечество связано с природными, экономическими, историко-культурными особенностями определённого региона, Малой Родины. Центральное место отводится литературному краеведению, произведениям писателей-земляков .( авторы Т.С.Буторина , И.И.Валеев , Ю.В.Лазарев Одегова В.Ф.Нижегородская сторона. Программа интегрированного курса по литературному краеведению.-Н.Н., 2013 Одегова В.Ф. Мы-нижегородцы! Программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию.-Н.Н., 2011.

Слайд 8

Изменение тематического планирования в 4 классе по программе «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф.Виноградовой (с 20 апреля по 8 мая) Темы уроков, предложенные авторами у чебников Изменения, внесенные учителем Стихи Н.М. Рубцова (2ч) Стихи о родной природе Н.М. Рубцов «Береза», «Ласточка». Стихи о Родине Н.М. Рубцов «Тихая моя Родина». 1ч 1ч Моя Родина вчера и сегодня Стихи Н.М. Рубцова Стихи о родной природе Н.М. Рубцов «Береза», «Ласточка». Стихи о Родине Н.М. Рубцов «Тихая моя Родина». 10ч 1ч 1ч Юмористические произведения (3ч) Н.Н. Носов «Федина задача». А.Л. Барто «Леночка с букетом". В. Драгунский «Тайное становится явным. Произведения С.В. Михалкова(5ч) Стихи С.В. Михалкова «Школа» Стихи С.В. Михалкова «Любитель книг», «Черная беда», «Зеркало». С.В. Михалков «Штиль», «Как старик корову продавал» 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 2ч К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин» Иван Трубин «Маринкина березка», «Мужество» Стихи о малой Родине поэтов- ворсменцев А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста» К.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете» Лев Кассиль «У классной доски». Елена Ильина «Четвертая высота»( отрывки) 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 2ч 1ч

Слайд 9

Виды уроков по формированию патриотических качеств личности 1 . Лирические произведения о Родине и природе ( формирование эмоционально-чувственного компонента патриотизма через восприятие художественных образов и настроений лирического героя, введение краеведческого материала: миниатюры о природе Ивана Трубина, стихи о природе поэтов – ворсменцев : Ирины Суменковой , Елены Гагариной). 2. Уроки с введением дополнительного исторического материала ( об А. Невском, Д. Донском, А. Суворове, М. Кутузове, К.Минине , Д. Пожарском, Г. Седове, Ю.Гагарине и других) 3. Уроки о героях - защитниках земли русской (былины, произведения о Великой Отечественной войне).

Слайд 10

Вклад педагога в развитие образования и степень его новизны Система патриотического воспитания младших школьников прослеживается в учебном процессе по предметам: литературное чтение окружающий мир гражданское образование Система патриотического воспитания во внеурочной деятельности на основе авторской программы «Наш дом-Россия» сроком реализации 4 года, где формами работы с детьми являются: Клубы интересных встреч Посещение музеев, исторических памятников Проведение военно-спортивных игр Проекты героико-патриотической направленности по сбору материалов о героях Великой Отечественной войны и тружениках тыла Трудовые десанты, высадка деревьев

Слайд 11

Результативность профессиональной педагогической деятельности изменение отношения к уроку литературного чтения и появление потребности в чтении; создание перечня нравственных понятий, содержащихся в курсе литературного чтения; воспитание положительных качеств личности; проявление активной гражданской позиции: стремление к справедливой оценке поступков других людей ответственность за судьбу города, в котором живёшь ( письмо мэру города ) т ворческие работы детей стихи собственного сочинения; сочинения о Родине ; драматизация

Слайд 12

Тест-опрос «Что я знаю о родном городе»

Слайд 13

Транслируемость практических достижений Рекомендуется использовать систему как начинающим педагогам, так и педагогам с высокой планкой мастерства Область применения Трудности Урок изменение тематического планирования Система уроков подбор краеведческого материала Внеурочная деятельность обеспечение учащихся текстами Внеклассные мероприятия нового содержания Транслируемость результатов : Публикации в Интернете( http : //nsportal.ru/nod/1775799 , www.proshkolu.ru www.vorsmasoh1.narod.ru . Статья« « Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения», «Программа внеурочной деятельности «Наш дом-Россия» учебно-методической литературе (Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения// Работаем по УМК проф.Н.Ф.Виноградовой : методический сборник. Выпуск 2./под ред.В.Ф.Одеговой.- Н.Н.2013 (с.51-62) участие и победы учащихся в конкурсах «Моя семья в истории страны», «Моя родословная», «Мой родной город» Создание книги ко Дню 70-летия Победы «У войны не женское лицо» участие в сетевых проектах «Алые паруса»

