Развитие творческой активности учащихся на уроках литературного чтения
статья по чтению по теме

Васильева Лидия Ивановна

Представьте себе на минуту, что человек не может фантазировать… Дети не услышали бы сказок, не звучали бы песни, не рождались гениальные произведения искусства, не было бы научных открытий. Воображение и фантазия - важнейшие стороны жизни человека. Эти способности особенно развиваются в возрасте  от 5 до 15 лет. И если в этот период их не развивать, то у человека гаснет интерес  к искусству, науке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskoy_aktivnosti_uchashchihsya_.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

      ВАСИЛЬЕВА Л.И.

г.  Старый Оскол

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №6»

               Развитие  творческой активности учащихся

                       на уроках литературного чтения

              Представьте себе на минуту, что человек не может фантазировать… Дети не услышали бы сказок, не звучали бы песни, не рождались гениальные произведения искусства, не было бы научных открытий. Воображение и фантазия - важнейшие стороны жизни человека. Эти способности особенно развиваются в возрасте  от 5 до 15 лет. И если в этот период их не развивать, то у человека гаснет интерес  к искусству, науке.                                                                                                                         Учитель в первую очередь должен освободить себя от скованности педагогического мышления, раскрыть свои  способности, уметь генерировать идеями, быть готовым совершенствовать интеллектуально – эвристические компетенции. Педагоги всё чаще и чаще обращаются к творческим видам работы, подчиняют их развитию познавательных способностей детей. К сожалению, бывает и так, что излишняя морализация, долгие беседы, особенно на уроках чтения становятся препятствием на пути формирования фантазии  детей. Активизировать учебный процесс, сделать его интересным помогают различные проблемные вопросы, поисковые задания, загадки–шутки,  лингвистические задачи, подбор синонимов и антонимов, игры –  соревнования, игры «Экзамен», «Дерево Мудрости». Виды творческих заданий на уроках литературного чтения могут быть различными: словесное рисование, составление диафильмов, сценариев, отработка чтения реплик героев с различной интонацией и темпом чтения, выбор подходящего графического рисунка, творческие пересказы.

         На творческом пересказе остановимся подробнее, так как он, к сожалению,  не так часто применяется в школе. Цели творческого пересказа – вызвать эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь глубже осознать идею произведения, пережить с автором нравственные чувства. Это могут быть пересказы с изменением лица рассказчика, пересказ от лица одного из персонажей, творческие дополнения к тексту автора, продолжение прочитанного.

         Фантазия и воображение ребёнка развиваются,  прежде всего,   в игре. Дети успешно обучаются в игровой деятельности, непроизвольно запоминая информацию, поскольку в игровых формах присутствует главный фактор обучения – активность учащихся, а также сопутствующий фактор – общение.

        Одним  из видов творческих игр на уроках литературного чтения является драматизация. Театральные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений. Но произведения имеют готовый сюжет. В чём же тогда заключается творчество ребёнка в этих играх? Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа, ведь ребёнку надо проникнуть во внутренний мир своего героя.

       Развитие творческой активности на уроках литературного чтения возможно только при наличии благоприятной обстановки на уроке, когда предоставляется возможность детям активно задавать вопросы, когда ученика поощряют высказывать оригинальные идеи. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные способности ребёнка, учит творчески применять полученные знания. Именно это даёт основание для утверждения гуманизации образовательного процесса и его личностно-ориентированной направленности.

Литература:

Давыдов В.В.Проблемы развивающего обучения.- М. , 1986

Симановский А. Э. Развитие творческого мыщления детей.- Ярославль, 1997

Субботина Л. Ю.       Развитие воображения у детей.- Ярославль, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья.Тестовые задания-одно из средств развития познавательной активности учащихся на уроках литературного чтения.

Вот уже несколько  лет я успешно применяю тестовые технологии в работе над текстом на уроках литературного чтения. Недавно я опубликовала ряд тестовых заданий  для у...

Стаья "Нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения"

Жители нашей страны, которых волнует будущее России, не могут не думать о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Ведь наши дети постепенно обогощаются духовно, формируют в себе личн...

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках литературного чтения через разработку критериев оценки.

Особенности работы над критериями выразительного чтения учащихся в начальной школе...

Стимулирование активной и осознанной деятельности учащихся на уроках литературного чтения

Обобщение опыта по теме "Стимулирование активной и осознанной деятельности учащихся на уроках литературного чтения"...

«Самостоятельная работа учащихся на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности в условиях ФГОС второго поколения».

Все приемы и задания творческого характера, о которых  идет речь, помогают на практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность уч...

Формирование литературного творчества, в том числе развитие исследовательского поведения учащихся на уроках литературного чтения в 3-м классе.

В данной работе попытаюсь раскрыть основную задачу курса «Литературное чтение», и как провожу работу по решению данной задачи на уроках литературного чтения в 3-м классе.  Задачей явл...