Главные вкладки

    Материал:
    Духовно - нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения и внеурочную деятельность

    Исупова Светлана Аркадьевна

    Духовно - нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения и внеурочную деятельность

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dnrv_otchyot_na_mo.docx21.43 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Отчёт на МО  по теме самообразования

    «Духовно- нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения и внеурочную деятельность»

    2012 — 2013 учебный год

                                                         Подготовила: Исупова С. А.

           Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Существовала и существует такая теория, что нравственное воспитание не может выделяться в отдельный вид воспитательной работы. Это объясняется тем, что элементы нравственного развития присутствуют во всех сторонах становления личности.

           В педагогическом словаре нравственное воспитание трактуется как «процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения».

      Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание является процессом, направленное на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление  его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и самому себе. Всякая деятельность школьников в той мере, в какой она связана с общественными интересами окружающих, с жизнью общества, является нравственной.      Учатся ли дети, играют ли на школьном дворе, трудятся ли на субботнике – всюду в их деятельности проявляются определённые нравственные качества, положительные или отрицательные.

        Но знание ребёнком нравственных норм ещё не говорит о его воспитанности. Важно, чтобы хорошо осознаваемые нравственные нормы стали мотивом поведения каждого ребёнка, чтобы в той или иной ситуации он  принимал правильное решение, соответствующее этическим нормам, правилам поведения. На воспитание такой личности и направлена деятельность каждого учителя, который  решает следующие задачи нравственного воспитания:

    ● воспитание нравственного сознания, прочных нравственных убеждений;

    ● воспитание подрастающих поколений в духе  уважения к Родине, обществу, труду, к самому себе, к людям;

    ● воспитание навыков и привычек нравственного поведения;

    ● воспитание моральных качеств.

      Одним из средств формирования нравственных убеждений и влияния на мировоззрение ребёнка является этическая беседа. Главное назначение этической беседы- помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твёрдую нравственную позицию. Этические беседы помогают раскрывать такие абстрактные понятия, как совесть, достоинство, честь, бескорыстие, милосердие , гуманизм, дружба и т. д.

    Изучение литературного чтения в начальной школе направлено и на  достижение  такой цели, как

    • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

    Вот одна из   бесед на тему: «О равнодушии и добре».

    Цель: дать понятие детям о незаменимом человеческом качестве – неравнодушии; способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости.

    - Ребята, сегодня мы с вами обсудим одну серьёзную проблему. С этой проблемой , я думаю, каждый из нас сталкивался хотя бы один раз в жизни. Но начнём мы с одного рассказа В.Осеевой. Рассказ называется «Плохо».

          Собака яростно лаяла. Припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жадно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

    - Как вам не стыдно!

    - А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.

    - Вот это и плохо!- гневно ответила женщина.

    • Ещё раз скажите, как называется рассказ? И что же плохого сделали мальчики? Ведь они не напускали пса, они никого не били. (Но они ничего и не делали, они остались равнодушны.) Подберите слова близкие по значению к слову равнодушие. (Чёрствость, безразличие, наплевательство, зло). А теперь подберите слова противоположные по значению слову «равнодушие». (Отзывчивость, сочувствие, сострадание, добро.) Расскажите, по отношению к каким героям ты испытываешь чувства уважения, жалость, за кого стыдно. А как бы вы поступили на месте мальчиков?  Рассказы Л. Н. Толстого, которые включены в круг детского чтения в начальной школе «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Котёнок», « Филипок» направлены на формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. В разделе литературного чтения « Проверим себя» на обобщающем уроке, работая в паре, предлагаю детям обсудить  пословицы и назвать прочитанные произведения, к которым они подходят. Например: Добра желаешь — добро и делай. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. На внутрипредметном модуле  «Литературное слушание» и во внеурочной деятельности во время кружка «Живой родник» я использую рассказы современного православного  автора — составителя Бориса Ганаго.

       Одним из активных форм обучения уроков духовно — нравственного воспитания является мнемотехника. Этот приём я иногда применяю на уроках литературного чтения. Мнемотехника состоит из специальных приёмов и способов, которые облегчают запоминание нужной информации и увеличивают объём памяти. ( Приемы мнемотехники для запоминания цветов радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Существует несколько поговорок мнемотехники:

    • Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.) Например, после чтения и работы над текстом М. Пришвина « Ребята и утята» я  подбираю 8-10 слов , которые дети должны запомнить последовательно(например, уточка, утята, озеро, кузница, ребята, шапки, взрослый, спасение, путешествие). Эти же слова помогают пересказать и восстановить  текст.   Можно эти же слова можно записать не последовательно, а вразброс, дети должны логически последовательно выстроить цепочку.  Проведение приёмов мнемотехники требуют определённых условий:

         Мнемотехника

     Составление                                                                             Проведение *Единый контекст                                                    *При полной тишине

    *Им. сущ. в начальной форме                                    * Промежутки между

    *Чередование конкретных                                               словами 10 сек.