Слайд 14

Литература Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» -электронный ресурс - www . rg . ru Гайворонская Н.И.Краеведение в начальной школе//Начальная школа плюс до и после.-№7-2010,с.49-51 Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2ч. Ч.1 /[ М.Ю.Демидова , С.В.Иванов , О.А.Карабанова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой , О.Б.Логиновой .-М.: Просвещение,2010 Патриотическое воспитание: система работы, планирование конспекты уроков, разработки занятий / авт.- сост.И.А.Пашкович . – Волгоград: Учитель, 2006. Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения// Работаем по УМК проф.Н.Ф.Виноградовой : методический сборник. Выпуск 2./под ред.В.Ф.Одеговой.-Н.Н.2013 Родионова Е.Л.Патриотическое воспитание как основа гражданского становления личности ребенка/ Практика школьного воспитания-№ 2-2010,с.2 Ушинский К.Д.Собрание сочинений.: В 11 т., Т 2. М -Л.,1948,с.160.

Слайд 15

Основные направления во внеклассной работе по программе «Наш дом-Россия»: 1. Интеллектуально-познавательное (участие в праздниках, проведение викторин, интеллектуальных игр) 2. Историко-краеведческое (экскурсии к достопримечательностям города, поездки в музеи, участие в конкурсах краеведческой направленности) 3. Духовно-нравственное (выставки рисунков и поделок, мероприятия, посвященные памятным датам, благотворительные акции, социальные проекты) 4. Героико-патриотическо е (встречи с интересными людьми, сбор материала о героях войны и тружениках тыла) 5. Спортивно-патриотическое (участие в «Игре в солдатики», игре «Звездочка», профилактические беседы) 6. Трудовое (высадка деревьев, очистка территории)

Слайд 16

Реализация воспитательной программы «Наш дом-Россия», 4 класс, сентябрь Основные направления Проводимая работа 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Интеллектуально - познавательное Участие в школьном празднике «День Знаний » «Ярмарка-чудо! Ярмарка-смех..» Участие в школьной ярмарке. Подготовка к празднику «День Учителя», украшение фойе, конкурс стенгазет Духовно - нравственное Урок, посвященный крещению Руси «Как надо разговаривать со взрослыми» (Беседа-игра) Экскурсия в осенний парк. Выставка творческих композиций из цветов и овощей «Чудеса осени» «День добрых сюрпризов». Поздравления ветеранов пед . труда Героико - патриотическое «Моя семья в истории страны». Районный конкурс Нашей школе - 45! Встреча с ветераном педагогического труда Ставриецкой Н.В. Спортивно - патриотическое Беседа « Твой режим дня» «Правила дорожного движения». Конкурс рисунков. Соревнования по спортивному ориентированию Трудовое Правила школьника. Дежурство по классу. Рейд «У кого в порядке книжки и тетрадки» Сбор макулатуры

Слайд 17

Внеклассная работа Э кскурсия к памятнику Александра II Генеалогическое древо семьи Исаевых Экскурсия в музей Керамики, г.Богородск Рождение глиняной игрушки

Слайд 18

Творческие работы детей Есть на карте мира Маленький значок. Точкой обозначен Ворсма - городок. Ворсма дорогая – милые края, Сторона родная, Родина моя! Малинин Саша, 4Б класс

Слайд 19

Приду к озерам синим и храму поклонюсь. Родная и святая нам матушка ты Русь. Я с детства край любимый так искренне люблю. И Ворсме как Отчизне вовек не изменю. Плугина Юля, 4Б класс

Слайд 20

«Наш город окружён красивыми лесами. Я очень люблю ходить в лес. Весной – за первыми цветами, летом за ягодами и грибами, зимой кататься на лыжах.» ( из сочинения Луньковой Кати). «Я живу здесь интересной жизнью, занимаюсь музыкой, танцами. Я люблю свой город и всё, что меня окружает. Люблю свой дом, своих родственников, родную школу. Я никогда не променяю свой город ни на какой другой.» (из сочинения Ананьевой Ирины). «Я родилась в Ворсме. Этот маленький уголок на земле я называю своей Родиной. И как бы далеко я не уезжала, мне хочется быстрее вернуться сюда, где ждут меня родные и друзья…( из сочинения Волковой Ирины). Сочинения о Родине.

Слайд 21

Драматизация