Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе
статья

Пузикова Светлана Александровна

В последние годы особо остро стоит вопрос о развитии творческих способностей детей в теории и практике обучения. В современной школе и педагоги, и родители заинтересованы в том, чтобы школьники не только прочно усвоили определённую сумму знаний и фактов, но и научились жить в обществе, делать выбор в ситуации неопределённости, достигать социального успеха.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №5»

«Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе»

Подготовила:

Пузикова С.А.

учитель начальных классов

2022 г.

        «В школе, в которой работают по методу проектов,
первое слово - за ребенком, последнее - за учителем». 
Коллингс

        В последние годы особо остро стоит вопрос о развитии творческих способностей детей в теории и практике обучения. В современной школе и педагоги, и родители заинтересованы в том, чтобы школьники не только прочно усвоили определённую сумму знаний и фактов, но и научились жить в обществе, делать выбор в ситуации неопределённости, достигать социального успеха.

        В школу приходят дети с разным уровнем развития. У многих ребят способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителей начальных классов, которые закладывают основы творческой деятельности, развивают способности детей. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый обучающийся мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.
               Успешное развитие творческих способностей младших школьников возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.  

  • Первое условие развития творчества – высокая самооценка обучающегося, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом».
  • Второе условие развитие способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней в школе поощрять и стимулировать возникновение у него творческих способностей.

        Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ученика я использую в своей работе проектную деятельность, тем самым вовлекая детей в активный познавательный процесс.  Известно, что познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Постоянно проявляемая активность со стороны ученика – его естественное состояние.

        Проектная деятельность в начальной школе – это одно из разнообразных направлений новых педагогических технологий. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

К важным факторам проектной деятельности относятся:

  • повышение мотивации обучающихся при решении задач;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование чувства ответственности;
  • создание условий для отношения сотрудничества между учителем и обучающимся.

        Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя и родителей. А дети, в рамках учебной и внеурочной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования.

        Самые первые проекты в первом классе – это мини (продолжительностью 1 урок или менее 20 минут (10 мин на подготовку, по 2 мин на презентацию каждой группы)).

        Мини-проекты, как никакие другие соответствуют требованиям к организации проектной деятельности в первом классе. Они могут быть как групповые, так и индивидуальные, чаще групповые. Учитывая психологические возрастные особенности первоклассников, я использую проекты на уроках окружающего мира, технологии, так как именно на этих уроках можно организовать деятельность обучающихся с опорой на личный опыт ребенка, его природную любознательность, интерес к окружающему миру. На примере предмета «Окружающий мир» можно заметить, что темы мини-проектов разнообразны и вызывают у детей особый интерес. Работая над ними, учащиеся учатся подбирать загадки, иллюстрации, учатся работать в парах.

        Этапы работы над мини-проектом:

1. Мотивационный.

2. Планирующий.

3. Информационно-операционный.

4. Рефлексивно-оценочный.

        Для оценивания мини-проектов использую следующие критерии:

1. Выполнение принятых этапов, законченность.

2. Качество изделия, его оригинальность.

3. Полнота раскрытия темы проекта.

        Во втором классе обучающиеся учатся составлению общего плана действий по выполнению проекта. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Обучающийся начинает осознавать себя творцом своей деятельности.

        В третьем и четвёртом классах ведётся работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Обучающиеся планируют, обдумывают тему, ищут материал, учатся самооценке и рефлексии своей деятельности. Свои проекты ребята представляют в форме стенгазет, плакатов, журналов, писем, постановок, игр и переходят на виды презентаций проектов.

        Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей. Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Формирование ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности.

        Конечно, проекты, представленные обучающимися младших классов не такие большие и информационно насыщенные как у учеников старших классов, но даже они могут считаться проектами.

        Таким образом, проектная деятельность развивает творческий потенциал обучающихся, позитивно влияет на качество образовательного процесса. Применение метода проектов развивает мотивацию личности к познанию и творчеству, расширяет познавательные возможности и творческую активность обучающихся, формирует у них навык «всегда быть успешным», развивает ключевые компетентности младших школьников, готовит их к реальным условиям жизнедеятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности».

Тема опыта «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности»....

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ. "Использование современных образовательных технологий как средство повышение познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочное время "

Мною представлен проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ в начальной школе. В работе сформулирована актуальность, представлен анализ ситуации, цели и задачи эксперимента, формы...

Обобщение опыта по теме: « Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе»

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, метод...

«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство развития познавательной активности»

В настоящее время вопрос о формировании и развитии познавательной активности ученика вновь ставится на повестку дня в педагогической науке и практике....

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов на тему «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности»

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов на тему «Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной акти...

«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство развития познавательной активности»

Актуальность педагогического опыта обусловлена активными инновационными процессами, происходящими во всех сферах общества, поставивших систему образования перед необходимостью пересмотра тра...