Выступление на МО "Рейтинговая система оценки учащихся на уроках литературного чтения"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Волженина Светлана Анатольевна

Выступление на МО "Рейтинговая система оценки учащихся на уроках литературного чтения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рейтинговая система оценки достижений учащихся

на уроках литературного чтения в начальных классах

Особенность методики рейтинговой оценки достижений учащихся. На уроках литературного чтения я работаю по системе ИОСО (индивидуально-ориентированной системе обучения), так же как на уроках русского языка и математики. Но система построения ИОУПов (индивидуально-ориентированных учебных планов) и система оценки достижений учащихся при отработке темы несколько отличается от других предметов. Основной причиной отличия стало введение мною рейтинговой системы оценки достижений учащихся.  

Недостатки существующей сейчас пятибалльной системы оценивания признают многие педагоги. Чтобы показать разницу между ответами двух учеников, приходится объявлять им о «четвёрке с плюсом» и «четвёрке с минусом», зная, что в журнале им придётся поставить одно и то же. Клеймо «двоечника» или «троечника» быстро пристаёт к ученику уже в 5-6 классах, и избавиться от него становится очень сложно. Боязнь плохой оценки создаёт психологическую некомфортную, травмирующую обстановку в классе, даже если учитель максимально стремится этого избежать.

        Основой рейтинговой системы оценивания становятся баллы успешности. В отличие от пятибалльной системы, где «2» - это неудовлетворительная оценка, новая система оценивания фиксирует только успешность выполнения задания на том или ином уровне сложности. В этой системе «2» - показатель объёма выполненной работы, который потом будет приплюсован к набранным баллам так же, как и все остальные. После прохождения тематического блока, который состоит из нескольких уроков (количество уроков в боке зависит от логики преподаваемого материала), все баллы суммируются и переводятся в оценку за тематический блок, которая выставляется в журнал. Баллы в оценку переводятся по следующей системе: 95-100 % баллов, от предложенных изначально в ИОУПе – «5», 81-94 % - «4», 66-80 % - «3». Менее 2/3 от всего материала – «2». Может показаться, что планка для выставления оценок несколько завышена, но это сделано для того, чтобы учащиеся проявляли свою активность во время урока, потому что баллы за урок тоже фиксируются  в ИОУПе и также суммируются в общий результат. Практика показала, что активность учащихся на уроке возрастает, а детей, набравших более 100 % баллов (а такое возможно, поскольку детям в ИОУПе предлагается разбалловка для итоговых оценок без баллов, которые можно получить на уроке)  становится всё больше и больше. Это  становится неким скрытым мотивом к учебной деятельности. Очень скоро выделяется группа активных  учащихся, которые ежу соревнуются между собой.

        Индивидуально-ориентированный учебный план учащегося. ИОУПы в рейтинговой системе оценивания содержат в себе два деятельностных  блока: блок самостоятельной работы (задания) и блок работы на уроке.

        Отличительной особенностью построения ИОУПов по новой системе оценки является то, что задания, предлагаемые учащимся в блоке самостоятельной работы по каждому произведению, не делятся на уровни «3», «4» и «5», а просто перечисляются с тем количеством баллов, которое учащийся может «заработать» при их выполнении. Ученик ставится в позицию выбора не уровня, а тех заданий, которые он будет выполнять для того, чтобы набрать нужное количество баллов. Задания разнообразны и с точки зрения уровня и с точки зрения объёма, но обязательно содержат в себе тот минимум, который должны усвоить учащиеся начальной школы. Во-первых, чтение произведений, во-вторых, пересказ некоторых произведений, в-третьих, заучивание наизусть всех поэтических произведений, предусмотренных программой, задания по рабочей тетради на печатной основе к данному учебнику. Нужно отметить, что чтение и заучивание наизусть произведений, предусмотренных программой, в плане выделены жирным шрифтом, а это значит, что данные задания обязательны для каждого учащегося и план не принимается до тех пор, пока эти задания не будут отработаны. Более «дорогие» задания: составить вопросы к произведению, составить план, заполнить предлагаемую таблицу, дать характеристику литературному герою,  найти нужное произведение, прочитать его и сделать рекламу (внеклассное чтение), подготовить сообщение о писателе и т.д.  

