Системно-целевой проект " Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению"
проект на тему

Кичигина Галина Григорьевна

Цель работы:

Духовно-нравственное формирование личности ребёнка и воспитание зрелого читателя, который будет читать всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-_nravstvennoe_vospitanie.docx195.85 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению

«Самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребёнка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни – источник силы и утешения в его собственной душе. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утвердить своё духовное достоинство и свою свободу – духовную личность, пред которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма»» И.А.Ильин «О семье и воспитании» из труда «Путь духовного обновления».

Хорошую литературу, общение с книгой можно назвать современным «духовным лекарством» для всех кто заботится о духовном здоровье будущих поколений.

Взаимодействие семьи и школы в приобщении к чтению формирует духовно-нравственную культуру младшего школьника  и помогает решать проблему не читающих детей.

В начальной школе ученик – маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Как важен этот первый шаг! Проводниками для детей становимся мы, взрослые, родители и учителя.

 Для повышения престижа чтения и статуса «Человека читающего» у молодого поколения, инициирован выпуск специализированных средств массовой информации по чтению: это журналы «Семейное чтение», «Читайка», «Читаем вместе», «Юный краевед», «Крылья».

Журнал «Семейное чтение» – простым языком рассказывает родителям, как развивать в ребёнке творчество и образное мышление через чтение. Журнал раскрывает секреты мастерства приобщения детей к чтению. В нём присутствуют высоконравственные художественные тексты, рассказы об авторах и книгах для детей, советы психологов и педагогов.

«Читайка» – представляет лучшие детские книги и писателей, учит вдумчиво читать текст, разбираться в структуре стихотворной речи, образных выражениях, развивать логическое мышление и фантазию. Девиз журнала: «Книга – твоя душевная защита».

Основные направления деятельности

системно-деятельное воспитание читателя:

– духовно-нравственное развитие личности ребёнка;

– формирование основ читательской самостоятельности;

– воспитание умения «талантливо читать»;

– развитее познания и творчества.

совместное чтение в школе и семье.

Цель работы:

Духовно-нравственное формирование личности ребёнка и воспитание зрелого читателя, который будет читать всю жизнь.

Самостоятельная читательская деятельность ребёнка является важным фактором в интеллектуальном, культурном, духовно-нравственном развитии. Такой читатель умеет выбирать и отбирать, что надо прочесть и как надо прочесть.

Зрелый читатель умеет:

проявить целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

планировать свою деятельность, выполнять намеченное, оценить свои результаты;

взаимодействовать с другими обучающимися и окружающим миром;

Зрелый читатель имеет:

культуру учебного и интеллектуального труда, основанного на развитых интеллектуальных умениях (анализа, синтеза, обобщения и др.);

духовно-нравственную культуру;

интерес к работе с книгой, информационными, компьютерными технологиями.

Способы и средства достижения целей

применение традиционных и современных методических технологий:

– организация работы с «Дневником читателя», «Портфелем читателя»;

– проектная деятельность;

внеклассная воспитательная работа;

семейное чтение.

Организация работы с «Дневником читателя» в начальной школе

Важным условием в воспитании читательской культуры во все времена было отсутствие пассивности в привитии навыков чтения.

Правильно организованная, продуманная  работа с «Дневником читателя» в начальной школе активизирует читательскую деятельность детей.

 «Дневник читателя» это источник взаимодействия родителей и детей в домашнем чтении, в возрождении традиций семейного чтения.

Совместное чтение и обсуждение книг очень сближает родителей с детьми, меня с ребятами. Постепенно, я наблюдаю за тем, как меняются их рассуждения, становятся более продуманными и серьезными. Дети учатся оценивать поступки героев и свои, делают свой первый нравственный выбор.

Проявление заинтересованности со стороны родителей является важным фактором в совместной читательской деятельности. Поэтому родителям я помогаю найти ответ на вопросы «Что читать детям? Как читать? Зачем читать? Почему надо читать?».

С 1 по 4 класс провожу тематические беседы, просмотр документальных фильмов.

К каждому собранию готовлю выставку книг, которые полезно прочитать родителям и детям. Многие книги для таких выставок приносят дети и родители из домашних библиотек.

На этапе завершения основного периода обучения учащихся (4 класс) учебно-познавательная деятельность школьников направлена на самостоятельную реализацию школьником проекта по чтению. Многие выполняют работы совместно с родителями, друзьями. Выполнение работы рассчитано на весь учебный год. Тема: «Мой дневник читателя».

Завершающим этапом проектной деятельности является презентация (защита) проекта в присутствии родителей. Все ребята обобщают и представляют накопленный материал в виде различных творческих работ, выступлений, серий иллюстраций, книжек-раскладушек, мультимедийных работ. Подводятся итоги, вручаются дипломы, призы, при этом каждый ученик поощрён в выполнении.

Внеклассная воспитательная работа

Воспитательная работа в начальной школе является важным фактором, в общем, и литературном развитии личности младшего школьника. Участие детей и родителей во внеурочных формах работы с детской книгой – это показатель уровня формирования духовно-нравственной культуры, формирования у учащихся читательской самостоятельности, их литературного развития.

Цель работы:

Появление у детей потребности в читательском самовыявлении, осознание своих возможностей для включения в творческую деятельность, желание посвящать этой деятельности часть своего досуга.

Направления воспитательной работы

1. «У истоков духовности»

Формирование представлений о православной культуре, духовных ценностях русского народа. Экскурсии по Святым местам родного края. Чтение православной литературы. Журнал «Свечечка» (подписка на каждого ученика в классе). В «Годовой круг традиций» включены праздники Рождества, Воскресения Христова. Литературно – музыкальные композиции, конкурсы стихотворений, рисунков.

2. «Я живу в России»

Путешествия по историческим, памятным, святым местам  Югорской  земли. «Учимся видеть и слышать прекрасное». Ученики начальной школы имеют возможность посещать курс обучения «Учимся видеть и слышать прекрасное» в Центре Малочисленных Народов Севера.

3. Кружковая работа

Кружок «Основы православной культуры»

Кружок «Читаем вместе в классе и семье «Читайка».      

Взаимодействие с библиотекой

Общению юных читателей с книгой помогает сотрудничество с  городской детской библиотекой. Тематические беседы, встречи с интересными людьми, выставки книг, игры-путешествия, конкурсы рисунков, творческие конкурсы. Помогают развивать творческую мыслительную активность читателя и интерес к чтению.

Кружковая работа, совместная работа с родителями

Чтобы сделать жизнь в «Стране книг» интересной,  разнообразной и увлекательной в начальной школе организован клуб любителей чтения «Читайка».  Я руковожу его работой. Девиз клуба «Читаем вместе в школе и семье».

Главная идея клуба заключается в том, чтобы осуществить больший образовательный проект по вопросам привлечения внимания учащихся, учителей и родителей к чтению книг. Цель организации клуба – содействие развитию интереса к чтению и читательского мастерства у школьников на основе совместного чтения в классах и семьях, активного сотрудничества учащихся, учителей и родителей в ходе проектно-исследовательской деятельности. Организация работы с одарёнными детьми.

Некоторые темы проектов и исследований в области чтения:

– библиотека класса, библиотека семьи;

– любимые литературные произведения в классе, в семье;

– книги, которые передаются в семье по наследству;

– самая нужная книга в школе, уникальная книга в семье;

– роль, которую сыграла книга в жизни семьи, человека;

– обсуждение интересной книги, книжное обозрение;

– распространение знаний о книге, новой идеи в области литературы;

– книжный магазин, его роль в жизни и маршруты учащихся;

– организация деятельности детского объединения, клуба;

– книга и Интернет, книга и кино: конкуренция или новое явление;

– разработка метода, умения, навыка эффективного чтения;

– организация чтения в классе или семье;

– организация элемента урока, урока, учебной темы по вопросам чтения;

– описание упражнений, тренинга, курса, рекомендаций по вопросам повышения читательского мастерства и результатов их применения.

В клубе проходят обсуждения прочитанных произведений, обмен книгами, конкурсы чтецов, аннотаций, читательских дневников. Объявляются конкурсы творческих идей. В проектах по чтению участвуют все любители чтения, учителя, родители.

1. Читающий класс: проект в области чтения.

2. Читающая семья: проект в области чтения.

Интересен опыт проведения литературных линеек, посвящённых календарю замечательных дат, связанных с творчеством детских писателей. Все желающие могут принять участие в конкурсе «Дарите чтение друг другу», изготовить рекомендательные подарочные карточки-открытки по внеклассному чтению с пожеланием прочитать самую интересную книгу. Ученики 4-х классов участвуют в конкурсе сочинений «Самая, самая интересная книга», «Книга в моей семье».

Общению юных читателей с книгой помогает сотрудничество с городской детской библиотекой. Тематические беседы, встречи с интересными людьми, выставки книг, игры-путешествия, конкурсы рисунков, творческие конкурсы. Помогают развивать творческую мыслительную активность читателя и интерес к чтению

Вывод

Главным результатом деятельности является духовно-нравственное становление личности ребёнка, просвещение ума и сердца.

Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего, гармоничного развития личности. Но воспитательное воздействие возможно лишь в том случае, если будет развиваться способность к восприятию литературы – творчество самого читателя. Деятельностный подход в воспитании и обучении чтением в начальной школе позволяет расширить работу с одарёнными детьми. Укрепляет связи между семьёй и школой.

Опыт работы с детьми показывает, что именно младшие школьники обладают возможностями, для развития художественно-образного, интеллектуально-эмоционального восприятия книги. Это связано с особенностями их эмоциональной сферы и мышления.

Большое значение имеет выбор форм, методов работы, в основе которых должны лежать принципы развития познавательной, творческой активности учащихся, чтобы приучить детей любить и читать книги по личному выбору и полноценно в семье и школе. Важную роль в формировании этой способности играют родители и учитель, помогая делать первые шаги навстречу книге своим детям, приобщая к совместному чтению в семье и школе.

Приложение: Презентация «Читаем вместе в школе и в семье»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению.

О взаимодействии семьи и школы  в приобщении к чтению младшего школьника....

Духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению

О духовно - нравственном воспитании младшего школьника  через приобщение к чтению....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности средствами литературного чтения - одно из важнейших направлений гуманитарного образования современных школьников в семье и школе....

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНЫМ ТРАДИЦИЯМ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА.

сообщение будет полезно для педагогов работающих с детьми с орз в начальном звене...