Главные вкладки

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.
    статья по чтению (3 класс) на тему

    Бизина Лариса Владимировна

    В работе представлен опыт учителя начальных классов по формированию у младших школьников нравственных понятий на примере изучения басен И.А. Крылова как одних из наиболее удачных примеров литературных произведений, направленных на воспитание духовно-богатого гражданина и  патриота.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    УДК 82 – 1/ - 9

    Бизина Лариса Владимировна

    г . Нижневартовск

    МБОУ «СШ№10»

    ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.

    Аннотация. В работе представлен опыт учителя начальных классов по формированию у младших школьников нравственных понятий на примере изучения басен И.А. Крылова как одних из наиболее удачных примеров литературных произведений, направленных на воспитание духовно-богатого гражданина и  патриота.

    Ключевые слова: патриот, гражданин, басня, И.А.Крылов, воспитание.

    Bizina Larisa Vladimirovna,

    Nizhnevartovsk,

    Munucipal Budgetary Educational Institution

    “Secondary School №10”

    ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS’ MORAL EDUCATION

    THROUGH LITERATURE LESSONS

    Abstract: There is the primary teacher’s experience here how to form students’ moral fundamentals and behaviour through I.A.Krylov fables’ studying as one of the most successful examples among literary works, which help to bring up a spiritaually rich national and a patriot.

    Key words: Patriot, sitizen, fable,  I.A.Krylov, bring.

    Одной из важнейших задач, которая стоит перед учителем, является формирование таких качеств личности как совесть, долг, честь, достоинство, патриотизм. Каждый понимает, что их нужно воспитывать с младенчества, воспитывать всегда, при любых социально-экономических условиях. Как никогда, актуальна эта проблема и сейчас. В эпоху отрицаний всяческих идеалов и вечной занятости родителей, у которых очень мало времени остается на воспитание собственных чад, школа берет на себя еще и роль семьи по введению в жизнь маленького человека понятий  этики, гражданской идентичности, добра и зла.

    На уроках литературного чтения эта идея воплощается через грамотный, умелый подбор произведений автором-разработчиком. В учебники  «Литературное чтение» (автор Э.Э. Кац, УМК «Планета знаний»)   включены лучшие произведения, изучаемые  еще в советской школе: сказки А.С. Пушкина, басни Л.Н. Толстого, И.А Крылова, Н.А., стихи и  рассказы М.Ю. Лермонтова, Н.А.Некрасова, В.Ф. Одоевского, А.И. Куприна и многие другие. Важно, что выбор произведений, включенных в учебники, соответствует возрастным особенностям младшего школьника. Большая часть произведений – это сказки. Именно сказки по своему сюжету (борьба добра и зла) и по своей идее (победа добра), дают обширный материал в понятной и доступной детям форме для формирования таких качеств, как трудолюбие, доброта, способность сопереживать, готовность помогать другому, самоотверженность, скромность  и смиренность.

    Например, в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» важное место занимают  взаимоотношения брата и сестры, испытание этих отношений жизненными обстоятельствами. Изучая сказку, дети приходят к выводу, что даже если братец не похож на других, сестра не стала любить его меньше, а наоборот, еще больше заботилась о нем. Дети понимают, что счастливый конец этой сказки зависит от того, поможет ли брат своей сестре или нет. На примере этой сказки определяются особенности русского характера, национальные черты - смиренность и твердость духа одновременно. Знакомясь со сказками отечественными и зарубежными, дети видят, как богат и разнообразен мир сказки и как при этом едины у всех народов и наций нравственные оценки, выраженные в сказке: добро всегда сильнее зла, добро всегда вознаграждается, а зло наказывается. Нравственный выбор дети делают вместе с героями.

