Развитие навыка чтения и творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения
статья по чтению по теме

Белова Елена Геннадьевна

Развитие навыка чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_uchitel_i_uchenik.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие учитель и ученик, как основа развивающего обучения.

Развитие навыка чтения и творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения.

    Главной задачей курса «Литературное чтение» является литературное развитие младших школьников.

    Курс направлен на решение важных общепедагогических задач: развитие личности ребёнка, формирование интеллекта и общей культуры, а также учебной деятельности, учёт индивидуальных возможностей каждого ученика и построение на этой основе дифференцированного обучения. Единый курс литературного чтения позволяет одновременно учить детей восприятию литературного произведения как произведения искусства, совершенствовать у них навык чтения и обогащать речь учащихся.

   В курсе «Литературное чтение» реализуются важнейшие педагогические принципы:

- этический принцип, чему способствует специальный отбор произведений для младших школьников, постоянное общение младших школьников с лучшими образцами детской литературы.

- принцип эмоциональности, то есть такая работа с литературным произведением, которая в первую очередь направлена на обогащение эмоциональной сферы учащихся, на развитие у них эмоциональной активности.

- принцип системности и преемственности между уроками литературного чтения, русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства.

Основные  направления работы на уроках литературного чтения:

  • Развитие навыка чтения
  • Развитие восприятия художественного произведения.
  • Усвоение литературоведческих понятий.
  • Развитие речевых умений.
  • Развитие творческой деятельности учащихся
  • Формирование читательских умений.
  • Нравственно-эстетическое воспитание.

Пути совершенствования техники чтения. Развитие навыка чтения.

   Развитие навыка чтения проходит несколько этапов: от развёрнутой громкоречевой формы чтения вслух до чтения про себя. Развитие навыка чтения на первом году обучения предполагает формирование целостных синтетических приёмов чтения на уровне слова (чтение целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости чтения на втором году обучения и постепенное введение чтения  «про себя», а в 3-4 классах наращивание скорости чтения и овладение рациональными приёмами чтения.

   Трудности обучения контекстному синтетическому чтению заключается в том, что если слияние техники и понимание плана значений (предметного, фактического содержания) происходит относительно быстро, то слияние техники и понимания смысла текста – длительный процесс. Цели и мотивы чтения в жизни ребёнка значительно меняются, поэтому его чтение должно обладать таким качеством, как гибкость изменение характера чтения в зависимости от цели.

 

  У ученика начальной школы  важно сформировать изучающее чтение в двух его формах – вслух и молча.

    Изучающее чтение вслух, предназначенное для слушателей это чёткое, внятное чтение целыми словами без неоправданных пауз, безошибочное, осуществляющееся в нормальном темпе (см. нормы темпа чтения для каждого класса) и достаточно выразительное.

На конец года.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Не менее 25-30 слов в минуту.

Не менее 45-60 слов в минуту.

Не менее 65-70 слов в минуту и 85-90 слов в минуту «про себя».

Ориентировочный темп чтения 80-90 слов в минуту вслух и 115-120 слов в минуту «про себя».

     Чтение вслух, как правило, обслуживает, прежде всего, слушающего, а не читающего. В школьном обучении оно способствует орфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия и воспроизведения интонационного и ритмического строя речи, обогащению словарного запаса и набора структурных моделей речи и тем самым совершенствованию устной и письменной речи учащихся. При чтении вслух активно действуют зрительный, речедвигательный и слуховой каналы.

      Изучающее чтение «про себя», молча – это чтение «глазами», без внешних речедвижений. Наличие шепотного чтения и шевеления губами свидетельствует о переходной форме от чтения вслух к чтению молча и не может считаться чтением «про себя». Если темп чтения молча не превышает темп чтения вслух, значит, оно ещё не сложилось.

     Молчаливое чтение обеспечивает развитие любви к обильному чтению книг. При чтении молча психофизиологический механизм упрощается, так как процессы переработки информации замыкаются на читающем, а процесс выдачи её отсутствует. Зато за счёт ослабления эффективности слухового сокращения деятельности речедвигательного канала могут интенсифицироваться процессы понимания, запоминания и усвоения прочитанного. Темп зрительного восприятия возрастает в 2 раза. Снятие необходимости в устном воспроизведении читаемого способствует усилению смысловой обработки, т.е. формированию навыков параллельного мышления.

     Овладение основами техники чтения должно происходить параллельно с обучением чтению вслух. При этом соотношение этих форм должно постепенно изменяться в пользу первого. На этапе овладения грамотой ведущее место принадлежит чтению вслух, с которым молчаливое чтение чередуется в каждом упражнении при общем отношении примерно 70% и 30%. На  этапе формирования умения и привычки читать короткие сюжетные тексты чередование обоих видов чтения может составлять примерно 50% и 50%. На этапе регулярного самостоятельного учебного и внеучебного чтения его соотношение изменится от 30% и 70% в пользу чтения «про себя». Развивая навык  и привычку чтения «про себя» (использование текстов) необходимо постоянно контролировать понимание детьми читаемых текстов.

      В работе по обучению технике чтения необходимо учитывать взаимосвязь и взаимодействие чтения вслух и молча; чтения говорения и слушания; чтения и понимания.

     Обучение технической стороне чтения координируется с другими задачами и видами деятельности. Выделяя составляющие читательские навыки и умения (это чтение, умение работать с текстом, работать с книгой), нужно обеспечить их взаимосвязь, учитывая, что преждевременное использование другой деятельности при не сложившимся навыке чтения с предмета на средство обучения, тормозят нормальное развитие чтения как читательской деятельности.

      Совершенствовать навык чтения в процессе анализа произведения, необходимо использовать группу упражнений, оказывающих воздействие на основные параметры чтения.

      Сочетание работы с текстом со специальными упражнениями даёт возможность управлять процессом обучения чтению. Упражнения включаются в подготовку к чтению нового текста, помогая освоить правильное произношение, безошибочность чтения и понимание отдельных слов, предложений, и занимают на уроке 5-7 минут.

     Для обучения технике чтения можно выделить следующие группы упражнений, направленные на: развитие речевого аппарата, развитие правильности безошибочного восприятия текста, развитие скорости чтения при чтении вслух и «про себя», развитие внимания и памяти в процессе восприятия.

Упражнения для обучения чтению.

1. Развитие чёткости произношения.

Развитие чёткого произношения осуществляется путём введения скороговорок, чистоговорок.

Например:  Проворонила ворона воронёнка.

                    Ученик учил уроки у него в чернилах щёки.

                    Кукушка кукушонку купила капюшон.

                    Сшил Саша Сашке шапку.

                    Перепел перепелят в перелеске прятал от ребят.

                    Ра-ра-ра – начинается (игра).

                    Ры-ры-ры – у мальчиков (шары).

                    Ро-ро-ро – у нас новое (ведро).

                    Ру-ру-ру – мы закончили  (игру).

    Вместе с чистоговорками и скороговорками можно включать и отработку сочетаний гласных и согласных.

I этап – пение, говорение гласных звуков.

II этап – согласный + гласный звук. Использование таблиц Зайцева по обучению чтению.

III этап – чтение различного рода сочетаний гласных и согласных, согласных и гласных звуков по таблице И.Ф.Спиридонова.

 

  1.  Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям.

Чтение слов с одним корнем («гнезд» слов). Использование конструктора слов, словообразовательные ряды самых частотных «гнёзд».

      N1. Род                                              N 2. Свет

      ….ина                                                 рас…….

      ….ство                                                 от……

        …ня                                                      ……лость

       ……итель                                             …..ило

   за…..дыш                                               …….овой

   на….                                                          …..лый

   по…..а                                                        …..ить

    при…….а                                                 …..иться

            ……ной                                           о……ить

            ……ственный                                 про……ить

             ….ить                                                    ……ло

             …..иться

        по……ить

          в……е

Ошибочно прочитано может быть непонятное слово. В таких случаях его значение объясняется учителем.

  1. Упражнения по формированию устойчивых навыков словесного чтения.

1 этап – определение порога восприятия (длины читаемого слова) по тренировочному тесту. Ученик читает слова по строчкам, стараясь удержать строчку глазами.

2 этап – после оценки результатов чтения, подбирается тренировочная карточка-столбик (1-2 класс), карточка-горка (3-4 класс)

3 этап – вторичная проверка восприятия (по тексту).

4 этап – выбор следующей серии.

     Технология отработки словесного чтения строится по принципу постепенного усложнения материала. Сначала на карточках подобраны односложные слова, которые детям прочитать легко, главное  надо быть внимательным. Ученик должен определить и правильную постановку ударения, а, следовательно, стараться понять смысл слова.

     При выполнении этих упражнений, решается ещё очень важная задача – воспитание вопросительного отношения к слову. При прочтении слов, детям предлагается отмечать непонятные слова.

    Поскольку в этих заданиях дети должны читать слова не по столбикам, а по строчкам, то, читая короткие слова, им нужно научиться быстро переводить глаза от одного столбика к другому. Это даёт возможность развивать подвижность глаз, необходимую при чтении текстов.

     Использовать упражнения для отработки словесного чтения можно только в том случае, если тут же проверять качество чтения. Поэтому такие задания выполняются при работе в парах: один читает, а другой его проверяет, фиксируя результат и ошибки (если есть). Затем они меняются ролями.

