Экологическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
статья по чтению на тему

Сапожникова Лариса Александровна

Как актуальна сейчас вообще проблема любви к природе и воспитания её в подрастающем поколении, так и актуален вопрос о воспитании любви к живой природе у младших школьников на уроках литературного чтения.Цель статьи – выявить возможность экологического воспитания  у младших школьников на уроках литературного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

Природа – единственная книга,

каждая страница которой полна глубинного содержания

 Иоганн Вольфганг фон Гёте

Экология – наука, изучающая взаимоотношения животных и растений с окружающей средой. Говоря об экологической культуре или экологическом сознании, мы имеем в виду формирование ответственного отношения к окружающей природной среде, об умении беречь и охранять природные ценности всегда и везде.

Разумеется, экологически грамотное, бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, в частности, обучения. Но очень часто у одного ребенка школьные знания так и остаются разрозненными сведениями, искусственно расчлененными по предметному признаку. В результате этого ученик не воспринимает целостно ни учебный предмет, ни тем более картину окружающего мира. Потребность преодолеть указанное противоречие привела в свое время к активному поиску межпредметных связей. На мой взгляд, межпредметные связи взаимно учитывают общее между предметами как в содержании, так и в учебно- воспитательном процессе. При их систематическом и целенаправленном осуществлении перестраивается весь процесс обучения, т. е. они выступают как современный дидактический принцип, который ведет к интеграции (объединению, слиянию в известных пределах в одном учебном предмете обобщенных знаний той или иной области). Этим самым разрешается существующее в предметной системе противоречие между разрозненным по предметам освоения знаний учащимися и необходимостью их комплексного применения в практике, трудовой деятельности и в жизни человека. Такая перестройка процесса обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, достигается всестороннее развитие личности.

Вот уже более десяти лет я работаю над элементами интеграции на уроках чтения. Если учебный материал по курсу литературного чтения и окружающего мира рационально сгруппировать, то школьники лучше усвоят содержание учебного материала, смогут гораздо легче и свободнее излагать изученный материал, словом, обучение чтению станет более оптимальным. Произведения, включенные в учебники литературного чтения в начальной школе, дают пищу уму и сердцу, отличаются высоким художественным достоинством, раскрывают перед учащимися богатство окружающего мира и человеческих отношений, создают чувство гармонии и красоты, учат понимать прекрасное в жизни…

К числу произведений, в которых поставлена злободневная проблема охраны природы и нравственного воспитания юного поколения, относятся произведения В. Бианки, М. Пришвина, К. Паустовского, Н. Сладкова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Фета, И. Бунина, С. Есенина, С. Маршака, С. Михалкова и других, а также русские народные сказки, загадки и пословицы. Они предоставляют собой уникальные научно-художественные энциклопедии по экологическому воспитанию младших школьников. В них предусмотрено обучение детей работе с познавательной литературой, сообщаются подлинно научные знания о мире.

Животный и растительный мир в них весьма разнообразен. Например, во втором классе учащиеся знакомятся малознакомым им животным- лосем. (Г. Скребицкий «На пороге весны»): …Длинная горбоносая морда, огромные, как вывороченные корни, рога. Сам такой тяжёлый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти — весь тёмно−бурый, а на ногах словно белые, туго натянутые чулки.

Внимательно изучив характерные особенности внешнего строения животного, юный читатель сможет правильно распознать птиц и зверей по их силуэтам или следам не только в городе, но и в деревне, в лесу, в поле, на воде, в воздухе. Это развивает логическое мышление детей, способствует пониманию взаимосвязей между различными явлениями природы и шире многих вопросов бытия.

Область использования рассказов В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, К. Паустовского широка. Это может быть и кружковая работа, и внеклассная работа. Сценки-миниатюры- прекрасный материал для формирования навыков связанной речи и развития творческого воображения учащихся.

