Экологическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка
статья (3 класс) на тему

Протасова Людмила Николаевна

Особенности организации учебного процесса младших школьников дают педагогу возможность так спланировать учебно- воспитательный процесс, чтобы как можно больше школьных предметов приобрели экологическую направленность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка

Протасова Людмила Николаевна,

учитель начальных классов I квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3» г. Курска

методист: Брежнева Т.А.

Бурная хозяйственная деятельность человека, возросшая вследствие значительного роста численности населения Земли, стала причиной глобальных экологических проблем, среди которых: загрязнение атмосферы, морей и океанов, начавшееся изменение климата Земли, опустынивание обширных территорий, сокращение генетического фонда Земли. Катастрофически быстро нарастающие изменения биосферы, вызванные  влиянием человека на окружающую среду, привлекли внимание не только ученых, но и всех прогрессивно мыслящих людей планеты.  Значительная роль в решении проблем экологического воспитания и образования  принадлежит начальной школе.

Особенности организации учебного процесса младших школьников дают возможность педагогу так спланировать учебно-воспитательный процесс, чтобы как можно больше школьных предметов приобрели экологическую направленность.

Экологически ориентированная педагогика должна отвечать принципу природосообразности в его современном звучании,  развивать у детей нравственное отношение к природе, обществу, людям, воспитывать у них такие чувства и состояния, как любовь, сопереживание, совесть, эмоциональный и духовный подъём от общения с природой. Ребенок должен чувствовать себя в гармонии и единении с окружающим миром.   Психологической особенностью младшего школьного возраста являются эмоциональные переживания, связанные с объектом познания. Именно поэтому особую важность приобретает организация условий  для установления его эмоциональных связей с природой.

Уроки литературного чтения дают возможность при  восприятии  художественных произведений вызвать у детей эмоциональный отклик, чувство удивления, восторженности, что является условием воспитания эмпатических чувств. Очень нравятся ребятам задания, включающие элементы драматизации, когда нужно разыгрывать роли различных объектов живой природы. Дети исполняют роли различных животных или растений, стараются передать те состояния, которые испытывают их герои. У детей появляется возможность встать на позицию другого, увидеть ситуацию чужими глазами.

Очень интересны и целесообразны задания, которые включают элементы самостоятельного литературного творчества детей. Например: придумай своё окончание (продолжение…) рассказа или сказки; подумай, как рассказ превратить в сказку; придумай свою историю о герое; сочини стихотворение по его началу и др.

Особенно нравится детям «издавать» книжки-малышки со своими рассказами, сказками и стихами о природе и окружающем мире, тематически связанные с изучаемыми произведениями. Например, знакомясь с рассказом В.Чаплиной «Чужой», дети сочиняли истории о своих маленьких друзьях-собаках. Ребята слушают с интересом рассказы собственного сочинения не только на уроке, но и на переменах,  берут с выставки книжки-малышки, рассматривают их и читают. Очень эффективны задания-тренинги типа «Защита», цель которых – воспитание положительного отношения к так называемым «нелюбимым» животным (жабе, лягушке, гадюке и др.). Эти задания направлены на то, чтобы ребёнок увидел в этих объектах что-то удивительное, особенное, вызывающее восхищение, симпатию, сочувствие и т.п. (Емельянов Б. «Зеленая букашка», Пантелеев Л. «Две лягушки» и др.)

Очень интересны и показательны маленькие письма - сочинения, написанные учениками 1 класса. Чтобы дать представление о полученных экологических знаниях, приведу примеры нескольких из них.

Мы читали рассказы о природе. Мне больше всего понравились рассказы о воде и воздухе. Их загрязняют нефтяные, отходы, кислотные дожди. Природа приносит пользу человеку. Когда я вырасту, я буду её охранять. (Вероника А.)

Экология – это наука о связи живых существ со средой обитания. Мы читали рассказы о воздухе. Яд с неба попадает в почву потому, что дым фабрик и заводов загрязняет воздух. Я думаю, для того чтобы воздух был чистым, надо использовать специальные фильтры. (Теймур Л.)

В работе учителя начальных классов следует использовать  нетрадиционные формы проведения уроков, которые не только формируют эмоционально позитивный  отклик у детей, но и способствуют решению задач экологического воспитания и образования. Например: 1) урок-загадка при изучении малых фольклорных жанров может включать загадки о животных или растениях, расшифровку пословиц и поговорок о природе, исполнение детьми народных песен; 2) урок-викторина «Умники и умницы» проводится  после знакомства с несколькими произведениями  о природе, причем вопросы викторины  дети готовят самостоятельно.

В учебниках русского языка  разных авторов материал с экологической направленностью представлен в небольшом количестве, поэтому учителю следует использовать на уроках русского языка дидактические материалы с экологической направленностью, а так же разные формы работы:

1)РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ экологического содержания.  Дети  либо зачитывают о календарных месяцах приготовленный ими дома материал, либо находят материал в книгах, находящихся на классной книжной полке или в библиотеке. Например:

Декабрь.

