Главные вкладки

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки ОРКСЭ
    методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

    Гетманчук Алена Ивановна

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки ОРКСЭ

    Одной из важных целей образования и главных   задач человечества и государства на сегодняшний день является  духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина Российской Федерации. воспитание направлено на подрастающим поколением ценностей, обеспечивающих значимую поведения и поступков, в разнообразных жизненных .

    Внедрение предметной   «Основы культур и светской » –кардинальный шаг объединение и обучения. При всем при основы и светских культур не друг другу, а в подтексте взаимодействия, что в приводит подходам воспитания, что подходы воспитания  культуре имеют особенности.

    основы религиозных и светской этики показывает личностные , в том числе и в духовно-нравственного воспитания, с первой темы , единой для всех – «Россия Родина».

    На урока я использую следующие методы:

    • Метод моральных дилем и дискуссий
    • Исследовательский метод;
    • Метод проекта;
    • Методы и мотивации.

    Формы организации деятельности:

    • Индивидуальная работа;
    • Парная работа;
    • Групповая работа;
    • Фронтальная работа.

    Применяю различные приемы работы:

    • Прием творческая мастерская;
    • Прием синквейна;
    • Прием кроссворд и многое другое.

    С помощью курса ОРКСЭ у детей более эффективно формируется духовно-нравственная культура. Учащиеся могут более свободно учавствовать в дисскусиях на различные темы, выражать свою точку зрения. Также данный курс затрагивает аспекты, прописанные в федеральном государственном образовательном стандарте: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки ОРКСЭ

    Гетманчук А.И.

    Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является  воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается  не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. В связи с этим, особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.

    Школа является основным звеном  системе воспитания подрастающего поколения. Поэтому актуальность духовно-нравственного воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

    Во-первых, наше общество нуждается в подготовке образованных, высоко - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

    Во-вторых, в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка на еще только формирующуюся сферу нравственности.

    В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

    В-четвертых, вооружение духовно-нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

    Таким образом, приоритетность обеспечения условий для духовно-нравственного воспитания детей очевидна.

    Внедрение предметной   «Основы  культур и светской » –кардинальный шаг объединение  и обучения. При всем при  основы  и светских культур не  друг другу, а  в подтексте взаимодействия, что в  приводит  подходам воспитания,  что подходы воспитания   культуре имеют  особенности.

     основы религиозных  и светской этики  показывает личностные , в том числе и в  духовно-нравственного воспитания,  с первой темы , единой для всех  – «Россия  Родина».

    Цель учебного модуля «Основы православной культуры» - формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представлениями других культур и мировоззрений.

    На урока я использую следующие методы:

    • Метод моральных дилем и дискуссий
    • Исследовательский метод;
    • Метод проекта;
    • Методы  и мотивации.

    Формы организации  деятельности:

    • Индивидуальная работа;
    • Парная работа;
    • Групповая работа;
    • Фронтальная работа.

    Применяю различные приемы работы:

    • Прием творческая мастерская;
    • Прием синквейна;
    • Прием кроссворд и многое другое.

    Духовная вера укрепляет нашу веру в великое будущее России, помогает детям лучше усвоить понятия о чести, целомудрии, послушании и любви.

    Необходимо применять разнообразные формы и виды: педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов, сочинений и рефератов, занимательный материал, разгадывание ребусов, экскурсии, конкурсные события.

    Приведу примеры:

    Не секрет, что в пословицах заключается мудрость народа, поэтому на своих уроках я уделяю работе с пословицами важное место.

    Задание: Собери пословицы, объясни их значение, наиболее понравившуюся пословицу запиши в тетрадь, соотнеси пословицы и заповеди.

    Практическая работа. Заполнение таблицы «Крылатые выражения Библии» позволяет глубже раскрыть смысл слова божьего.

    Для работы с понятиями можно использовать следующие задания: подберите однокоренные слова. Дети делают открытие, что убогий человек –это вовсе не больной или нищий человек, а человек близкий к богу. Можно использовать задание расшифруй слова, объясни понятия, соотнеси понятие и определение, составление синквейна.

    Одним из самых интересов народного и авторского творчества являются притчи. Известны как древние притчи, передаваемые из поколения в поколения, так и современные, которые имеют своих реальных авторов. Притча является любимым жанром литературы многих людей, потому что она пишется языком иносказания, чтобы понять ее смысл, надо иметь образное мышление и яркую фантазию. Например: (притча о карандаше) Дети доказывают, что эти советы можно отнести к человеку. Каждый человек особенный, проходя через жизненные трудности, он оставляет свой след на земле.

    Развивают творческое воображение конкурс рисунков «Вифлиемская звезда», «Моя Родина- Россия »,  «Рецепт счастья», конкурс сочинений «Свет Рождества», «Что такое милосердие?» , игры «Мешок щедрости», «Рожественские мастерские» .

    Огромную роль в духовном становлении учащихся имеют разнообразные экскурсии, посещения храмы, дети узнают как о внешнем строении так и о внутреннем убранстве храма, участвуют в службе, знакомятся с иконами. Экскурсии могут быть и виртуальными.

    С первых уроков закладываются понятия: Родина, Отечество. На уроках ОПК дети знакомятся с историей страны, важными историческими событиями. Патриотическое воспитание начинается с любви к своей семье, к месту где ты родился. В процессе обучения формируется чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к людям, родителям, семейным традициям. На уроках ОПК даются такие понятия, как

    Род – все родственники, которые имеют общего предка.

    Родословная – слово о роде.

    Генеалогия- наука о родословной человека.

    Предлагаются следующие задания:

    -вместе с родителями рассмотрите семейные фотографии, узнайте о традициях и истории своей семьи

    -составьте родословное дерево, подпишите имена и фамилии, узнайте, чем занимались ваши предки

    -раскрась рисунки, где вы помогаете родителям

    -подготовь к следующему уроку и разыграй сценки

    Слово «подвиг» имеет много значений, для того, чтобы дети задумались о его значении им предлагается на уроке заполнить таблицу.

    Одним из интересных направлений работы является проектная деятельность. Участие в проекте «Я - гражданин». Вызывает у детей интерес к стране, даёт представление о родном крае, о стране, в которой они живут.

    Творческие проекты могут быть разноплановыми

    • Мой Кодекс чести.
    • Калейдоскоп счастья моих близких.
    • «Золотое правило нравственности в мультфильмах и детских песнях».
    • Портрет моей семьи.
    • Разработка макета медали «За действие в черезвычайных ситуациях»

    С помощью игры «Машина времени», дети могут совершить путешествие «Наш край в далеком прошлом» или сделав проект и заглянуть в будущее.

    Проведение игры «Словесный ряд»» развивает словарный запас школьника.

    Не всегда дети могут охарактеризовать понятие, так когда я задала вопрос, что такое совесть, некоторые дети затруднились дать на него ответ. В этом случае можно использовать игру ассоциацию. На этом уроке можно используя ранее прочитанные произведения, предложить детям ответить на вопрос: «Какие заповеди нарушили герои?» В конце урока дети приходят к выводу, что совесть- это глас божий.

    Для формирования нравственных качеств я использую следующие задания творческого характера. Построй дом Культуры народов России: используя материал учебника, напиши, какие ценности являются фундаментом нашей культуры? Отметь знаком «+» те ценности, которые тебе понятны, а знак «?» поставь около слов, значение которых ты хотел бы уточнить «Поезд Добродетелей». (Дети составляют поезд из хороших качеств человека). «Каждый из нас особенный». (Предлагаю детям встать в круг и ответить на вопрос «Я особенный, потому что я!»  Вывод: это только одно своеобразное маленькое доказательство нашей неповторимости и индивидуальности).

    Задание «Наши друзья». (За 1-2 минуты, используя одно слово (глагол) написать все, что могут делать настоящие друзья. Вывод: дружить надо с таким человеком, который готов помочь тебе в трудную минуту, готов делить с тобой радости и печали, который не скупится на полезные советы и отличается глубокой сострадательностью.

    Читая и анализируя литературные произведения, просматривая видеофильмы, проявляя себя в творчестве, обучающиеся делают вывод: если все люди на земле будут совершать добрые поступки, дарить друг другу тепло своей души, то жизнь на земле станет радостной и насыщенной.

    Хочу закончить свое выступление словами К.Д.Ушинского «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки окружающего мира (по УМК"Перспекивная начальная школа"

    Данная статья укажет на те темы и разделы в предмете "окужающий мир" по УМК "Перспективная начальная школа", которые позволяют в наибольшей степени воспитать у младшего школьника духовно-нравственные ...

    Духовно- нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ

    В данной статье вы можете найти полезную для себя информацию, по курсу ОРКСЭ , его нюансы и интересные высказывания знаменитых людей....

    Выступление на МО по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки ОРКСЭ» (из опыта работы)

    Учитель в своём выступлении знакомит коллег с формами и методами применяемыми им в  работе по духовно-нравственному воспитанию младших школьников через уроки ОРКСЭ....

    Духовно- нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ

    В данной статье вы можете найти полезную для себя информацию, по курсу ОРКСЭ , его нюансы и интересные высказывания знаменитых людей....

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ

    Нравственное воспитание начитается с упражнений в нравственных поступках, с появлений чувств любви, благодарности, а не путем обучения нравственным истинам. Именно на уроках ОРКСЭ закладываются нравст...

    Духовно - нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения и внеурочную деятельность

    Духовно - нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения и внеурочную деятельность...

    Методическая разработка. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ...