Главные вкладки

    Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению.
    учебно-методический материал на тему

    Пичкур Елена  Михайловна

    О взаимодействии семьи и школы  в приобщении к чтению младшего школьника. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл duhovno-_nravstvennoe_vospitanie.docx20.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению

    «Самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребёнка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни – источник силы и утешения в его собственной душе. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утвердить своё духовное достоинство и свою свободу – духовную личность, пред которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма»» И.А.Ильин «О семье и воспитании» из труда «Путь духовного обновления».

    Хорошую литературу, общение с книгой можно назвать современным «духовным лекарством» для всех кто заботится о духовном здоровье будущих поколений.

    Взаимодействие семьи и школы в приобщении к чтению формирует духовно-нравственную культуру младшего школьника  и помогает решать проблему не читающих детей.

    В начальной школе ученик – маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Как важен этот первый шаг! Проводниками для детей становимся мы, взрослые, родители и учителя.

     Для повышения престижа чтения и статуса «Человека читающего» у молодого поколения, инициирован выпуск специализированных средств массовой информации по чтению: это журналы «Семейное чтение», «Читайка», «Читаем вместе», «Юный краевед», «Крылья».

    Журнал «Семейное чтение» – простым языком рассказывает родителям, как развивать в ребёнке творчество и образное мышление через чтение. Журнал раскрывает секреты мастерства приобщения детей к чтению. В нём присутствуют высоконравственные художественные тексты, рассказы об авторах и книгах для детей, советы психологов и педагогов.

    «Читайка» – представляет лучшие детские книги и писателей, учит вдумчиво читать текст, разбираться в структуре стихотворной речи, образных выражениях, развивать логическое мышление и фантазию. Девиз журнала: «Книга – твоя душевная защита».

    Основные направления деятельности

    системно-деятельное воспитание читателя:

    – духовно-нравственное развитие личности ребёнка;

    – формирование основ читательской самостоятельности;

    – воспитание умения «талантливо читать»;

    – развитее познания и творчества.

    совместное чтение в школе и семье.

    Цель работы:

    Духовно-нравственное формирование личности ребёнка и воспитание зрелого читателя, который будет читать всю жизнь.

    Самостоятельная читательская деятельность ребёнка является важным фактором в интеллектуальном, культурном, духовно-нравственном развитии. Такой читатель умеет выбирать и отбирать, что надо прочесть и как надо прочесть.

    Зрелый читатель умеет:

    проявить целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

    планировать свою деятельность, выполнять намеченное, оценить свои результаты;

    взаимодействовать с другими обучающимися и окружающим миром;

    Зрелый читатель имеет:

    культуру учебного и интеллектуального труда, основанного на развитых интеллектуальных умениях (анализа, синтеза, обобщения и др.);

    духовно-нравственную культуру;

    интерес к работе с книгой, информационными, компьютерными технологиями.

    Способы и средства достижения целей

    применение традиционных и современных методических технологий:

    – организация работы с «Дневником читателя», «Портфелем читателя»;

    – проектная деятельность;

    внеклассная воспитательная работа;

    семейное чтение.

    Организация работы с «Дневником читателя» в начальной школе

    Важным условием в воспитании читательской культуры во все времена было отсутствие пассивности в привитии навыков чтения.

    Правильно организованная, продуманная  работа с «Дневником читателя» в начальной школе активизирует читательскую деятельность детей. «Дневник читателя» это источник взаимодействия родителей и детей в домашнем чтении, в возрождении традиций семейного чтения.

    Совместное чтение и обсуждение книг очень сближает родителей с детьми, меня с ребятами. Постепенно, я наблюдаю за тем, как меняются их рассуждения, становятся более продуманными и серьезными. Дети учатся оценивать поступки героев и свои, делают свой первый нравственный выбор.

    Проявление заинтересованности со стороны родителей является важным фактором в совместной читательской деятельности. Поэтому родителям я помогаю найти ответ на вопросы «Что читать детям? Как читать? Зачем читать? Почему надо читать?». С 1 по 4 класс провожу тематические беседы, просмотр документальных фильмов. К каждому собранию готовлю выставку книг, которые полезно прочитать родителям и детям. Многие книги для таких выставок приносят дети и родители из домашних библиотек.

    .

    На этапе завершения основного периода обучения учащихся (4 класс) учебно-познавательная деятельность школьников направлена на самостоятельную реализацию школьником проекта по чтению. Многие выполняют работы совместно с родителями, друзьями. Выполнение работы рассчитано на весь учебный год. Тема: «Мой дневник читателя».

    Завершающим этапом проектной деятельности является презентация (защита) проекта в присутствии родителей. Все ребята обобщают и представляют накопленный материал в виде различных творческих работ, выступлений, серий иллюстраций, книжек-раскладушек, мультимедийных работ. Подводятся итоги, вручаются дипломы, призы, при этом каждый ученик поощрён в выполнении.

    Внеклассная воспитательная работа

    Воспитательная работа в начальной школе является важным фактором, в общем, и литературном развитии личности младшего школьника. Участие детей и родителей во внеурочных формах работы с детской книгой – это показатель уровня формирования духовно-нравственной культуры, формирования у учащихся читательской самостоятельности, их литературного развития.

    Цель работы:

    Появление у детей потребности в читательском самовыявлении, осознание своих возможностей для включения в творческую деятельность, желание посвящать этой деятельности часть своего досуга.

    Направления воспитательной работы

    1. «У истоков духовности»

    Формирование представлений о православной культуре, духовных ценностях русского народа. Экскурсии по Святым местам родного края. Чтение православной литературы. Журнал «Свечечка» (подписка на каждого ученика в классе). В «Годовой круг традиций» включены праздники Рождества, Воскресения Христова. Литературно – музыкальные композиции, конкурсы стихотворений, рисунков.