Слово декабрь пришло из Византии, месяц назывался «де-кемерий».

В народе говорят:

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Сухой декабрь - сухие весна и лето.

Декабрь холодный, снежный, с частыми инеем и ветрами – к богатому урожаю.

2)Для развития орфографической зоркости используются СКОРОГОВОРКИ  с экологической направленностью. Например: « Лягушки любят лакомиться ломтиками лососины и лавровыми листиками», «Жутко жуку жить на суку» и т. д.

3)Для осуществления экологического образования на уроках русского языка так же большую роль играет работа с текстом и заданиями учебника, которые дают возможность повторить и систематизировать знания учащихся об объектах природы, их признаках, свойствах. В процессе  работы с текстовым материалом с детьми проводятся беседы  о значении леса, о правилах поведения в лесу, о значении диких и домашних животных, причинах сокращения или исчезновения того или иного растения. Работая с текстом учебника, ребята задумываются, о чем этот текст, отвечают на вопросы, рассказывают о каждой прилетевшей к кормушке птице. После беседы делается обобщение. Например, вот так организуется работа с текстом в 1 классе:

- Посмотрите на данную запись. Попытайтесь определить название текста.

лиственница

- Текст называется «Лиственница».

- В тексте вам встретится новое слово. Прочитайте его. (На доске пунктиром написано слово  сваи.)

- Что такое сваи? Прочитаем толкование этого слова в словаре.

- Прочитайте текст. Подумайте, почему люди мастерили сваи из лиственницы?

  У лиственницы тяжелая древесина. Дерево может утонуть в реке. Древесина очень долговечна. Она не гниет в почве и даже в воде. Из нее люди мастерили сваи для мостов.

- Что мастерили люди из лиственницы и почему? Составьте ответ из одного предложения.  

Учитель сообщает о том, что лиственница занесена в Красную книгу и проводит беседу о Красной книге.

 4) Викторина по русскому языку «Что? Где? Когда?»

«Знаешь ли ты птиц?»

      1. Какая птица быстрее всех летает? (Стриж)

      2. Какая птица, кроме названия коростель, имеет еще одно название? Большую часть пути с юга она шагает пешком. Она является объектом спортивной охоты. (Дергач)

      3. Небольшая птичка, которая обычно гнездится на елях и соснах. Герой одной из басен Крылова. (Чиж)

      4. Название, какой птицы составлено из звуков, которые издают эти птицы? (Грач)

      5. Полезная птица отряда совиных, уничтожает грызунов и крупных насекомых, подлежит охране. (Сыч)

 5) На  уроках   русского   языка   можно использовать тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных, это  могут быть как диктанты, так и изложения, сочинения, так как главная цель  учителя не только проверить знания учащихся, но и  пробудить  их  чувства,  мысли, побудить их задуматься над самыми различными вопросами гармонии  и  единства всего созданного на планете.

Интегрированные уроки – это реальный шаг в направлении  «экологизации» растущего человека.  Процесс   интеграции   представляет   собой   высокую    форму   воплощения

межпредметных  связей,   сказывается   на   его   результативности:   знания

приобретают   качества   системности,   умения    становятся    обобщенными,

комплексными, усиливается  мировоззренческая  направленность познавательных интересов  учащихся,  более  эффективно  формируется   их   убежденность   и достигается  всестороннее  развитие  личности.  Именно  на   интегрированных уроках у детей развивается образное мышление  и  воображение,  воспитываются эстетические чувства, любовь к природе, что немаловажно для  экологического образования.  Предлагаю вам разработки   интегрированных   уроков   с экологической направленностью.         

Краткое описание интегрированных уроков.

 1. Русский язык и литературное чтение.

           Тема «Упражнения  в  проверке  безударных  гласных.  С.  Есенин

           «Береза»».

        На этом уроке дети знакомятся  с  русским  поэтом  –  С.  Есениным, разбирают  его  стихотворение  «Береза»,   используя   предложения   из стихотворения, упражняются в  проверке  безударных  гласных,  подбирают    однокоренные слова, распознают  орфограммы,  учатся  сравнивать.  Таким    образом, через стихотворение пейзажной лирики С.  Есенина  на  уроке  я    пыталась у детей воспитывать любовь к родной природе.

        2.  Окружающий мир и русский язык.

           Тема «Растения весной. Первоцветы. Обобщение  знаний  об  имени

прилагательном как части речи»

        На этом уроке, одновременно работая над распознаванием рода,  числа

имен  прилагательных,  над  обобщением  знания  имени  прилагательного,

знакомлю с изменениями в природе  с  приходом  весны,  с  разнообразием

весенних растений – первоцветов и с необходимостью их охраны. На  уроке    много использовалось стихотворений, через которые я воспитываю интерес    и уважение к природе.

        3. Литературное чтение – русский язык – музыка.

           Тема «Обобщающий урок по  литературному чтению  по  разделу  «Весна  идет»  и обобщение знаний учащихся о предложении»

           Тема на уроке вводится через загадку.  Разбирая  произведения  о  весне,  пытаюсь    помочь детям почувствовать красоту слова. На уроке учащихся знакомлю   с новыми словами и понятиями, систематизирую знания  о  предложении,    развиваю творческое мышление, учу детей понимать музыку, «видеть»  в    ней картины природы.

            Знакомство с новым словарным словом.

      Например, можно  провести  следующую  работу  со  словарным  словом  – береза.

      - Узнайте, что это за дерево (показ иллюстрации)

      - Рассмотрите внимательнее, что вас особенно привлекает?

      - А знаете ли вы чем полезно это дерево?

        Это интересно: (дополнение к сказанному)

      На земном шаре насчитывается 120 видов берез. Древние славяне почитали

березу священным деревом. На Руси это растение  было  связано  с  весенними церковными праздниками. В Москве существовал обычай отмечать  эти  весенние праздники в Марьиной роще, а к вечеру молодежь при большом скоплении народа, пускала березовые венки по  воде.  С  березой     крестьяне  землевладельцы связывали немало примет:

      - Из березы течет много сока – к дождливому лету.

      - Соловей запевает, когда может напиться росы с березового листа.

      - Овес сей, когда береза распускается.

      Издавна береза считалась символом России  и  широко  использовалась  в

различных отраслях.

      Почки, листья и кору березы используют в медицине. Деготь,  получаемый

при сухой перегонке древесины, используют для лечения кожных заболеваний.

      Из  бересты  умельцы  плели  корзины,  сумки,  изготовляли   различные

поделки.      Весенний березовый  сок  является  лечебным  питьем.  Однако  следует помнить, что незнание всех правил его сбора может привести к  гибели  очень ценного и полезного растения. Поэтому нужно уметь правильно сделать надрез, а после окончания сбора сока закрыть смолой сосны или пластилином, чтобы  внее не попали споры грибка.

        Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал:

Если вы думаете на год вперёд – сейте зёрна,

Если вы думаете на 10 лет вперёд – сажайте деревья,

Если вы думаете на 100 лет вперёд – воспитывайте человека.

         Наверное, это и есть цель уроков литературного чтения и русского языка, которые дают прекрасную возможность для развития интереса к познанию природы, формированию ценностного отношения к ней, воспитанию у детей гуманного отношения к природным объектам.

                             

Литература:

 

 1. Голубь В. Интегрированный урок.// Газета. Начальная школа.  –  1998.  -

    №9. – с.2.

 2. Долгачева В.С. Изучение лекарственных растений в  начальной  школе.  //

    Начальная школа. – 1995. - №4. – с.36.

3. Кириллова З.П. Экологическое  образование  и  воспитание  школьников  в

    процессе изучения природы. //Начальная школа. – 1989. - №5. – с.25.

4.  Кочегарова   Т.М.   Тематические   кроссворды   на   уроках   русского

    языка.//Начальная школа. – 1989. - №1. – с.31.

5. Купров В. От экологии природы – к экологии  души.  //Газета.  Начальная

    школа. – 1999. - №35, №36.

6.  Леонтьев М.Р., Самотесов  Е.Д.  Экологическое  образование  в  России:

    проблемы и перспективы. //Биология в школе. – 1994. - №3. – с.5.

7. Манеева О.И. Загадок не счесть. //Начальная школа.  –  1998.  -  №4.  –

    с.25.

8. Мельник Э.Л., Исаева Л.А. Интегрированные уроки при  изучении  природы.

    //Начальная школа. – 1998. - №5. – с.74.

9. Плешаков А.А. Экологические проблемы  и  начальная  школа.  //Начальная

    школа. – 1991. - №5. – с.2.

10. Седых В.И. Формирование у младших школьников ответственного отношения к

    природе. //Начальная школа. – 1995. - №5. – с.34.

11. Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников.   //Начальная

    школа. – 1988. - №2. – с.42.

12. Симонова Л.П. О перспективах  экологического  образования  в  начальной

    школе. //Начальная школа. – 1988. - №6. – с.14.

13. Сорокоумова Е.А. Работа с учебным  текстом  экологического  содержания.

    //Начальная школа. – 1988. - №6. – с.28.

14. Трегубова Г.В. Развитие творческого мышления на уроках русского  языка.

    //Начальная школа. – 1995. - №6. – с.45.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения.

В наши дни многие говорят о падении нравственных ценностей у детей. Так ли это? Может ли учитель повлиять на этот процесс, если может, то как? Я попыталась в своей статье ответить на эти вопросы....

Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.

Об использовании педагогических технологий на уроках чтения в начальных классах пойдёт речь в этой статье....

доклад "Эстетическое воспитание воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"

Статья нацелена на формирование эстетических вкусов,развитие чувства прекрасного...

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка.

Привить любовь к своей Родине необходимо как можно раньше, а именно в начальных классах. Дети уже в младшем школьном возрасте должны понять, как это важно любить свой народ, гордиться его прошлым и на...

Экологическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

Как актуальна сейчас вообще проблема любви к природе и воспитания её в подрастающем поколении, так и актуален вопрос о воспитании любви к живой природе у младших школьников на уроках литературного чте...