доклад "Эстетическое воспитание воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"
статья по чтению (2 класс) на тему

Сорокина Нина михайловна

Статья нацелена на формирование эстетических вкусов,развитие чувства прекрасного

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  Доклад

                       

                                              на тему:

 «Эстетическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения»

                                                                         Учитель начальных классов

                                                                         МБОУ лицей с. Долгоруково

                                                                          Сорокина Н.М.

                                               2016г.

Эстетическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения  

     ( учитель начальных классов Сорокина Н. М.)

Цель: 
Углубленное изучение своего предмета и методики его преподавания.
Формирование эстетических вкусов, развитие чувства прекрасного, внутренней потребности личности к самосовершенствованию, к реализации творческих возможностей каждого ученика. 
Задачи:
Изучить и проанализировать тексты по литературному чтению;
Провести интегрированные уроки литературного чтения и ИЗО, музыки.

А. Сухомлинский писал: «Одна из причин духовной пустоты - отсутствие подлинного чтения, которое захватывает ум и сердце, вызывает раздумья об окружающем мире и о самом себе... Жизнь в мире книг - это совсем не то, что аккуратное, усердное учение уроков. Жизнь в мире книг - это приобщение к красоте мысли, наслаждение культурными богатствами, возвышение самого себя»

Д. Ушинский писал о необходимости двух видов чтения: логического и эстетического. Логическое чтение требует полного осознания каждого выражения, каждой мысли, понимания связи между словами, высказываниями, частями текста. Эстетическое чтение, прежде всего, нацелено на возбуждение чувств читающего. Благодаря такому чтению ребёнок может познакомиться с разными сторонами жизни, так как «многое понимается чувством и не может быть объяснено умом».

Эстетические чувства людей играют огромную роль в их жизни. Умение понимать, видеть и создавать прекрасное делает духовную жизнь человека богаче, интереснее, даёт ему возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение. Эстетическое воспитание начинается в начале урока. Наведите порядок на рабочем месте, посмотрите на свой внешний вид, на внешний вид своего товарища по парте ,на порядок в классе. Полюбуйтесь на распустившийся цветок, послушайте пение птиц за окном и т. д. Этим самым идет и положительный настрой на урок.

Вступая в различные жизненные взаимоотношения с людьми, вещами и природой, сталкиваясь с явлениями общественной жизни вообще и с явлениями искусства в особенности, ребёнок под решающим влиянием взрослых развивает определенные эстетические взгляды.

Познакомившись с творчеством нового для него поэта, писателя, художника, композитора иначе воспринимает мир, начинает видеть краски, формы, звуки, которые раньше не замечал, начинает иначе жить, иначе чувствовать.

Главная задача, стоящая перед нашей начальной школой, - это задача разностороннего развития ребенка, раннее выявление и развитие его творческих способностей.

Эстетическое обучение пронизывает всю организацию жизнедеятельности ребенка в школе. Радостная, доброжелательная атмосфера обучения, наполненная постоянным открытием для себя окружающего мира, дает возможность воспитывать личность, испытывающую интерес и потребность к получению знаний. Художественной литературе принадлежит огромная роль в формировании духовного мира школьника. Она открывает юному читателю мир прекрасного, развивает его эстетические чувства.

Я убедилась в том, какое особое значение имеет книга для чтения, от которой зависит во многом преподавание предмета литературного чтения.

Школа основывает свою работу на единой системе эстетического воспитания и ставит перед собой следующие задачи:

– вырабатывать у детей потребность в приобретении знаний;
– вовлекать учащихся в художественно – творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре;
– развивать вкус, творческие особенности детей;
– формировать духовные качества, высокие эстетические чувства.

Для осуществления этих задач использую следующие пути.

1. Постоянная связь с жизнью, широкие межпредметные связи.

2. Упор на задания познавательного и творческого характера, творческие уроки.

3. Проведение любого урока на высоком эстетическом уровне.

4. Обобщение знаний через внеклассную работу.

Хочу поделиться опытом работы на уроках литературного чтения.