    Изучая произведения Н.Н. Носова, В.Ю. Драгунского мы останавливаемся на   таких важных понятиях, как дружба, взаимоотношения друзей, такт, чуткость,  взаимовыручка.  Например, рассказ «Друг детства» В. Драгунского учит верности и доброте в дружбе, даже если друг - это просто плюшевый медвежонок. Если мальчик сохраняет человеческое отношение к игрушке и не может этого мишку ударить, то можно не сомневаться, что он добр и в отношении к людям.     Такой вывод делают дети.                 Рассматривая отрывок из сказочной повести Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», мы с детьми обсуждаем интересные и важные для них вопросы: что дает дружба и чего она требует от человека, как надо и как не надо общаться с друзьями, как проявлять чуткость к другу и как важно быть вежливым и тактичным. Тактичный человек знает, как поступить в той или иной ситуации, так как он воспитан и внимателен к людям. Он знает золотое правило: к людям нужно относиться так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

    Произведения подобраны с таким учетом из распределения по возрастам, что у учителя есть возможность обращаться к формированию тех или иных духовно-нравственных качеств в каждом классе с учетом их взросления и углубления  жизненного опыта.

    В разделе «Природа и мы» представлены произведения о природе, о животных. Дети знакомятся с замечательными авторами: М.М. Пришвиным, И.С. Соколовым-Микитовым, В.В. Бианки, К.Г.Паустовским, С.Козлов и т.д. Изучение рассказов и сказок  этих писателей создает убеждение в том, что красота природы, разнообразный животный и растительный мир - это неотъемлемое  богатство нашей страны, и богатство это надо хранить и стараться преумножать. С другой стороны, воспитание любви к «братьям нашим меньшим» идет нога в ногу с  воспитанием любви и уважения к человеку, гордости за свою Родину, сопричастности к ее горестям и радостям, неудачам и достижениям. Хорошо, когда такие произведения опираются еще и на жизненный опыт общения детей с животными, в частности с домашними животными.  Тогда эти рассказы и сказки находят еще больший отклик в сердце ребенка.

    Хочется особо остановиться на изучении в курсе предмета «Литературное чтение» такого литературного жанра как басня. В 3 и 4 классах, изучаются басни Эзопа, как родоначальника жанра, Лафонтена, Толстого и Михалкова. Басням Крылова отводится центральное место в изучении раздела. Сюжеты многих басен разных авторов одинаковы. Для детей это удивительно, каким образом писатели и поэты из разных эпох смогли писать об одном и том же. Я же, в свою очередь, стараюсь объяснить ученикам, что герои басен – чаще всего звери, птицы, насекомые – удивительно похожи на людей. Их поступки и нравы – поступки и нравы человеческого общества. И что во все времена люди утверждали или воспевали одни и те же человеческие ценности. Этот вывод ученики делают самостоятельно на обобщающем уроке.

    Басни И.А. Крылова – это поучительные истории, которые являются средствами духовно-нравственного воспитания младших школьников.

    Необходимое звено в процессе нравственного развития – нравственное просвещение, цель которого – сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Благодаря изучению басен И.А. Крылова, дети глубже познают мир вокруг, получают представление о нормах поведения в обществе. Басни И.А. Крылова – целый мир жизненных явлений и образов. В учебнике по литературному чтению в третьем классе рассматриваются следующие басни И.А. Крылова: «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и лисица». В результате изучения басен проводится работа по обогащению словарного запаса детей, выясняется смысл таких слов как «невежда», «ужимки», «сатира», «на руку не чист», «лесть», «льстец», «гнусный». Изучение лексического значения этих слов позволяет глубже осознать и осмыслить прочитанное, позволяет учащимся активно включиться в мыслительные процессы, содействует воспитанию у них высоких нравственных качеств. В басне «Мартышка и очки» мораль содержится в самом конце произведения. Даже когда предлагаемая вещь весьма полезна, не зная, в чем именно, невежда придет к решению, что нет в ней никакого толка. Эта басня весьма иронична, сразу становится понятно, что речь идет о невеждах, не разбирающихся в науке. В произведении высмеиваются определенные пороки и недостатки, имеющиеся у человека. Басня Крылова "Мартышка и очки" говорит о том, что автор смеется не над этой конкретной обезьяной, а над всеми невеждами, не желающими разбираться в очевидном. Мартышка в басне пишется с большой буквы, из чего можно сделать вывод, что это не просто животное, а в роли него выступает человек. В ходе изучения басни школьники отвечают на такие вопросы, как:

       -  Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку.