    2. «Я живу в России»

    Путешествия по историческим, памятным, святым местам  Югорской  земли. «Учимся видеть и слышать прекрасное». Ученики начальной школы имеют возможность посещать курс обучения «Учимся видеть и слышать прекрасное» в Центре Малочисленных Народов Севера.

    3. Кружковая работа

    Кружок «Основы православной культуры»

    Кружок «Читаем вместе в классе и семье «Читайка».      

    Взаимодействие с библиотекой

    Общению юных читателей с книгой помогает сотрудничество с Няганской городской детской библиотекой. Тематические беседы, встречи с интересными людьми, выставки книг, игры-путешествия, конкурсы рисунков, творческие конкурсы. Помогают развивать творческую мыслительную активность читателя и интерес к чтению.

    Кружковая работа, совместная работа с родителями

    Чтобы сделать жизнь в «Стране книг» интересной,  разнообразной и увлекательной в начальной школе МБОУ  МО г.Нягань « СОШ №6» организован клуб любителей чтения «Читайка». Я руковожу его работой. Девиз клуба «Читаем вместе в школе и семье».

    Главная идея клуба заключается в том, чтобы осуществить больший образовательный проект по вопросам привлечения внимания учащихся, учителей и родителей к чтению книг. Цель организации клуба – содействие развитию интереса к чтению и читательского мастерства у школьников на основе совместного чтения в классах и семьях, активного сотрудничества учащихся, учителей и родителей в ходе проектно-исследовательской деятельности. Организация работы с одарёнными детьми.

    Некоторые темы проектов и исследований в области чтения:

    – библиотека класса, библиотека семьи;

    – любимые литературные произведения в классе, в семье;

    – книги, которые передаются в семье по наследству;

    – самая нужная книга в школе, уникальная книга в семье;

    – роль, которую сыграла книга в жизни семьи, человека;

    – обсуждение интересной книги, книжное обозрение;

    – распространение знаний о книге, новой идеи в области литературы;

    – книжный магазин, его роль в жизни и маршруты учащихся;

    – организация деятельности детского объединения, клуба;

    – книга и Интернет, книга и кино: конкуренция или новое явление;

    – разработка метода, умения, навыка эффективного чтения;

    – организация чтения в классе или семье;

    – организация элемента урока, урока, учебной темы по вопросам чтения;

    – описание упражнений, тренинга, курса, рекомендаций по вопросам повышения читательского мастерства и результатов их применения.

    В клубе проходят обсуждения прочитанных произведений, обмен книгами, конкурсы чтецов, аннотаций, читательских дневников. Объявляются конкурсы творческих идей. В проектах по чтению участвуют все любители чтения, учителя, родители.

    1. Читающий класс: проект в области чтения.

    2. Читающая семья: проект в области чтения.

    Интересен опыт проведения литературных линеек, посвящённых календарю замечательных дат, связанных с творчеством детских писателей. Все желающие могут принять участие в конкурсе «Дарите чтение друг другу», изготовить рекомендательные подарочные карточки-открытки по внеклассному чтению с пожеланием прочитать самую интересную книгу. Ученики 4-х классов участвуют в конкурсе сочинений «Самая, самая интересная книга», «Книга в моей семье».

    Общению юных читателей с книгой помогает сотрудничество с Няганской городской детской библиотекой. Тематические беседы, встречи с интересными людьми, выставки книг, игры-путешествия, конкурсы рисунков, творческие конкурсы. Помогают развивать творческую мыслительную активность читателя и интерес к чтению

    Вывод

    Главным результатом деятельности является духовно-нравственное становление личности ребёнка, просвещение ума и сердца.

    Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего, гармоничного развития личности. Но воспитательное воздействие возможно лишь в том случае, если будет развиваться способность к восприятию литературы – творчество самого читателя. Деятельностный подход в воспитании и обучении чтением в начальной школе позволяет расширить работу с одарёнными детьми. Укрепляет связи между семьёй и школой.

    Опыт работы с детьми показывает, что именно младшие школьники обладают возможностями, для развития художественно-образного, интеллектуально-эмоционального восприятия книги. Это связано с особенностями их эмоциональной сферы и мышления.

    Большое значение имеет выбор форм, методов работы, в основе которых должны лежать принципы развития познавательной, творческой активности учащихся, чтобы приучить детей любить и читать книги по личному выбору и полноценно в семье и школе. Важную роль в формировании этой способности играют родители и учитель, помогая делать первые шаги навстречу книге своим детям, приобщая к совместному чтению в семье и школе.

    Приложение: Презентация «Читаем вместе в школе и в семье»

    Автор: Елена Михайловна Пичкур, учитель начальных классов  МБОУ МО г.Нягань «СОШ  №6».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).

    Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...

    Духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника через приобщение его к отечественной религиозно-культурной традиции

    Выступление на I Епархиальных рождественских образовательных чтениях на тему "Нравственная ответственность церкви, государства и общества в деле просвещения"....

    Духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению

    О духовно - нравственном воспитании младшего школьника  через приобщение к чтению....

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам народной культуры.

    Мною разработана программа «Духовно-нравственное воспитание», в основе которой лежит знакомство учащихся с  традициями народной культуры. В течение  многих лет работаю  по авторской про...

    Системно-целевой проект " Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению"

    Цель работы:Духовно-нравственное формирование личности ребёнка и воспитание зрелого читателя, который будет читать всю жизнь....

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

    Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности средствами литературного чтения - одно из важнейших направлений гуманитарного образования современных школьников в семье и школе....