«Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника»
статья

Соловьева Оксана Александровна

«Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Онохойская средняя общеобразовательная школа №2»

671300, Республика Бурятия, Заиграевский район, п. Онохой, ул. Серова, 11,  46-6-47, ososhc2zr07@mail.ru

Тема доклада:

«Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника»

Соловьёва Оксана Александровна-

учитель начальных классов высшей категории

 МБОУ «Онохойская СОШ №2»

Контактный телефон: 89833323263

e-mail: kasana-75@mail.ru

«Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника»

Без устойчивой системы нравственно-духовных ценностей

Не устоят ни село, ни город, ни Земля наша…

А. И. Солженицын

          Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную и моральную силу. Но этим оружием каждый может пользоваться по – разному. Поэтому человек без нравственных устоев, порой, оказывается существом нечестивым и диким. Сегодня нравственность – категория наиболее важная как для человека, так и для общества в целом. Но нравственность – это не врождённое, генетический код не передаётся из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.

     С чего начинать воспитание? Мы живём в период кризисов – политических, социальных, экономических, экологических, однако самый страшный кризис – нравственный. Поэтому, конечно, воспитание надо начинать с формирования духовности: именно в ней скрыто то, что либо ускорит наше движение к свету, либо отбросит нас ещё больше назад. Целью духовно - нравственного воспитания является установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми.

   Как известно, воспитание духовно-нравственных устоев в семье является частью широкого процесса воспитания, участником которого  обязательно является воспитательно-образовательное учреждение. Именно школа призвана быть активным участником семейного воспитания школьников. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса.  «Учись добрым нравам смолоду, дурное на ум не пойдёт», так гласит народная мудрость.

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Забота о воспитании нравственности  должна начинаться с раннего детства. Оттого, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его сознания к миру.

Первые уроки нравственности дети получают в семье.  «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители–пример ему»-это слова Песталоцци. Родители – главный авторитет, пример для подражания у ребенка. Все слова и поступки учителя не принесут желаемого результата, если родители не будут принимать участия в жизни ребенка.

Именно семья является первым важным социальным институтом на пути нравственного становления личности. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком воплощенными во всем образе жизни семьи и, даже еще им не осознаваясь, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Важно уберечь детей от злобности, нетерпимости, утраты здравого смысла. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности, доброта, терпимость, честность, порядочность, умение сострадать другим людям, трудолюбие, бережное отношение к природе – вот те главные ценности, которые  закладываются в раннем детстве.

К сожалению, на сегодняшний день воспитанию и развитию ребёнка в семье уделяется должное внимание не всегда. В наше стремительное, беспокойное время, когда у взрослых нервы на пределе из-за множества бытовых проблем, лавиной низвергающихся на их головы, дети своим неуправляемым поведением как бы отражают нашу действительность. И ни уговоры, ни бесконечные беседы, ни разгневанный тон взрослых не в состоянии под час успокоить души воспитанников, направить их мысли и стремления на путь познания и добра. Мы, взрослые, бьемся иной раз «как об стенку лбом» о детское невосприятие наших слов и чувств. Мы говорим с ними будто на разных языках, и наши титанические усилия не дают желаемых результатов. Из этих битв мы выходим опустошенными, без сил, душевных и физических. Но больше всего угнетает каждого из нас бесплодность наших усилий.

 Современные родители уже привыкли к личной безответственности, воспитывавшейся на протяжении последних десятилетий. В некоторых, так называемых «неблагополучных», семьях дети и вовсе предоставлены сами себе. Следовательно, важным составляющим звеном в воспитании, обучении  и становлении личности ребёнка является школа.

  Как остановить хоть на мгновение этот бурный поток школьных страстей? Рецептов на все случаи никогда не бывает. Наше учительство, не понятное до конца обществом и постоянно им обвиняемое, в одиночку решает эти глобальные проблемы и посему все их решить не может. «Необъятного – не объять!». Но все же учителя продолжают искать пути к детским сердцам и душам.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. Поэтому в нашей работе мы ставим следующие цели:

1. Воспитание гражданско-патриотических чувств;

2. Содействие духовному возрождению нынешнего поколения путем приобщения к православным и народным традициям;

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

4. Формирование ценного отношения к здоровью;

5. Воспитание бережного отношения к природе, окружающей среде;

6. Приобщение к духовным ценностям через художественную литературу, изобразительное искусство, музыку.

