Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов на тему «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности»
материал

 

Выступление

 на заседании ШМО учителей начальных классов на тему

«Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_v_2019g.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Любимовская средняя общеобразовательная ишкола»

Большесолдатского района Курской области

Выступление

 на заседании ШМО учителей начальных классов на тему

«Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности»

Подготовила:

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Жигулина О.В.

Любимовка-2019г.

Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Ребенок рождается исследователем. Исследовательская поисковая активность – его естественное состояние. Поначалу главный мотив к исследованию – любознательность, но в этом возрасте дети еще не владеют инструментами познания. Логично ожидать, что в школе ребенок овладеет инструментами познания и, в сочетании с природной любознательностью, у него будет развиваться исследовательская позиция к миру.

 Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе.

Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Общая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку, что в конечном итоге повышает их познавательную активность. Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать учащимся такие вопросы: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применить такие умения?»

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом требуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться?»

Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлекать родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. 

Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

-     исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

-    социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

-     оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

-     информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);

-     презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

-     рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

-    менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает:

-    коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);

-    интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умения вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи);

-    оценочно-самооценочный.

В современной педагогике метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий. Внутри проектной деятельности учащиеся являются субъектами этого процесса: они усваивают цели и задачи деятельности, заданные извне как личностно и общественно значимые, активно овладевают её содержанием и по мере овладения в большей степени самостоятельно организуют и реализуют собственную проектную деятельность.

Проектная деятельность школьников как вид учебной деятельности на всех этапах своего осуществления носит характер совместной деятельности, разделённой между учеником и учителем-консультантом, а также внутри группы учеников, занятых выполнением одного проекта. На основании этого можно сделать вывод о том, что проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе её осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности.

Таким образом, технологию учебного проекта можно считать здоровьесберегающей. Эта технология имеет и огромные воспитательные возможности как движущая сила социо-культурного развития школьника, т.е. воспитание у него нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной, экономической, экологической, валеологической культуры, адаптированности к современной жизни., развития самостоятельности, умения благотворно влиять на социум.

Проектная деятельность в начальной школе чаще других, предполагает групповую форму работы. При этом соблюдаются все этапы, соответствующие структуре учебной деятельности.

1. Погружение в проект.

Выбираются и формулируются проблемы. Например: «Что у нас над головой и что у нас под ногами?», «Откуда берутся снег и лед?», «Где живут белые медведи и слоны?», «Почему солнце светит днем, звезды – ночью, а на Луне не живут люди?»

Выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения.

2. Организационный.

Организуются группы, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы.

3. Осуществление деятельности.

Поиск необходимой информации, изучение теоретических положений и практических действий, сбор данных.

4. Обработка и оформление результатов.

Ребята представляют свой найденный способ решения проблемы. Это могут быть сообщения, сочинения, рисунки, результаты наблюдений, опытов и т. д.

5. Обсуждение полученных результатов.

Ребята обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы. Итогом служит рефлексия, самооценка проделанной работы.

Для развития познавательной активности использовала метод проектов и во внеклассной работе.

Не менее интересным был информационно-творческий проект «Они защищали Родину». Ребята с большим удовольствием включились в проект. Им хотелось творить, фантазировать, хотелось проверить себя, свои способности в условиях полной свободы и самостоятельности. Много интересного и ранее не известного узнали о своих родственниках, создавая этот проект. Именно, создавая, потому что каждый ученик проявил творчество и индивидуальность в своей работе. Большую роль и помощь оказали родители.

Цель:  Попытаться понять, чем была Великая Отечественная война для жителей моей Родины

Основные задачи в рамках достижения поставленной цели:

- найти ответ на вопрос «Что значит для меня моя малая Родина?

- укрепление у детей чувства благодарности к ветеранам за их подвиг;

- воспитание у обучающихся ответственного отношения к памятникам;

-установление плодотворного сотрудничества между образовательным учреждением и семьёй.

План проекта

  • Расспросить родственников о Великой Отечественной войне
  • Узнать о земляках и родных, участвовавших в войне
  • Составить список детских книг о войне
  • Прочитать несколько произведений
  • Ответить на главный вопрос

Этапы проекта

  • Побеседовать с родными и знакомыми на главную тему проекта
  • Найти информацию о людях, защищавших мою малую родину
  • Воспользоваться сельской библиотекой или Интернетом и прочитать книги о войне
  • Написать сочинение о роли малой родины в жизни человека

     Побеседовав с родными и знакомыми о Великой Отечественной войне, я узнала, что в каждой семье есть родственники, которые участвовали в войне, погибли на фронте или пережили военные тяготы, работая на благо страны во имя Победы.

     С помощью дополнительной литературы, документальных сведений и газетных материалов выяснила, что за годы войны из нашего села  на фронт было призвано более 600 человек.

Многие из них погибли на поле боя, без вести пропали или получили ранения. Те, кто вернулся домой, к своим родным, были награждены медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», орденами Славы, Красной Звезды, Отечественной войны, Ленина, Знак почёта, Трудового Красного знамени и многими другими знаками отличия.

Чтобы лучше  ощутить дух того времени и понять, что двигало  людьми, защищавшими нашу Родину, я прочла несколько произведений о войне, составила список литературы, с которой советую вам познакомиться:

Моя родина - село Любимовка, очень красивое и дорогое мне место. Здесь родилась я, здесь живут мои мама, бабушка и дедушка. Моя Родина — мой дом, мои родные. Я не понимаю, что пережил советский народ, когда на его территорию вторглись фашисты. Но могу представить, что чувствовали, когда у них отнимали самое дорогое.

Именно любовь к Отечеству, своей Родине и помогла Советской Армии победить в войне.

Большая работа была проведена над созданием проекта «Достопримечательности нашего села» и т.д..

Результативность.

Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов у обучающегося. Главным критерием оценки является достижение и цели проекта, и надпредметных целей.

С точки зрения учащегося, учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи. Это деятельность, которой ребятам хочется заниматься.

С точки зрения учителя, учебный проект – это эффективное средство повышения познавательной активности школьников.

При соблюдении необходимых условий применение проектной деятельности повышает эффективность развития познавательной активности младших школьников.

Считаю, что привить интерес к познанию нового у каждого школьника мне удалось. Во многом благодаря организации проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности».

Тема опыта «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности»....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Исследовательский метод обучения может и должен применяться в начальной школе, так как он активизирует познавательную деятельность учащихся и повышает качество обучения. Исследовательская работа, как ...

Обобщение опыта по теме: « Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе»

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, метод...

«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство развития познавательной активности»

В настоящее время вопрос о формировании и развитии познавательной активности ученика вновь ставится на повестку дня в педагогической науке и практике....

«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство развития познавательной активности»

Актуальность педагогического опыта обусловлена активными инновационными процессами, происходящими во всех сферах общества, поставивших систему образования перед необходимостью пересмотра тра...

Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе

В последние годы особо остро стоит вопрос о развитии творческих способностей детей в теории и практике обучения. В современной школе и педагоги, и родители заинтересованы в том, чтобы школьники не тол...