Задания на карточках используются для развития оперативной памяти, а также для расширения поля зрения. Это достигается приёмами молниеносного манипулирования открыткой. Техника заключается в следующем: ученик работает с одним столбиком-горкой. Нужно открыткой на долю секунды быстро открыть и закрыть первое слово, успев его прочитать, затем второе, третье слово.… Здесь же определяется порог зрительной памяти. Если  ребёнку трудно читать  слово, состоящее из 6 букв, то выбирается  карточка-столбик из 5 букв и можно поупражняться таким же образом на столбиках слов из 6 букв.

  1. Упражнения, направленные на осмысление текста.

Контрольно-рефлексивное чтение, главная задача которого – осознание учеником своих возможностей при чтении, а также развитие самооценки чтения. Проводится по технологии развивающего чтения.

  1. Самостоятельное чтение с фиксацией времени.
  2. Письменные ответы на вопросы к тексту.
  3. Обсуждение содержания текста. Выявление и понимание подтекста произведения (3-4 класс).
  4. Выставление детьми самооценки.
  5. Проверка учителем правильности ответов и выставленной самооценки.

                     

  Таким образом, осуществляется обратная связь «ученик – учитель», контроль и самоконтроль, формируются конкретные предметные действия, способы действия с текстом и необходимые уровни его осмысления.

      Важным развивающим моментом при таком чтении является открытость обратной связи не только учителю, но и самому ученику. Учитель помогает ученику сравнивать свои ответы с другими ответами и наглядно видеть, сколько и какой информации он извлёк из текста. Это упражнение помогает учителю развивать самооценку результативности чтения. Происходит соединение бессознательных и сознательных процессов чтения. Одновременно происходит развитие учащихся в целом, психологическое взросление. При таком подходе к чтению происходит координация внутренних и внешних сторон личности. Анализ и обсуждение детских ответов даёт возможность выявлять ценностные ориентиры детей, т.к. личность ребёнка целостна, и в ответах отражается и отношение к себе, и к своим близким, ко всем людям и к окружающему миру.

    Беседы о нравственных поступках, о том, как поступили бы дети в трудных ситуациях, помогают детям познать себя, своих товарищей, осознать свой социальный опыт.

      Основанием для работы по развивающему обучению может служить концепция «Личности и личностного роста» психолога Карла Роджерса. В основе его концепции лежит гипотеза роста: основная характеристика человека это тенденция к развитию, максимальному раскрытию своих способностей, и если соблюдаются соответствующие условия, то эта тенденция позволяет расти, делаться сильнее преодолевая препятствия.

   Закон Роджерса: «Каковы будут условия, таков будет процесс, каков будет процесс, таков будет и результат».

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения.

      Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, вырабатывает привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

     Творчество – это созидание нового и прекрасного. Оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знаниях, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Трудно добиться хорошего уровня литературного развития, научить детей выразительно читать, понимать прочитанное, «разгадывать» образы, если не включать детей в самостоятельную активную творческую деятельность. К самостоятельной работе на уроках литературного чтения школьников необходимо приучать постепенно, организуя разумную по характеру работу – от воспроизводящей до творческой, начиная с 1 класса.

      Когда учащиеся усвоили содержание произведения, можно организовать обучение рассказыванию. По мнению Л.А.Ефросининой, пересказ является репродуктивным видом деятельности, а рассказывание – это творчество учащихся, которое нужно развивать.

      Разные виды рассказывания (-рассказ от лица одного из героев,2 класс; -расскажи «по-своему») позволяют не только хорошо усвоить содержание произведения, но и увидеть особенности его построения, заменить необычные слова, передать диалоги, представить героев и их отношения, объяснить поступки героев.

      Высшим уровнем самостоятельной творческой работы является создание собственного произведения.

       В 1 классе дети могут сочинять небольшие фольклорные произведения, загадки, песенки, скороговорки.

      Во 2 классе дети сочиняют свои сказки

      В 3 классе дети с удовольствием составляют кроссворды по произведениям, сочиняют произведения заданного жанра.

     Уроки развития творческих способностей учащихся способствуют проявлению каждым ребёнком своих читательских умений, интереса к чтению. Это помогает писать содержательные сочинения по произведениям, высказывать свою точку зрения, иногда отличную от точки зрения автора, развивать речь и позволяет быть более свободным в своих суждениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности учащихся на уроках литературного чтения

Представьте себе на минуту, что человек не может фантазировать… Дети не услышали бы сказок, не звучали бы песни, не рождались гениальные произведения искусства, не было бы научных открытий. Воображени...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения и русского языка»

Актуальность моей темы исходит из следующих проблем:1.Снижения общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;2.Отсутствия нравственного ориентира, просмотра ненужных телепередач,...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

В работе перечислены и сопровождены примерами различные способы развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

Цель работы: описать систему работы по развитию творческих способностей учащихся....

Развитие учебно-познавательных и творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению -одна из задач начального образования.Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятель...

Технология творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения

Познакомить с активными методами обучения на уроках литературного чтения. Расширение словарного запаса, развитие творческого воображения, памяти через работу с пословицами....