Эмоциональное восприятие произведения организую путем рассмотрения репродукций картин, прослушивания фонограмм. После прочтения текста выдерживается минутная пауза. В классе в этот момент «минута тишины» - все думают над только что услышанным, ведь надо прожить свои впечатления, дать им определиться. А потом начинаются свободные высказывания детей, без наводящих вопросов учителя.

На уроке важное место занимают такие формы работы как драматизация, иллюстрирование произведений, словесный, творческий пересказ, рассказ по картинкам, иллюстрациям, постановка «живых картин» к произведению.

Проведение драматизации способствует пробуждению творческой мысли детей, возникновению желания, потребности к созданию самостоятельных мини – драматических сцен на основе личных наблюдений, собственного опыта.

Инсценируются тексты, обладающими ярким, интересным сюжетом, острым конфликтом, выразительными диалогами, запоминающимися характерами.

Иллюстрирование произведений представляются творчески: это чтение стихов, исполнение песен и т.п.

Виды учебно-речевой деятельности требуют от учащихся глубокого проникновения в художественный образ, сопереживания, перевоплощения, развивает воображение, образное мышление, эстетические чувства и вкус.

Уделяя большое внимание созданию условий, обеспечивающих свободу самовыражения детей, развитие их эмоциональной и духовной сферы использую такие приемы:

1. «Почта». В конце урока детям предлагается написать мини – письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке. «Почтальон» или дежурный ученик разносит письмо по адресам.

2. «Дерево творчества». На дереве дети прикрепляют листочки, цветы, плоды на которых выполняли творческие задания. (Мини – сочинения, рисунки, отзывы и т.п.)

3. «В гостях у сказки». Во «Дворце сказок» живут любимые герои из прочитанных произведений.

Изучая произведения об осени, предлагаю детям поделиться впечатлениями. Они на листьях клена, осины , березы пишут. Вот, например.

«Здравствуй ,осень!  Как я ждала тебя! Вчера я была с родителями в лесу.

Листья осины, березы кружились и падали разноцветными платочками. Мы долго любовались этой необыкновенной красотой. Я словно попала в сказку. Нужно было возвращаться домой, но невозможно было оторвать взгляд от этой красоты. Спасибо тебе, осень за такой подарок.

Или предлагаю написать, например, весной «Что я вижу из окна», «Мои впечатления от зимнего леса» , «Красота природы весной».

Я убедилась, что с эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию

. Особенно им нравится работать с поэтическими произведениями. Ребята пытаются создать свои образы . Прием «подключения эмоций» применяю при изучении поэтического произведения достаточно часто.

Учитель предлагает детям ответить на вопрос: какие слова вы употребили бы, если бы создавали произведение о реке в горах?

Так, вокруг слов «горная река», появляются слова: «шум», «ворчит», «бурное течение», «препятствие», «камни», «мчится», «быстрый поток», «стремительно». Опираясь на них дети обсуждают возможные варианты пропущенных в стихотворении слов, вписывают наиболее удачные. Затем стихотворение читается по учебнику, анализируется авторское слово, выявляются его преимущества.

Наиболее интересно проходят представления в театре кукол.

Для театральных игр «Золотая рыбка» (по А.С. Пушкину) «Заяц, Косач, Медведь и Весна» (по В.В. Бианки), «Сорочий язык» (по С.В. Михалкову) учащиеся 3, 4 классов смастерили куклы бибабо. Изготовив несколько персонажей в разных костюмах, легко инсценировать любую понравившуюся сказку, басню, рассказ.

Литературные книги позволяют детям проявлять активность, показывать свое знание стихов и программы по чтению. Анализ опыта работы свидетельствует о наиболее результативном обучении.

Возрастает  интерес к занятиям, легче разрешаются нравственные проблемы, активизируется творческая деятельность учащихся, повышается качество образования

        Хорошо, правильно продуманный урок способствует созданию сосредоточенности и внимания учащихся, влияет на их настроение, формирует у детей эстетический подход к уроку, то есть использование на уроках элементов устного народного творчества помогает открыть учащимся «Глаза на мир», активизирует их души, формирует потребность к совершенствованию, саморазвитию.

