Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как основа успешности обучения русскому языку посредством применения различных видов технологий. (из опыта работы)
статья на тему

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников   как основа успешности обучения русскому языку посредством применения различных видов технологий.

 (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanenko_-_kopiya.docx31.51 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников   как основа успешности обучения русскому языку посредством применения различных видов технологий.

 (из опыта работы)

Учитель МОУ СОШ№31г.

Комсомольск-на-Амуре

Иваненко Арина Анатольевна

 Анализ школьного образования показывает, что  интеллектуальное

развитие у многих детей значительно отстает от темпов роста объема знаний. Проблема заключается в том, что у многих младших школьников интеллектуальные способности находятся на низком уровне, что затрудняет процесс усвоения материала.

          Результаты проведенных диагностик показали, что у будущих первоклассников  степень мыслительных процессов         сформированы на высоком (15%), среднем (50%) уровне. Эти показатели заставили задуматься о необходимости их сохранения и изменения в сторону роста. Это возможно, т.к. данный возраст  является синзетивным, т. е. оптимальным для организации активной мыслительной деятельности

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта так определяет цели обучения:

развитие интеллектуальной и в целом познавательной активности учащихся,

развитие речи, мышления, воображения школьников.

Опыт показывает, что часто уроки русского языка относятся школьниками к числу нелюбимых. Психологи, ученые, даже писатели подтверждают это и приводят свои доказательства. Так более ста лет назад В.Г. Белинский писал: «Для учащихся грамматика русского языка есть наука трудная, тяжелая, скучная, внушающая страх и отвращение…». В связи с этим, проблема изыскания методических путей активизации деятельности учеников применительно к изучению русского языка является и по сей день очень актуальной.

Таким образом, возникла необходимость в работе над данной темой, направленной на интеллектуальное развитие ребенка.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: методические основы обучения младших школьников в условиях развития интеллектуальных способностей.
Гипотеза исследования: использование технологии  для развития интеллектуальных способностей способствует повышению результативности обучения младших школьников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
- Изучить теоретический материал по данной проблеме;
- Определить условия эффективности процесса обучения младших школьников
- Разработать систему дидактических заданий, ориентированных на  развитие интеллектуальных способностей младших школьников.

  (слайд) Интеллект (лат. разумение, понимание, постижение, рассудок) – способность справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь. Интеллект играет главную роль не только в психике человека, но и вообще в его жизни.

 Интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется:

-  эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства;

-  способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию;

-  способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;

-  вниманием, памятью,  наблюдательностью, сообразительностью, различными  видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д.

Термин интеллект появился в глубокой древности. Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память. К 6 годам это развитие осуществляется на треть, к 8 годам – наполовину, а к 12 годам - на три четверти. Научные исследования свидетельствуют о том, что каждой возрастной ступени присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. Она задается наличием определенных физиологических и психологических предпосылок, способных обеспечить высокий результат при взаимодействии с благоприятными педагогическими условиями. Возрастные особенности развития детского интеллекта, результаты новейших исследований в области психологии и педагогики, опыт практической педагогической работы – все это дает возможность создать систему комплексного интеллектуального развития учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

(слайд) Способности – одно из наиболее общих психологических понятий. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам. Но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Способности базируются на задатках.

Задатки – природные генетические предпосылки способностей, особенности функционирования клеток головного мозга и анализаторов. Уровень способностей зависит от наличия задатков, но это значит, что задатки обязательно преобразуются в способности. Для этого нужны определенные условия.

Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, со временем теряется. Чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность.

(слайд) Эффективность интеллектуального развития младших школьников на уроке зависит от деятельности учителя, его творческого подхода к обучению детей, когда учитель отдаёт предпочтение методам и приёмам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы, способствует самостоятельной деятельности учащихся, ориентированной на их творчество. Формирование гармонического склада ума – одна из основных задач педагогического процесса. Школьники обладают разными складами ума – у одних аналитический, у других преобладает наглядно – образный, у третьих образные и абстрактные компоненты развиты относительно равномерно.

Понятие «интеллектуально развитие» в современной науке еще разрабатывается. Синонимом интеллектуального развития является умственное развитие.

            ТЕХНОЛОГИИ:
           (слайд) Работая по Образовательной системе “Школа 2100” я очень довольна этой программой, которая позволяет развивать способности каждого ученика через технологии проблемного обучения: технология постановки учебной проблемы и технология поиска решения учебной проблемы. Используя в своей работе технологии проблемного обучения, учащихся ставим в такие условия, когда они под руководством учителя сами приобретают знания или, говоря другими словами, это предполагает такую организацию обучения, при которой сам процесс выступает как непрерывная постановка перед учащимися все новых и новых проблем с постепенным их усложнением. 

          (слайд) Одна из таких новаций – американская технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), которая предлагает нам множество приемов, способствующих повышению эффективности урока на разных его этапах, особенно при работе с текстом. Нам некоторые приемы этой технологии показались интересными, поэтому мы используем их в своей практике. Остановимся подробнее на одном из них – приеме кластера. Слово «кластер» в переводе означает «пучок», «созвездие». Это такая графическая организация материала, которая раскрывает смысл того или иного широкого понятия через более узкие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Как составляется кластер? В центре листа записывается ключевое понятие. От него в разные стороны расходятся стрелки – лучи, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи могут ветвиться дальше и дальше. Кластер используется на разных этапах урока:

  • - в начале – для стимулирования мыслительной деятельности;
  • - на этапе ознакомления с новым материалом или для  закрепления его – для структурирования этого материала;
  • - на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения итогов того, что учащиеся изучили.

Покажем, как мы используем прием кластера на примере темы «Имя существительное».

С начала 3 класса попыталась включить в уроки составление детьми опорных схем по изученному материалу. Этот вид работ кроме того, что нравится детям, несёт в себе и развивающую роль – способствует развитию логического мышления, умению анализировать, выделять главное и второстепенное, является первой ступенью в формировании умения конспектировать научный текст. Таким образом, формирование вывода с опорой на план или схему полностью становится делом учащихся, а учитель контролирует и корректирует.

      (слайд) (Прием написания синквейна) В переводе с французского «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Правила написания синквейна таковы: в первой строчке записывается тема одним словом (существительное). На второй строчке описание темы в двух словах (прилагательные). На третьей строчке описание этой темы тремя словами (глаголы). На четвертой строчке предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней. Впрочем, можно не ограничивать четырьмя словами. Дети могут использовать крылатые выражения или цитаты. На последней строке пишется синоним темы (одно слово), которое повторяет суть темы.

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ.

Для развития логического мышления использую разнообразные упражнения и игры. Вот некоторые из них, которые использую на уроках русского языка: 

1. Проведение минутки чистописания:

- выделение одинакового звука или одинаковой буквы в наборе слов

а) лён, олень, карамель – звук [л’], будем писать л;

б) дом, мода, лама – буква  м;

в) дама, рама, Саша – буква а.

- учитель даёт задание подобрать противоположные по смыслу слова, если ученик правильно называет все пары, то он должен догадаться по какому признаку их можно объединить – это и будет буква для написания:

Большой – маленький,

Сухой - …,

Война - … .

(будем писать букву м)  (слайд)

1. Игра «Зашифрованное слово». ( Эта игра формирует такие мыслительные процессы, как анализ и синтез.)

       Задание. Из каждого слова взять только первый, второй, последний слог и записать полученное слово.

           Предлог, логово, железо, низина, енот (предложение) – по первому слогу;

         Пуговица, молоток, лава(голова) – по второму слогу;

         Колесо, село, панама (солома) – по последнему слогу;

         Сапоги, парашют, фантазия(сарафан) – найти самим спрятанное слово.

     Зашифровать можно новые словарные слова, название темы.

      2. Упражнение «Волшебный ряд букв».

        Дается любой ряд букв, с которым можно выполнить несколько заданий.

        Задания могут предлагать сами дети.

    Например: а, б, о, и, к, л, е, п, т.

            Задания:

   а – деление на группы ( гласные – согласные);

   б – составление слов из букв ( пила, лупа, лоб…);

   в – записать буквы в алфавитном порядке;

   г – найти лишнюю букву, ориентируясь на новое словарное слово (лишняя буква п, ее нет в слове библиотека);

   д – составить предложение или текст, чтобы слова в нем начинались на данные буквы.

       (Алеша быстро обводил и красил листья. Ему помогали товарищи.)

   3. Игра «Выбывание слов» (игра учит сравнивать, анализировать, рассуждать).

       На доске дается ряд слов.

      Задание. Ученики должны найти то единственное слово, которое отличается от остальных слов, объяснить, почему оно лишнее, и убрать его из ряда.

       Например:

   Гонит, ловили, кричит, выбросил, нагревает, встречает.

   а – ловили – единственный глагол множественного числа;

   б – выбросил – единственный глагол прошедшего времени;

    в – встречает – глагол 1 спряжения;

   г – нагревает -  глагол с приставкой;

   д – гонит – глагол-исключение. (слайд)

4. Составление предложений. (Развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов).

        Предлагается несколько слов, не связанных между собой по смыслу.

   Задание. Составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти слова.

          Например:

         река, ручка, собака.

      Ученики составили такие предложения.

Ученик взял ручку и нарисовал собаку у реки. Собака схватила ручку и побежала к реке. На берегу реки Слава потерял ручку, а собака ее нашла.

5. Упражнение «Поиск общих свойств».

(Упражнение учит вскрывать связи между предметами, а также усваивать существенные  и несущественные признаки предметов.)

      Даются два слова, мало связанных между собой.

   Задание.   Назвать как можно больше признаков этих предметов.

    Например:

     Шкаф и лодка – сделаны человеком, сделаны из дерева, имеют вместимость.

6. Игра «Составить цепочку». (Игра учит сравнивать, находить общее и различные свойства предметов.)

        Даются два слова.

  Задание. Назвать предметы, которые являются как бы переходными мостиками от первого слова ко второму.

        Например:

         лес – пирог; доска – синица.

    Ответы:

       Лес- земляника – начинка – пирог;

     Доска – кормушка – семечки – синица.(слайд)

Уроки  русского  языка  призваны  осуществлять  интеллектуальное  развитие  младших  школьников.  Возрастает  роль  самих  учащихся  в  организации  учебной  деятельности.  Используются  такие приёмы  и  формы  деятельности,   которые заинтересовывают детей своей необычностью, новизной, нетрадиционными подходами. Это, в свою очередь, возбуждает внимание детей, активизирует их интеллектуальные процессы и выводит учащихся на новый уровень мышления.   На моих уроках дети учатся оценивать работу своих одноклассников, спорить с ними, отстаивать своё мнение, ведь только в споре рождается истина. С ними вместе я учусь удивляться, восхищаться, увлекаться так, как делают это они сами.

Одно из самых важных правил для учителя – надо чаще улыбаться детям и они тогда загораются, как звёздочки. Мы не можем отталкивать от себя детей своим суровым обращением, а наоборот, привлекать их своим отеческим расположением, манерами, словами, а иногда просто погладить по голове и обнять грустного ребёнка.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Т.А. СОЛОВЬЕВА. “Основы технологии развития интеллекта младших школьников в учебном процессе” - Журнал “Начальная школа” № 12, 2003 г.
  2. В.Н. КАМЫШНИКОВ “Структура и содержание системы заданий, направленных на развитие интеллекта младших школьников” -Журнал “Начальная школа” № 6, 2008 г.
  3. А.И. САВЕНКОВ. “Детская одаренность как теоретическая проблема” - Журнал “Начальная школа” № 1, 2000 г.
  4. Л.В. ОРЛОВА. “Что такое интеллектуальная пассивность?” -Журнал “Начальная школа” № 7, 2006 г.
  5. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.
    Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников// Начальная школа. 1990. №6.
  6. Г. А. Бакулина «Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка», Киров: ВГПУ, 2002г.
  7. О.Холодова «Юным умникам и умницам», Москва, РОСТ-книга, 2003 г.
  8. А. Э. Симановский «Развитие творческого мышления детей», Ярославль «Академия развития», 1997 г.
  9. Е. Синицына «Умные загадки» из серии «Через игру – к совершенствованию», Москва «Лист», 1997 г.
  10. Айзенк  Дж «Интеллект: новый взгляд» //Вопросы психологии, 1995г.
  11. Давыдов В.В. «Проблемы развивающего обучения» Москва, Педагогика, 1986г.
  12. Г.А.Бакулина  «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка»   Москва 1999г.
  13. Зак А.З. «Развитие умственных способностей младших школьников» Москва. Просвещение, 1994г.
  14. Занков Л.В. «Обучение и развитие» Москва, 1975г.
  15. Ратанова Т.А. «Психофизиологические особенности интеллектуального развития старших подростков» //Психология жизни, 1999г.
  16. Тихомирова Л.Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьников» Академия развития, 1999г.
  17. Баранова И.В. Метасистема освоения русского языка как предметной области. СПб.: ИОВ РАО, 2006. - 180 с.
  18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  19.  http://vslovare.ru/slovo/kreativnost
  20.  Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе//Концепт.-2012.-№ 9 (сентябрь).- ART 12116-1,0п.
  21. http://www.dioo.ru/praktika/sinkveyn.html
  22. http://gulyaewa-l.narod.ru/sinkveyn.htm
  23. http://u4eba.net/sbornikidei/sinkveyn-kak-odin-iz-priemov-razvitiya-kriticheskogo-myishleniya-cherez-chtenie-i-pismo.html
  24. Образовательная Система Школа 2100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных умений младших школьников как основа успешности обучения русскому языку

Младший школьный возраст является оптимальным периодом развития  всех   высших    психических     функций - восприятия,   памяти,...

Презентация_Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в условиях развивающего обучения Д,Б.Эльконина-В.В.Давыдова

ИКТ является мощным средством повышения эффективности обучения, значительно расширяя возможности предъявления образовательной и развивающей информации. Представленные авторские презентации к урокам, п...

Статья из опыта работы "Развитие речи младших школьников как основа успешного обучения"

Статья из опыта работы на тему: "Развитие речи младших школьников как основа  успешного обучения"....

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в классах компенсирующего обучения.

   В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями в обучении. Это дети, у которых выявлена временная задержка психического развитии, дети с от...