        В блоке работы на уроке в ИОУПе никаких заданий не прописывается. Туда выставляются баллы, которые ребятишки получают, работая непосредственно на уроке (участвуют при анализе произведения, работают в группах, готовят сообщения, выступают в роли консультантов и т.д.). Этот методический  ход помог активизировать деятельность учащихся на уроке.

        После заданий в ИОУПе обязательно указывается то количество баллов, которые должен набрать учащийся для того, чтобы получить за тему «3», «4» или «5».  Это помогает ребёнку вовремя сориентироваться и спланировать свою деятельность так, чтобы  набрать нужное ему количество баллов вовремя. Фрагмент ИОУПа представлен ниже в табличках. В первой табличке представлены задания для работы над поэтическим произведением, а во второй табличке – для прозы.

Тема, дата.

Задания для самостоятельной работы.

Отметка о выполнении

(баллы)

Работа на уроке

(баллы)

1

Ф. Тютчев «Зима недаром злится» (14.04)

1. Выучить наизусть стихотворение Тютчева «Зима недаром злится» (до 10 баллов)

2. Вопросы и задания в учебнике на стр. 119 (до 5 баллов)

3. Задание в рабочей тетради на стр. 68 (до 5 баллов)

4. Рисунок к стихотворению Ф. Тютчева «Зима недаром злится» (до 5 баллов).

Тема, дата.

Задания для самостоятельной работы.

Отметка о выполнении (баллы)

Работа на уроке

(баллы)

1.

Г.-Х Андерсен «Ромашка» (28.04)

1. Чтение сказки Андерсена «Ромашка» (до 9 баллов)

2. Задание в рабочей тетради на стр. 80-82  (до 5 баллов)

3. Краткий пересказ сказки Андерсена «Ромашка» (до 9 баллов)

4. Сообщение о жизни и творчестве Г._Х. Андерсена. (до 10 баллов).

        Урок в рейтинговой системе. Уроки литературного чтения в данной системе имеют свои отличия. Эти уроки (так же как и другие уроки в ИОСО в начальных классах) комбинированные.

Построение комбинированного урока литературного чтения:

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания. Чтение произведения учащимися, оценка их чтения товарищами (работа в парах).
  3. Изучение нового произведения (чтение произведения учителем, поверхностный первичный анализ).
  4. Работа с текстом произведения, анализ произведения (работа в группах).
  5. Подведение итогов. Выводы по прочитанному произведению. Итоговая рефлексия.
  6. Индивидуальная работа по ИОУПам.

Дети, уже привыкшие к чёткой структуре урока, осознанно (понимая всю важность собственной деятельности на каждом этапе урока для «набирания» баллов по теме) и активно работают весь урок.

Рассмотрим основные виды деятельности учащихся на основных этапах урока.    

        Проверка домашнего задания. Чтение произведения учащимися, оценка их чтения товарищами (работа в парах). Главная цель уроков литературного чтения в начальных классах – формирование навыка чтения. Не просто формирование, а доведения до такого уровня, чтобы оно было беглым, выразительным, правильным и осознанным. Ведь именно этот навык станет  основой для  всех остальных общеучебных умений и навыков. А общеучебные умения  - это, в свою очередь, основа успешности ребёнка в школе, и потом в жизни. Чтение отрабатывается на различном языковом материале, представленном в учебниках и предлагаемых для самостоятельного чтения учащихся. По этому, помимо освоения способов чтения, дети ещё знакомятся с литературным наследием нашей страны и зарубежья, что, несомненно, очень важно в наше время, когда интерес к чтению  у детей заметно падает. Исходя из всего вышеизложенного, на уроках литературного чтения я уделяю очень большое внимание чтению. Проверка домашнего задания начинается с проверки чтения. Дети, как правило, начинают читать текст сначала, потому что быстро читающие ученики, успевают прочитать небольшой текст за обозначенное учителем время полностью. Если же текст большой, то мы договариваемся, какой кусочек текста будем читать. Проверка чтения проходит в парах. Сначала читает один ученик, затем – другой.  Затем, учитель засекает время (на чтение одного учащегося в паре отводится 5 минут, затем 1 минуту на оценку чтения товарищем, потом 5 минут на чтение произведения другим учащимся и 1 минута на оценку чтения).  Оценка чтения товарища происходит по разработанным нами критериям ещё в 1 классе. Теперь учащиеся самостоятельно оценивают чтение товарища и заполняют результаты чтения в оценочной табличке, которая напечатана с обратной стороны ИОУПа у каждого ребёнка. Максимальное количество баллов, которое можно получить за чтение – 9 баллов. Если ученик набрал менее 5 баллов, то чтение не принимается, произведение нужно будет перечитывать ещё раз в специально отведённое для этого время Итоговое количество баллов выставляется проверяемым учеником в ИОУП напротив данного задания.