       - Соответствуют ли действия Мартышки тому, что обычно делают с очками?

       - Почему Мартышка решила, что люди её обманули? Кто виноват в том, что очки не действовали?

       - В чём комичность ситуации? Какие строки басни тебе показались наиболее смешными, почему?

       - Какой человеческий порок хотел осудить Крылов, создавая эту басню?

         - Что же автор хотел сказать нам,  читателям?

         ( Надо хорошо учиться, невеждами быть стыдно.)

        После прочтения  басни школьники делают вывод о том, что существуют люди, которые сами ничего не знают, но при этом высказываются по любому поводу, понимают ли они предмет обсуждения или нет, и поучают других.

     Еще одна басня, с которой знакомятся учащиеся - «Зеркало и Обезьяна». Мораль басни об обезьяне, осудившей собственное отражение, увиденное в зеркале, но не узнавшей саму себя, заключена в строках басни о том, что «Никто не любит узнавать себя в сатире». И действительно, многие из нас очень благополучно умеют замечать только  чужие недостатки.Могут рассуждать о том что «хорошо», а что «плохо», о правильных или неправильных поступках, если дело касается других людей, но мало кто из нас умеет признавать собственные ошибки и недостатки.

    Третья басня, с которой знакомятся учащиеся,— «Ворона и Лисица». Она достаточно сложна по замыслу и своим художественно-изобразительным средствам. Для ее полного понимания нужна предварительная словарная работа и обязательное прочтение басни учащимися про себя. Ребята отмечают, что характерной особенностью героев этих басен является неискренность, желание угодить друг другу, чрезмерная лесть. И.А. Крылов, высмеивая эти черты характера, не идет обычным путем, а выбирает такие слова, как «голубушка», «носок», «голосок», «глазки», «милый», «красавица», тем самым придавая особый иронический оттенок в описании поступков героев. Употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами для того, чтобы ярче, выпуклее показать лесть и угодничество героев. Учащиеся замечают и то, как постепенно нарастает в словах неискренность, лесть героев. Ученики дают ответы на вопросы:

     - Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?

    - Почему именно Лисицальстит Вороне?

    - Как бы вы охарактеризовали Ворону? Почему автор осуждает Ворону?

    - Как автор передает радость Вороны? Прочитайте слова басни.

    - На самом ли деле Лисица думает так, как говорит?

    Прочитав эту басню, учащиеся должны понять поучительную мысль этой басни, которая выражается в низости лести и глупости человека, ценящим эту лесть. На этом примере автор учит не верить льстецам, которые преследуя свои корыстные цели, идут  на любой обман.

    На примере басен И.А. Крылова школьники усваивают, что у человека могут быть такие положительные качества, как  вежливость, верность, вера в человека, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость и отрицательные -грубость, корысть, скопидомство, невежество. Что существуют такие важные понятия этики, как  добро и зло, правда и ложь, обман, манеры и манерность, любовь и дружба, забота ипраздность. Из выше сказанного видно,  что изучение басен И.А. Крылова на уроках литературного чтения в начальных классах способствует воспитанию духовно-нравственных качеств личности, учит детей самоопределению в мире людей.    

    В 2010 году я стала членом окружной стажерской площадки по опережающему введению ФГОС НОО, поэтому целью моей работы с этого года стало умение находить новые способы и методы проведения урока. А также поиск нового подхода к постановке целей и задач урока. В этом мне помогла созданная в школе программа формирования УУД. Опираясь на данную программу, и в авторской интерпретации урок получил новое развитие, новую структуру и новые подходы в организации. Одной из новых форм организации урока стала проектная деятельность учащихся. Причем проекты эти могут быть краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Также это может быть мини-проект, проведенный в рамках одного из этапов урока.

    Хочу представить вашему вниманию самоанализ урока литературного чтения по теме:

    Обобщающий урок литературного чтения 3 класс.

    Защита долгосрочного коллективного проекта "Эзопов язык".

     Урок проведен как обобщающий по теме «Басни», где изучались басни баснописцев различных стран и эпох – от Эзопа до С.Михалкова. Урок прошел в форме защиты проекта. Проект был по срокам - долгосрочный, по количеству обучающихся - групповой, по виду - творческий. Задания детям к проекту были даны еще в начале изучения темы, за 3 недели до защиты. В каждой группе был выбран модератор, который руководил работой группы и распределял роли между членами группы. Групп было четыре, по направлениям работы. Басни для представления были выбраны самостоятельно членами групп и согласованы с учителем.

    1 группа. “Басни и баснописцы”. Представление известных баснописцев прошлого.

    2 группа. Чтение наизусть басен.

    3 группа. Организация выставки книг и рисунков по басням.

    4 группа. Инсценирование басен.

          В ходе урока я поставила цели сформировать следующие предметные, личностные и универсальные учебные действия:

    Предметные:

    - обобщение  ранее полученных знаний о баснях;-

    - побуждение к активному включению в различные виды деятельности;

    - привития  интереса учащихся к предмету.

    Универсальные учебные действия:

    Личностные УУД:

    - формирование осознания смысла своих учебных действий;

    - осознание места и роли литературного чтения в познании окружающего мира и формировании нравственно-этической культуры человека;

    - ориентация на моральные нормы и их выполнение;

    - способность к нравственному выбору;

    - потребность в дальнейшем чтении произведений данных  жанров.

    Регулятивные УУД:

    - формирование умения планировать свою деятельность;

    - формирование умения удерживать и выполнять учебную задачу;

    - работа по составленному совместно с учителем плану;

    - выработка в диалоге критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

    - формирование умения отстаивать собственную точку зрения. Даже если она отлична от остальных.

    Познавательные УУД:

    - поиск информации в справочниках и энциклопедиях;

    -соотнесение особенностей выразительных средств с жанром произведения;

    - установление причинно-следственных связей;

    - восприятие  текстовой информации;

    - умение выбирать и преобразовывать информацию из одного вида в другой;

    - формирование умения ориентироваться в тексте, анализировать, выделять главную мысль, воспринимать переносное значение смысла басни.

    - формирование умения  строить устные высказывания;

    -сравнение искусства слова с изобразительным искусством и театральным искусством;

    - умение обобщать полученные при изучении темы  знания;

    - умение составлять план работы на уроке;

    - презентация своей работы окружающим.

    Коммуникативные УУД:

    - передача особенностей героев, использование различных выразительных средств через драматизацию произведения.

    - формирование умения формулировать собственное мнение и позицию;

    -  формирование умения работать в парах, группах.

     В начале урока совместно с детьми мы разработали план урока по защите проекта. Мною были предложены критерии, по которым будет оцениваться работа каждой группы. Полнота раскрытия темы, артистичность, активность. Учащиеся могли также дополнить данный критериальный ряд своими параметрами, что и было сделано. Они, например, предложили внести в критерии такой параметр, как умение работать в команде.

    Было решено, что начнёт представлять свой проект группа, которая подготовила биографический материал о баснописцах Эзопе, Лафонтене, И.А.Крылове, Л.Н.Толстом и С.В.Михалкове. Причем представление каждого автора сопровождалось тем, что кроме прочего называли и 2-3 самые известные работы этого автора.

    Одновременно с представлением своей работы первой группой в защиту подключилась и та группа учащихся, которая готовила иллюстрации к различным басням и выставку книг известных баснописцев. Материал группы собирали из разных источников. Это тоже было одним из заданий к защите проекта – наличие более 3-х источников (опрос родителей, энциклопедии, библиотека в школе, электронная библиотека, домашняя библиотека и т.п.). Желающих принять участие в работе этой группы было много. Выбрали самых ответственных и художественно одаренных.

