Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
статья по чтению на тему

Байкова Вера Андреевна

Огромная роль для решения этой проблемы лежит  на учителе начальных классов, так как  работу по формирования духовно-нравственных ценностей необходимо начинать с раннего детства. Ведь именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент будущей личности.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

на уроках литературного чтения

Духовно-нравственное воспитание – это одна из актуальных задач в  условиях современного общества. 

Наконец пришло осознание того, что общество не может существовать без моральных устоев, принципов, так как это ведет к  утрате культурных ценностей, исторического прошлого. Общество несет ответственности за воспитание подрастающего поколения. И, конечно же, главная роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится школе. Именно поэтому в рамках внедрения ФГОС НОО разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, которой сказано, что «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной их приоритетных задач общества является воспитание…» [1.с.12]

Огромная роль для решения этой проблемы лежит  на учителе начальных классов, так как  работу по формирования духовно-нравственных ценностей необходимо начинать с раннего детства. Ведь именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент будущей личности.  Ребенок стремится познать себя, своих сверстников, начинает управлять своим поведением, осознанно контролировать себя, может оценить поступки других. У детей младшего школьного возраста происходит формирование нравственных качеств, этический норм, правил поведения.

Роль учителя в становлении духовно-нравственной личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему от элементарных навыков и правил поведения перейти к более высокому уровню, на котором ребенок сможет сам принимать решения и делать нравственный выбор.

В.А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств».

Воспитание патриотизма, любви к Родине, к культуре русского народа, к красоте родной природы,  к историческим ценностям осуществляется школой как на уроках, так и во внеурочной и внеклассной деятельности.

Содержание учеников и учебных пособий УМК «Школа России», по которым я работаю, позволяют в полной мере решать задачи воспитания и развития младших школьников, если учитель подойдет к решению этой проблемы инициативно, творчески. Однако наибольшим потенциалом в решении этой проблемы обладают уроки литературного чтения.

В учебниках «Литературное чтение» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В Голованова) включены лучшие произведения духовно-нравственной тематики. Они подобраны авторами в соответствии с возрастными особенностями младших школьников. [5]

Произведения устного народного творчества, произведения русских классиков, басни имеют огромное воспитательное значение.

Высказывание К.Д. Ушинского «Чтение – это упражнение в нравственном чувстве, поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребенка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства» говорит о том, насколько огромно значение чтения, так как литература воздействует на становление личности, воспитывает ценности, необходимые душе. [4,с.464]

На уроках литературного чтения я приучаю детей к самостоятельной работе, работе в парах, в группах, где обучающиеся учатся сопоставлять свои знания с знаниями других ребят, учатся слушать, думают над серьезными нравственными проблемами, отстаивают свою точку зрения, помогают друг другу и принимают, если нужно, необходимую помощь, сопереживают героям, оценивают их поступки и качества.

На уроках литературного чтения, я использую такие приемы и методы работы, чтобы они активизировали, мотивировали детей к познанию чего-то нового, включали в деятельность, вызывали эмоции, чувства, сопереживание. Стараюсь так организовать работу над произведением, чтобы «проникнуть» в душу ребенка, создать условия для личностного восприятия и принятия им того или иного произведения.

С этой целью я применяю на уроках современные педагогические технологии (системно-деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение, технологию сотрудничества). Широко использую на уроках литературного чтения такие формы и виды деятельности, как игры и игровые ситуации, коллективные творческие работы, иллюстрирование произведений, инсценирование, написание детьми рассказов, сказок и стихов, придумывание вопросов на понимание поступков героев.

В процессе чтения и работы над содержанием литературных текстов,  учащиеся знакомятся с такими нравственными  понятиями, как долг, честь, смелость, совесть и совестливость, добро, сердечность, добродушие, ответственность, справедливость и др.

В учебнике «Литературное чтение есть немало произведение по духовно – нравственному воспитанию. В рассказах В.Осеевой, Л. Платонова  сопоставляем плохие поступки с хорошими, добрыми делами, лжи противопоставляем честность. Прочитав произведения, прошу детей рассказать, какие добрые дела совершили они,  за какие поступки им было стыдно.              

В учебниках «Литературное чтение» ко многим текстам содержатся вопросы нравственного характера, которые нельзя оставлять без внимания. Например, изучая произведения В.Осеевой, Н. Носова, В.Ю.Драгунского на основе заданий и вопросов учебника даем характеристику, оценку поступков главных героев, определяем, каковы же мотивы их поведения. Однако для более полноценного восприятия текста и формирования нравственных представлений учителю необходимо тщательно продумать дополнительные вопросы, задания к текстам, чтобы помочь ребенку полнее пережить прочитанное произведение, понять  настроения героев, оценить  их нравственные поступки. Для этого необходимо создать на уроку атмосферу сотрудничества, так как доброжелательный стиль общения учителя и детей, детей друг с другом, делают их более открытыми, контактными. Дети не стеснялись рассуждать, находить подтверждение своим рассуждениям в тексте, сопоставлять,  осмысливать прочитанное, выражать свое отношение к качествам личности героя.

Необходимо создавать ситуации, чтобы ребенок задумался над своими поступками, их последствиями, как для самого себя, так и для окружающих его людей. Анализируя поступки героев, предлагаю детям рассказать, а как бы они поступили, оказавшись в такой жизненной ситуации.

Считаю,  что огромное воспитательное воздействие на детей имеют произведения на тему «Семья».

Примером крепкой семьи,  добрых теплых отношений является произведение А.Платонова «Еще мама». Автор затрагивает проблему взаимоотношений матери и сына. Мальчик очень любит свою маму и боится, что без него она заскучает. С такой же любовью и нежностью он относится и к своей первой учительнице, которая для него становится «второй мамой».

Читая  и анализируя произведения А.Платонова «Еще мама», Цветок на земле», «Сухой хлеб» наблюдаем отношения между членами семьи. В рассказах раскрываются такие понятия, как семья, любовь, забота, уважение, сопереживание. В ходе бесед, рассуждений приходим к пониманию того, что семья – это  главная опора в жизни человека, семья – это достояние, семья – это счастье, семья – это гордость.

Читая произведение, дети часто не обращаю внимание на некоторые очень важные слова, а учитель должен помочь им в этом. Например, работая над произведением «Сухой хлеб» обращаю внимание детей на слова учительницы, что у Мити «сердце маленькое, а большое». Прошу детей объяснить, почему учительница говорит так о Мите, что это значит. Так происходит работа над пониманием выражения «у него большое сердце».

Атмосфера в доме, отношения между членами семьи, любовь к близким порождают в произведениях А.Платонова любовь  к труду, ко всему живому.  

На основе анализа поступков и характера героев произведения К.Паустовского «Стальное колечко» также делаем вывод,  что необходимо любить и беречь своих близких.

Немаловажную роль для полноценного восприятия текста играет подготовительная работа. Так, например, перед знакомством  с басней Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек», я дала детям задания по группам: первая группа детей пожелала нарисовать рисунки на тему «Моя семья», вторая группа подбирала пословицы и поговорки о семье, третья – подготовила рассказ о своей семье. Такие задания активизируют детей, обогащают их словарный  запас, обеспечивают необходимый настрой перед изучением нового произведения. В ходе урока ставится проблемный вопрос: «Что нужно сделать, чтобы старики были счастливы?».  

Анализируя произведение, задаю детям вопросы:

-Это произведение грустное или веселое? Почему оно вызвало у тебя такое настроение?

- Какой урок преподнес сынишка своим родителям?

- Почему родители заплакали?

- Изменилось ли после этого отношение родителей к старику?

-Модно ли назвать эту историю поучительной?

-Что бы вы посоветовали своим родителям?

-Приходилось ли вам наблюдать ситуации неуважительного отношения к пожилым людям?

- Хотел бы ты  в старости жить в семье, о которой рассказал Л.Н.Толстой?

На этапе рефлексии прошу детей продолжить высказывание:

-Сегодня на уроке я понял, что…

(Нужно быть добрыми, отзывчивыми, уважительно относиться к пожилым людям, родителям; быть внимательными по отношению друг к другу в семье)

Правильная выстроенная учителем работа по рассказам В.Бианки, Е. Чарушина, М. Пришвина, Е. Скребицкого приводит к пониманию того, что красота русской природы, ее животный и растительный мир, это богатство нашей Родины, которые, по словам М.Пришвина, надо хранить и преумножать. Анализируя произведения, надо опираться на личный опыт общения детей с домашними животными, чтобы воспитывать в них любовь к животным, проявляют заботу к братьям нашим меньшим, бережно  относиться к природе.

Средством духовно-нравственного воспитания младших школьников являются басни И.А.Крылова, так как они помогают детям получить представления о нормах поведения в обществе, глубже понять мир.

В.Г.Белинский писал о баснях Крылова так: «В них вся житейская мудрость, плод практической опытности, и своей собственной, и защищенной отцами из рода в род…» [2.с.121]

  В каждой басне есть мораль,  т.е. урок, поэтому они были и остаются актуальными в настоящее время. Анализируя басни, определяем, что в них ироническим образом высмеиваются характерные особенности, пороки героев басен – неискренность, лживость, невежество, нежелание замечать  свои недостатки и признавать ошибки и др. Кроме того посредством басен И. Крылов обогатил русский язык крылатыми, образными выражениями, которые скрывают в себе глубокий смысл..

Басни Крылова, несомненно, способствуют воспитанию духовно-нравственных черт личности.

Например, басня И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак» учит детей действовать при выполнении общего дела дружно, согласованно, иначе будет очень сложно добиться результата.

Анализируя басню «Чиж и Голубь» и рассуждая над словами «Вперед чужой беде не смейся голубок», дети осознанно подходят к тому, что нельзя быть бездушным, равнодушным к беде других, а нужно прийти на помощь, тогда в трудную минуту тебе тоже протянут руку помощи.

В ходе изучения басен  прошу детей ответить на вопросы, стимулирующие размышление учащихся, заставляли сопоставлять факты:

- Приходилось ли вам в жизни встречаться с такими людьми?

- Какой совет вы дали бы таким людям, если бы встретили?

- Как бы вы поступили в данной ситуации?

Басни И.А.Крылова конкретизируют и систематизируют нравственные представления обучающихся, расширяют словарный запас, помогаю увидеть необъятную ширь и многообразия русского языка.

В учебниках «Литературное чтение» в каждом классе есть раздел «Устное народное творчество». В нем представлены как малые, так и крупные фольклорные жанры. Изучая фольклор, ребенок становится активным его участником, так как мир фольклора яркий, выразительный, разнообразный.

Знакомясь с пословицами и поговорками, загадками, песенками  у детей формируются такие нравственные понятия, как уважение, доброта,  трудолюбие, любовь к Родине, к природе.

Чувство гордости за свою Родину и ее славных защитников, чувство уважения к ее историческому прошлому формируются на основе фольклорного жанра – былина.

Важным воспитательным средством моральных качеств личности младшего школьника является  народная сказка. Она не дает детям каких-либо прямых наставлений, однако в ее содержании присутствует нравственный урок, духовный смысл.

Народные сказки учат детей быть дружными, трудолюбивыми, послушными, вежливыми, старательными, находчивыми, умеющими справляться с чувством страха, преодолевать трудности и находить выход из сложных ситуаций, вырабатывают стремление бороться со злом, отстаивать свою позицию.

В сказках высмеиваются такие недостатки, как трусость, жадность, хитрость, безделье, желание легко получить жизненные блага.  Трудолюбие же вознаграждается, поощряется забота о близких, восхваляется мудрость. Она помогает верить в силу добра, которое побеждает в борьбе со злом, благодаря таким качествам как мужество, стойкость, преданность.

Несмотря на то, что на помощь героям сказок приходят волшебные предметы, они становятся для детей примером для подражания, потому что  добиваются  успеха, преодолевая  трудности, препятствия  благодаря личным качествам – силе духа, смекалке, находчивости, сообразительности, изобретательности и т.д.

Сказки имеют огромную воспитательную ценность, формируют навыки межличностных отношений, способствует развитию эстетических чувств.

Таким образом, мы видим, что содержание учебников «Литературное чтение» УМК «Школа России» построено так, что учитель имеет огромные возможности для формирования духовно-нравственных качеств личности младших школьников.

Литература:

1. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Концепция  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. «Просвещение», 2009

2. Дановский А.В. Создатель русской реалистической басни. Начальная школа. – 2004.-№6.-с.119-122.

3. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных  1-4 классы. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, 2012.

4. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос, 2000, 464 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки Российской  Федерацию – М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.

Об использовании педагогических технологий на уроках чтения в начальных классах пойдёт речь в этой статье....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.

В работе представлен опыт учителя начальных классов по формированию у младших школьников нравственных понятий на примере изучения басен И.А. Крылова как одних из наиболее удачных примеров литературных...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

            Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.. Ва...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности средствами литературного чтения - одно из важнейших направлений гуманитарного образования современных школьников в семье и школе....

Духовно – нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

  Сегодня о духовно – нравственном воспитании детей заговорили как о проблеме общенациональной. Особенно много внимания этому уделяется в Концепции модернизации российского образован...

Духовно - нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения и внеурочную деятельность

Духовно - нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения и внеурочную деятельность...