    и абстрактных понятии                                            *Количество слов 5- 15           *Монотонность при произнесении

                                                                      ( в соответствии с возрастом)                                  

      При работе над текстом М. Пришвина мы составляли синквейн по вопросам.

    Кто? Ребята

    Какие? Жестокие, глупые

    Что они делали? Увидели, зашвыряли ,ловили

    Своё отношение Ребята не любят животных

    Суть предмета Радость

            В этом учебном году во внеурочной деятельности  я работаю  по программе духовно-нравственного воспитания «Живой родник»

              Программа кружка   даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания, стоящие перед нашим обществом.  

       Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

    В младшем школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира."

     Система духовно-нравственного воспитания включает следующие направления:

    - формирование потребности в здоровом образе жизни;

    - формирование духовности младших школьников через отношение к литературе, средствам массовой информации;

    - воспитание патриотизма и гражданственности;

    - эстетическое развитие детей;

    - сотрудничество семьи и школы;

    - обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа.

    Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «Живой родник » является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно-творческой деятельности учащихся.

       Цели:

     - Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным;

     - Возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания.

     - Формирование представления о ценностях семьи.

    - Формирование системы представлений о нравственной ответственности за свои поступки.

    - Формирование представлений о доброте и сострадании.

    • Развивать чувство ответственности « за тех, кого приручили».

     В настоящее время каждый из них ежедневно встречается с экранным искусством, невольно  воспринимая экранную информацию, поставляемую телевидением; играя во всевозможные электронные « бродилки», « стрелялки», « стратегии», поглащая рекламу на экране, в магазинах и на улицах. Опираясь на имеющийся опыт общения с искусством экрана, учащиеся способны воспринимать аудиовизуальные средства как мотив для формирования мировоззренческой и духовно — нравственной позиции. Экранные образы помогают опереться на уже сложившиеся формы мышления и восприятия, создают благоприятную почву для развития вербальных способностей, совершенствования  интеллектуального мышления, углубления духовно-нравственных представлений. На кружке « Живой родник» я   использую   фильмы духовно-нравственной направленности.  Эти фильмы ценны тем, что они несут высокий духовно-нравственный и художественный смысл. После просмотра фильма мы   беседуем, анализируем. Я стараюсь направить беседу так, чтобы помочь детям извлечь из увиденного сюжета нравственной смысл. После обсуждения предлагаю учащимся творческую деятельность. Например, по теме «Семья и её нравственные ценности» мы смотрели анимационный фильм « Солнышко, пригрей!», который придумала девочка Полина, ей всего 6 лет. После просмотра  и обсуждения фильма предлагаю детям выполнить поделку из природного материала и пластилина  «Гнездо птиц».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки окружающего мира (по УМК"Перспекивная начальная школа"

    Данная статья укажет на те темы и разделы в предмете "окужающий мир" по УМК "Перспективная начальная школа", которые позволяют в наибольшей степени воспитать у младшего школьника духовно-нравственные ...

    Нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения.

    В наши дни многие говорят о падении нравственных ценностей у детей. Так ли это? Может ли учитель повлиять на этот процесс, если может, то как? Я попыталась в своей статье ответить на эти вопросы....

    Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.

    Об использовании педагогических технологий на уроках чтения в начальных классах пойдёт речь в этой статье....

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.

    В работе представлен опыт учителя начальных классов по формированию у младших школьников нравственных понятий на примере изучения басен И.А. Крылова как одних из наиболее удачных примеров литературных...

    Выступление на МО по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки ОРКСЭ» (из опыта работы)

    Учитель в своём выступлении знакомит коллег с формами и методами применяемыми им в  работе по духовно-нравственному воспитанию младших школьников через уроки ОРКСЭ....

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

                Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.. Ва...

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки ОРКСЭ

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки ОРКСЭОдной из важных целей образования и главных   задач человечества и государства на сегодняшний день является  духовно-нравс...