критерий оценки

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

1

Способ чтения

целыми словами

по слогам

по буквам

буквы не называются

2

Правильность чтения

нет ошибок

1-2 ошибки

3-5 ошибок

6 и более ошибок

3

Выразительность

громко,

с паузами, интонировано

не выполнено 1 условие

не выполнено 2 условия

не выполнено ни одного условия

 

        Работа с текстом произведения (работа в группах). После первичного анализа вновь прочитанного произведения организуется работа в группах.  Для работы в группах учащимся предлагаются разнообразные виды заданий, которые позволяют развивать общеучебные умения, связанные с работой с текстом и коммуникативные умения. Работа в группах строится с использованием позиций: руководитель группы, докладчик, организатор общения и оценщик.  Руководитель группы  (садит группу, назначает роли, находит все необходимое для работы группы (ручку, фломастеры, бумагу)).  Докладчик (фиксирует на бумаге всё, что говорится в группе, делает доклад от группы, отстаивает точку зрения группы). Организатор общения  (следит за тем, чтобы все в группе высказались; следит за тем, чтобы группа работала тихо; не позволяет грубого отношения членов группы друг к другу).  Оценщик  (сам активно работает в группе, наблюдает за тем, как все выполняют свои роли, по окончанию работы оценивает работу всех членов группы кроме себя (оценщика оценивает вся группа)). Работа всех участников группы фиксируется в специальной таблице, которая предлагается ученикам до начала работы в группах.

Дата ___________________  предмет _________________________

Состав группы

роли

оценка

Из таблицы те баллы, которые выставили ученику его товарищи по группе, переносятся в соответствующую графу («работа на уроке») в ИОУП каждого ученика.

           Индивидуальная работа по ИОУПам. Теперь каждый работает самостоятельно. Кто-то сдаёт учителю те задания, которые выполнил самостоятельно. Кто-то читает одному из одноклассников то, что не смог прочитать ранее по каким-либо причинам. А кто-то сдаёт пересказ учителю или консультанту. Консультантом автоматически становится тот ученик, который сдал пересказ произведения учителю на «5». Как правило, каждое произведение приходится сдавать разным консультантам. Пересказ проверяется тоже по табличке, которая была составлена нами на уроке. Дети свободно ориентируются в критериях и с удовольствием выполняют эту ответственную работу по оценке своего товарища по предлагаемой ниже таблице и фиксируют полученный результат в ИОУПе проверяемого ученика. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за пересказ – 9 баллов, если получается менее 5 баллов, пересказ не принимается и его нужно будет пересдать.

критерий оценки

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

1

Последователь-ность.

Пересказ был последовательным, логичным.

Допущена одна ошибка в последовательности изложения.

Допущено две ошибки в последовательности изложения.

Допущено более двух ошибок в последовательности изложения.

2

Правдивость.

Правдивый пересказ без искажения событий.

Пересказ с 1 ошибкой (искажением) событий.

Пересказ с 2 ошибками (искажениями) событий.

Допущено более двух искажений пересказываемого текста.

3

Культура речи.

Пересказ был чётким, динамичным, грамотным (без ошибок по культуре речи и без слов-паразитов: «ну», «короче» и т.д. без повторяющихся слов:  «потом», «так» и т.д.)

Не соблюдение одной из позиций оценивания  (нет чёткости, или  динамичности, или грамотности речи).

Не соблюдение двух из позиций оценивания (нет чёткости, или динамичности, или грамотности речи).

Не соблюдение всех трёх позиций оценивания.

Итоговая рефлексия. Организация рефлексии проходит в форме заполнения учащимися индивидуальных табличек, которые напечатаны на листах после ИОУПов. В табличках помещены умения, и учащийся оценивает себя напротив того умения, над которым работали на данном уроке. О системе оценивания мы договорились (+, +/-, -). Ниже приведён пример такой таблички.

             Я умею                                          дата

1

Выразительно и правильно читать.

2

Пересказывать текст.

3

Отвечать на вопросы к тексту.

4

Составлять  вопросы к тексту.

5

Составлять план текста.

6

Строить своё высказывание (монолог)  на заданную тему (строить монолог).

7

Участвовать в диалоге.

8

Аргументировать (доказывать) свою точку зрения.

9

Строить схемы.

10

Заполнять таблицы.

11

Пользоваться словарями.

12

Работать со справочниками, энциклопедиями.

13

Подбирать литературу по теме.

14

Оценивать свою работу.

15

Оценивать работу других.

16

Работать в группе (договариваться, распределять работу).

Результаты работы в рейтинговой системе оценивания.  В классе, где применялась данная система обучения, были лучше сформированы такие общепредметные умения как работа с текстом, планирование, рефлексивные и коммуникативные способности.  Активность учеников значительно возрастает, так как разворачивается  негласное соревнование – кто набрал больше баллов?

        Удалось снять напряжение, связанное с «отметкой» и выбором уровня. Ученик понимает, что теперь всё в его руках и всё ему по силе, поскольку все задания, предлагаемые в ИОУПе,  рассчитаны на уровень младшего школьника и исключают перегрузку. А это, в свою очередь, во-первых,  положительно сказывается на сохранении психологического здоровья школьников. А, во-вторых, повышает мотивацию учебной деятельности. По результатам анкетирования по поводу того, как ребята относятся к системе ИОСО и к ИОУПам, было выявлено, что система ИОСО на уроках чтения нравится детям больше, чем обычная ИОСО на уроках математики и русского языка (где предлагаются задания по уровням). А нравится больше из-за другой системы оценивания достижений учащихся. Значит, цели, которые я ставила перед собой перед введением этой новой системы оценки достижений учащихся (повышение мотивации учебной деятельности и сохранение психического здоровья учащихся) мною достигнуты.

        Что касается меня как учителя, то данная система позволила мне глубже изучить предмет и методику преподавания данного предмета, не только для того, чтобы правильно и интересно строить уроки, но и для того, чтобы составлять индивидуально-ориентированные планы. Стало необходимым ещё раз подробнее изучить общеучебные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся начальной школы, и выделить среди них те, которые я могу формировать и развивать непосредственно на уроках литературного чтения. Сейчас мною разрабатываются таблички по оценке чтения наизусть, оценке подготовленных учащимися сообщений и защите этих сообщений в классе, рефлексивные «Дневнички» успехов для каждого ученика, с которыми дети будут работать в течение всего учебного года. В уроки литературного чтения вводится проектная деятельность учащихся, оценку которой тоже нужно разработать и адаптировать для начальной школы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках литературного чтения через разработку критериев оценки.

Особенности работы над критериями выразительного чтения учащихся в начальной школе...

Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения

Под творческой работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творч...

Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения

Цель данной методической разработки: исходя из общей задачи развития личности ребенка, создать условия для формирования младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, вл...

Система работы по теме "Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения"

Система работы по теме "Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения" в номинации "Методический семинар"на конкурс "Учитель года-2016"...

Формирование литературного творчества, в том числе развитие исследовательского поведения учащихся на уроках литературного чтения в 3-м классе.

В данной работе попытаюсь раскрыть основную задачу курса «Литературное чтение», и как провожу работу по решению данной задачи на уроках литературного чтения в 3-м классе.  Задачей явл...

Доклад для выступления на семинаре "Влияние использования музыки на уроках литературного чтения на эмоциональное развитие младших школьников."

Музыка… Такая земная и неземная. Музыка - словно отражение иного пространства, иного времени, иных миров. Она звучит и в шуме водопада, и шелесте листьев, и пении птиц. Музыкой наполнены травы,...