    Затем к защите своих заданий проекта приступили ученики групп, которые должны были проявить свои театральные и артистические способности. Одни читали известные басни, другие представляли различные виды инсценировок. На отчете этой группы остановлюсь поподробнее.

    Формы театральных представлений были различные, каждая из которых соответствовала эпохе жизни авторов. Состав этой группы был наиболее многочисленным.

    1-е представление - “Теневое”. Инсценировали басню Эзопа  «Дуб и тростник». Причем учащимся только после представления был задан вопрос, чьей эпохе соответствует данное инсценирование.

     2-е представление “Кукольное”. Ребята разыграли басню «Волк, Коза и Козлёнок» Жана де Лафонтена.

    3-епредставление “Театральное”.  Была разыграна в лицах басня «Квартет» И.А. Крылова.

    Т.к. это был обобщающий урок,  а на всех предыдущих уроках мы отмечали сходство и различие басен разных авторов, то на данном уроке анализировать сходство басен не планировалось. Однако  когда дети представляли рисунки к различным басням или читали наизусть, то многие из них снова высказывали мысль о том, что сюжет и названия  некоторых басен  разных авторов совпадают. На этапе оценки защиты группой своего проекта учащиеся снова высказывали мысль о том, какие людские пороки и качества характера были высмеяны в представляемых ими баснях. Учащиеся в процессе изучения темы «Басни» узнали, в чем отличие таких качеств, как бережливость и скопидомство, легкость характера и праздность, настойчивость и настырность, любопытство и любознательность, глупость и доверчивость.  Или как безобразны глупость, бесталанность, лесть, пустозвонство, невежество, себялюбие. И наоборот, узнали, что трудолюбие, гостеприимство, бескорыстие, скромность, щедрость приветствовались всегда, во все времена, начиная с античных.

    Всем без исключения детям урок понравился, потому что каждый из детей почувствовал свою значимость в группе, сумел проявить свои знания и способности по мере сил, ненавязчиво погружаясь снова и снова в загадочный и удивительный мир басни.

    Список использованных источников:

    1. Алексеева А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru
    2. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1979 г.
    3. Кац Э.Э.. Литературное чтение . 3 касс. Учеб.дляобщеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2
    4. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению / С.Н.Костромина. - М.: Ось-89, 2006. - 240с.
    5. Мороз Е. И. Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности. [Электронный ресурс] http://uobr.net/wp-content/uploads/2007/litdeyatelnoct.htm

    References:

    1.        Alexeeva A.T. Formation of Primary school students’ reading interests [Electronic resource] http://festival.1september.ru

    2.        Kairova I.A. Primary school students’ moral progress in up-bringing process - М.:Prosveschenie, 1979.

    3.        Kats E.E.  Literary Reading.3rd  form. Textbook for educational institutions on electronic media in 2 parts.Part 2.

    4.        Kostromina S.N., Nagaeva L.G. How to overcome difficulties in learning to read / S.N.Kostromina. - М.: Os’-89, 2006. – page 240.

    5.        Moroz E.I. How to involve Primary school students to independent reading activities. [Electronic resource] http://uobr.net/wp-content/uploads/2007/litdeyatelnoct.htm


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.

    Об использовании педагогических технологий на уроках чтения в начальных классах пойдёт речь в этой статье....

    Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.

    Приёмы развития духовно-нравственных качеств личности на уроках литературного чтения в системе учебников Перспектива....

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

                Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.. Ва...

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

    Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности средствами литературного чтения - одно из важнейших направлений гуманитарного образования современных школьников в семье и школе....

    Духовно – нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

      Сегодня о духовно – нравственном воспитании детей заговорили как о проблеме общенациональной. Особенно много внимания этому уделяется в Концепции модернизации российского образован...

    Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

    Огромная роль для решения этой проблемы лежит  на учителе начальных классов, так как  работу по формирования духовно-нравственных ценностей необходимо начинать с раннего детства. Ведь именно...