Для познания экологии можно взять и сказки, где действуют персонажи из мира животных и растений, кроме того, не нарушают экологические правила. Животный и растительный мир в них весьма разнообразен. Например, во втором классе учащиеся знакомятся малознакомым им животным- лосем. (Г. Скребицкий «На пороге весны»): …Длинная горбоносая морда, огромные, как вывороченные корни, рога. Сам такой тяжёлый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти — весь тёмно−бурый, а на ногах словно белые, туго натянутые чулки.

Внимательно изучив характерные особенности внешнего строения животного, юный читатель сможет правильно распознать птиц и зверей по их силуэтам или следам не только в городе, но и в деревне, в лесу, в поле, на воде, в воздухе. Это развивает логическое мышление детей, способствует пониманию взаимосвязей между различными явлениями природы и шире многих вопросов бытия.

Область использования рассказов В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, К. Паустовского широка. Это может быть и кружковая работа, и внеклассная работа. Сценки-миниатюры- прекрасный материал для формирования навыков связанной речи и развития творческого воображения учащихся.

Для познания экологии можно взять и сказки, где действуют персонажи из мира животных и растений, кроме того, не нарушают экологические правила.

Среди многочисленных сказок для детей существуют и удовлетворяющие экологическим требованиям сказки. Так, для воспитания любви к окружающему миру очень хороши многие сказки Бориса Заходера. Могут оказаться полезными и некоторые русские народные сказки. В них, например, описывается цепь превращения: яйцо – в гусеницу, гусеница – в куколку, та- в бабочку. Примерно таковы превращения яйца, в котором заключена смерть Кощея-бессмертного. Очень экологичны взаимодействия волшебника и его непокорного ученика (ученик – в зерно, волшебник – тотчас в щуку, ученик – в утку – волшебник – в сокола). Это уже иллюстрация фрагментов пищевых цепей, элементы сложных природных взаимодействий типа «хищник – жертва».

 Между тем в таких сказках авторы не решали экологические задачи, а заботились более о занимательности сюжета и воплощении идей этического плана. Отсюда некоторые экологические несообразности, часто делающие сказку негодной для целей экологического воспитания.

Также важно, чтобы иллюстрации к сказкам соответствовали действительности. Можно на пчелу надеть штанишки и шапочку, но нельзя рисовать ее ч четырьмя конечностями: пчела относится к шестиногим животным.

Учащиеся к концу первого года обучения уже сами начали писать сказки или короткие рассказы. Сначала это были сказки-почемучки: «Почему подсолнух так называется?», «Почему сова охотится ночью?», «Почему у нас не живет носорог?»… Уже во втором классе сказки у детей получались очень интересными и глубокими по содержанию.

Читая сказки, ученица 4 класса Волкова Валерия провела сравнение образа лисы в русских народных сказках с действительностью и пришла к выводу, что во всех этих сказках и баснях ее образ мало соответствует действительности. Беспристрастный наблюдатель не найдет у этого зверя той степени понятливости, хитрости и находчивости, которую ей приписывает народная молва. Лисица по своей сметливости мало отличается от других хищных зверей, например, волка. За ней можно признать только способность отлично пользоваться местными условиями, чтобы спасаться от врагов.

Большое время на уроках литературного чтения уделяется стихотворениям, стихотворству. К. И. Чуковский говорил: Вначале жизни мы все – стихотворцы и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой». Еще он пишет, что самой структурой своего лепета младенцы предрасположены и, так сказать, принуждены к стихотворству. Уже слово «мама» по симметричному расположению звуков есть как бы прообраз рифмы.

Поэтому раскрывать способности, о наличии которых ребенок и не подозревал- наша задача. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески способными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять их развития.

С чего же нужно начать? С первых дней пребывания ребенка в школе на уроках по обучению грамоте применяется много рифмованного материала. Очень полезны упражнения типа:

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Жу-жу-жу- молоко дадим ежу.

Са-са-са- под кустом сидит лиса.

Сы-сы-сы- у нее черные усы…

Важно при описании какого-либо животного, его образа жизни ученик должен употребить такие слова, которые сделали бы его характеристику яркой, точной и полной. К анализу полученного ответа желательно привлекать всех учеников. Пусть каждый из них дополняет, уточняет или поправляет друг друга. А это требует большого внимания к слову- своему и товарищей.

Следующим этапом работы над стихотворением является подбор рифмы к слогам или словам. И только после этого начали писать двустишия и четверостишия:

У меня живет котенок

Точно так же, как ребенок,

Может долго он играть,

Также долго может спать.

Семенова Катя, 1 класс.

На лугу ковер зеленый

Ходит стадо по ковру.

А теленок очень милый

Все мычит: «Домой хочу!

Му-у-у!»

Изоркин Саша, 1 класс

Рано утром днем воскресным

С мамой, с папой в лес пошли.

Восхищались днем прелестным,

Были рады от души.

В лес пошли мы за грибами

За прекрасными груздями.

Но груздей мы не нашли,

Сыроежек принесли!

Филичкина Таня, 2 класс.

Над городом вьются, летят свиристели

В нашем дворе рябину всю съели.

Черемухи нет и нет бузины,

Чем же питаться будут они?

Давайте, ребята, поможем мы им

Кормушки сегодня же все смастерим.

Если не будут они голодны,

Не будут бояться лютой зимы.

Здравствуй, милая синица,

Дней осенний вестница!

Может быть на нас ты злишься,

Потому в окно стучишься.

Про тебя мы не забыли

И кормушки смастерили.

Приводи ты юрких пташек,

Будет вам и сало с кашей.

Майорова Мария, 4 класс

Я кормушку смастерил,

За окошко выставил.

Положил туда пшена.

Жду теперь я снегиря.

Но снегирь не прилетел.

Он пшена не захотел.

Прилетели свиристели

И пшеницу дружно съели.

Ломакин Николай, 4 класс

Сочинения помогают лучше узнать внутренний мир детей, увидеть индивидуальные способности и возможности учащихся. Весь окружающий ребенка мир становится предметом его мысли, рассуждений. С особым интересом дети описывают увиденное.

Чтобы заставить детей видеть в одинаковом разное, а в разном – одинаковое, поэтично ощущать мир, считаю очень важным использование загадок. Развивая мышление, загадка знакомит человека с окружающим его миром. Они учат детей говорить ярко и образно, обогащают словарный запас и память.

Следующее, на чем можно строить экологическое воспитание на уроках литературного чтения – это пословицы. Пословицы – это народная мудрость, свод правил жизни. Они воспитывают высокое чувство любви к родной земле, трудолюбие, доброту…

Каждому свой край сладок.

Всякая сосна своему бору шумит.

Земля заботу любит.

Земля хоть и кормит, но и сама заботу любит.

Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь.

Загадки и пословицы занимают не столь важное место в экологическом воспитании, но их роль остается весьма значительной.

А в заключение хочу напомнить, что воспитательный аспект хотя и главная часть урока, но нельзя урок литературного чтения полностью превращать в урок окружающего мира. Ведь, прежде всего, главная задача урока чтения – развитие речи, понимание художественного слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения.

В наши дни многие говорят о падении нравственных ценностей у детей. Так ли это? Может ли учитель повлиять на этот процесс, если может, то как? Я попыталась в своей статье ответить на эти вопросы....

Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.

Об использовании педагогических технологий на уроках чтения в начальных классах пойдёт речь в этой статье....

Статья «Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"

Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.

В работе представлен опыт учителя начальных классов по формированию у младших школьников нравственных понятий на примере изучения басен И.А. Крылова как одних из наиболее удачных примеров литературных...

Экологическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка

Особенности организации учебного процесса младших школьников дают педагогу возможность так спланировать учебно- воспитательный процесс, чтобы как можно больше школьных предметов приобрели экологическу...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

            Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.. Ва...

доклад "Эстетическое воспитание воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"

Статья нацелена на формирование эстетических вкусов,развитие чувства прекрасного...