Статья.Тестовые задания-одно из средств развития познавательной активности учащихся на уроках литературного чтения.
статья (чтение) по теме

     Вот уже несколько  лет я успешно применяю тестовые технологии в работе над текстом на уроках литературного чтения. Недавно я опубликовала ряд тестовых заданий  для учащихся 1-3 классов и хочу поделиться  с коллегами  методикой использования тестовых заданий в процессе работы над текстом на уроках литературного  чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon testovye_zadaniya_statya.zip14.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тестовые задания -  одно из средств развития познавательной активности учащихся на уроках литературного чтения

Новые технологии обучения. Тестовые технологии.

 Автор: Шабанова Т.Б., учитель начальных классов

               АОУ СОШ №14 г. Долгопрудный, МО

25.11.11

[


Тестовые задания – одно из средств развития познавательной активности учащихся

на уроках литературного  чтения

     Вот уже несколько  лет я успешно применяю тестовые технологии в работе над текстом на уроках литературного чтения. Недавно я опубликовала ряд тестовых заданий  для учащихся 1-3 классов на страницах Сообщества взаимопомощи учителей  Pedsovet.su и хочу поделиться  с коллегами  методикой использования тестовых заданий в процессе работы над текстом на уроках литературного  чтения.

     Основным видом работы на уроках литературного  чтения в начальных классах является работа над текстом.  В процессе чтения, осмысления и анализа текстов у учащихся формируется речевые навыки, обогащается их словарный запас, развиваются мыслительные способности. Остановлюсь  на методике использования тестовых заданий в процессе работы над текстом  на уроках литературного  чтения с целью развития познавательной активности учащихся начальных классов.

      Тест включает в себя вопросы, задачи или практические задания для выявления и оценивания знаний, способностей, умений и навыков личности. Виды заданий, используемые в тестировании, принято называть тестовыми заданиями.   

     

     В литературе описаны следующие формы педагогических тестовых заданий:

             - задания, требующие выбора одного правильного ответа из ряда предложенных (задания в закрытой форме:

             - задания, предполагающие наличие нескольких правильных ответов;

             - задания, требующие подстановки пропущенных слов или словосочетаний (открытая форма);

             - задания на выявление системности знаний;

             - задания на определение взаимосвязей;

             - задания, определяющие глубину знаний;

             - задания на выявление уровня усвоения полученной информации;

             - задания на различение синонимов и антонимов;

             - задания, определяющие степень осмысления текста;

             - задания, направленные на развитие мышления учащихся.

     Вопросы тестовых заданий, составленных на основе текстов, используемых на уроках чтения в начальных классах, должны отвечать нижеследующим требованиям:

              -точное соответствие вопроса данному тексту;

              -направленность на раскрытие основной идеи текста, характерных особенностей героев;

              -выявление последовательности событий, описываемых в тексте, описываемых в тексте;

              - установление смысловой связи содержания данного текста с другими текстами (пословицами, поговорками, народными приметами…);

              -возможность работы со словарем для определения значения слов;

              - стимулирование развития логического мышления.

     Дидактически правильно составленное тестовое задание требует от учащихся размышления над ответом, актуализации имеющихся знаний.

     Тестовые задания не должны быть слишком сложными, и в то же время они должны давать учащимся возможность показать свои знания.

     Приведу несколько примеров тестовых заданий, которые я использую в работе над текстом.

Это тест по литературному чтению для учащихся 1 классов, в котором ярко представлены практически все формы педагогических тестовых заданий (Тест прилагается).

1.Тестовое задание по выявлению степени освоения содержания текста.

     Чем закончилась история К.Ушинского про двух козликов?

     а) встретились на узком бревне

     б) поскользнулись и полетели прямо в воду

     в) один уступил дорогу другому

2.Тестовое задание,  связанное с анализом текста.

     Как можно назвать двух коз из истории К.Ушинского «Две козы»?

     а) глупые, упрямые, злые

     б) вздорные, сварливые, неразумные

     б) разумные, догадливые, сообразительные

3.Тестовое задание, побуждающее проводить сравнения, делать обобщения и выводы.

     К какому произведению соотнесешь эти пословицы:

     Труд кормит и одевает. Без труда нет добра.

     а) «Заплатка». Н.Носов

     а) «Катя». А.Барто

     в) «Веник». Л.Толстой

4.Тестовое задание  на подстановку в предложения из текста пропущенных слов.

    Допиши потешку.

    Шла коза по мостику.

    И _________________ хвостиком.

    Зацепила за перила,

    Прямо ________________ угодила.

  5.Тестовое задание, определяющее знания, полученные из содержания прочитанного.

    Какого праздника с нетерпением ожидал  М.Зощенко в детстве?

    а) День рождения

    б) 8 марта

    в) Нового года

6.Тестовое задание по сюжету текста.

    Откуда эти строки?

    «Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не  оторвалась».

    а) «Катя». А.Барто

    б) «Что такое хорошо и что такое плохо». В.Маяковский

    в) «Заплатка». Н.Носов

7.Тестовое задание, направленное на развитие логического мышления учащихся.