Усиление воспитательной функции образовательного учреждения невозможно без совершенствования содержания форм и методов взаимодействия сотрудничества детей и взрослых. Особое внимание должно уделяться работе с семьей. Чем серьезнее родители будут подходить ко всем вопросам школьной жизни своего ребенка, тем больших результатов достигнет каждый ученик и весь класс в целом.

Мы считаем, очень важно для воспитания духовно богатой личности

ребёнка правильно построенное семейное воспитание, основой которого должны стать уважительное отношение друг к другу всех членов семьи, доверие и любовь, соблюдение семейных традиций, знание своей родословной, почитание родителей, своих предков.

Современные  родители  не всегда могут оказать правильное воздействие на формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, и школа, обладающая педагогическими знаниями и большим опытом в области воспитания, должна оказывать родителям в этом помощь и поддержку. В связи с этим значительное место в нашей деятельности  занимает просветительская работа с родителями. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Для этого мы используем такие формы работы с родителями:

  1. индивидуальные консультации специалистов (психолога, логопеда);
  2. наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  3. экскурсии;
  4. совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
  5. помощь родителей учителю в организации и подготовке праздников;
  6. один раз в четверть проводится «Родительская неделя», которая заканчивается родительским собранием;
  7. план родительских собраний строится на вопросах и пожеланиях родителей  (в рамках «Родительской недели» проводится сбор интересующей информации).

В результате такого взаимодействия семьи и школы у ребят повышается интерес к истории и культуре родного края, расширяется их культурный кругозор. Они приобретают возможность реализовать свои творческие способности, становятся более активными, участвуют в общешкольных мероприятиях, что способствует сплочению детского коллектива. Однако необходимо помнить, что духовность невозможно воспитать определённым количеством проведённых мероприятий. Духовно-нравственное воспитание  должно быть систематическим и непрерывным.

Для обеспечения развития личности ребенка необходимы не только хорошая семья и школа, но и эффективное сотрудничество.

Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие  успешного развития России.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Несмотря на это, процесс должен идти постоянно, но без насилия, руководствуясь принципом “не навреди” и обязательно в тесном взаимодействии семьи и школы. Девизом нашей работы  являются многим известные слова: “Человек – это своего рода цветок, охотно распускающийся в тихую полночь и увядающий от прикосновения грубых рук”. Поэтому, чтобы заложить в души учеников высокие принципы, учителю нужны не только теоретические знания, сама его жизнь должна быть построена на тех же самых принципах.

Таким образом, семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.

В заключении хотелось бы сказать, наша школа – не только место, где учатся дети. Здесь дети живут яркой, творческой, полноценной жизнью. Ведь у каждого ребенка есть способности и таланты. Деятельность учащихся, ее содержание, общение, отношение детей и взрослых – естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущего человека. Для этого жизнь детей нашей школы, наполненная разнообразными делами,  организована так, чтобы каждый ребенок нашел свое дело по душе, пережил радость творческой удачи.

            Именно детский, жизненный опыт эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и в Себе делает нас теми, кем мы становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаенным дверцам в душах взрослых, разгадки и их поступков, объяснения их целей, неудач и побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое если не перевернет, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребенка. Вот почему важно почаще всматриваться  в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшееся Зло или увидеть в них отражения наших неверных поступков. Вот почему почаще надо обращаться к своему ребенку,  чтобы проверить, не умер ли в нас тот великий Философ, имя которому Любовь, Справедливость, Доброта, Понимание.

Используемые материалы и ресурсы:

  1. Бежевец Д.А. Взаимосвязь школы и семьи в духовно-нравственном образовании школьников // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/32834 
  2. Беличенко И. П. «Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника» - интернет-ресурс infouroc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника

Без устойчивой системы нравственно-духовных ценностейНе устоят ни село, ни город, ни Земля наша…А. И. Солженицын        Как известно, воспитание духовно-нравственных...

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению.

О взаимодействии семьи и школы  в приобщении к чтению младшего школьника....

Системно-целевой проект " Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению"

Цель работы:Духовно-нравственное формирование личности ребёнка и воспитание зрелого читателя, который будет читать всю жизнь....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности средствами литературного чтения - одно из важнейших направлений гуманитарного образования современных школьников в семье и школе....

«Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника»

А. И. Солженицын          Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие ...