Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка посредством использования краеведческого материала .
опыты и эксперименты по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Каминская Виктория Александровна

Из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Каминская Виктория Александровна

МОУ СШ №95 Краснооктябрьского района Волгограда

учитель начальных классов

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках

литературного чтения и русского языка посредством использования краеведческого материала

       Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения предусматривает главной целью «духовно-нравственное развитие личности учащихся». Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе по ФГОС строится, в частности, «вокруг оценки сформированности основ гражданской идентичности - чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий, любви к родному краю и малой родине, осознания своей национальности уважения культуры и традиций народов России и мира».

    Привить любовь к своей Родине необходимо как можно раньше, а именно в начальных классах. Дети уже в младшем школьном возрасте должны понять, как это важно любить свой народ, гордиться его прошлым и настоящим, чувствовать свою ответственность за то, каким будет будущее. Поэтому воспитание патриотизма через урочную и внеурочную формы работы с использованием краеведческого материала является актуальным направлением работы учителя начальных классов.

     Уроки русского языка и литературного чтения дают возможность создать необходимые условия для воспитания чувства любви к родному языку, осмысления нравственных ценностей.

Воспитание через отдельную дисциплину возможно при определенной системе работы. Так через содержание основного учебного материала возможно передать опыт человечества, образцы духовности, гуманизма, творческого мышления.

       Поэтому я выдвигаю следующую цель: создать условия для духовно-нравственного развития детей на уроках русского языка и литературного чтения.

       Процесс реализации данной цели предполагает решение следующих задач: 

  1. Формирование у школьников базовых национальных ценностей.
  2. Приобщение к истории культуры и литературы родного края, традициям и обычаям местных жителей.
  3. Раскрытие непреходящего характера художественных ценностей.
  4. Обогащение устной и письменной речи.
  5. Обучение методам научно-исследовательской работы.

Представление опыта педагогической деятельности

Актуальность краеведения в духовно-нравственном воспитании младших школьников

    Любовь к родной культуре, к родному краю, к родной речи начинается с малого – с любви к родной семье, к своему жилищу, к своей школе, к своему селу. Совершая великие дела, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Наши дела в совокупности с прошлым, с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим  словом  «отечество». От слов «родина, отечество, родной край»  и возникло понятие «краеведение», которое утвердилось и получило широкое распространение  в двадцатые годы прошлого века. «Краеведение» обозначает: знание о своей ближней родине - от слов «ведать», «знать» свою родину, ее природу, историю, быт, взгляды, верования, традиции местного населения. Вместе с тем, краеведение понимается и как путь, метод, процесс познания  от ближнего к дальнему, от частного к общему.

    О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать краеведческий материал  в обучении и воспитании подрастающего поколения, приобщать их к исследованиям писали еще Я.А.Каменский, Ж.-Ж.Руссо, Г.Песталоцци, и другие зарубежные педагоги и ученые. В России эту идею развивали В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов, Н.И.Новиков, Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский и другие.  

     К.Д.Ушинский, изучавший  идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики и школы, писал, что  «поля родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека», что они помогают возгореться «искрам любви к отечеству».

     Наш современник академик Д.С.Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечал, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость; если не будет корней в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.

       Следует различать «уровни» краеведческой познавательной работы учащихся:

          1.  Получение учащимися «готовых» знаний о родном крае.

      2. Самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее активную познавательную деятельность учащихся, когда они в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», то есть фактически заново открывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни.

          3. Изучение школьниками истории родного края в ходе учебно-    исследовательского поиска, представляющего научный интерес (на основе проектного и проблемного обучения).

      В ходе работы  приходится держать в поле зрения все  уровни, видеть их различия и связи, пути перехода от простых работы к более сложным, так как это является  важным условием эффективности использования краеведческого материала в обучении и воспитании школьников.

 В  своей практике  использую  такой принцип краеведения, как концентризм  - изучение учащимися родного края по концентрам:  

1. Родной дом. Моя родословная.

2. Царицин, Сталинград, Волгоград: прошлое, настоящее и будущее.

3. Школа, ее история, традиции.

4. История района, ее духовные ценности, литература.

    5. История, язык и литература Волгоградской области.

-  Изучение различных сторон культурной и общественной жизни края.

- Сочетание литературного краеведения с другими областями краеведения: историческим, географическим, этнографическим.

-  Воспитание нравственности, духовности и гражданственности детей на основе приобщения их к национальным ценностям, идеалам, традициям.

-  Приобщение учащихся к самостоятельному изучению различных  источников по литературе и истории края, использование разнообразных методов, приемов и форм учебной и внеурочной работы, обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в деятельности учеников; единство учебного, внеклассного и внешкольного краеведения.

-  участие в работе  родственников учащихся.

   Есть на земле места, которые особенно дороги и близки сердцу каждого человека. Родной край и люди, живущие в нём, неповторимый облик природы – всё это проходит через сознание и становится частью человеческой судьбы. Знать свой край, его историю и культуру – значит любить его, понять неразрывную  связь истории своей «малой» родины с историей России. Любовь к Родине закладывается в человеке еще в раннем детстве, поэтому в школе особенно важно воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважение к истории и культуре своего народа.  

     Сегодня школа направлена на создание свободного урока, появившегося как результат личностно-ориентированного образования, сотрудничества учителя и ученика. Ясно, что современный урок должен быть направлен не на репродуктивные формы работы, а на творческие, активные, развивающие.     Не так давно я стала преподавать природу, историю и культуру Волгоградской земли, и пришла идея включать краеведческий материал в уроки русского языка и литературного чтения. Это дало возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию обучения. Ученики в большей мере стали чувствовать красоту русского слова.

    Что же ярко и точно запоминается нашим детям? То, что их окружает, что они привыкли видеть каждый день, но раскрытое по-новому, с новой для учащихся точки зрения. «Легко себе представить, сколько ярких, верных действительности образов, совершенно конкретных накопится в душе детей...», -  говорил К.Д. Ушинский, теоретически обосновавший использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе школы.

     Считаю элементы краеведения лучшей пищей для детского ума и воображения, средством развития памяти и внимания, формирования познавательного интереса к предмету. В своей работе применяю уроки таких жанров, как урок-исследование, урок-мастерская, урок-размышление, урок-конференция, урок-игра, урок вопросов и ответов, круглый стол,  исследовательские конференции, которые воспитывают в детях любовь и уважение к литературе, русскому языку.

    Предлагаю несколько приемов использования сведений краеведческого характера в ходе урока:

  • эпиграф к теме или к одному из вопросов,
  • иллюстрация,
  • содержание текста,
  • основной материал урока (например, стихи о войне).

      Считаю, что нет необходимости насыщать такими сведениями каждый урок, материал можно использовать лишь в том случае, если он соответствует теме.  

     На одних уроках краеведческий материал включаю в учебный процесс сама, на других он излагается учащимися. Стремлюсь к тому, чтобы в результате у школьников сформировалась определенная система знаний о родном крае.

      Как показывает опыт, наибольший педагогический эффект краеведческие сведения дают в том случае, когда удается активизировать интерес и мыслительную деятельность учащихся, увлечь их поиском новых фактов. Постепенно школьники сами начинают приобщаться к этой работе: собирают материал, используют его на уроках русского языка и литературного чтения, пишут стихи и сочинения о своем городе, районе, выступают со своими работами на уроках.

      При включении краеведческого компонента в содержание обучения предлагаю использовать разнообразные методы, приемы и средства обучения.

К наиболее эффективным методам можно отнести следующие:

1. Метод стимулирования познавательной активности.

Школьники всех возрастов проявляют большой интерес к культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края. С этим связано значительное повышение их познавательной активности, личностного и социального развития.

2. Частично-поисковый и эвристический метод.

Важнейшим средством приобщения учащихся к истории и культуре страны являются адаптированные тексты художественных произведений. При подборе текстов рекомендую обращать внимание на следующие критерии:

  • соответствие возрастным особенностям учащихся;
  • соответствие их речевому опыту;
  • соответствие интересам;
  • наличие в тексте изученных орфограмм;
  • доступность с точки зрения языковых средств выразительности.

3. Объяснительно-иллюстративный метод.

Предполагает использование на уроках различных наглядных материалов, организацию экскурсий к памятникам природы, культуры и архитектуры, посещение музеев и выставок, написание отзывов, сочинений, изложений и эссе.

4. Метод комбинированного контроля.

Достоинство этого метода в том, что он позволяет провести основательную проверку знаний у нескольких учащихся за небольшой промежуток времени.

    Использование этих методов позволяет организовать обучение не только как усвоение знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Уроки, в которых краеведческий материал тесно переплетается с содержанием основной темы, повышают учебную мотивацию, усвоение знаний учащимися.  А также способствуют развитию интереса к истории родного города и района, желания сохранять их самобытность и уникальность, беречь красоту. То есть находят отклик в душах детей.

Элементы краеведения на уроках русского языка

      Русский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса.   Не секрет, что для многих учеников не является любимым предметом. К старшей школе интерес к изучению русского языка пропадает у многих детей. Этот факт можно объяснить многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Большой объем теоретических знаний, которые должны усвоить учащиеся, и дефицит учебного времени диктуют необходимость поиска форм и методов обучения, позволяющих рационально организовывать процесс обучения.

     Воспитание национального самосознания предлагаю начинать с освоения притягательной силы родного языка. Стержнем этой работы для меня стало краеведение.

      Уроки русского языка являются плодотворным полем деятельности для учителя, умело сочетающего программный и краеведческий материал. В своей практике, выстраивая систему уроков, учитываю личностные и возрастные особенности детей, местный языковой материал ввожу постепенно, маленькими порциями, со временем увеличивая объем информации.

     Убеждена, что прочность знаний зависит от степени самостоятельности детей в их овладении. Поэтому стремлюсь, чтобы мои уроки способствовали развитию у учащихся самостоятельности в их познавательной деятельности.

     Так, большие возможности для использования краеведческого материала открываются при изучении темы «Имена существительные собственные и нарицательные». На таком уроке совершаем путешествие (в том числе и виртуальное) по улицам своего города и района, знакомимся с природными и архитектурными памятниками, посещаем краеведческий музей, библиотеку, встречаемся с интересными людьми.

     Основным методическим средством, которое служит базой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды, является текст, содержание которого может помочь школьникам по-новому осмыслить сущность человеческих отношений и поступков, проникнуть в смысл нравственных понятий. Сегодня нельзя обучать, не обращаясь к прошлому, не извлекая из него уроков, не формируя бережного отношения к национально-культурным ценностям. Поэтому «крупинки золотой пыли» (например, биографии знаменитых земляков) предлагаю использовать прежде всего на уроках развития речи, в контрольных диктантах, в карточках для самостоятельных работ.

    Трудность в подборе текста заключается в том, что последний должен удовлетворять многим требованиям и совмещать в себе одновременно разнообразные качества: по содержанию он должен быть понятным детям, по характеру орфограмм - соответствовать учебной программе, включать орфограммы на изученные правила и слова, которые вызывают затруднения при письме.

    Не менее важно определение характера заданий к текстам и последовательности их выполнения. Приемы работы на уроках могут быть разнообразными:

  • словарная работа, в ходе которой выполняются задания: найти в толковом словаре значения указанных слов; перевести устаревшие слова на современный язык; узнать слово по его описанию; подобрать синонимы, антонимы к данному слову; составить «тематические словарики»;
  • работа с «малыми текстами», например, выполнение упражнений и мини-диктантов под общим названием «Почему мы так говорим?»;
  • комплексный анализ текста, содержащего краеведческий материал.

    Например, используя на уроках стихи поэтов-земляков, даю текст с пропущенными орфограммами, предлагаю самостоятельно найти слова на изучаемое правило, организую  письмо по памяти и др. Но независимо от вида деятельности, у меня появляется возможность обратить внимание учеников на красоту родного города и района, воспетую в стихах,  познакомить учащихся с авторами этих строк.

      Выразительное чтение поэтического произведения, лингвистический анализ, выполнение творческой работы, позволяющей почувствовать себя творцом вслед за автором, - все это создает на уроке ту речевую среду, которая становится естественной для учащихся, если анализ художественного текста входит в систему работы учителя. Воспитание и обучение в данном случае взаимодействуют, так как хорошо организованная работа, знание и понимание окружающей действительности вызывает у учеников потребность высказаться. 

   Изучение русского языка  с использованием краеведческого материала формируют личность с ценностным взглядом на родной язык и развивает её духовно-нравственный потенциал.

Элементы краеведения на уроках литературного чтения

     На уроках литературного чтения в значительной мере можно приблизить изучение программного материала к личному опыту учащегося.

     Например, предлагаю для изучения произведения поэтов нашего края, произведения известных писателей, созданные в наших местах или содержание которых связано с Волгоградом и областью

     На основе этих произведений школьники учатся создавать свои тексты, пишут стихотворения собственного сочинения (например, посвящённые родной школе или маме). Ценность этой работы состоит в том, что она вносит в процесс познания  ребят новые ощущения, развивает их фантазию, формирует интерес к предмету.

     Каждый из жанров фольклора (частушки, сказки, легенды, былины) передает образы и представления разных исторических эпох. Поэтому на уроках по теме «Устное народное творчество» часто прибегаю к использованию краеведческого материала. Школьники сами собирают частушки, песни, потешки, пословицы и загадки. Кроме того, составляют краткую биографию сказителей-земляков, оформляют свои работы фотографиями.

      При изучении темы «Сказки» использую азы исследовательской деятельности.  Это не только интересная работа, но и возможность сделать учащихся соавторами научного поиска и открытия. Обращаясь к сказкам, ребята узнают названия родных мест. Работая над топонимикой, используют рассказы местных жителей или собственную фантазию.

     Детям также интересна лексическая работа, раскрывающая этимологическое происхождение слов. Тут возникает необходимость работы со словарями. Появляется возможность собрать интересную информацию и обеспечить занятию хорошую эмоциональную и интеллектуальную базу, подготовить учащихся к полноценной работе. Плюс к этому у детей формируются навыки работы с учебно-справочной литературой, использования Интернета и современных компьютерных технологий в учебной деятельности,  расширяется их кругозор, совершенствуется речь и коммуникативные умения.

    Обращение к фактам истории и культуры родного края на уроках
литературного чтения  вызывает у младшего школьника поначалу удивление, в процессе дальнейшей работы - радость открытия, а в конечном итоге -
любовь к малой родине и гордость за свою страну.

Развитие речи учащихся

 Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения – это работа, проводимая учителем для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами, а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Работа по развитию речи учащихся вносит существенный вклад в формирование общей культуры, всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы.

        На таких уроках использую тексты изложений, тексты для комплексного анализа, содержащие информацию о малой родине.  

       Краеведческий материал использую при изучении пейзажа, натюрморта, портрета. Непременное условие на таких уроках - связать описание с родными местами.

      Например, за несколько дней до урока развития речи на тему «Описание по фотографиям» дети проводят подготовительную  поисковую работу; отбирают факты и сведения; используя семейный архив,  составляют генеалогическое дерево. Это способствует развитию навыков исследовательской деятельности, формированию аналитического, творческого мышления, а также приобщению к семейным ценностям.

      Я провожу уроки-экскурсии с выходом на сочинение. При подготовке к уроку на тему «Сочинение-описание местности» использую обширный  краеведческий материал. Так, проект  носил название «Достопримечательности нашего города». Работа проходила в несколько этапов. Сначала ученики получали индивидуальные задания – найти сведения о заданном объекте. Затем  во время урока ( виртуальной экскурсии )  каждый ученик выступал в роли экскурсовода, излагая собранный материал (устно описывал свой объект).  После этого учащиеся писали сообщение о

 достопримечательностях Волгограда, то есть происходил процесс осмысления и обобщения полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу.

     В целом, работа на уроках развития речи направлена на формирование навыков критического, творческого мышления, расширение познавательной активности, приобщение к ценностям общества, воспитание патриотизма.

      Формирование истинного патриота своей Родины – дело благодатное, значимое и серьёзное. Какое глубокое удовлетворение испытываешь от своей работы! Сколько интересного и важного открываешь для себя и своих воспитанников! А главное - убеждаешься и веришь в то, что дело, которому отдаёшь силы и творчество, не пропадает даром: детская душа чутко прикасается к тому волшебному источнику, из которого потом всю жизнь будет черпать живительную влагу, - любовь к своему Отечеству.

Ссылки на источники

1.Багашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи// Воспитание школьников. –2008. –No9. –С.10–13.

2.Ахметжанова Г.В. Педагогическая функция –основа профессиональной педагогической деятельности//Наука –производству. –2005. –No8. –С.42–43

3.Агапова И. Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. М.: Айрис-пресс - 2008.

4.Адаменко С. Воспитываем патриотов России. Народное образование - 2010. - №4

Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. СПб: КАРО, 2007.

5.Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение. - 2011.

6.Суходольская С.А. Воспитание гражданственности на уроках русского языка и литературы. Дрофа. - 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как основа успешности обучения русскому языку посредством применения различных видов технологий. (из опыта работы)

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников   как основа успешности обучения русскому языку посредством применения различных видов технологий. (из опыта работы)...

Патриотическое воспитание младших школьников на основе ознакомления с русским народным костюмом

Методическая разработка по патриотическому воспитанию младших школьников...

Формирование культуры речи младших школьников на уроках чтения и русского языка

Формирование культуры речи младших школьников                                             ...

Патриотическое воспитание младших школьников через включение в содержание предмета русский язык краеведческого материала.

В статье даётся описание тем по русскому языку во 2 классе, где можно использовать краеведческий материал. Приведены примеры заданий....

Курсовая работа "Патриотическое воспитание младших школьников на основе ознакомления с русским народным костюмом"

Курсовая работа "Патриотическое воспитание младших школьников на основе ознакомления с русским народным костюмом"...

Упражнения по русскому языку с использованием краеведческого материала

Данные упражнения , на основе использования краеведческого материала,  позволяют повторить алфавит,такие орфограммы,как "Прописная буква в словах","Безударные гласные в корне"...