    Вспомни рассказ В.Осеевой «Кто наказал его?»

    «Все ушли от меня. Я остался один…» Кто наказал героя рассказа?

    а) товарищ и сестра

    б) собака и прохожий

    с) сам себя

8.Тестовое задание определяющее глубину знаний.

    Найди пару: герой - автор произведения. Соедини линией.

    Катя        .                                        .    М.Зощенко

    Бобка     .                                        .     Н.Носов

    Минька .                                         .     А.Барто

9.Тестовое задание, определяющее степень осмысления текста.

    Соотнеси пословицу: «В согласном стаде и волк не страшен».

    а) «Веник». Л.Толстой

    б) «Два козлика». К.Ушинский

    в) «Кто наказал его». В.Осеева

10.Тестовое задание на выявление читательского кругозора.

      Кто автор рассказа «Елка»?

     а) Н.Носов

     б) М.Зощенко

     в) В.Осеева

     Опыт работы показал, что использование такого рода тестовых заданий к каждому тексту  обеспечивает глубокое и прочное усвоение его содержания, понимание его структуры и средств художественного изображения, что способствует не только развитию речи учащихся, но и развитию познавательной активности учащихся начальных классов. Тестовые задания представляют для младших школьников большой интерес, и они с удовольствием их выполняют.

   

Литература

1.Грехнева Г.М.,  Корепова К.Е.  Литературное чтение. Родное слово.

    Учебник для 1 класса.  Москва, Дрофа, 2008.

2. Грехнева Г.М.,  Корепова К.Е.  Книга для учителя. Литературное чтение. Родное слово.  

    1 класс. Москва, Дрофа, 2008.

3.Найденова И.С. Адаптация тестов международных сравнительных исследований в начальной

    школе. Журнал «Начальная школа» №11 2011г.

4.Сариев Ш. Тестовые задания – одно из средств развития речи на уроках чтения.

    Журнал «Начальная школа» №11 2011г.

5.Шабанова Т.Б. Тест по литературному чтению. 1 класс. (см. приложение)

Приложение

Тест по литературному чтению.        1  класс.

Раздел:  « Что хорошо, что плохо».

1.Допиши потешку.

Шла коза по мостику.

И _________________ хвостиком.

Зацепила за перила,

Прямо ________________ угодила.

2.Чем закончилась история К.Ушинского про двух козликов?

а) встретились на узком бревне

б) поскользнулись и полетели прямо в воду

в) один уступил дорогу другому

3.Как можно назвать двух коз из истории К.Ушинского «Две козы»?

а) глупые, упрямые, злые

б) вздорные, сварливые, неразумные

в) разумные, догадливые, сообразительные

4.Соотнеси пословицу: «В согласном стаде и волк не страшен».

а) «Веник». Л.Толстой

б) «Два козлика». К.Ушинский

в) «Кто наказал его». В.Осеева

5.Вспомни рассказ В.Осеевой «Кто наказал его?»

   «Все ушли от меня. Я остался один…» Кто наказал героя рассказа?

а) товарищ и сестра

б) собака и прохожий

с) сам себя

6.Допиши  пословицы:    

 Ссора до добра _______________________.

 Куда ни придет, ________________________.

7.К какому произведению соотнесешь эти пословицы:

Труд кормит и одевает.  Без труда нет добра.

а) «Заплатка». Н.Носов

б) «Катя». А.Барто

в) «Веник». Л.Толстой

8.Откуда эти строки?

   «Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не  оторвалась».

а) «Катя». А.Барто

б) «Что такое хорошо и что такое плохо». В.Маяковский

в) «Заплатка». Н.Носов

9.Кто автор рассказа «Елка»?

а) Н.Носов

б) М.Зощенко

в) В.Осеева

10.Какого праздника с нетерпением ожидал  М.Зощенко в детстве?

а) День рождения

б) 8 марта

в) Нового года

11.Найди пару: герой - автор произведения. Соедини линией.

Катя        .                                        .    М.Зощенко

Бобка     .                                        .     Н.Носов

Минька .                                        .     А.Барто

 

12.Какое решение принял герой стихотворения В.Маяковского «кроха»?

Закончи строчки:

Буду делать _____________________.

И не буду ______________________.

       

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности учащихся на уроках литературного чтения

Представьте себе на минуту, что человек не может фантазировать… Дети не услышали бы сказок, не звучали бы песни, не рождались гениальные произведения искусства, не было бы научных открытий. Воображени...

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Обобщение опыта по теме: « Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе»

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, метод...

Игровые технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроке

Включение в урок  игровых технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей....

"Методический семинар".Пояснительная записка к презентации «Проектно-исследовательская технология как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и внеурочной деятельности

Пояснительная записка к  презентации  «Проектно-исследовательская технология как средство развития познавательной активности учащихся  на уроках и   внеурочной...

Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе

В последние годы особо остро стоит вопрос о развитии творческих способностей детей в теории и практике обучения. В современной школе и педагоги, и родители заинтересованы в том, чтобы школьники не тол...