Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в классах компенсирующего обучения.
материал

Чернышёва Светлана Андреевна

     В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями в обучении. Это дети, у которых выявлена временная задержка психического развитии, дети с отклонениями в поведении. Дети с ЗПР традиционно определяются как полиморфная группа, характеризующаяся замедленным и неравномерным созреванием высших психических функций, недостаточностью познавательной деятельности, снижением уровня работоспособности, недоразвитием эмоционально-личностной сферы. Причины таких состояний разнообразны: органическая недостаточность ЦНС, конституциональные особенности, неблагоприятные социальные факторы, хронические соматические заболевания

       Отклонения в развитии эмоциональной сферы у детей с ЗПР проявляются в таких явлениях психической неустойчивости, как лёгкая пресыщаемость, поверхностность переживаний, повышенная непосредственность (свойственная детям в более раннем возрасте), преобладание игровых мотивов над другими, частая смена настроения, доминирование одного из фонов настроения.

      На современном этапе развития общеобразовательная школа стала приобретать во всех главных аспектах своей деятельности черты всё большей дифференцированности и гибкости. Как тип дифференцированного обучения в общеобразовательных школах всё большее распространение получают классы компенсирующего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo1.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в классах   компенсирующего обучения.

     В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями в обучении. Это дети, у которых выявлена временная задержка психического развитии, дети с отклонениями в поведении. Дети с ЗПР традиционно определяются как полиморфная группа, характеризующаяся замедленным и неравномерным созреванием высших психических функций, недостаточностью познавательной деятельности, снижением уровня работоспособности, недоразвитием эмоционально-личностной сферы. Причины таких состояний разнообразны: органическая недостаточность ЦНС, конституциональные особенности, неблагоприятные социальные факторы, хронические соматические заболевания

       Отклонения в развитии эмоциональной сферы у детей с ЗПР проявляются в таких явлениях психической неустойчивости, как лёгкая пресыщаемость, поверхностность переживаний, повышенная непосредственность (свойственная детям в более раннем возрасте), преобладание игровых мотивов над другими, частая смена настроения, доминирование одного из фонов настроения.

      На современном этапе развития общеобразовательная школа стала приобретать во всех главных аспектах своей деятельности черты всё большей дифференцированности и гибкости. Как тип дифференцированного обучения в общеобразовательных школах всё большее распространение получают классы компенсирующего обучения.

       В классы компенсирующего обучения зачисляются дети, которые не имеют медицинских противопоказаний к обучению в общеобразовательной школе, но характеризуются в силу различных причин социального и биологического свойства дисгармоничным развитием, обуславливающим трудности в обучении и воспитании, имеющие по результатам дошкольной (школьной) диагностики низкий уровень школьной зрелости, признаки социально-педагогической запущенности, а также слабо выраженные симптомы органической недостаточности или соматической ослабленности. Такие дети катетеризированы в современной науке как дети риска.

        Цель организации классов компенсирующего обучения - создание для детей адекватных их особенностям условий обучения и воспитания, компенсация и коррекция имеющихся недостатков развития, укрепление физического, психологического и нравственного здоровья, ранняя профориентация и на этой основе - предупреждение школьной и социально-психологической дезадаптации указанной категории обучающихся.

    Основными задачами коррекционно-развивающего обучение являются:

-активизация познавательной деятельности учащихся;

-повышение уровня их умственного развития;

-нормализация учебной деятельности;

- коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального    развития;
- социально-трудовая адаптация.

      У большинства детей наблюдались первичные интеллектуальные нарушения, поэтому изначально необходимо вести  работу на развитие мотивации к учению, нормализации эмоциональной сферы и познавательных способностей. На первом этапе приоритетным методом является дидактическая игра, которая способствует  не только положительному отношению интереса к учению, но и снижает  двигательную расторможенность, повышенную возбудимость, признаки психоподобного поведения. Игровая деятельность помогает ученикам развивать элементы фантазии, черты самостоятельности, активности, умение концентрировать внимание, что в свою очередь направляет их деятельность на решение учебных задач.  

     На уроках русского языка необходимо создавать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, формирования у него уважения к языку, сознательного отношения к своей речи. Такая работа начинается уже в 1 классе, в период обучения грамоте. Именно в период обучения грамоте осуществляется  целенаправленное формирование фонематических умений. Обучение необходимо направлять на развитие не только лингвистического мышления детей, но и их языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка. При изучении различных орфографических правил обязательно используется элемент занимательности в виде игр, загадок, стихотворений, развивая словесно-логическое мышление. 

     Работу по развитию речи строить с учётом того, что у большинства детей очень бедный словарный запас, наблюдаются нарушения грамматической структуры речи. В процессе уроков внеклассного чтения знакомить  детей с устным народным творчеством: чтением  загадок, сказок, скороговорок, пословиц и поговорок. Замечено, что  такая деятельность  помогает формированию правильной речи, нравственному и духовному обогащению, эмоциональному раскрепощению.

      Кроме того, на уроках полезно использовать коррекционно-развивающие упражнения, применять специальные карточки для чтения (сначала слоговые, далее словесные, с постепенным увеличением слоговой структуры, при этом обязательно работаем над лексикой: объясняем значения слов, составляем предложения, загадки, словосочетания). Работа обязательно проводится в форме игры.      

      На уроках математики большое внимание уделять  отработке навыков устного счета, используя  при этом игровые упражнения, наглядность, специальные арифметические карточки для устного счета. 
Учитывая опыт ребёнка и опираясь на имеющиеся у него представления, предлагаются  задания на выделение различных свойств предметов, в том числе, таких как форма, размер, цвет. Изучать  закономерность последовательностей, решать  задачи на логическое умозаключение.

      При изучении окружающего мира дети узнают много нового, но чтобы поддержать интерес, расширить кругозор учащихся следует  использовать дополнительный материал, предлагать  его в виде игр, загадок, фоторепортажей. На уроках обязательно нужно использовать видеоматериалы с фильмами о природе, об интересных событиях, исторических фактах. В свою педагогическую деятельность следует  включать нестандартные уроки: урок – экскурсию, урок – путешествие, урок – деловую игру, урок – соревнование, урок–презентацию,  применять цифровые образовательные ресурсы

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка, математики, литературного чтения, мира вокруг нас. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации. Таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

      Сплочению классного коллектива способствуют общешкольные мероприятия, где учащиеся сопереживают и поддерживают своих одноклассников, общение в неформальной обстановке - в походах, на экскурсиях, во время игры на переменах, при подготовке к различным мероприятиям.
       В воспитательной работе при работе в классах  КО необходимо использовать  индивидуальный подход к личности с учетом ее психофизиологических особенностей, стадии развития познавательного интереса, выбранной цели и мотивации.  

      Актуальность проблемы организации коррекционно-развивающей работы с детьми очевидна. Проводимая систематическая  работа должна быть направлена на повышение эффективности обучения.
      Таким образом, учитывая определённые трудности в достижении образовательных и здоровьесберегающих целей, особую актуальность приобретает проблема формирования у школьников общеучебных интеллектуальных умений. Работа над формированием и  развитием учебной мотивации, познавательных процессов позволит  преодолеть  интеллектуальную пассивность, характерную для большинства детей, обучающихся в классах компенсирующего обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках математики в 3 классе

В материале  раскрыты теоретические основы развития интеллектуальных способностей младших школьников и представлена система работы  на уроках математики в 3 классе....

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников 1 класс

Задания повышенной сложности для учащихся 1-х классов на кружке "Всезнайка" по математике и обучению грамоте...

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников 1 класс

Задания повышенной сложности для учащихся 1-х классов на кружке "Всезнайка" по математике и обучению грамоте...

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как средство личностного развития

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как средство личностного развития" -  обобщения опыта...

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как основа успешности обучения русскому языку посредством применения различных видов технологий. (из опыта работы)

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников   как основа успешности обучения русскому языку посредством применения различных видов технологий. (из опыта работы)...

Контрольные занятия по развитию интеллектуальных способностей младших школьников (3-4 класс)

Данный материал предназначен для проведения контрольных занятий по развитию интеллектуальных способностей младших школьников (3 – 4 классы).Контрольные занятия являются результатом проведения занятий ...

Презентация_Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в условиях развивающего обучения Д,Б.Эльконина-В.В.Давыдова

ИКТ является мощным средством повышения эффективности обучения, значительно расширяя возможности предъявления образовательной и развивающей информации. Представленные авторские презентации к урокам, п...