        Устное народное творчество как ценнейший языковой материал широко используется в обучении и воспитании учащихся. Она как игра, развлечение, но то же время через него дети по-другому видят окружающий мир.

        Уроки стараюсь строить так, чтобы они захватывали не только ум, но и развивали бы эстетические чувства ребенка.

Создание на уроках атмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не дополнение или украшение к урокам, а необходимое условие получения знаний.

        Моя задача как учителя состоит в том, чтобы научить детей работать с книгой, чтобы ученик уже в начальном школе умел читать с глубоким осмыслением того, что читает, чтобы мог самостоятельно разобраться в прочитанном, определить к нему отношение.

        С 1 класса я стараюсь не просто познакомить своих учеников с библиотекой, а делаю все, чтобы они подружились с ней, с книгами, с систематическим чтением на всю жизнь.

        На своих уроках чтения я, как правило, отвожу 10 минут для развития речи, для знакомства с дополнительной литературой (работа по картинам, ответы на вопросы, о погоде, временах года, о животных, о семье и т.д.).

        (Дополнительная литература – это журналы, книжки, сюжетные картинки, рисунки учеников и т.д.)

        При сотрудничестве с детьми эти 10 минут не проходят даром. Они приносят хорошие результаты и воспитательном, и в образовательном, и в эстетическом плане.

        В чем тут спросите эстетическое воспитание? А во всем.

        Возьмем и посмотрим работы учеников, то есть тетради. Там они очень аккуратно, вдумчиво отражают свои мысли через рисунки. Или же я даю задание «Принести свою любимую книжку», «Подготовьте пересказ любимой сказки», «Расскажите любимое стихотворение», «Расскажите какой наш класс, наша школа» и т.д.

        В тетрадях так же рисуют иллюстрации к прочитанному, изображают, как могут – любимых героев, фантазируют в своих рисунках, рассказах. Потом задание связываются с какой-либо конкретной книжкой, которая прочитывалась дома ребенком по его желанию.

        Много результатов дает и прослушивание на уроках аудиозаписей, просмотров мультфильмов, все это приносит моим детям радость познания, совместных обсуждений, сопереживания.

        Стараюсь разнообразить каждый урок, учу разбираться в прочитанном, думать, рассуждать, делиться своими впечатлениями.

        Хорошее чтение помогает детям в изучении других предметов, видеть красоту вокруг себя, учить самих учеников быть красивыми, чистыми, опрятными, умными, любознательными и т.д.  Вывод напрашивается сам собой – надо учить детей видеть прекрасное, развивать у них эстетические чувства, умение воспринимать прекрасное, помогать детям, открывать этот мир.

Эстетическое воспитание школьников оказывает только положительный эффект на воспитание адекватного, уверенного ,психически устойчивого и ответственного ребенка, умеющего находить выход из сложившихся обстоятельств

Литература:

1 Ефимова И. Н. Роль эстетического образования в воспитании гармоничной личности.- М. :Журнал «Начальная школа:»,2012г

2  О реформе общеобразовательной  и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М.1994г

                                     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения.

В наши дни многие говорят о падении нравственных ценностей у детей. Так ли это? Может ли учитель повлиять на этот процесс, если может, то как? Я попыталась в своей статье ответить на эти вопросы....

Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.

Об использовании педагогических технологий на уроках чтения в начальных классах пойдёт речь в этой статье....

Статья «Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"

Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.

В работе представлен опыт учителя начальных классов по формированию у младших школьников нравственных понятий на примере изучения басен И.А. Крылова как одних из наиболее удачных примеров литературных...

Экологическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка

Особенности организации учебного процесса младших школьников дают педагогу возможность так спланировать учебно- воспитательный процесс, чтобы как можно больше школьных предметов приобрели экологическу...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

            Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.. Ва...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности средствами литературного чтения - одно из важнейших направлений гуманитарного образования современных школьников в семье и школе....