Главные вкладки

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
    статья на тему

    Молчанова Вера Алексеевна

    Статья о взаимодействии семьи и школы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon molchanova_v.a.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА  УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

    В.А. Молчанова

    МБОУ «СОШ №28,  г. Белгород,

             Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности средствами литературного чтения - одно из важнейших направлений гуманитарного образования современных школьников в семье и школе.         Школа обязана сотрудничать с семьей. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование гражданско–патриотического и духовно–нравственного становления личности ребенка.

            Остановимся на некоторых формах обучения, применяемых  на уроках литературного чтения.

    • Анализ текста – это основной вид работы на уроке литературного чтения. На уроке анализируются различные художественные способы – описание портрета героя, его жилища, поведения, жестов, отношения к природе и другим героям. Большое значение имеет внимательное прочтение, ведь именно оно учит детей видеть внешние проявления внутреннего состояния героев, глубже воспринять мир их чувств, отражающийся в их мимике, жестах, действиях, интонации.
    • Рисование иллюстраций к прочитанному тексту должно  быть обязательным, ведь ученики интерпретируют по-своему произведение, выражают своё эмоционально отношение к нему.
    • Выразительное чтение взрослого. Чтение  учителя, родителя – это своего рода театр одного актера.  В котором «своей игрой» (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) помогает маленьким читателям «открывать» в тексте новые глубины и оттенки.

            Если школьник научится проникать в эмоциональный мир героев, выявлять авторское отношение к ним, а затем вырабатывать собственные оценки персонажей, то это будет способствовать развитию читательских навыков, глубокому постижению произведения искусства, повышению уровня нравственной воспитанности детей, формированию их нравственных идеалов.

            Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки, посвященные сказкам «Иван – царевич и Серый Волк», «Сивка – Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др., становятся уроками духовности и патриотизма. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию старших, постигают основы праведной жизни.         Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Изучая былину «Ильины три поездочки » дети составляют характеристику Ильи Муромца. Пословицы – блистательное проявление творчества народа. Многие великие люди благоговели перед мудростью и красотой, живописной изобразительной силой пословиц.

            Неотъемлемая часть литературного чтения это, конечно же - семейное чтение. В семейное чтение можно вводить дополнительные литературные произведения, содержащие проблемные нравственные ситуации. Тексты подбираются таким образом, чтобы учеников привлекали жизненные ситуации и персонажи произведений (ровесники, с которыми хочется общаться, дружить или, наоборот, объяснять их неправоту):  Д. Мамин-Сибиряк «Вертел» (ценность «Жизнь»),  Л.Андреев «Кусака» (с целью формирования гуманного отношения к животным) и другие.

            Работа по духовно-нравственному воспитанию на уроках литературного чтения способствует раскрытию для себя смысла высших нравственных ценностей, вырабатыванию позиции непринятия цинизма, жестокости, пошлости. А также даёт детям твердые ориентиры добра  на основе веры, надежды, любви, восприятию интереса к отечественной истории. Воспитывает любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням, введению детей в круг основных традиций, показать их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством, изменению сферы интересов ребенка–от пустого времяпровождения у экранов телевизора и компьютера к чтению полезному.         Система патриотического и духовно-нравственного воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в учебном процессе и вне учебного времени, массовую патриотическую работу, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.  Важными условиями воспитания младшего школьника являются взаимоотношения школа - семья - ребенок.        Самая главная задача взрослых  (родителя, педагога) сделать так, чтобы наши дети выросли по – настоящему успешными, счастливыми, добрыми, понимающими и состоявшимися людьми. Только тогда можно ожидать главного результата – обогащения внутренней культуры ребенка, в прикосновении его к истории, воспитании чувства патриотизма и гордости за свою Родину.

    Литература

    1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.
    2. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / (Т. Л. Белоусова, Н. И. Бостанджиева, Н. В. Казачёнок и др.); под ред. А. Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2011.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника

    Без устойчивой системы нравственно-духовных ценностейНе устоят ни село, ни город, ни Земля наша…А. И. Солженицын        Как известно, воспитание духовно-нравственных...

    Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению.

    О взаимодействии семьи и школы  в приобщении к чтению младшего школьника....

    "Роль уроков татарского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании младших школьников"

    Әхлак мәсьәләсе тормышта, әдәбиятта һәрвакыт актуаль булды һәм булып кала. Шуңа күрә әхлак темасын әсәрләре үзәгенә куймаган автор юк та. Ләкин әдипләр тарафыннан ул төрлечә сурәтләнеш таба.Нәрсә соң ...

    Системно-целевой проект " Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению"

    Цель работы:Духовно-нравственное формирование личности ребёнка и воспитание зрелого читателя, который будет читать всю жизнь....

    Пословицы и поговорки в духовно- нравственном воспитании младших школьников

    В данной работе рассматривается значение пословиц и поговорок в учебно-воспитательном процессе, их роль в формировании личности ребенка. Объясняются причины быстрого запоминания крылатых выражений, ил...

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

    Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности средствами литературного чтения - одно из важнейших направлений гуманитарного образования современных школьников в семье и школе....